Вокальный ансамбль. Программа
рабочая программа по музыке на тему
Программа создана с учетом учебных планов и федеральных государственных требований.
Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Вокальный ансамбль» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение».
Основной тенденцией современной педагогики является поиск наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Смысл этих поисков заключается в пробуждении творческих способностей учащихся, развитие которых благотворно влияет не только на их эстетическое воспитание и образование, но и на формирование общих способностей.
Программа поможет выявлять творческий потенциал детей, формировать у них комплекс важнейших практических навыков, которые будут воспитываться с первого класса. Ансамблевое пение – как исполнительское искусство наиболее любимый вид детского творчества. Исполняя музыкальные произведения, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности, через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов. Класс вокального ансамбля – один из изучаемых предметов в детских школах искусств. Обучаясь этому предмету, учащийся овладевает навыками сольного пения, пения в ансамбле, культурой вокального исполнения. Пение в ансамбле прекрасно развивает гармонический и мелодический слух, навык чтения нот с листа, а так же учит работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalnyy_ansambl_programma.docx | 64.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Коммунаровская детская школа искусств».
ПРЕДМЕТ.
Вокальный ансамбль.
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Хоровое пение».
Срок реализации – 7 лет.
«Одобрено» педагогическим советом МБОУ ДОД «Коммунаровской ДШИ» «____» ______________ 2012 год. | Утверждаю: Директор МБОУ ДОД «Коммунаровской ДШИ» _____________________ «_____» _____________ 2012 год. |
Разработчики: Шибина Надежда Евгеньевна – старший преподаватель хорового отделения «Коммунаровской ДШИ».
Рецензенты:
1.
2.
I. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа создана с учетом учебных планов и федеральных государственных требований.
Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Вокальный ансамбль» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение».
Основной тенденцией современной педагогики является поиск наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Смысл этих поисков заключается в пробуждении творческих способностей учащихся, развитие которых благотворно влияет не только на их эстетическое воспитание и образование, но и на формирование общих способностей.
Программа поможет выявлять творческий потенциал детей, формировать у них комплекс важнейших практических навыков, которые будут воспитываться с первого класса. Ансамблевое пение – как исполнительское искусство наиболее любимый вид детского творчества. Исполняя музыкальные произведения, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности, через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов. Класс вокального ансамбля – один из изучаемых предметов в детских школах искусств. Обучаясь этому предмету, учащийся овладевает навыками сольного пения, пения в ансамбле, культурой вокального исполнения. Пение в ансамбле прекрасно развивает гармонический и мелодический слух, навык чтения нот с листа, а так же учит работать в коллективе.
2. Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль».
Программа рассчитана на семилетний курс обучения детей, которые поступили в детскую школу искусств в возрасте 6,6-7 лет.
3. Объем учебного времени
Вокальный ансамбль является как бы промежуточным звеном между сольным и хоровым пением. Программа обучения в классе вокального ансамбля рассчитана на 7 лет: 1-4 классы – 0,5 часа в неделю (16,5 часа в год), 5-7 классы – 1 час в неделю (33 часа в год).
Срок обучения / класс | 7 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 164 |
Кол-во часов на аудиторные занятия | 82 |
Кол-во часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 82 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Ведущей формой работы с учащимися является урок, где строится работа над основными компонентами ансамблевого звучания, эмоционально-художественным образом, формой произведения. Количество участников ансамбля от двух учащихся. Для совместного полноценного исполнения даже небольшого и легкого произведения нужны стройность ансамбля, единство темпа, дыхания, общий эмоциональный настрой, независимо от того, какую партию исполняет ученик – в ансамбле ценится каждый участник.
5. Цель и задачи учебного предмета «Вокальный ансамбль»
Цель:
- овладеть знаниями, умениями и навыками пения в вокальном ансамбле;
- овладеть навыками концертных ансамблевых выступлений;
- освоить необходимый объём теоретических и практических знаний, исполнительских умений для самостоятельного творчества.
Задачи:
1) Образовательные:
- развитие основных музыкальных и творческих способностей учащихся (слух, ритм, музыкальная память);
- приобретение навыков и умений ансамблевого исполнительства (в сопровождении фортепиано и других музыкальных инструментов);
- развитие познавательного интереса к отечественной и зарубежной музыкальной культуре;
- взаимодействие и помощь обучающемуся в исполнительской самореализации.
