рабочая программа по музыке 3 класс ФГОС
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Согласована на заседании МО Протокол №1 от 29 августа 2016г. Руководитель МО _______ Емельянова О.Н. | Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 31 августа 2016г. | Утверждена Директор школы ______ Попов А.Д. Приказ № 95 от 31.08.2016 г. |
Рабочая программа
Музыка
УМК «Школа России»
3 - класс
разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта начального общего образования
на основе программы Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой.
Рабочую учебную программу составила:
Мерова Марина Алексеевна
Саранпауль, 2016г.
Пояснительная записка.
1. Роль и место дисциплины | Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении,, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно– смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в цело |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ. |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Данная программа разработана в соответствии с:
|
4. Цели и задачи | Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
|
5. Специфика программы | Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. |
6. Основные содержательные линии курса | Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. |
7. Структура программы | Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.) Мелодия - душа музыки. Природа и музыка (романс). Звучащие картины.«Виват, Россия!». «Наша слава – русская держава».Кантата «Александр Невский».Опера «Иван Сусанин». Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.) Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Певцы русской природы. Былина о Садко и Морском царе. «Лель, мой Лель…» Обобщающий урок 2 четверти. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.) Опера «Руслан и Людмила». Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». В современных ритмах (мюзиклы). Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.) Музыкальное состязание (концерт). Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты (скрипка). Обобщающий урок 3 четверти. Сюита «Пер Гюнт». «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.) «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет».Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. |
8.Основные виды учебной деятельности школьников. | Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. |
9. Требования к результатам | Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
Обучающиеся научатся:
|
10. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности | Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
|
11. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). |
12. Итоговый контроль | Тесты. |
13. Объем и сроки изучения | Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 3 классе 34 ч. |
Тематическое планирование.
№ | Разделы и темы | Кол-во час |
Россия-Родина моя. | 5 | |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
День, полный событий. | 4 | |
6 | Утро. | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 |
9 | Особенности музыкальной речи композиторов. П.И.Чайковский. | 1 |
«О России петь – что стремиться в храм». | 4 | |
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 |
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | 1 |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 |
13 | Святые земли Русской. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 | |
14 | Настрою гусли на старинный лад… | 1 |
15 | Певцы русской старины. Былины о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель… | 1 |
16 | Звучащие картины. | 1 |
17 | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 |
В музыкальном театре. | 6 | |
18 | Опера «Руслан и Людмила». | 1 |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 |
20 | Опера «Снегурочка». | 1 |
21 | «Океан – море синее». | 1 |
22 | Балет «Спящая красавица». | 1 |
23 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 |
В концертном зале. | 6 | |
24 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 |
25 | Музыкальные инструменты. | 1 |
26 | Звучащие картины. Музыкальные инструменты. | 1 |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1 |
29 | Мир Бетховена. | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | |
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.Люблю я грусть твоих просторов. | 1 |
31 | Мир Прокофьева. | 1 |
32 | Певцы родной природы. | 1 |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 |
34 | Обобщающий урок. | 1 |
итого | 34 |
Литература:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2009
- Рабочая тетрадь для учащихся 2 класс, М.: Просвещение, 2009
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: М.: Просвещение, 2011;
- Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | |||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | Домашнее задание | ||||
1 | «Россия – Родина моя» (5ч.) Мелодия - душа музыки. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. - П.Чайковский «Симфония №4» 2часть. - «Моя Россия» Г.Струве. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; Коммуникативные: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | - формирование социальной роли ученика. - формирование положительного отношения к учению. | Найти информацию о детстве П.И.Чайковского | |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; - «Жаворонок» М.Глинка; «Благословляю вас, леса» П.Чайковский, «Романс» Г.Свиридов | Знать/понимать: названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; Коммуникативные : потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог | - чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов | Нарисовать рисунок | |
3 | «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава» | Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. -«Радуйся, Росско земле»; - Солдатские песни. | Знать/понимать: названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; Коммуникативные : потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | - чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов | Повторить названия изученных жанров |
4 | Кантата «Александр Невский | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата. - «Александр Невский» С.Прокофьев | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата) Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата; Коммуникативные: помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. | Выучить название произведении и их авторов | |
5 | Опера «Иван Сусанин» | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. - Сцены из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата; Коммуникативные: помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. | Выучить название произведении и их авторов | |
6 | «День, полный событий» (4ч.) Утро. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. «Утренняя молитва» П.Чайковский. «Утро» Э.Григ. | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир | Нарисовать рисунок | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. - С.Прокофьев «Петя и волк»; - «Болтунья» С.Прокофьев. б. «Золушка»; «Джульетта – девочка» | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач;. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; Коммуникативные ::проявлять активность решении познавательных задач. | Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | Выучить слова песни | |
8 | В детской! Игры и игрушки. На прогулке. | Выразительность и изобразительность в музыке. - «С няней» М.Мусоргский; - «С куклой», «Тюильрийский сад» М.Мусоргский. - П.Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла». - «Колыбельная песня» П.Чайковский. | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность, танцевальность, маршевость, музыкальная живопись. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные :аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | Повторить название определений | |
9 | Вечер. Обобщающий урок. | Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть. | Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; Коммуникативные : использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | Повторить песню | |
10 | «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. - «Ave,Maria» Ф.Шуберт - «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов | Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; Коммуникативные : использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | Выучить слова песни | |
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери «Мама» В.Гаврилин. «Мама» Ч.А Биксио,(исп. Р.Лоретти). | Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Нарисовать портрет своей мамы | |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. | Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. «Осанна» Э.Ллойд Уэббер – (из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»), «Вербочки» А.Гречанинов, А.Блок. | Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Нарисовать рисунок | |
