Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл.авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.,)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7kl.rabochaya_programma_po_muzyke.docx | 73.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
" Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением немецкого языка имени Героя Советского Союза Г.А.Абызова"
Согласовано | Согласовано | Согласовано | Утверждено |
Руководитель МО | Зам директора по УВР | Педагогическим советом | Директор школы |
Протокол №____ | |||
/______________/ | /_________________/ | / Холодова О.С./ | |
"___"_____2016 г. | "___"_______2016 г. | "____"_________2016 г. | "___"_____2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет Музыка
параллель 7 классы
уровень базовый
учитель Патрича Анна Валентиновна
Количество учебных часов в неделю 1
Срок реализации рабочей программы 34 недели
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка, 7класс» , (авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.,)
Учебно-методический комплект «Музыка5-7 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 5-7 классы». Авторы программы « Музыка.» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2012
Севастополь
2016
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель – формирование УУД для воплощения основной системы ведущих целевых установок образования через специфику предмета Музыка.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод проектов.
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (34 ч)
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »16часов.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 3-4. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 5-6. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 7 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 8-9. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок10-11. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 12. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 13. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Урок 14.
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 . «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 16. Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия:
Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок17- 18. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок19-20. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и
Ф. Шопена
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 21-22. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 23. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26 - 28. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (3ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок 29. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 30 «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 31. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 32 - 33. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (2ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.
Урок 34. Музыкальная викторина про хитам из мюзиклов и рок- опер.
Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов в 7 классе
1.Д.Шостакович.
Симфония№7,
2.С.Прокофьев «Монтеки и Капулетти»,
3.Бетховен «Эгмонт»,
4.«Битлз»,П.Мусоргский «Хованщина» мелодия «Рассвета…»
5.М.Глинка «Руслан и Людмила»,
«Иван Сусанин».
6. А.Бородин
«Князь Игорь»: «Ария князя Игоря",
.«Портрет половцев», «Плач Ярославны».
7. А.Бородин
«Князь Игорь»:
«Ария князя Игоря",
«портрет половцев», «Плач Ярославны».
8.С.Прокофьев. «Золушка», «Ромео и Джульетта»
9.П.Чайковский «Щелкунчик», «Спящая красавица».
10.Тищенко « Ярославна»
«Стон русской земли»,
«Первая битва с половцами»,
«Плач Ярославны»,
«Молитва».
12.А.Бородин «Богатырская»(симфония № 2)
13.Глинка «Руслан и Людмила»(песнь Баяна)
14.Римский – Корсаков «Садко»,
15.А.Бородин «Князь Игорь»,
16.С.Прокофьев «Вставайте, люди русские»,
17.Глинка «Иван Сусанин».
18.Д.Гершвин «рапсодия в стиле блюз»,
19.Л.Уэббер « Полёт Валькирий».
20.Д.Гершвин «Порги и Бесс»,
21.Ж.Бизе «Кармен»
« Образ Кармен», Увертюра, Хабанера.
Ж.Бизе «Образы Хозе и Эскамильо».
22.Р.Щедрин «Кармен – сюита»
23.И.С.Бах. Высокая месса
24.С.В.Рахманинов «Всенощное бдение»
25.Моцарт «Реквием», Б.Окуджава «Молитва».
26.Бах в современной обработке.
27.С.В. Рахманинов «Всенощная»
28.Л.Уэббер «Иисус Христос – супер звезда»,
29.Римский – Корсаков «Снегурочка»,
30.А.Шнитке «Гоголь – сюита»,
Увертюра ( №1),
Завещание (№2).
31.Музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
32.Белорусская нар.песня «Реченька», японская нар.песня «Вишня»,
русск. нар.песня « Я на камушке сижу»,
33.И.С.Бах «Высокая месса»,
34.В.Моцарт «Реквием»,
35.Ф.Шуберт «Аве Мария»,
36.А.Бородин «Ноктюрн»
37.«Молитва» Б.Окуджава или Крылатов «Будь со мной»
И.С.Бах « Чакона»,
38.А.Шнитке «Concerto grosso № 1»(рондо)
39.А.Шнитке «Сюита в старинном стиле»
1. «Пастораль»
2. «Балет»
3. «Менуэт»
4. «Фуга»
5. «Пантомима»
40.М.Глинка «Руслан и Людмила»,
41.П.Чайковский «Ромео и Джульетта», Л.Бетховен «Эгмонт»,
42.Л.Бетховен «Патетическая».