2) Воспитательные:
- формирование и развитие интереса и любви к народной, классической и современной музыке;
- воспитание чувства коллективизма, культуры общения между участниками ансамбля, исполнительской дисциплины;
- воспитание общественной активности, формирование сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, пропаганде музыкального искусства.
3) Развивающие:
- развитие и формирование потребности учащегося в исполнительской самореализации;
- воспитание требовательности к себе, чувства ответственности перед участниками ансамбля;
- сохранение здоровья и способствование физическому развитию.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Вокальный ансамбль».
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей, посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль».
Для реализации программы должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
- учебные аудитории со звукоизоляцией;
- учебные аудитории со специальным оборудованием (рояль или пианино);
- концертный зал с концертным роялем или фортепиано; звукотехническим оборудованием.
II. Содержание учебного предмета.
Индекс, наименование учебного предмета | Трудоемкость в часах | Распределение по годам обучения | ||||||||
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | 5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | ||||
количество недель аудиторных занятий | ||||||||||
32 | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | ||||
недельная нагрузка в часах | ||||||||||
В.02.УП.02 Вокальный ансамбль. | Аудиторные занятия (в часах) | 82 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Самостоятельная работа (в часах) | 82 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Максимальная учебная нагрузка по предмету (без учета консультаций) | 164 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | ||
Консультации (часов в год) | 15 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 |
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Вокальный ансамбль».
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы распределятся по годом обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.
Самостоятельная работа учащихся включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности МБОУ ДОД «Коммунаровской школы искусств».
Домашняя работа учащегося состоит из: самостоятельной работы над хоровыми произведениями, работы над интонационным и текстовым материалом, выучивания репертуара наизусть, чтения нот с листа и других творческих видов работ. Увеличение количества часов, выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах, связано с усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы над техническими, учебными и концертными трудностями.
2. Требования по годам обучения.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно - досуговых центрах и пр.), участие в смотрах – конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
За учебный год должно быть пройдено примерно следующее кол-во произведений:
- 1-4 классы – 5-10 вокальных номеров;
- 5-7 классы – 10-20 вокальных номеров.
Основные принципы подбора репертуара:
- Художественная ценность произведений.
- Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.
- Решение учебных задач.
- Создание художественного образа произведения.
- Доступность: по содержанию; по голосовым возможностям; по техническим навыкам.
- Разнообразие: по стилю; по содержанию; по темпу и нюансировке; по сложности.
Программы учебного предмета «Вокальный ансамбль».
Хоровое отделение.
Первый год обучения.
В течение учебного года развиваются индивидуальные природные возможности и музыкальные способности детей. В этот период важно поддерживать интерес учащихся актуальными для них музыкальными направлениями и сюжетами. Самым ярким воплощение ученического потенциала является детский мюзикл, музыкальная сказка. Этот жанр помогает детям раскрывать свой актерский дар и расти в музыкально-творческом плане, раскрепощать физическую зажатость учащихся. Программа «Вокальный ансамбль» первого года обучения стремится к тем же стандартам, что обозначены в общем курсе программы «Хоровое пение». Дети должны уметь петь чисто в унисон, точно определять количество звуков, фраз, мотивов, слышать звуковысотное направление мелодии, понимать содержание произведений.
Примерные программы выступлений.
Русские народные песни:
- обр. П. Вейса «Котя, котенька, коток»;
- обр. Иорданский «Голубые санки»;
- обр. Попатенко «Ой, летел жук»;
- обр. П. Вейса «Ранней весной»;
- обр. Е. Тиличеевой «Березка»;
- обр. А. Филиппенко «Соловейко»;
Ю. Антонов «Приключения кузнечика Кузи»:
- «Утренняя песенка»;
- «Родные места»;
- «Песенка Мурёнки»;
- «Песенка Окулярии»;
- «Жарафрика»;
- «Две волшебные буквы»;
- «Песенка Кока»;
- «Снегарктида»;
- «Песенка веселых академиков»;
- «Крыша дома твоего»;
Ожидаемый результат: к окончанию учебного года учащиеся первого класса должны владеть следующими навыками:
- знать основы певческой позиции при исполнении вокальных произведений сидя и стоя;
- владеть техникой певческого дыхания;
- стремиться к чистоте интонации, унисону;
- чётко произносить текст произведений;
- стремиться к художественному исполнению песен.
