Концерт-беседа для старших дошкольников "В мире народных инструментов"
методическая разработка по музыке на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_instrumenty.odt | 11.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;
5. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Коррекционные цели:
1. Развитие слухового внимания, активной фиксации взора.
2. Развивать прослеживающую функцию глаза и слухового внимания, мелкую моторику рук.
3. Развивать умение локализовывать работу зрения и рук.
Материалы и оборудование:, музыкальные инструменты (балалайка, домбра, баян, аккордеон), презентация «В мире народных инструментов», ноутбук, проектор, экран, фортепиано.
Предварительная работа:
Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен, разучивание русских народных попевок, хороводов и музыкально-дидактических игр, индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
Конспект концерта-беседы «В мире народных инструментов»
Муз. Рук.: - Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
Муз. рук.: - Сегодня в этом музыкальном зале, вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:
Расскажу тебе, дружок, в древние века.
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный….(инструмент.)
Муз. рук. : - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились народные инструменты? (Да)
Муз. рук. - Слушайте загадку: (слайд 2)
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (балалайка)
(Слайд 3) - Балалайка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Она стала настоящим музыкальным символом русского народа. Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка считается одним из древнейших музыкальных инструментов. Она имеет три струны, звук звонкий, но мягкий. Балалайка (слайд 4) - это струнный щипковый инструмент. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником. (слайд 5) Сегодня к вам в гости пришли юные балалаечники Слава Меженков, Ярослав Татаринцев, Антон Тараканов, учащиеся ЦДМШ преподаватель Черников Михаил Владимирович. (слайд 6). Они исполнят для вас на балалайке:
Музыкальные номера:
М.р: Ребята, благодаря юным музыкантам мы познакомились с балалайкой. Но впереди нас ждут и другие инструменты:
Она, как забытая царица, что жила давно на Руси,
Балалайки старшая сестрица, звуком ладным в голубой выси,
Разносила на потеху миру в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру в старых сказках, баснях и стихах.(слайд 7)
Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка - домра. (http://rodnaya-tropinka.ru/)
Домра — старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки. «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.(слайд 8) Давайте рассмотрим домру на картинке, чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара). А как же звучит домра мы сейчас узнаем, свои музыкальные произведения нам исполнят
(Слайд 9)
М.р: Спасибо, ребята за ваше выступление. А мы путешествуем по миру инструментов дальше:
Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха
Растягивать надо меха. (аккордеон)-слайд 10
Аккордеон - это клавишно-духовой музыкальный инструмент, имеющий две клавиатуры: кнопочную - для левой руки, клавишную, фортепианного типа, - для правой. В русской традиции аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа. Аккордеон довольно молодой инструмент (ему чуть больше 200 лет) его изобрел мастер-ремонтник Франтиш Киршник, (слайд 11) побывав в Санкт -Петербурге, где он знакомится с новинками музыкантов и мастеров по созданию новых инструментов. И спустя некоторое время на свет рождается новый инструмент – аккордеон, (слайд 12) который по своему виду напоминает баян, по техническому устройству относится к гармони, клавишами близок к фортепиано, способностью переключать регистры напоминает орган.
А теперь мы услышим аккордеон.
(музыкальный номер, слайд 13)
М.р: -Как же красиво звучит аккордеон. А мы продолжаем дальше наше путешествие: У него рубашка вскладку,
Любит он плясать вприсядку.
Много пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…(Баян) слайд 14
Баян – это язычково – духовой и в то же время клавишный инструмент. Этот инструмент был изобретен в начале 20 века в Санкт-Петербурге мастером Петром Стерлиговым. А название инструмент получил в честь легендарного певца-сказителя древней Руси – Бояна. Именно с того момента в России начинается история развития современного бояна. Баян становится настолько универсальным инструментом, что позволяет музыкантам-исполнителям играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и переложенные для баяна классические произведения. А нам пора послушать звучание настоящего баяна.
Музыкальный номер
Муз. рук. : - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.
Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? Давайте подведем итог нашего музыкального путешествия.
(ответы детей)
Ребята, спасибо вам большое. До свиданья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный возраст, когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развити...
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"
Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр"
Курс обучения игре в оркестре русских народных инструментах для детей 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль"
Курс обучения детей 5-9 классов игре в ансамбле при студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Сольфеджио"
Курс обучения сольфеджио для детей оркестровой студии 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах.Старший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)
По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" по предмету синтезатор для учащихся 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ударные инструменты"
Программа для учащихся 5-9 кл....