43.С.Прокофьев. Соната № 2
44.В.Моцарт .
Соната № 11(Ля мажор)
Симфония № 40 Моцарт,
45.Симфония № 103 Й.Гайдна
46.Л.Бетховен .
Симфония № 5( тема судьбы),
симфония № 9( тема радости)
47.Ф. Шуберт .Симфония № 8 « Неоконченная», В.Калинников симфония 1
48.П.Чайковский. Симфония № 5,
49.Л.Бетховен. Симфония № 5
50.Д. Шостакович. Симфония № 7
51.К.Дебюсси. «Празднества»
52.А.Вивальди «Времена года»,« Не отвержи меня во старости»
53.М.Березовский- С.Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.
54.А.Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром.
55.«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин
56.Узбекская музыка в исполнении Севара Назархан, ансамбль
«Ивана Купала», армянская нар.мелодия – Дживан Гаспарян
№/п | Название раздела | Содержание раздела | Дополнения, отражающие специфику данной программы |
Общая характеристика предмета «Музыка» | Опора на нравственно-эстетическое, интонационно-образное и жанрово-стилевое постижение школьниками основных пластов музыкального наследия (золотой фонд классической музыки, фольклор, религиозная музыка, сочинения современных композиторов). В 7 классе это - «Классика и современность». Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле и др. | В центре данной учебной программы стоит воссоздание в искусстве образа человека – музыкальная драматургия, которая нацеливает уч-ся на образы в разных видах искусства. Широкое культурное пространство (зрительный и литературный ряд); Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки. Три содержательные линии:
| |
Цели и задачи предмета «Музыка» | Главная цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственному феномену; Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира. | Приоритетом данной программы является образно-ассоциативная связь музыки с другими видами искусства и для достижения этой цели используются поставленные (ранее) задачи. Основными методическими принципами программы являются:
| |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству , нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; Сохранение культурной среды, социализация личности учащегося; Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной, творческой инициативы школьников. | Данная программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. | |
Место учебного предмета в учебном плане | В авторской программе «Музыка 5 – 7классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской на изучение курса «Музыка» отводится 1 час в неделю (34 ч в год). | В учебном плане школы также отводится 1 час в неделю (34 ч в год). | |
Планируемые результаты изучения предмета | В процессе изучения музыки в 7 классе у школьников будет сформирована динамическая система ценностных ориентаций и эстетического видения окружающей действительности. Школьники освоят музыкальное искусство во всём многообразии его видов, жанров и стилей, изучат музыкальный фольклор, произведения музыкальной отечественной и зарубежной классики и современности, выразительные средства и особенности музыкального языка. | Учащиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в художественных событиях класса, школы, города и т.д., заниматься музыкально-эстетическим самообразованием, высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни. | |
Технологии преподавания предмета «Музыка» | Технологии развития процессов восприятия музыки школьниками; Технологии формирования певческой культуры учащихся; Технологии детского музицирования; Технологии проектно-исследовательской деятельности; Технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания; | Технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся; Технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке; Технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся. Информационные технологии в преподавании музыки; | |
Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью школьников | Тематические вечера; Уроки-концерты; Досуговая деятельность (музыкальное оформление классных часов, вечеров); Музыкально-исполнительская деятельность (выступления); Школьный театр и т.д. | Использование знаний полученных на уроках музыки в создании собственной аудио- и видео-коллекции; | |
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов | Диски, видеофрагменты (опер, балетов и т.д.); Презентации; Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке; Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. | Интернет ресурсы. | |
Структура тематического планирования | Программа для этого класса имеет два раздела: 1. Особенности драматургии сценической музыки: Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. 2.Особенности драматургии камерной и симфонической музыки: Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. | Исследовательские проекты. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы:
|
Для воплощения основной системы ведущих целевых установок образования через специфику предмета и эффективного использования УУД, раскрытия творческих и музыкальных способностей учащихся на уроках Музыки, учитель должен:
- Уметь грамотно составлять календарно-тематическое планирование с учётом УУД;
- Знать цели, задачи и планируемые результаты;
- Владеть навыками формирования УУД на всех видах музыкально-практической деятельности;
- Уметь структурировать музыкальный материал;
- Владеть различными технологиями преподавания предмета «Музыка»;
- Организовать урок так, чтобы учащиеся самостоятельно поставили целевую установку;
- Уметь построить образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей учащегося (класса);
- Уделять время для внеурочной деятельности с отстающими или талантливыми детьми;
- Придерживаться разноуровневого подхода в системе оценивания;
- Владеть навыками ПК и использовать ИКТ и ЭОР на уроках;
- Иметь хорошее материально-техническое и методическое обеспечение кабинета.