Учебно-тематический план.
1-е полугодие
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Знакомство с учащимися. Индивидуальное прослушивание, распределение по голосовым группам. | 2 часа |
2 | Установка певческого дыхания, позиции. Гимнастика для выработки вокального дыхания. Вокально-речевые, интонационно - фонетические упражнения. | 2 часа |
3 | «Орфоэпия». Развитие артикуляционной свободы. Скороговорки, упражнения – прибаутки. | 2 часа |
4 | Устойчивое интонирование унисона, правильного звукообразования, смысловой выразительности. | 2 часа |
2-е полугодие
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Развитие техники певческого дыхания на примерах упражнений и вокальных распевках. | 2 часа |
2 | Дикция и артикуляция. | 2 часа |
3 | Выработка чистого и выразительного унисона, ритмической и динамической ровности, стабильного исполнения на фоне фортепианного аккомпанемента. | 2 часа |
4 | Подготовка произведений для концертного выступления. | 2 часа |
Второй год обучения.
В течение второго года обучения учащиеся овладевают основными принципами развития певческого дыхания и голоса; знакомятся с репертуаром, включающим элементы подголосков, и двухголосия; демонстрируют свободу физического и музыкально-творческого резерва собственных возможностей.
Программа второго класса предполагает:
- развитие певческого диапазона;
- вокальной и музыкальной грамотности;
- артикуляционной, певческой свободы;
- сольфеджирования партий;
- отработку эмоционального настроя.
Примерные программы выступлений.
- В. Герчик «Осень пришла»;
- А. Гречанинов «Вербочки»;
- А. Гречанинов «Колыбельная»;
- А. Рубинштейн «Народная песня»;
- М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»;
- М. Яковлев «Зимний вечер»;
- А. Алябьев «Счастлив тот, кому забавы…»;
Ожидаемый результат: по окончании второго года обучения, обучающиеся должны владеть следующими навыками:
- владеть основами грамотной певческой установки при исполнении вокальных произведений сидя и стоя;
- владеть техникой певческого дыхания;
- стремиться к чистоте интонации, унисону;
- чётко произносить текст произведений;
- владеть начальными навыками двухголосного пения;
- стремиться к художественному исполнению песен.
Учебно-тематический план.
1-е полугодие
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Беседа с учащимися. Индивидуальное прослушивание, распределение по голосовым партиям. | 2 часа |
2. | Выработка естественного, свободного звука; устойчивого интонирования унисона. Легкий канон. Двухголосие с сопровождением. | 2 часа |
3. | Развитие артикуляционной свободы. Работа над произведениями быстрого и среднего темпа. | 2 часа |
4. | Подбор и работа над программами для концертных выступлений коллектива. | 2 часа |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Развитие техники исполнительских навыков учащихся на примерах вокальных распевок и в работе над произведениями. | 2 часа |
2. | Развитие навыков пения a’cappella. Выработка частоты интонации в двухголосном пении. | 2 часа |
3. | Работа над артикуляцией и дикцией. | 2 часа |
4. | Подготовка репертуара для публичных выступлений коллектива. | 2,5 часа |
Третий год обучения.
Учащиеся третьего года обучения должны освоить навык двухголосного пения, самостоятельного анализа музыкальных произведений, обладать уверенным интонированием и слуховым ощущением больших, малых и чистых интервалов, а так же иметь четкие представления об артистизме, как необходимом составляющем концертного выступления.
Программа третьего года обучения предполагает:
- осознанное опорное дыхание и грамотную певческую позицию;
- развитие дикционной четкости путем пропевания на различные слоги;
- развитие слуховых навыков учащихся в разных тональностях;
- формирование воплощения художественного образа произведений.
Примерные программы выступлений.
Русские народные песни в обр. А. Лядова:
- «Ты не стой, колодец»;
- «Колыбельная»;
- «Ах, ты степь широкая»;
- «А я по лугу».
Н. Голещанов «Репка»:
- «Песня Деда и Бабки»;
- «Песня Репки»;
- «Песня-хоровод»;
- «Песня Крота и его сестры Кротихи»;
- «Плач Репки»;
- «Песня Жучки»;
- «Песня внучки Маши»;
- «Тянут–потянут – вытянуть не могут»;
- «Заключительная песня – хоровод».
