Педагогическое общение
презентация к уроку по музыке на тему
Структура, функции, стили педагогического общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_obshchenie.pptx | 189.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся. А. А. Леонтьев Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении: определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога ( В. А. Кан-Калик , Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.) исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми ( А. А. Бодалев , С. В. Кондратьева и др. исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др .)
Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения. Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция. Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга. Структура общения
информационная , самопрезентативная , социально-перцептивная , интерактивная , аффективная . Функции общения: Чтобы точнее представить содержательную сторону общения, рассмотрим его функции подробнее : • формирование положительного отношения к педагогическим задачам обучения и воспитания; • передача знаний, формирование на этой основе взглядов и жизненных позиций; • управление восприятием, вниманием, поведением и моральным климатом в группе; • организация сотрудничества, воздействия друг на друга, отношения друг к другу и взаимопомощи; • обеспечение положительной эмоциональной окраски деятельности, включая процесс сопереживания; • упрочение знаний путем их проверки, обобщения и систематизации; формирование убеждений .
Стили педагогического общения Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях. Например, выделяются в качестве противопоставляемых друг другу регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили педагогического общения. Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы. Однако для этого процесса характерно возникновение новых, неожиданных условий и обстоятельств, которые не предусмотрены изначальной регламентацией и не могут быть бесконфликтно под неё "подогнаны". Возможности коррекции педагогического взаимодействия в нестандартных условиях в рамках регламентированного стиля весьма низки. Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, т. к. позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно. Достоинства того или иного стиля дискуссионны ; оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату обучения, а также при необходимости скорректировать механизмы взаимодействия.
Стили педагогического общения по Канн-Калику: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, идеальный стиль . общение на основе дружеского расположения; общение-дистанция; общение-устрашение ; (дистанция в крайней степени ее проявления) общение-заигрывание . (свойственно молодыми учителям) Виды стилей Перспективные : общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения. Неперспективные : общение-устрашение , общение заигрывание .
Стили педагогического общения по Рувинскому : «Монблан»: происходит самолюбование учителя своими познаниями. Черты: – Учитель очень мало интересуется своими учениками и взаимоотношениями с ними. Отсутствует контакт с учениками. Происходит формализация всей системы учебно-воспитательного процесса: повышение пассивности учеников; полностью утрачивается познавательная инициатива в учебном процессе; полностью отрицается управление пед агогическим процессом; «Китайская стена»: барьер между учителем и учеником. Черты: учитель ставит перед собой цель утвердить свое превосходство над учениками. Стремление к созданию ситуации подчиненности ученика. Снисходительно-повелительное отношение учеников. Равнодушие учеников к учителю. «Локатор»: отношение и общение учителя с учениками сугубо избирательные. «Робот»: авторитарный стиль, для учителя главным является план или идеал, он не обращает внимание на изменившиеся обстоятельства. «Гамлет»: неопределенность, нерешительность человека. Черты: Учитель акцентирует свое внимание на внешние проявления общения, а не на его содержание. «Тетерев»: учитель в процессе взаимодействия с учениками слышит и понимает только себя – изолированность учителя от учеников.
Виды стилей по Курту Левину: Авторитарный. Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности . Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Попустительский . Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты . Демократический. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач . Им свойственны глубокое понимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.
Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать. Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике. Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата. Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа. Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен. Виды стилей по М.Талену :
Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др. Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности. Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними. Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний). Социальная установка на человека (аттракция). Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения. Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение. Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать. Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения). Коммуникативные умения — умение вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения. Речевое развитие. Педагогическая интуиция. Условия эффективности педагогического общения по А.А.Бодалеву : Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения
Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека. Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным. Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше. Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека. Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным. Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения Барьеры восприятия в общении
Литература: 1.Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд., испр . и доп.- М., 2010. 2.Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989. 3.Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. — М., 1987. 4.Ильин Е. Н. Искусство общения. — М., 1988. 5.Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. 6.Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997. 7.Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979. 8.Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984. 9.Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений / В. А. Сластенин , И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Под ред. В. А. Сластенина . — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 576 с. Глава 23. с. 458—482
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...
Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "
Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...
«Конфликты в педагогическом общении" - педагогический совет
выступление на педагогическом совете о причинах и последствиях конфликтов в образовательном процессе и способах разрешения конфликтных ситуаций...
Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.
Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...
"Педагогическое общение как особый вид творчества" педагогический совет по воспитательной работе
Педсовет направлен на совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Обучает технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Выступление на педагогическом совете по теме " Мастерство и культура педагогического общения"
Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному ...