Мое Портфолио
статья по теме

Азиханова Юлия Вялиевна

Визитная карточка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 5 города Кузнецка

(МБОУ СОШ  № 5 города Кузнецка)

ПОРТФОЛИО

для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и

результативности деятельности

Составил:

Ф.И.О.                Азиханова Юлия Вялиевна

Должность         учитель музыки

Заявлена              на   первую       квалификационная категория

Дата проведения экспертизы  19.11.2014  

(в соответствии с графиком)

2014-2015 учебный год

Визитная карточка

1. Ф.И.О                   Азиханова Юлия Вялиевна

2. Дата рождения    01.04.1984

3. Образование, наименование учебного заведения, год  окончания

высшее,  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный педагогический университет», 2008 год,   по специальности «Музыкальное образование»,  по квалификации учитель музыки

4. Должность, по которой выходит на аттестацию    учитель музыки

5. Место работы              МБОУ СОШ №5 города Кузнецка

6. Общий стаж работы   10 лет

7. Стаж педагогической работы  10 лет

8. Стаж работы в должности (в данном учреждении)   3 года

9. Сведения о предыдущей аттестации (категория, дата присвоения)

присвоена первая квалификационная категория 17.12.2009 г.

10. Наличие ученой степени   -

11. Награды, звания -

12. Контактные телефоны:

рабочий 7-00-11

домашний 8 -37-403-12-28

 Официальные документы  

Название документа

Содержание

Кем выдан

Дата выдачи

Грамота

Педагог дополнительного образования МОУДОД Центра творчества Кузнецкого района, за многолетний плодотворный труд и спехи в обучении и воспитании подрастающего поколения

Директор МОУ ДОД Центра творчества Кузнецкого района

М.А. Байбикова

2009

Диплом

За большой вклад в развитии культуры, в номинации «Самый активный участник художественной самодеятельности»

Глава администрации Индерского сельсовета

Р.К. Сайфетдинов

2010

Грамота

Номинация Знак признательности и уважения

Директор МБОУ СОШ №5 Ошкина Е.В.

2011

2012

2014

Почетная грамота

За большую работу подготовке школы к процедуре аккредитации

Директор МБОУ СОШ №5 Ошкина Е.В.

2012

Грамота

За подготовку лауреатов проекта «Танцующая школа в рамках городского фестиваля «Как голос звонких родников»

Директор МБОУ СОШ №5 Ошкина Е.В.

2014

Грамота

За участие в финале регионального этапа всероссийского конкурса «Арт-Профи Форум»

Директор МБОУ СОШ №5 Ошкина Е.В.

2014

Диплом

За активное участие и достижение высоких результатов в проведении городских мероприятий

Собрание представителей города Кузнецка

Администрация города Кузнецка

Управление образования города Кузнецка

2014

Благодарность

За активное участие в проведении межведомсвенной профилактической операции «Подросток» в 2014 году

Заместитель главы администрации г.Кузнецка, председатель комиссии по делам несовершеннолетних в защите их прав г.Кузнецка   И.А. Малкин

2014

Диплом 2 место

Всероссийского творческого конкурса: "Рассударики"

Номинация: "Творчество без границ"

Председатель жюри Потанина Е.А.

2014

Заместитель директора по УВР____________________Гладилина С.И.

Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации:

Год повышения квалификации

Наименование образовательного учреждения

Название образовательной программы

количество часов

документ

2013 год

ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория(академия) им.Л.В.Собинова

«Мир музыкальной культуры»

72 часа

Удостоверение

№ 6414

Сертификат

№ 00020176

2014 год

Актуальные проблемы преподавания предмета «Музыка» в современной школе в условиях введения ФГОС второго поколения

72 часа

2011 год

ПФ ФАОУ ДПО ГАСИС

«Основы компьютерной грамотности»

-

Свидетельство №2325.ФПКи

9553209

Заместитель директора по ВУР____________________Гладилина С.И.

Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

В своей работе реализую требования стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по музыке. Работаю над формированием ключевых компетенций учащихся.

