Концерт-беседа для старших дошкольников "В мире народных инструментов"
методическая разработка по музыке на тему

Кулыгина Анастасия Алексеевна
Сценарий концерта-беседы о народных инструментах для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_instrumenty.odt11.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. 
Задачи. 
1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов. 
2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;
5. Воспитывать любовь и интерес к музыке. 
Коррекционные цели:
1. Развитие слухового внимания, активной фиксации взора. 
2. Развивать прослеживающую функцию глаза и слухового внимания, мелкую моторику рук. 
3. Развивать умение локализовывать работу зрения и рук. 
Материалы и оборудование:, музыкальные инструменты (балалайка, домбра, баян, аккордеон), презентация «В мире народных инструментов», ноутбук, проектор, экран, фортепиано. 
Предварительная работа: 
Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен, разучивание русских народных попевок, хороводов и музыкально-дидактических игр, индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах. 
                               Конспект концерта-беседы «В мире народных инструментов»

Муз. Рук.:  - Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! 
Муз. рук.:  - Сегодня в этом музыкальном зале, вас  ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:
Расскажу тебе, дружок, в древние века.

Дунул тихий ветерок в трубку тростника. 
Человек услышал вдруг, мелодичный звук, 
И родился в тот момент
Музыкальный
….(инструмент.) 
Муз. рук. : - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились народные инструменты? (Да)
Муз. рук. - Слушайте загадку: (слайд 2)

У неё есть три струны ,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё  плясать

И по-русски приседать.  (балалайка)

(Слайд 3) - Балалайка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Она стала настоящим музыкальным символом русского народа. Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка считается одним из древнейших музыкальных инструментов. Она имеет три струны, звук звонкий, но мягкий. Балалайка (слайд 4)  - это струнный щипковый инструмент. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником. (слайд 5) Сегодня к вам в гости пришли юные балалаечники  Слава Меженков, Ярослав Татаринцев, Антон Тараканов, учащиеся ЦДМШ преподаватель Черников Михаил Владимирович. (слайд 6). Они исполнят для вас на балалайке:

Музыкальные номера:

М.р: Ребята, благодаря юным музыкантам мы познакомились с балалайкой. Но впереди нас ждут и другие инструменты:

Она, как забытая царица, что жила давно на Руси,

Балалайки старшая сестрица, звуком ладным в голубой выси,

Разносила на потеху миру в скоморошьих озорных руках

Складных песен звонкую сатиру в старых сказках, баснях и стихах.(слайд 7)

Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка - домра. (http://rodnaya-tropinka.ru/)

Домра — старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки. «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.(слайд 8)  Давайте рассмотрим домру на картинке, чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус  у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара). А как же звучит домра мы сейчас узнаем, свои музыкальные произведения нам исполнят

(Слайд 9)

М.р: Спасибо, ребята за ваше выступление. А мы путешествуем по миру инструментов дальше:

Вот клавиши, как на рояле,

Но чтобы они заиграли,

Чтобы песня была неплоха

Растягивать надо меха. (аккордеон)-слайд 10

Аккордеон - это клавишно-духовой музыкальный инструмент, имеющий две клавиатуры: кнопочную - для левой руки, клавишную, фортепианного типа, - для правой. В русской традиции аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа. Аккордеон довольно молодой инструмент (ему чуть больше 200 лет) его изобрел мастер-ремонтник Франтиш Киршник, (слайд 11) побывав в Санкт -Петербурге, где он знакомится с новинками музыкантов и мастеров по созданию новых инструментов. И спустя некоторое время на свет рождается новый инструмент – аккордеон, (слайд 12) который  по своему виду напоминает баян, по техническому устройству относится к гармони, клавишами близок к фортепиано, способностью переключать регистры напоминает орган.

А теперь мы услышим аккордеон.

(музыкальный номер, слайд 13)

М.р: -Как же красиво звучит аккордеон. А мы продолжаем дальше наше путешествие: У него рубашка вскладку,

Любит он плясать вприсядку.

Много пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой…(Баян) слайд 14

Баян – это язычково – духовой и в то же время клавишный инструмент. Этот инструмент был изобретен в начале 20 века в Санкт-Петербурге мастером Петром Стерлиговым. А название инструмент получил в честь легендарного певца-сказителя древней Руси – Бояна. Именно с того момента в России начинается история развития современного бояна. Баян становится настолько универсальным инструментом, что позволяет музыкантам-исполнителям играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и переложенные для баяна классические произведения. А нам пора послушать звучание настоящего баяна.

Музыкальный номер

Муз. рук. : - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными. 

Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? Давайте подведем итог нашего музыкального путешествия.

(ответы детей)

Ребята, спасибо вам большое. До свиданья. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный  возраст,  когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развити...

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"

Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр"

Курс обучения игре в оркестре русских народных инструментах для детей 5-9  классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах.Старший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" по предмету синтезатор для учащихся 5-9 классов....