Конспекты уроков
план-конспект урока по музыке по теме

Гашова Анна Юрьевна

Программа по Критской ,конспекты уроков музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 класс34.44 КБ
Файл 2 класс34.98 КБ
Файл 3 класс37.57 КБ
Файл 5 класс36.59 КБ
Файл 6 класс37.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата:  28.02.2017                                                                                                                    Учитель школы:  Фомина И.В.

Класс:  1                                                                                                                                  Студентка: Гашова Анна

Кабинет: 302                                                                                                                          

Школа:2                                                                                                                          

                                                                                                                                                 

Конспект урока музыки

Тема четверти: «Музыка и ты»

Тема урока: «Разыграй сказку. «Баба Яга»-русская народная сказка.»

Цель деятельности:  воспитание интереса и уважения к своим истокам и к национальным особенностям своего народа через русский фольклор.

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить учащихся с образцами русского народного фольклора;
  • познакомить детей с классическими произведениями русских композиторов

Метапредметные:

Умение анализировать прослушанные музыкальные произведения, проводить сравнительную характеристику образов. продолжить формирование целостного взгляда на мир.

Личностные:

развивать познавательный интерес учащихся;

развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся

развивать умение делать выводы и строить умозаключения.

Оборудование:Компьютер, проектор, музыкальный центр.

1.

2.

4

5.

6.

7.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Изучение нового материала

Физ.минутка

Слушание

Пение

Подведение итогов

T

3

7

3

7

15

5

2

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте, меня зовут Анна Юрьевна. Сегодня я у вас проведу урок музыки. Сегодня у нас очень интересная гостья. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать кто же она? Но прежде, чем мы отгадаем нашего героя, мы познакомимся с его друзьями. Внимательно послушайте и скажите, кто там может быть.

 В дремучем лесу, на болоте

Вы её непременно найдёте.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,

А зовут её... (Кикимора) Ребята а что вы знаете о кикиморе? Кики́мора обитает в жилище человека, приносит вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. Обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в курятнике. Следующий гость, друг нашего спрятавшегося героя, пришёл к нам в гости. Кто же это?

Есть ещё в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив,

как зайка, а зовут его...(Леший)А что вы знаете о лешем? хозяин  леса покровитель лесных зверей и птиц. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поёт голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
        Давайте изобразим лешего. Будем негромко хлопать в ладоши, и представлять что бродим по лесу,наклонятся и искать ягоды, под песенку про лешего.
 («Песенка про Лешего» Н.Масленниковой) Ещё один друг нашего героя. 

Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки –

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка...(Водяной) А что о нем вы знаете? Водяной дух обитающий в воде. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Говорят «дедушка водяной, начальник над водой». Мы познакомились с друзьями нашего героя, который спрятался в коробочке. Что вы можете сказать о них? Они хорошие, добрые или отрицательные герои? (Злые, отрицательные герои) Как вы думаете, наш спрятавшийся герой добрый или злой? Внимательно прослушайте музыку, которая передаст характер этого персонажа.И подумайте кто же может это быть. (Слушание «Баба-Яга» А.К.Лядова.)Узнали кто у нас в гостях (Баба-Яга) Ребята а почему вы так думаете? Если это Баба-Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?

Что вам подсказывает музыка? С помощью чего она передвигается? (Помело, ступа) Сделайте вывод, какая же она, эта Баба-Яга? (Хитрая, обманщица, коварная, дружит с кикиморой, лешим и водяным, она ужасно одета, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос и т.д.) П.И.Чайковскому тоже был интересен этот персонаж. И он написал музыкальное произведение, которое называется «Баба-Яга». Давайте послушаем его. Какая Баба-Яга у П.И.Чайковского?Какую картину вы представили слушая музыку?Молодцы ребята,вы очень внимательные!

Ребята , а кто знает как называются картины на которых изображают природу?(Пейзаж),А как вы думаете музыкой можно нарисовать пейзаж. Конечно да, И сегодня мы с вами в этом убедимся, мы разучим песню «Добрый день».

ВХР

Методы и приемы

Нисходящее движение вверх

Звуковысотный показ

Подыгрывание на инструменте

Скачки на ч4 вверх и вниз

Графический показ,собственный показ, подыгрывание мелодии.

Замыкание гласных букв

Дирижерский жест

Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?Кто же к нам сегодня приходил в гости?А какая она,Баба-Яга??С какими произведениями познакомились сегодня?Что интересного ещё сегодня делали на уроке?

УУД

Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:

различать музыкальные образы в вокальной  музыке.

формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;

понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;



Предварительный просмотр:

Дата: 21.02. 2017                                                                                                                   Учитель школы: Фомина И.В.