        Использование различных образовательных технологий в учебном процессе отражается на результативности обучения, позитивной динамике учебных достижений: уровень освоения государственного образовательного стандарта в классах, в которых работаю, составляет 100%

         Наработанная с опытом собственная методическая система позволяет достигать высокого качества знаний учащихся по предмету.

Результаты по итогам учебного года:

2011-2012 учебный год

Учебный год

Класс

Предмет

Качество знаний

Средний бал

2011-2012

музыка

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

97,6%

4,6

97,7%

4,7

96%

4,6

95,8%

4,2

Заместитель директора по УВР____________________Гладилина С.И.

2012-2013 учебный год.

Учебный год

Класс

Предмет

Качество знаний

Средний бал

2012-2013

музыка

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

98%

4,8

98,9%

4,9

Заместитель директора по УВР____________________Гладилина С.И.

2013-2014 учебный год

Учебный год

Класс

Предмет

Качество знаний

Средний бал

2013-2014

музыка

100%

5

2 В

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

100%

5

99%

4,9

99%

4,9

Сводная таблица результатов по итогам учебного года

 за 3 последние года

Учебный год

Музыка

качество знаний

средний бал

2011-2012

98,8%

4,7

2012-2013

99%

4,9

2013-2014

100%

5

Заместитель директора по УВР____________________Гладилина С.И

Результативность участия школьников в школьных, городских, областных конкурсах.

Муниципальный уровень

Уч.год

ФИ ученика

или название  команды

класс  

Мероприятия

Результат

2009

Мустафина Галия

6

Районный фестиваль «Радуга звезд»

грамота

2009

Хоровой коллектив «Зведочки»»

3-5

Районный  хоровой фестиваль «Родничок»

Грамота 3 место

2010

Хореографический

коллектив «Чишме»

8

Районный фестиваль «Танцующая школа»

2 место

2012

Чумак Диана

3 класс

Городской фестиваль «Как голос звонких родников»

Диплом

2012

Пантюхина Елена

4 класс

Фестиваль военно-патриотической песни «Память сердца»

Диплом

2012

Каюкова Настя

5 класс

Фестиваль военно-патриотической песни «Память сердца»

Диплом

2012

Танцевальный коллектив «Данс – сити»

8 классы

Городской фестиваль «Как голос звонких родников»

Диплом

2013

Каюкова Настя

6 класс

Фестиваль военно-патриотической песни «Память сердца»

Диплом

2013

Команда «ЛУЧ»

7

Городской конкурс «Лидерские гонки 2012»

Диплом 1 место

2013

Команда «Спортсмены»

10-11

Городской фестиваль «КВН – 2013» победителю в номинации «Открытие сезона»

благодарность

2013

Проект «Танцующая школа»

3 классы

8 класс

11 классы

Региональный проект «Танцующая школа-2013» номинация «Шаг вперед»

Диплом

2014

Проект «Танцующая школа»

3 классы

9 класс

11 классы

Региональный проект «Танцующая школа-2014» номинация «Волна успеха»

Диплом

2014

Васильева Кристина и Марина.

8

Фестиваль военно-патриотической песни «Память сердца»

Лауреаты

2014

Ансамбль «Вдохновенье»

4 классы

Городской фестиваль «Как голос звонких родников»

Лауреат

2014

Пантюхина Елена

7

Городской фестиваль «Как голос звонких родников»

Лауреат

2014

команда ЮИД

4

Городской конкурс «Безопасное колесо» номинация «Агитбригада»

Диплом 2 место

Заместитель директора по УВР____________________Гладилина С.И.

Региональный уровень:

Уч.год

Мероприятия

Результат

2009

Фольклорный ансамбль «Чишме» в областном детском фольклорном фестивале

Диплом за сохранение и пропаганду национальных традиций Пензенской области.