Ожидаемый результат: по окончании третьего года обучения учащиеся должны владеть следующими навыками:
- пользоваться правилами грамотной певческой установки при исполнении вокальных произведений добиваясь стабильности, удобства и естественности;
- владеть техникой длительного певческого дыхания;
- уметь слушать и слышать себя как в одноголосии, так и в двух – трехголосном звучании;
- следить за дикционной слаженностью и речевым ансамблем;
- стремиться к выразительно-осмысленному исполнению произведений.
Учебно-тематический план.
1-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Беседа с учащимися. Индивидуальное прослушивание, распределение по голосам. | 1 час |
2. | Совершенствование вокально-хоровых навыков, полученных на начальном этапе обучения:
| 3 часа |
3. | Работа над интонационным и артикуляционным ансамблем. | 2 часа |
4. | Подготовка произведений к концертно-конкурсным мероприятиям. | 2 часа |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Развитие вокально-хорового диапазона учащихся посредством усложнения материала распевок. | 2 часа |
2. | Формирование стабильного музыкально – интонационного ансамбля в исполняемых произведениях. | 2 часа |
3. | Формирование стабильного двух – трехголосия; стройности и целостности звучания. | 2 часа |
4. | Подготовка программы коллектива для концертно-конкурсных выступлений. | 2,5 часа |
Четвертый год обучения.
Учащиеся четвертого года обучения должны прочно владеть вокально-певческими навыками, максимально концентрировать внимание на исполнительских задачах и сознательном отношении к звучащему материалу.
Программа четвертого года обучения предполагает:
- грамотность певческой установки;
- развитие диапазона певческих возможностей учащихся;
- освоение навыков двух – трехголосного пения;
- развитие знаний музыкальной грамоты и сольфеджио;
- развитие навыков над цельностью концертных номеров.
Примерные программы выступлений.
Русские народные песни в обр. А. Лядова:
- «Во лузях»;
- «Ты река ли, моя реченька»;
И. Брондз «Федорино горе»:
- «Как у наших, у ворот»;
- «Скачет сито по полям»;
- «Песня Федоры»;
- «Песня курицы»;
- «Было нам у бабы худо»;
- «Села бы баба за стол»;
- «А посуда вперед и вперед»;
- «Ой вы, бедные сиротки мои»;
- «Уж не буду я посуду обижать»;
- «А на белой табуреточке».
Ожидаемый результат: по окончании четвертого года обучения учащиеся должны владеть следующими навыками:
- пользоваться правилами грамотной певческой установки при исполнении вокальных произведений добиваясь стабильности, удобства и естественности;
- владеть техникой длительного певческого дыхания;
- уметь слушать и слышать себя как в одноголосии, так и в двух – трехголосном звучании;
- следить за дикционной слаженностью и речевым ансамблем;
- стремиться к выразительно-осмысленному исполнению произведений.
Учебно-тематический план.
1-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Беседа с учащимися. Индивидуальное прослушивание, распределение по партиям. | 1 час |
2. | Работа в жанре музыкального спектакля, включающая в себя интонационный, текстовой, театральный материал. | 3 часа |
3. | Работа над народной песней. Развитие артикуляционной свободы при пении в быстром темпе. | 2 часа |
4. | Освоение современных ладо – гармонических соотношений на материале вокальных упражнений и простых примеров в стиле джаз. | 2 часа |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Развитие вокальных навыков в материале распевок и упражнений подготовительного плана. | 2 часа |
2. | Работа над слаженностью, целостностью и стабильностью исполняемых произведений. | 2 часа |
3. | Работа над вокально-хоровым ансамблем и строем. | 2 часа |
4. | Работа над репертуаром программ текущих концертных, фестивальных и конкурсных выступлений. | 2,5 часа |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Проверка уровня знаний учащихся осуществляется на переводных экзаменах, контрольных уроках, зачетах, концертных выступлениях, итоговом экзамене. В конце каждого полугодия следует проводить отчетные концерты с участием предмета «Вокальный ансамбль». Программа способствует развитию общей музыкальной культуры, обеспечивает совершенствование процесса обучения, развития и воспитания учащихся.
График промежуточной и итоговой аттестации.