Класс:  2                                                                                                                                 Студентка: Гашова Анна                                                                                                                

Кабинет: 302                                                                                                                          

Школа: 2                                                                                                                          

                                                                                                                                                 

Конспект урока музыки

Тема четверти: «В музыкальном театре»

Тема урока: «Детский музыкальный театр.Опера»

Цель деятельности: обобщение знаний о театре, как синтетическом виде искусства.

Тип урока: Изучение нового материала, повторение старого.

Планируемые результаты:

Предметные:

 Развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.

Понимать: образное содержание музыкальных произведений разных жанров

Метапредметные:

Развитие интереса к музыкальному творчеству

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи и возможности её решения. 

Личностные:

Развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества поэтов, композиторов.

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развивать интерес к музыкальной деятельности.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр.

1.

2.

3.

4

5

4.

6

6.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Изучение нового материала

Слушание

Пение

Подведение итогов

T

3

15

15

7

5

5

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте,  А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса? Где можно встретиться с чудесами?  (ответы детей).

Итак, тема нашего урока..  Я думаю, вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки!

1.Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?   (Композитор)

2. Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)

3. Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, ... (слушатель)

4 Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

5.Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.     (Марш.)

6 Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот?      (Вальс)

7. Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты .     (Певец.)

8.  Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

9. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент!     (Дирижёр.)

10.  В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, существует,

Площадка особая - …(Сцена)

11. Чтоб смотрелось представленье интереснее

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие… (Декорации)

12.  Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

А актёрам, в благодарность,

Дарим мы… (Аплодисменты)

Молодцы! Скажите, кто догадался о чем  сегодня мы будем говорить на уроке?

Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!!!

Ребята, скажите, какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? (музыкальные) Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет».

Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша – это красочное объявление о спектакле. А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).

Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?  («Волк и семеро козлят») Скажите, вам знакомо это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

Давайте войдем в театр…. Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».  Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь.  Сначала мы познакомимся c мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза. Скажите,  какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной (Она добрая, нежная, любит своих козлят). Кто услышал имена козлят?

(Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.) Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят?  (О характере козлят).

Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.(Прослушивание темы Малыша и Военного марша) Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).

Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.(Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша.) Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?  (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе , то есть хором.(Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят»)

Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

Ребята ,мы с вами уже представили портрет мамы,а теперь давайте представим портрет бабушки,а чтобы раскрасить ваш портрет красками,мы с вами разучим песню «Милая бабушка»

ВХР

Методы и приемы

Поступенное движение вверх

Графический показ

Подыгрывание мелодии

Замыкание слова буквой «М»

Дирижерский жест

Допевание четверти

Дирижерский жест

Игра на инструменте

Ребята,что нового вы сегодня узнали на уроке? Какую оперу мы с вами слушали?Какую песню разучили?Что такое Афиша?Ваше домашнее задание будет ,нарисовать афишу к любому спектаклю.До свидания!



Предварительный просмотр:

Дата:27.02.2017                                                                                                                                  Учитель школы:Фомина И.В.

Класс:3                                                                                                                                                Студентка:Гашова Анна

Кабинет: 202                                                                                                                          

Школа:2

Конспект урока музыки

Тема четверти: «В концертном зале»

Тема урока: «Музыкальный инструмент флейта.Звучащие картины.»

Цель деятельности: Закрепить знания о музыкальных инструментах.

Тип урока:Изучение нового материала

Планируемые результаты:

Предметные:

  • продолжить формирование знаний о тембровой окраске музыкальных инструментов, понимания их роли в создании образов
  • формирование у учащихся представлений о музыкальных инструментах, истории их создания и особенностях

Метапредметные:

Умение анализировать прослушанные музыкальные произведения, проводить сравнительную характеристику образов.продолжить формирование целостного взгляда на мир.

Личностные:

Развитие креативных способностей учащихся, чувства ритма, музыкального слуха.

Оборудование:Компьютер, проектор, музыкальный центр,фортепиано.

1.

2.

3.

4

5.