2011

февраль

Областной телевизионный спортивно-игровой конкурс «Мы команда» в номинации танца Чирлидинг

Грамота 2 место

2011

апрель

Областной телевизионный спортивно-игровой конкурс «Мы команда» в номинации танца Чирлидинг

Грамота 3 место

2012

Областное соревнование ЮИД «Безопасное колесо-2012» в творческий конкурс «Вместе за безопасность»

диплом  1 место  

2014

Областной конкурс Арт-Профи Форум

Творческий коллектив МБОУ СОШ №5 в номинации «творческий конкурс рекламы-презентации профессий

Диплом

2014

Областной конкурс ЮИД «Безопасное колесо-2014» в творческом конкурсе

Диплом 2 место

Заместитель директора по УВР____________________Гладилина С.И

Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта

  1. Наличие собственных методических разработок

Название работы

орган издания, год

Способ распространения (наличие в методическом кабинете учреждения, размещение в интернет, др. источниках, и т.п.

1.

Конспект урока по музыке с использованием ИКТ по теме «По музыкальным тропам города Кузнецка»

2012

Наличие в методическом кабинете школы.

2.

Творческий проект «Битва хоров»

2014

Наличие в методическом кабинете школы. Размещение в интернет ресурсах СМИ

3.

Конспект урока по музыке с использованием ИКТ по теме «Джаз – вечная музыка»

2012

Наличие в методическом кабинете школы.

4

Творческий проект «Минута славы»

2014

Наличие в методическом кабинете школы. Размещение в интернет ресурсах СМИ

5

Конспект урока по музыке с использованием ИКТ по теме «Частушки как часть духовной культуры русского народа»

2013

Наличие в методическом кабинете школы.

6

Творческий проект «Первоклассник»

2013

Наличие в методическом кабинете школы. Размещение в интернет ресурсах СМИ

7

Сценарий «Новый год у ворот»

2013

Наличие в методическом кабинете школы. Размещение в интернет насайт школы

8

Сценарий  КВН-2013

2013

Наличие в методическом кабинете школы. Размещение в интернет на сайт школы

9

Сценарий «Посвящение в первоклассники»

2013

Наличие в методическом кабинете школы. Размещение в интернет на сайт школы

10

Конспект урока по музыке с использованием ИКТ по теме «Проблематика современной популярной музыки»

2013 год

Наличие в методическом кабинете школы.

11

Сценарий Агитбригады ЮИД

2014

Наличие в методическом кабинете школы. Размещение в интернет на сайт школы

12

Сценарий ко Дню учителя

2014

Наличие в методическом кабинете школы.

13

Разработка творческого проекта «Битва хоров»

2014

Наличие в методическом кабинете школы. Размещение в интернет ресурсах СМИ «Рассударики»

14

конспект урока по музыке с использованием ИКТ по теме

«Взаимодействие музыки и литературы»

2014

Наличие в методическом кабинете школы.

Заместитель директора по УВР____________________Гладилина С.И

  1. Участие в системе школьной методической работы

Задачи и содержание деятельности

формы представления результатов работы

Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы

Работа над темой самообразования «Компьютерные технологии на уроках музыки»

«Использование информационных технологий на уроках музыки»

ШМО учителей гуманитарного цикла, 2013

Доклад «Сущность проектной деятельности на уроках музыки  и во внеурочной деятельности»

ШМО, март 2014

ГМО август 2014

Открытый урок апрель 2014

Участие в предметных декадах

открытые внеклассные мероприятия

ШМО учителей гуманитарного цикла, 2013

Проведение открытых уроков в рамках работы школы

Размещение информации на сайте школы

ШМО учителей гуманитарного цикла, 2012-2014

Организация работы с одаренными детьми в конкурсах творческих работ.

Размещение информации на сайте школы

Публикация результатов и проектов на сайте школы

Школа молодого учителя

2014 год

Участие в работе сетевых сообщества k-yroku/ru. proshkolu.ru, nayrok.ru, nsportal.ru

Публикация авторских материалов в сетевых сообществах

2013-2014

Заместитель директора по УВР____________________Гладилина С.И.

  1. Работа в органах управлениях школой.

Задачи и содержание

Сроки

Формы представления результатов работы

Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы.