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
1 класс | Концертное выступление | декабрь | 2-3 произведения разнохарактерного плана. |
Отчетный концерт | май | 2-3 произведения с демонстрацией роста ансамблевого пения. | |
2 класс 3 класс 4 класс | Концертное выступление | декабрь | 2-3 произведений с элементами подголосков и двухголосия. |
Концертно-конкурсные мероприятия | в течении учебного процесса | Участие в текущих школьных мероприятиях, фестивально - конкурсная деятельность. | |
Отчетный концерт | май | 3 произведения с уверенным интонированием и слуховым ощущением больших, малых и чистых интервалов, четким представлением об артистизме. |
Пятый год обучения.
В течение пятого года обучения, учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками пения в ансамбле в произведениях различного стиля и жанра; уметь грамотно читать нотный текст и самостоятельно анализировать музыкальный материал; уверенно интонировать свою партию в двух, трех и четырехголосном изложении.
Программа пятого года обучения предполагает:
- ясное представление о певческой позиции и опорном дыхании;
- развитие слуховых навыков на основе исполнения многоголосных произведений;
- развитие навыков самостоятельной работы над материалом;
- отработка концертно-художественного воплощения образа произведений.
Примерные программы выступлений.
С. Горковенко «Огниво»:
- «Песня солдата»;
- «Рассказ ведьмы»;
- «Куплеты трех собак»;
- «Песня солдата и горожан»;
- «Романс принцессы»;
- «Дуэт принцессы и солдата»;
- «Куплеты палача»;
- «Король и свита»;
- «Финал».
10. А. Алябьев «Зимняя дорога»;
11. А. Варламов «Горные вершины»;
12. А. Варламов «На заре ты её не буди».
Ожидаемый результат: по окончании пятого года обучения учащиеся должны владеть следующими навыками:
- приобретение и закрепление вокально-хоровых знаний, умений и навыков, полученных в этот период;
- успешное освоение программы «Вокальный ансамбль» в соответствии со своим классом;
- понимание и осмысление музыкальной ткани исполняемых произведений;
- участие обучающихся в концертно-конкурсной деятельности коллектива;
- закрепление устойчивого интереса к вокальной музыкальной культуре и музыкально-творческому исполнительству.
Учебно-тематический план.
1-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Беседа с учащимися. Индивидуальное прослушивание, распределение по хоровым партиям. | 1 час |
2. | Работа над освоением жанра детского мюзикла на примере отечественной композиторской школы. | 6 часов |
3. | Развитие способностей умения работать по партитуре, как сольно, так и в ансамбле; a’cappella и с сопровождением. | 5 часов |
4. | Работа над эмоциональной составляющей исполняемых произведений. | 4 часа |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Совершенствовать вокальные навыки в подготовительном материале (вокально-хоровые упражнения). | 2 часа |
2. | Стремиться качественному и грамотному исполнительству, соблюдению традиционных и стилистических правил в изучаемых произведениях. | 6 часов |
3. | Добиваться сценической образности и наглядности, приближающей к первоосновам исполняемого материала. | 6 часов |
4. | Подбор репертуара, помогающего выигрышно преподносить коллектив в выступлениях на фестивалях, концертах и т.п. | 2,5 часа |
Шестой год обучения.
Становится стабильным, естественным, комфортным правилом, которое самым действенным образом помогает достичь конечного и качественного результата. Правильная певческая позиция закрепляет нормы и правила хорошей дисциплины и грамотной организации певческого процесса.
Вокальные навыки обучающихся совершенствуются в плане чуткости и выразительности интонирования; чистоты и слаженности в произведениях a’cappella и с сопровождением; в ансамбле и в коллективном вокальном звучании; мелодическом и гармоническом строе; взаимном доверии и контакте, обеспечивающими полноценную работу.
Примерные программы выступлений.
- А. Гурилев «Радость душечка»;
- П. Булахов «Тройка»;
- А. Гурилев «Вьется ласточка сизокрылая»;
- А. Гурилев «Не шуми ты, рожь, спелым колосом!»
Г. Гладков «Голубой щенок»:
- «Дразнилка»;
- «Песня голубого щенка»;
- «Песня злого пирата»;
- «Песня чёрного кота»;
- «Песня бывалого моряка»;
- «Рыба – пила»;
- «Злой пират и чёрный кот»;
- «Хор»;
- «Финал».