13 | Святые земли Русской. | Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. - Величание князю Владимиру и княгине Ольге. - «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов | Знать/ понимать: смысл понятий: величание, молитва; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | Выучить определения | |
14 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч) «Настрою гусли на старинный лад». Певцы русской старины. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. - «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Римского Корсакова - Песни Садко из оперы Н.Римского-Корсакова. - «Заиграйте, мои гусельки» - «Высота ли, высота» | Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы. Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; Коммуникативные : использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | Повторить виды музыки | |
15 | Былины о Садко и Морском царе. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. - Песня Садко с хором Н.Римский Корсаков. - Вторая песня Баяна М.Глинка. Садко и Морской царь – русская былина | Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель;. Регулятивные : моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; Коммуникативные задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | Нарисовать рисунок | |
16 | Лель, мой Лель… | Народная и профессиональная музыка. - «Туча со громом сговаривалась» - третья песня Леля из оперы «Снегурочка» - Н.Римский Корсаков. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть. | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель;. Регулятивные : моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; Коммуникативные задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | Повторить слова песни | |
17 | Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». (обобщение) . | Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. - Масленичные песни; - «Проводы зимы» Н.Римский Корсаков из оперы «Снегурочка». | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Вспомнить масленичные русские народные песни, игры, забавы | |
18 | «В музыкальном театре» (6ч.) Опера «Руслан и Людмила» | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. - Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка. | Знать/понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления | Нарисовать рисунок | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. - Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк. | Знать/понимать: названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Чувство сопричастности | Нарисовать рисунок по теме | |
20 | Опера «Снегурочка» | Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. -Опера «Снегурочка» Н.А.Римский – Корсаков. Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | Вспомнить сказку А. Н. Островского «Снегурочка». | |
21 | Океан – море синее. | Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков | Знать/понимать: контрастные образы, балет, развитие . Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение). | Познавательные: читать простое схематическое изображение; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Чувство сопричастности | Выучить текст песни | |
22 | Балет «Спящая красавица» | Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. - Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | Познавательные: читать простое схематическое изображение; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Нарисовать рисунок | |
23 | В современных ритмах. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. -Р.Роджерс «Звуки музыки» - «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбников. | Знать/ понимать: смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель;. Регулятивные : моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; Коммуникативные задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | Выучить понятия | |
24 | «В концертном зале» (6 ч.) Музыкальное состязание. | Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. «Концерт№1» для фортепиано с оркестром П.Чайковский. -«Веснянка» - укр. н.п.Музыкальные инструменты. | Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | . Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. | Выучить текст песни | |
25 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | Музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. - «Шутка» И.-С.Бах - «Мелодия» П.Чайковский; - «Каприс №24» Н.Паганини. - «Волшебный смычок» - норвежская народная песня | Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | Подобрать стихи к музыке | |
26 | Музыкальные инструменты (скрипка) | -Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть. - Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов; - разученные песни. | Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков. | Познавательные: ставить Регулятивные : составлять план и последовательность действий; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. | Чувство сопричастности | Нарисовать рисунок по теме | |
27 | Сюита «Пер Гюнт» | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»;«Танец Анитры»;«Смерть Озе»;«Песня Сольвейг. | Знать/понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель;. Регулятивные : моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; Коммуникативные задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | Нарисовать рисунок | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. 2 часть симфонии. | Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. - «Симфония №3» Л.Бетховен. - «Соната №14»;, - «К.Элизе» | Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседник. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | Придумать ритмический рисунок | |
29 | Мир Бетховена. | Портрет композитора. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. | Знать/понимать: смысл понятий: ритм, импровизация, джаз-оркестр, песенность, танцевальность. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседник. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | Выучить 1 куплет | |
30 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5ч.) «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. | Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. -«Я поймал ритм» Дж.Гершвин; «Колыбельная Клары» Дж.Гершвин. -«Мы дружим с музыкой» И.Гайдн | Знать/понимать: смысл понятий: музыкальные иллюстрации, музыкальная речь. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха. | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседник. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | Выучить текст песни | |
31 | «Люблю я грусть твоих просторов». | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. - Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»; - Э.Григ «Утро» - П.Чайковский «Осенняя песнь», «Симфония №4». | Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; выразительность и изобразительность музыкальной интонации; музыкальная речь, лирика. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | Подобрать стихотворения о русской природе | |
32 | Мир Прокофьева. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. -С.Прокофьев «Шествие солнца», «Утро»; | Знать/понимать: опера, симфония, песня. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | Придумать ритмический рисунок к мелодии | |
33 | Певцы родной природы. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. - Финал Девятой симфонии Л.Бетховена «Ода к радости» - В.Моцарт «Слава солнцу» - Хор «Славься!» из оперы М.Глинки «Патриотическая песня» М.Глинка. - Кант «Радуйся, Росско земле». | Знать/понимать: названия изученных жанров музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель;. Регулятивные : моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; Коммуникативные задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | Повторить жанры музыки | |
34 | Прославим радость на земле. | - В.Моцарт «Симфония №40» - Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные произведения. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель;. Регулятивные : моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; Коммуникативные задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | Повторить пройденный материал |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Учебно-лабораторное оборудование:
-интерактивная доска;
-документ-камера;
- система контроля.
- DVD-проигрыватели.
2. Электронные пособия:
-наглядно-дидактический материал;
-презентации;
-аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
- видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей.
- Печатные пособия:
- cборники песен и хоров.
- портреты композиторов.
- альбомы с демонстрационным материалом.
- фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
- Музыкальные инструменты.
- Раздаточный материал: тесты
Литература для учащихся:
1. Критская,Е. Д. Музыка. 3 класс : учеб для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2016.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2016.
Литература для учителя:
1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – электрон.опт. диск (CD-Rom).
3. Сергеева,Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
4..Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.
Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...