Полифония в музыке и живописи. 6 кл.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Конспект урока соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polifoniya_v_muzyke_zhivopisi_6_kl.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс

Программа «Музыка»  Г. П. Сергеева, Е, Д, Критская, Т.С. Шмагина.

Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: «Полифония в музыке и живописи»

Цель – развитие у обучающихся способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки  И.С. Баха.

Задачи –

Личностные:

  • реализация гуманистической направленности в воспитании обучающихся на примере творчества И.С. Баха;
  • Расширение кругозора обучающихся через знакомство с новым репертуаром
  • Создание эмоционально-положительной творческой атмосферы, способствующей

более полной реализации творческого потенциала обучающихся

Предметные:

  • Дать определение «полифония», «гомофония», «фуга», «имитация».
  • Выявить особенности стиля И.С.Баха
  • формирование вокально-хоровых навыков

Метапредметные:

  • Формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний для работы с новой информацией

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

На доске записана тема, и слова вразброс (поли, Бах, фон, « Вояджер»)

У. Музыкальное приветствие

- Тема нашего урока записана на доске. Какое слово для вас незнакомо?

Ответы учащихся: полифония.

 - Чтобы понять значение, давайте попробуем разобраться в его составе. Оно состоит из приставки поли и корня фон. Где в нашей жизни мы встречаемся со словами, которые начинаются на поли.

Ответы учащихся: поликлиника, полиэтилен, полиглот, и др.(с разъяснением, что они означают)

У. – То есть, поли – это … много.

 - А что такое фон?

Д. – звук, голос.

У. – Полифония – это слово греческое, в переводе – многозвучие, многоголосие.

 - То есть, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Д. – О многозвучии, многоголосии в музыке и живописи.

Записать тему урока.

Записать слова поли, фон.

У. А кто такой Бах?

Д. – композитор.

У. – Значит слово полифония имеет отношении к музыке…

Д. – Баха!

У. – А что такое «Вояджер»?

Предполагаемые ответы учащихся: название произведения…

У. – Послушайте мой рассказ. В миллионах километрах от нашей планеты летит космический корабль «Вояджер». Он был запущен с Земли в 1977 году.

Как вы думаете, какое отношение имеет «Вояджер» к нашему уроку?

Д. – Может он связан с музыкой Баха?  (предполагаемые ответы)

У. - На своем борту, он несет диск с музыкой И.С.Баха.         

 - Для чего нужна эта музыка на корабле?

Д. – Предполагаемые ответы. Может, чтобы рассказать другим мирам о нас?

У. – Совершенно верно. Диск должен зазвучать, как только корабль встретит жизнь еще где-нибудь в космосе. Звуками представляющими человечество, и в том числе и вас будет музыка И.С.Баха и других композиторов.

( высветить портрет композитора). Записать имя композитора.

Чтобы понять музыку Баха, осознать ее, нужно вдуматься в смысл хотя бы некоторых из ниже перечисленных слов

  • поли
  • гомо
  • фон
  • фуга
  • имитация
  • полифония

Какие то слова нам уже знакомы, а с некоторыми нам предстоит познакомиться  сегодня  на уроке.

Дать разъяснение слова гомофония. Записать в тетрадь.

Я предлагаю вам послушать одно из произведений И.С. Баха

Слушание муз.фрагмента. Органная  фуга соль минор

 - Какой инструмент исполнил? Как звучала музыка? Что выражает композитор в своих произведениях? Был ли главный, ведущий голос на фоне других? Сколько голосов?

Д. – предполагаемые ответы, если будут затруднения, повторное слушание.

-  Органная музыка созвучна величественным образам католических храмов. Мысли, чувства композитора были выражены в такой форме как  полифония.

Дать разъяснение слова полифония. Прочитать в учебнике.  Записать в тетрадь.

 - Вид многоголосия, которое основано на одновременном звучании  двух и более самостоятельных мелодий.

По словам Баха, «каждое произведение – это беседа разных голосов, друзей (личностей). Если кому – то нечего сказать, он должен на какое – то время замолчать, никто не должен вмешиваться в беседу без смысла и надобности»

Дать понятие слова фуга (бег). Самый совершенный вид полифонии. Повторное слушание.

В фуге четыре голоса, в которых проводится одна и та же мелодия. Она певучая, как бы перебегает. Имитация  -повторение, развитие в разных голосах так, что при одновременном звучании эти повторы переплетаясь сходятся и вновь расходятся. Особенность музыки И.С. Баха – непрерывность в развитии.

Записать название.

У. А сейчас я предлагаю самим попробовать исполнить полифоническую музыку. Это будет музыка Д.Кабалевского  двухголосный «Полифонический вокализ на тему И.С.Баха».

У. – Что такое вокализ?

Д. – ответы детей

Разучивание вокализа на слог «да».

У. Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Д. - Название космического корабля. Новые слова. Что такое полифония.  Что такое фуга. Нового композитора. Что он хотел выразить в своей музыке? И т.д.

У. - Молодцы!

Высветить слова:  

« Постараться понять чувства, которые выразил композитор, разделить их, вот путь к пониманию музыки»                                                                                 Кара Караев

 Оценивание работы на уроке оучающихся.

                                         

Домашнее задание: Найти и прочитать информацию про космический корабль «Вояджер».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПОЛИФОНИЯ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ"

Конспект урока в 5 классе по программе Сергеева, Критская на тему: "Полифония в музыке и живописи" - В музыке Баха слышатся мелодии космоса......

ПОЛИФОНИЯ В МУЗЫКЕ И В ЖИВОПИСИ

Презентация по музыке в 5 классе к уроку по теме "В музыке Баха слышатся мелодии Космоса..."...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

Разработка урока по теме: "Полифония в музыке и живописи"

Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха...

Конспект урока "Полифония в музыке и живописи"

Данный конспект выдавался в качестве материала урока музыки в период дистанционного образования. Поэтому содержит в себе слайды из презентации к уроку,ссылки на музыкальные произведения....