Основным подходом в обучении ФГОС должна быть деятельность: труд – игра – учение. На уроках Музыки – это музыкально-практическая деятельность, которая неизменно ведёт к духовному результату – воспитывает духовно-нравственную и культурную личность.
В соответствии с деятельностным подходом, основанном на УУД, итогом которой являются планируемые результаты, разработана система уровневого подхода к итоговой оценке: «Ученик научится» (базовый уровень) и «Ученик получит возможность научиться» (повышенный уровень). Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В процессе музыкального развития семиклассников необходимо учитывать особенности подросткового возраста (гормональная перестройка организма), что сказывается на голосе во время пения. Подростков отличают более широкие по сравнению с младшими школьниками познавательные возможности, повышенная любознательность и творческая активность, это стимулирует их к выходу за пределы учебной программы, для них чрезвычайно важен опыт самостоятельной работы. Такая работа проявляется в различной проектной деятельности индивидуальной и групповой, в организации (составление сценариев, подбор музыкального материала) классных и школьных мероприятий. Важнейшим этапом работы с семиклассниками является формирование навыков рефлексии. Таким образом, в результате обучения, учащиеся приобретут новые социально-личностные, интеллектуальные, общекультурные и коммуникативные компетенции.
Задача учителя, состоит в том, чтобы на уроках Музыки в различных видах деятельности, в основном музыкально-практической, помочь учащемуся раскрыть свои способности, и потом направить его внимание в ту область, в которой его способности проявились бы с большей силой. Формируя УУД, используя разные технологии преподавания и творчески подходя к развитию различных способностей у учащихся, учитель сможет помочь любому ученику реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.
Литература
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Григорьев Д.В., Степанов П.В. — М.: Просвещение, 2010.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ).
3. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 кл. / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
5. Примерные программы основного общего образования. Искусство - М.: Просвещение, 2010.
6. Сборник Рабочих программ. Музыка. Искусство 5 – 9 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013.
7. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс. / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий./ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Интернет-ресурсы
1. http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
2. http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
3.http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
4. http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
6. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
7.http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей
Календарно - тематическое планирование 7 класс | |||||||
I раздел: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (16ч) | |||||||
Дата проведения | Тема урока | Содержание темы, термины понятия, музыкальный материал | Планируемые результаты | Материально-техническая база, ЭОры | |||
№урока | Предметные | Универсальные учебные действия(УДД) и личностные | |||||
1 | 06.09 | Классика и современность | Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки. | Пробудить интерес к выдающимся музыкальным произведениям. Осознание образных, жанровых и стилевых основ музыки, как вида искусства. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. П – сопоставление терминов и понятий. К – хоровое пение. | ||
2 | 13.09 | В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» | Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив. | Углубление знаний об оперном спектакле. Введение понятия музыкальная драматургия – законы искусства тождественны законам жизни. | Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – пение по нотной записи. Р – выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка – конфликт – кульминация – развязка; К – проект-постановка одной из сцен оперы. | ||
3 | 20.09 | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | Композитор А.П. Бородин. Русская эпическая опера. Ария. Музыкальные образы оперных героев. | Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски). | Л – Смысловое чтение и пение. Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – оценка прослушанных эпизодов оперы. К – пение хором. | ||
4 | 27.09 | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | Конфликт. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Плач, причет (причитания) | Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых –половецкие пляски). | Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – пение – выделение характеристик муз. образа. Р - эссе на тему «Плач Ярославны» К – работа в группах: проанализировать конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). | Видео: Фильм-опера "Князь Игорь" (фрагменты). | |
5-6 | 04.10 | В музыкальном театре. Балет В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» | Формы драматургии балета. Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер. | Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации различных литературных произведений в жанре балета. | Л – свободное дирижирование, пластическая импровизация. П - Формы драматургии балета (сюжеты). | Проектор "Музыкально-театральные жанры. Балет". | |
11.10 | Хор в балете. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль. | Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина. Р – эссе на тему хора «Молитва». К – пение хором. | Видеофрагмент: балета «Ярославна» | |||