Участие в работе творческой группы по разработке рабочей программы по музыке

2013-2014

рабочая программа

ШМО

Участие в работе школьной комиссии по распределению стимулирующих выплат

2012-2013

рабочие совещания

участие в работе творческих групп по разработке планов, памяток, проектов

В течение года

Продукт работы творческих групп

по требованию

и.о.заметителя директора по ВР

с 2012 года

отчеты

По требованию

Заместитель директора по УВР____________________Гладилина С.И.

  1. Информация об участии в деятельности профессиональных клубов, ассоциаций, сетевых сообществах педагогов

учебный год

Наименование и уровень профессиональных клубов, ассоциаций, сетевых сообществ

В чем заключалось участие, результаты деятельности

2012-2014

сайт МБОУ СОШ №5

размещение материалов на школьном сайте

2012-2014

Портал Прошколу.ру

http:www.prosholy.ru

регистрация и работа на сайте

2013-2014

сайт Интернет-сообщества учителей

Pedsovet.ru

регистрация и работа на сайте

2013-2014

сайт «1 сентября»

 

регистрация и работа на сайте

2013-2014

сайт К-уроку.ру

http:k-yroky.ru

регистрация и работа на сайте

2013-2014

социальная сеть работников образования

infourok.ru

регистрация и работа на сайте

2014-2015

сайт Рассударики

rassudarici.ru

регистрация и работа на сайте

Заместитель директора по УВР____________________Гладилина С.И.

Индивидуальный план профессионального развития

учителя музыки

Азихановой Юлии Вялиевны

на 2012-2016  гг.

Тема самообразования:«Компьютерные технологии на уроках музыки»

Целевые установки:

  • Повышение профессионального уровня
  • Компьютеризация учебного процесса школьников

    Задачи:

1. Реализация творческих возможностей учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся.

2. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по музыке.

  

    Предполагается закончить работу над темой в 2016 году.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.   

2. Продолжить внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:  

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.  

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудио эффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

3. Продолжить работу  над проектами

Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности школьников. МП отражает деятельностный подход в обучении и является приоритетным методом проектного обучения. Е.С.Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

 Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Мотивы, побуждающие меня  к самообразованию :

Ежедневная работа с информацией требует все больших знаний не только по поиску, анализу новой информации,  но и по ее хранению, использованию и  достоверности.

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества.  Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, чтобы мой образ формировался у них как образ  «несовременного человека».

Общественное мнение. Мне  не безразлично, считают меня  «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличения нагрузки в школе.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей изобразительного искусства, а также через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество обученности не менее 90%; участие в конкурсах – не менее 70%);
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного комплекта педагогических разработок, авторских цифровых образовательных ресурсов ;
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта;
  • продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.         

Планируемые результаты самореализации:

  • Разработка комплекта электронных уроков по музыке
  • Разработка пакета материалов в электронном виде, в том числе:
  • комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические работы);
  • комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
  • пакета административной документации методики преподавания музыки;
  • пакета материалов по одной из педагогических технологий (личностно-ориентированное обучение, метод проектов, индивидуальное обучение, технология развития критического мышления, блочно-модульной технологии);
  • банка творческих и проектно-исследовательских работ учащихся;
  • пакета сценариев открытых уроков с применением информационно-коммуникационных технологий и интерактивной доски,
  • пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
  • Постоянное ведение электронного портфолио учителя.
  • Выступление на семинарах, мастер-классах, публикация статей.

Исходя из основной общеобразовательной программы  школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные разделы работы по самообразованию:

Содержание деятельности

Сроки

Форма

результатов

Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы

1. Изучение и анализ научно-методической литературы:

1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000

3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6.  http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm

7.   http://www.iteach.ru/index/news.html  

 8.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся         к стратегии модернизации образования;

подписка на журнал «Искусство» издательского дома «Первое сентября» (электронный вариант)

2. Обзор информации в Интернете по музыке, педагогике, психологии.

3. Изучение новых программ, учебников, УМК по музыке, выяснение их особенностей и недостатков.

4.Совершенствование работы с педагогическими технологиями (личностно-ориентированной и технологией уровневой дифференциации, блочно-модульной технологией) через предметные издания и Интернет.