6.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Изучение нового материала

Слушание

Физ.минутка

Пение

Подведение итогов

T

3

10

10

3

10

4

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте, ребята.Какие произведения мы слушали на прошлом уроке? Каких композиторов? О чем говорили на прошлом уроке?Ребята а когда появились первые концерты?(ответы детей).Сегодня у нас не простой урок. Муза приглашает нас в мир музыки, написанной для прекрасных инструментов. (Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева) Что за композитор написал эту прекрасную музыку? (ответы детей: С. Прокофьев,слайд) Как называется музыкальное произведение? (читают со слайда)

Это не просто сказка, а сказка-учебник, написанная для того, чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Каждого героя изображает свой музыкальный инструмент. Назовите героя, которого изобразил инструмент? (ответы детей: птичка) Как вы думаете какой музыкальный инструмент озвучил тему птички?(флейта) Какое настроение выражает эта музыка?(ответы детей: радостное, беззаботное) К какой группе инструментов относится флейта: деревянной или медной? Флейта прекрасно изобразила интонации, передающие радостный щебет порхающей птички. Но флейта может «спеть» и другую удивительную мелодию. Люблю волшебной флейты звук.

И слушаю их нежный перелив,

Склонивши голову и руки,

В груди дыханье затаив.

Обратите внимание на картины, «Мальчик-флейтист» Д. Лейстера , «Музыкантши» неизвестного автора XVI в., «Флейтистка» неизвестного автора, которые полны гармонии чувств, красок, музыки. О музыке какого времени, каких веков, нам рассказали картины? (ответы детей:18-19века и 21 век) Какая музыка звучит на этих картинах? (ответы детей:1 и 2 картины – старинная музыка, Флейтистка - старинная и современная). В какую бы эпоху ни была написана музыка, она выражает те или иные чувства и мысли человека, а потому созвучна нашей эпохе, нам с вами.Значит, какому музыкальному инструменту посвящён наш урок? (ответы детей: флейта) Тема нашего урока: «Музыкальный инструмент флейта – деревянный духовой инструмент. Флейта– это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского слова «флатус» - дуновение. Разновидности флейты: блок - флейта (продольная) — это духовой инструмент, как правило, изготовлен из дерева или пластика. В настоящее время используется для исполнения некоторой старинной музыки, а также в народной музыке и для обучения детей. О происхождении флейты сложены легенды и мифы. Вот один из них. Однажды древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан повстречал прекрасную нимфу по имени свирель, Сиринкс и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, собрал все тростники, как части тела, соединил их вместе, взял в руки и стал целовать свежие срезы. Печальный Пан срезал и взял стебельки стебельки тростника разной длины, связал их и получил инструмент, который он назвал в честь нимфы свирелью и с тех пор не расставался с ней. Этот инструмент стали .Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала.

Сейчас мы с вами послушаем мелодию Пана ,а вы подумайте  ребята, отличается тембр флейты, т.е. окраска звука, сделанной из бамбука, т.е. в наше время, от флейты, сделанной из тростника?(отл                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    ичается звучанием) Посмотрите на картину. В руках исполнителя флейта, он хочет, чтобы мы послушали, как звучит этот инструмент.Сейчас мы послушаем ,после чего вы мне скажите В каком темпе звучит этот инструмент? (ответы детей: оживлённом, игривом, в быстром темпе) А какой инструмент исполнил эту пьесу? ( флейта) Какое настроение передаёт звучание флейты: серьёзное, тяжёлое или беззаботное, шутливое? (беззаботное, шутливое) Произведение, которое вы прослушали, так и называется – «Шутка». Его написал немецкий композитор 18 века Иоганн Себастьян Бах, который жил более трёхсот лет назад (портрет композитора). Шутка» была написана для камерного оркестра – небольшого состава, основу которого составляет струнная группа, иногда дополняемая духовыми и ударными инструментами. Слово «камерный» означает «комнатный». - При жизни Баха почти никаких из его сочинений не были изданы, он умер в бедности и безвестности. Только спустя почти сто лет его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир. Но, несмотря на тяжёлую жизнь, у Иоганна Себастьяна Баха бывали и весёлые минуты. Вероятно, в одну из таких минут и сочинил свою «Шутку» - пьесу, которую вы только что прослушали. Чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки Бах избрал очень быстрый темп, и поэтому его «Шутку» исполнить не так-то очень просто.

Ребята, а сейчас мы немножко отдохнём и выполним упражнение, с помощью которого поиграем на имитированной поперечной флейте. все на флейте мы играем(руками изображаем игру на флейте),и на кнопки нажимаем(топаем ногами).гамма вверх(поднимаем руки вверх, тянемся на носочках),гамма вниз(опускаем руки вниз, приседая),а сейчас всем поклонись.(встаём и делаем поклоны в стороны) Молодцы, ребята. Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение. Выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов очень широки. Их голоса (тембры) могут передавать и глубокую скорбь, печаль, и беззаботное веселье, изображать различные звуки природы.