7 | 18.10 | Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение | Галерея героических образов. | Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. | Л - Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П - Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Р – сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства. К – исполнение песен патриотического характера. | Презентация "Галерея героических образов" | |
8-9 | 25.10 | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». | Д. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Банджо. Хит. | Проанализировать, как развитие джаза в сфере лёгкой музыки привело к рождению рок-музыки, а в сфере духовной музыки – к симфоджазу. | П - Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Р и К; Л - Разделившись на группы составить музыкальную фонограмму хитов из популярных мюзиклов и рок-опер. П - Подведение под понятие – хит. | Презентация "Мой народ - американцы..." | |
08.11 | Симфоджаз Понятие лёгкой и серьёзной музыки | Знакомство с первой оперой в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. | Л - Какие нравственные проблемы были подняты в опере «Порги и Бесс»? П - Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом сочинении? П - Прослушать, сравнить и сопоставить разные трактовки. | Фильм-опера "Порги и Бесс" (фрагменты). | |||
10 | 15.11 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо | Оперный жанр драмы. Увертюра. Хабанера. Сегидилья. | Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. | Л - осознание личностных смыслов. Р – презентация на тему: «О чём может рассказать увертюра к опере». П, К – работа по группам музыкальные характеристики персонажей. | ||
11 | 22.11 | Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Непрерывное симфоническое развитие в опере. | Преобразование жанра комической оперы в новый тип музыкально-драматического представления | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – сравнение разных исполнительских трактов. Р - эссе на темы: Образ Кармен, Образы Хозе и Эскамильо. И - Видео: | Видео Опера "Кармен" (фрагменты). | ||
12 | 29.11 | Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» | Сюита. Современная трактовка темы любви и свободы. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина | Проанализировать вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина. | Л – присвоение духовно-нравственных ценностей произведения. П – анализ музыкальных образов - портретов. Р - Сопоставление фрагментов оперы и балета. | Видео: Балет "Кармен-сюита" (фрагменты). | |
13 | 06.12 | Сюжеты и образы духовной музыки | Сюита, фуга, месса. Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Полифония. | Нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе восприятия духовных ценностей, запечатлённых в произведениях музыкальной классики | Л – Актуализация музыкального опыта, связанного с образами духовной музыки. П – спеть и прослушать в записи фрагменты знакомых сочинений Баха. Р – эссе: какие чувства вызывает у Вас эта музыка? К – разработка и обсуждение мини-проекта «Музыка Баха в мобильных телефонах». | ||
14 | 13.12 | Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов | Понятие - Духовная музыка. Всенощная. | Пробудить интерес к русской духовной музыке на примере музыки Рахманинова. | Л - присвоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П – Открыть для себя «истинно русскую народную полифонию». Р – сравнительный анализ «Всенощной» и «Высокой мессы». К - вокализация хоров.
| проектор «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты). | |
15 | 20.12 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер | Жанр рок-опера. Лирические и драматические образы оперы. Контраст главных образов рок-оперы, как основа драматургического развития. | Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок-оперы. | Л - Составить словарь направлений современной популярной музыки. П – Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы; Спеть и прослушать тему «Колыбельной» (анализ). Р – эссе на прослушанный фрагмент «Небом полна голова». К – пение хором отрывков из рок-оперы. | проектор Фильм-опера "Иисус-Христос - суперзвезда" (фрагменты). | |
16 | 27.12 | Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. Обобщение представлений учащихся об особенностях музыкальной драматургии сценической музыки. Музыкальная викторина. | Сюита. Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. | Выявить значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле «Ревизская сказка» | Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства; П - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов. Р - провести интонационно-образный и сравнительный анализ музыки в виде эссе. | Видео: "Ревизская сказка" - концертное исполнение (фрагменты). | |
2 полугодие II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч) | |||||||
17- 18 | 17.01 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Музыкальная драматургия – развитие музыки. | Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Вариация, разработка, секвенция, имитация. | Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Л – пение – почувствовать и понять выразительное значение повторов. П – слушание музыки - какую роль играет секвенция в развитии образа? Р, К – пение хором, в ансамбле. | Видео "Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке" | |
24.01 | Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Фуга. Соната, трио, квартет. | Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. | Л – формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение. П – слушание музыки – какую роль выполняет имитация в развитии музыкальных образов? Р, К – разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ. | Проектор Презентация "Духовная и светская музыка" | |||