Сентябрь 2012

Октябрь 2012

В течение пяти лет

Систематически

Конспекты

Памятки

Рекомендации

Размещение ссылок на сайте-портфолио

Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

 Научно-методическая работа

1.Изучение нормативных документов, литературы и ЭОР по проблемам введения ФГОС ОО, методическому сопровождению введения ФГОС ООО

2. Изучение и внедрение в практику своей работы проектно-исследовательской технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

3. Разработка календарно-тематического планирования по музыке и рабочих программ для учащихся 1-7 классы.

4. Разработка конспектов уроков музыки  с учетом требований ФГОС   ООО.

5. Разработка индивидуальных и

дифференцированных заданий для учащихся.

6. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ

7. Разработка электронных дидактических игр по

Музыке

В течение

пяти лет

август 2011г.

В течение

пяти лет

В течение

года

октябрь 2012 г.

ноябрь 2014 г.

В течение

5 лет

Рабочие программы и

учебно-тематические

планы

Дидактические материалы

Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

1. Участие в семинарах, мастер-классах.

2. Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.

3. Разработка пакета учебных материалов в электронном виде (комплекта тестовых заданий, УМК по музыке и др.)

4. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы.

В течение 5 лет

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

Электронное портфолио достижений

Раздел 4. Участие в системе  методической работы

1. Проведение открытых уроков в рамках работы школы

2. Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними, конкурсах творческих работ.

5. Участие в работе сетевых сообществ proshkolu.ru, завуч.ИНФО.

6.Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения по музыке.

7.Совершенствование знания современного содержания образования учащихся по музыке.

8.Проведение мониторинга уровня сформированности предметных компетентностей учащихся школы.

9. Ведение мониторинга уровня сформированности социально-мотивационных компетентностей школьников.

2012-2014

В течение 5 лет

В течение 5 лет

В течение 5 лет

В течение 5 лет

В течение 5 лет

Размещение информации на сайте школы

Конспектов открытых уроков и проектов на персональном сайте-портофолио

Публикация результатов и проектов на сайте школы

Публикация авторских материалов всетевых сообществах

Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации

В течение 5 лет

Размещение информации на персональном сайте-портфолио и сайте школ

Раздел 6. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера

1. Расширение педагогической эрудиции через анализ и обобщение опыта работы лучших учителей своей школы, города, области и региона.

2. Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности, самодиагностику (анкета Н.В. Немовой «Уровень развития профессиональной компетентности»)

3. Совершенствование перцептивных качеств (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность) посредством участия в психолого-педагогических тренингах и семинарах в сети Интернет.

2014-2015

Систематически

2014-2015

Сообщения на форуме

Самоанализ работы учителя музыки

МБОУ СОШ №5 города Кузнецка

Азихановой Юлии Вялиевны

В МБОУ СОШ №5 города Кузнецка работаю с сентября 2011 года, стаж работы в данной школе – 3 года, стаж работы в МОУ СОШ с. Бестянка – 7 лет. Общий стаж педагогической работы 10 лет. Образование – высшее, в 2008 году окончила Самарский Государственный Педагогический университет. Имею первую квалификационную категорию с декабря 2009 года.

Работая учителем музыки в системе образования, я всегда была уверена, что уроки музыки - это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». К сожалению, часто в практике приходится наблюдать именно «моменты», да к тому же еще изобилующие скучными нравоучениями, прописной моралью. На уроках музыки, я уверена, каждый педагог стремится, во что бы то ни стало, «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, так как главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

В   соответствии   с   требованиями   новых   стандартов   в   программе заложены основные методические принципы:

-увлеченности;

-триединства деятельности композитора-исполиителя-слушателя;

 -тождества и контраста, сходства и различия; -интонационности;

 -диалога культур.

Использование методов художественной педагогики:

-художественное, нравственно-эстетическое познание музыки; -интонационно-стилевое постижение музыки;

эмоциональная драматургия;

 -концентричность музыкального материала;

 -забегание вперед и возвращение к пройденному;

-создание «композиций»;

 -художественного контекста.

    В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютеры или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

И в своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

      Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например: на физике, математике, химии и т. д. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, а особенно на музыке. Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии и результат не заставит вас ждать.