ВХР

Методы и приемы

Поступенное движение по терциям вниз

Подыгрывание мелодии

Дирижерский жест

Скачки вверх Ч4

Графический показ

Допивание половинной ноты

Подыгрывание мелодии

Шагаешь с нею в школу, идёшь в кино.
Мотив такой весёлый знаком давно.
И с нею интересней весь мир вокруг.
Всегда с тобою песня – твой верный друг.
И нет её дороже, и лучше нет.
Она тебе поможет и даст совет.
Надёжный твой ровесник,
С ней нет разлук. Всегда с тобою песня – твой верный друг.Давайте поднимим себе песней настроение ,уже знакомой песней «Сыны полков»

А теперь подведём итог нашего урока. Закончите предложение…Сегодня я узнал (а)... Было интересно…Я научил (ась) ся… У меня получилось… Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня на уроке, вы прекрасно справились с заданиями

Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали, чтобы понять, что такое «концерт»? Какие музыкальные произведения сегодня звучали на урокеО каком новом музыкальном инструменте узнали на уроке?

УУД

Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:

различать музыкальные образы в вокальной  музыке.

формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;

понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;



Предварительный просмотр:

Дата: 23.02. 2017                                                                                                                   Учитель школы: Фомина И.В.

Класс:  5                                                                                                                                Студентка: Гашова Анна                                                                                                                

Кабинет: 302                                                                                                                          

Школа: 2                                                                                                                          

                                                                                                                                                 

Конспект урока музыки

Тема четверти: «Что роднит музыку с изобразительным искусством»

Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Цель деятельности: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусства

Тип урока: Изучение нового материала, повторение старого.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развивать восприятие  классической  музыки и умение ее воспринимать

Понимать: образное содержание музыкальных произведений разных жанров

Метапредметные:

Развитие интереса к музыкальному творчеству

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи и возможности её решения. 

Личностные:

Развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества поэтов, композиторов.

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развивать интерес к музыкальной деятельности.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр.

1.

2.

3.

4

5

4

5

5

4.

6

6.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Изучение нового материала

Слушание

Пение

Подведение итогов

T

3

15

15

7

5

7

5

5

5

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравстуйте,меня зовут  Анна Юрьевна !Ребята, Мы уже знаем, что музыка связана с изобразительным искусством также тесно, как и с литературой и историей. Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины.  А всматриваясь в картины, мы можем  услышать в своем воображении ту или иную музыку.

(Звучит колокольный звон: (30 сек.) Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?  (Это колокольный звон)

 Ребята, а вы знаете,  на какой башне находятся куранты? На Спасской башне Кремля.  А где можно ещё услышать колокола? ( на улице, в церкви, по ТВ и т.д.) Вы уже, конечно, догадались, что наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека.Немного из истории появления колоколов. Когда же появились первые колокола? Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в  X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.
На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и  по красоте, и по качеству звона колоколов. А  еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко  друг от друга именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний. Существует несколько типов колокольного звона.  Внимание на экран! (Идет слайдовая презентация разных видов колокольного звона)  Ребята, а где находятся колокола? (на колокольне, в звонильне) А кто звонит в колокол? (звонарь) Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами. Русский народ соединил со звоном не только торжественные, но и печальные события. Во время ВОВ в белорусской деревне Хатынь фашисты согнали всех жителей в большой сарай и заживо сожгли всех. Сейчас на этом месте стоит памятник и звонит большой колокол в память о заживо сожженный жителях. И только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси звон стал национальным искусством, т.к. отвечал духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее, ничем праздник не может быть прекраснее и торжественнее возвеличен, как именно мощным колокольным звоном.

Ребята, на уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что С.В. Рахманинов в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.

А теперь мы послушаем 3-ю часть из сюиты-фантазии С.Рахманинова, запишите в своих тетрадях, что вы услышали, что ощутили в этой музыке? Какое настроение передает нам прозвучавшая музыка? Подумайте, ребята, что лежит в основе этой музыки?(праздничное, радостное настроение. В основе слышен колокольный звон.) вы конечно знаете, что колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. В нашем городе есть церковь и вы  часто слышите звон её колоколов. Одинаково ли  они звучат?Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.Давайте послушаем какой голос бывает у колоколов. Как звучал первый колокол?Это были мерные удары в один большой колокол. Такое звучание называется благовест – это колокольный звон, которым верующие оповещаются  о начале богослужения, это мерные удары в один большой колокол. Благовест - сам призыв в церковь является благой вестью. а как звучал второй пример?

празднично, радостно во все колокола с короткими перерывами.

Такое звучание называется трезвон – праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же  во время крестного хода. А теперь посмотрите видеофрагмент из к/ф «Александр Невский»Что вы почувствовали в звучании этого колокола?(тревогу, надвигающуюся беду)Такой колокольный звон называется набат. В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий, звон в набат вы правильно отметили как тревожный, предупреждающий.Итак, давайте повторим какие названия имеют колокольные звоны?(благовест, трезвон, набат.)