19- 20 | 31.01 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.(новая интерпритация) | Камерная музыка. Концертный этюд. | Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена. | Л – слушание музыки – какие чувства вызвали эти пьесы? П – анализ прослушанных произведений – средства музыкальной выразительности. Р – «Обозреватель музыкального журнала» – отзыв на концерт. | Видео: Кинофильм "Шопен. Желание любви" (фрагмент). | |
07.02 | Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Роль Ф. Бузони в развитии пианистического искусства. | Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха. | Л – постижение музыки композиторов романтиков через пение. П – слушание музыки – анализ произведений. Р, К – подбор современных трактовок Баха – дискуссия на тему «В чём секрет современности сочинений Баха?» | ||||
21- 22 | 14.02 | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо. | Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо. | Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П – сравнительный анализ «Кочерто гроссо» и «Чаконы». Р – эссе на тему «Настоящее и прошлое» | Видео: А.Шнитке "Кончерто гроссо" - концертная запись (фрагмент). | |
21.02 | Особенности формы сюиты. Музыкальная драматургия сюиты. | Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки. | Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений). П – слушание музыки – анализ музыкальных образов. | Проектор "Сюита. Сонатно-симфонический цикл" | |||
23 | 28.02 | Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. | Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. | Выявление содержания и идеи произведения, выраженных в сонатной форме, и понимание особенностей развития музыки в сонатной форме, как отражение жизненных противоречий. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – слушание музыки – анализ муз. формы. Р – эссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке». К - умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений. | Видео: "Сказка о сонатной форме" ("AD LIBITUM или в свободном полёте" (цикл бесед о музыке М. Казиника)). | |
24-25 | 07.03 | Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. | Закрепления понятия сонатная форма. Тема. Вариация. Менуэт. Финал. | Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки С. Прокофьева и В. Моцарта. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; П – слушание музыки и размышление о ней. Р, К – разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом, симфонии Гайдна и 40 симфонии Моцарта. | ||
14.03 | Симфония. Симфония в творчестве венских классиков. Строение симфонического произведения. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – эссе «Судьба властвует над человеком или человек над судьбой?» (фрагмент) |
| |||
26- 27- 28 | 21.03 | Симфоническая музыка Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. Симфонии Ф.Шуберта, В. Калинникова Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. | Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. | Закрепление понимания сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов. | Видео: Кинофильм "Переписывая Бетховена" | ||
04.04 | Симфония в эпоху романтизма. Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. | Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р , К – разделившись на группы обсуждение темы "Лирический герой" | Видео "Симфонические музыкальные жанры. Симфония" | |||
11.04 | Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. | Знакомство с симфоническим творчеством П. Чайковского, Д. Шостаковича. | Л – пение - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – сравнительный анализ, симфонии №5 Чайковского и симфонии №5 Бетховена. | Видео: Кинофильм "Ленинградская симфония" (фрагменты). | |||
29 | 18.04 | Симфоническ. картина «Празднества» К.Дебюсси». Инструментальный концерт. | Симфоническая картина. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Ноктюрн. Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра. | Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов. К – дискуссия по заданным вопросам. | ||
30 | 25.04 | Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна. | Концерт. Рапсодия. Блюз. Симфоджаз. | Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыке и размышление о ней. Р, К – создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края. | Видео: "Rhapsody in blue" (Летний гала-концерт в Графенеге) Мультфильм "Фантазии Диснея" | |
31 | 02.05 | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин . | . Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. | Обобщение представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. | Л – формирование толерантности к музыкальной культуре разных народов. П – пение и слушание народных песен. Р – эссе моя любимая народная песня(танец, музыка). К – хоровое пение. | Презентация: «Музыка народов мира» | |
32 | 16.05 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Урок – обобщение темы полугодия : «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». | Закрепление понятий – «Мюзикл», «Рок-опера», «Хит». | Актуализация слухового опыта школьников. Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. | Л - активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества. П – слушание музыки и размышление о ней. Р, К – презентация на тему «Хит – парад: мои музыкальные предпочтения» | Видео: Видеозаписи мюзиклов, рок-опер, концертов (фрагменты) | |
33 | 23.05 | Защита самостоятельных работ. | Обобщение представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. | Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности. Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности. | |||
34 | Музыкальная викторина про хитам из мюзиклов и рок - опер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...