    В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:

Музыкальные проигрыватели

Музыкальные энциклопедии.

Программы для пения караоке

Обучающие мультимедийные диски

Видео-уроки.

Мультимедийные презентации.

Средства Интернет.

      Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов - П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

      Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, истории, литературы и т.д. предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, презентация учеников 10-го класса, классным руководителем которого я являюсь, созданная к уроку литературы по теме «Авторская песня», может быть использована как на уроках истории, так и на уроках музыки.

     Исходя из требований новых стандартов, при анализе тем уроков данной программы, я отметила, что во всех классах прослеживаются основы музыкальной культуры: «Музыка как вид искусства», «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 веков», «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 века», «Представления о музыкальной жизни России и других стран». Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке» (изобразительность музыки). При анализе музыкальных произведений дается характеристика музыкальных произведений в соответствии с видами природы малой Родины. Для этого использую слайд-шоу «Моя Родина», в просмотре на компьютере.

    Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах, композиторах. Прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.

     Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся несомненно приобретают опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, именно живые, потому что нарисованная картина неподвижна, а музыка - сама живая, она движется. Из своего опыта я практикую дать название произведению. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали. Такое задание предлагается, как правило, перед прослушиванием незнакомого произведения. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия.

    Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.

   Есть еще одна опасность, о которой следует сказать. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.

  Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, в своей работе использую музыкально-пластические движения.

Т.е. упражнения для развития чувства ритма, состоящих из физических

упражнений,    строящихся    на   основе    музыки,    предназначенных   для ритмического воспитания.

Движение   под   музыку   развивает   творческую   фантазию,   воображение ребенка.   Различные  творческие  задания   позволяют  активно  влиять  на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению.

Красота музыки и красота движений, рождаемых , создают на уроке

особую    эмоционально    насыщенную    атмосферу    погружения    в    мир музыкального искусства.

     В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро - ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, выставление ноги на пятку или на носок, хлопки, покачивания туловищем, подскоки, хороводные шаги.

В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три - пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.

  На уроках ребята много поют, играют музыкальные игры, тут же учатся их инсценировать,    используя    для    этого    атрибуты    костюмов.    Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, а и вкладывая свое отношение путем создания новых образцов и действий.

Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.

Игровое   творчество   можно    назвать    основным,    наиболее   доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.

Кроме всех перечисленных выше видов музыкальной деятельности, в то же время я не только не "прячу" от ребят развлекательную легкую музыку, но, напротив, знакомлю с ней в самых лучших записях, в исполнении лучших музыкантов. И на этих образцах я хочу так сформировать их музыкальный вкус, воспитать в них такую музыкальную культуру, которая поможет им самим отличить хорошее от плохого в "легкой" музыке гак же, как и в музыке "серьезной". Если это удастся - я буду считать, что труды мои не пропали даром.

    На уроках использую такие песенные музыкально - ритмические движения, как: "Антошка", В.Шаинского, "Научи нас веселиться", японская народная песня, "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буш - Вуги", англ.п., "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" р.н.м., "Плетень" р.н.и. и другие. Использую "Музыкальную карусель", "Музыкальное лото", музыкальные инструменты.

Итак,      применение      данных      технологии      отличается      высокой результативностью и способствует:

•   личностному развитию учащихся;

•   повышению интереса школьников к учебным занятиям;

•   росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

•    изменению самооценки учащихся;

•   воспитанию активности и самостоятельности;

•   формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

•   развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

•   овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

•   созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

      Применение и использование компьютера и информационно-коммуникационных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием посещают уроки, повысилась результативность и, главное, есть интерес детей к нашим урокам.

Не боясь показаться высокопарной, в заключение скажу: для чего мы стали учителями музыки? Для музыкального преображения мира (это слова Пришвина). И результат нашей работы будет тогда, когда мы, во-первых, поверим в себя, а во вторых, проявим профессионализм учителя, который беспокоится прежде всего о том, чтобы развивать человеческую личность средствами музыки, и в этом направлении развивает свое профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...