Ребята скажите а вам уже приходилось выступать в концертных залах? Вы е помните сто у вас в конце месяца состоится концерт «Битва хоров» и чтобы вы чувствовали себя на сцене настоящими музыкантами сегодня мы разучим с вами песню к этому концерту 2песня остаётся с человеком»,послушайте её и подумайте о чем она и какой несет характер?

ВХР

Методы и приемы

Поступенное движение вниз по терциям

Подыгрывние мелодии

Дирижерский жест

Допевание половинной ноты

Графический показ

Скачки вверх на Ч4

Подыгрывание мелодии

Собственный показ

Музыка какого отечественного композитора  звучала сегодня на уроке? С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились? Спасибо за урок. А сейчас по одному выйдите к доске и поставьте друг другу оценки за урок ( на доске расчерчены три столбца с заголовками «3», «4», «5)



Предварительный просмотр:

Дата: 03.02. 2017                                                                                                                   Учитель школы: Фомина И.В.

Класс:  6                                                                                                                                Студентка: Гашова Анна                                                                                                                

Кабинет: 302                                                                                                                          

Школа: 2                                                                                                                          

                                                                                                                                                 

Конспект урока музыки

Тема четверти: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Тема урока: «Могучее царство Ф.Шопена»

Цель деятельности: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.

Тип урока: Изучение нового материала, повторение старого.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развивать восприятие  классической  музыки и умение ее

Понимать: образное содержание музыкальных произведений разных жанров

Метапредметные:

Развитие интереса к музыкальному творчеству

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи и возможности её решения. 

Личностные:

Развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества поэтов, композиторов

Развить умение определять музыкальные произведения на слух

Развивать интерес к музыкальной деятельности.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр,фортепиано.

1.

2.

3.

4

5

5

5

4.

6

6.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Изучение нового материала

Слушание

Пение

Подведение итогов

T

3

15

15

7

5

5

5

5

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравстуйте,меня зовут  Анна Юрьевна !Ребята, Здравствуйте.

- Внимание на экран!

(Просмотр видео: фрагмент Вальса №7 Ф Шопена в исполнении Д.Мацуева).

 

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк…

Лев Озеров.

Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.

О каком композиторе идёт речь?Фредерике Шопене.Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?(Царство) Какой синоним слов: мощный, значительный, величественный?(Могучий) А теперь давайте сформулируем тему: «Могучее царство Ф.Шопена» Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров: 

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,

Царит ли полонез, я тут как тут.

Гостиные Варшавы, Петербурга,

Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.

И где б я ни был, как не волновался,

Какой бы жребий не избрал земной –

Царит ли полонез, скользит ли вальс

Ликует ли мазурка – ты со мной.

Со мною ты в движении степенном.

Мерцает музыка, светло, темно.

И это так задумано Шопеном,

  Не  всё ль равно вчера или давно. Шопен жил и творил в 19 веке. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепьянных произведений, которые живут в наших сердцах по сей день. Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока, в исполнении пианиста Дениса Мацуева. И в хореографическом репертуаре  Шумиловской школы искусств есть танец «Вальс с веерами» под эту прекрасную мелодию.

А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого шопеновского Траурного марша из сонаты №2 (IIIч.) Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?(Добрым, у него задумчивый взгляд. это был умный, тонкой души человек.)

 (Просмотр слайдов под музыку Ноктюрна №1)

Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.

Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

(музыка прекращает звучать)

Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам. Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.Для Шопена  нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё! Давайте послушаем в исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера Этюд № 12 и Прелюдию № 24. Что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке? Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе. Здесь слышится протест против несправедливости восстания. Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства. В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность - одно из неотъемленных свойств народно-музыкальной культуры Польши. Полонезы, вальсы, мазурки (в которых претворены особенности трех родственных по характеру народных танцев - мазура, куявяка и оберека) раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии.

(Слушание Мазурки до мажор, Вальса ля минор, Полонеза соль минор)Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно       разные переживания и картины.

Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».  Но его любовь к Родине неизменна! А для нас Родина – это Россия.И ваша песня к школьному фестивалю «Битва хоров» как раз подходит к боевому настроению и сильному духу России.сегодня мы с вами исполним песню «Полки идут стеной»

ВХР

Методы и приемы

Поступенное движение вверх

Графический показ

Четкое проговаривание слов

Собственный показ

Громкое красивое исполнение

Дирижерский жест, собственный показ

Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена? Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?        

Всем спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...