Ожидаемый результат: по окончании шестого года обучения учащиеся должны владеть следующими навыками:
- совершенствование и закрепление вокальных знаний, умений и навыков, полученных в этот период;
- успешное освоение программы «Вокальный ансамбль» в соответствии со своим классом;
- понимание и осмысление музыкальной ткани исполняемых произведений;
- участие обучающихся в концертно-конкурсной деятельности коллектива;
- закрепление устойчивого интереса к вокальной музыкальной культуре и музыкально-творческому исполнительству.
Учебно-тематический план.
1-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Распевочный материал, подготавливающий голосовой аппарат к основной работе. | 2 часа |
2. | Работа над материалом вокальных партий в индивидуальном и коллективном исполнении; a’cappella и с сопровождением; выстраивание вокального ансамбля и аккордовой вертикали. | 7 часов |
3. | Работа над эмоционально-образной составляющей произведений, их смысловой нагрузкой и стилистикой. | 7 часов |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Отработка и совершенствование вокальных упражнений; шлифовка технических возможностей учащихся. | 2,5 часа |
2. | Совершенствование исполнительских навыков в произведениях a’cappella; народной песни; произведениях современных авторов. | 7 часов |
3. | Подготовка репертуара для текущих концертных выступлений. | 7 часов |
График промежуточной и итоговой аттестации.
5 класс 6 класс | Концертное выступление | декабрь | 4 произведения с прочным владением вокально-певческими навыками, развитым диапазоном, сконцентрированным вниманием, грамотностью исполнения. |
Концертно-конкурсные мероприятия | в течении учебного процесса | Участие в текущих школьных мероприятиях, фестивально - конкурсная деятельность. | |
Отчетный концерт | май | 4-5 произведений разного стиля и жанра классической и современной музыки. | |
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
Седьмой год обучения.
Певческая установка является неотъемлемой частью свода правил вокальной практики и певческой дисциплины, соблюдение которой обязательно, стабильно и незыблемо. Вокальные навыки обучающихся продолжают совершенствоваться в плане чуткости и выразительности интонирования; чистоты и слаженности в произведениях a’cappella и с сопровождением; мелодическом и гармоническом строе; взаимном доверии и контакте, обеспечивающими полноценную работу над ансамблем.
Программа седьмого класса предполагает:
- демонстрацию основных певческих приемов, необходимых для исполнения музыкальных произведений;
- анализ собственного исполнения;
- пение в интонационно-слаженном ансамбле;
- владение навыками работы по партитуре;
- умение создавать яркий художественный образ.
Примерные программы выступлений.
С. Горковенко «Буратино»:
- «Песня шарманщика»;
- «Песня Сверчка»;
- «Песня Буратино»;
- «Хор зрителей»;
- «Песня Карабаса Барабаса»;
- «Песня лисы Алисы»;
- «Баллада о Поле Чудес»;
- «Песня Мальвины м хором»;
- «Песня Артемона»;
- «Песня полицейских собак»;
- «Песня кота Базилио»;
- «Песня лягушек»;
- «Романс черепахи Тортилы»;
- «Танго Пьеро»;
- «Заключительная песня».
16. М. Минков, слова Д. Иванова «Спасибо, музыка».
17. В. Шаинский, слова М. Пляцковского «Рассвет – чародей».
18. J. Galin «Christmas in the air».
19. D. Ascap «You gotta generate heat».
Ожидаемый результат: по окончании седьмого года обучения учащиеся должны владеть следующими навыками:
- совершенствование и закрепление вокальных знаний, умений и навыков, успешное освоение новых технических задач, связанных с усложнением гармонического строя;
- участие обучающихся в концертно-конкурсной деятельности; их активная позиция в подготовке мероприятий школьного, районного, областного, городского уровня;
- приобщение к вокальному исполнительству и позитивной слушательской потребности семей учащихся и их близкого окружения;
- пропаганда живого вокального искусства массовому слушателю.
Учебно-тематический план.
1-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Распевочный материал, подготавливающий голосовой аппарат к основной работе. | 1 час |
2. | Работа над материалом вокальных партий в индивидуальном и коллективном исполнении; a’cappella и с сопровождением; выстраивание вокального ансамбля и аккордовой вертикали. | 8 часов |
3. | Работа над эмоционально-образной составляющей произведений, их смысловой нагрузкой и стилистикой. | 7 часов |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Отработка и совершенствование вокальных упражнений; шлифовка технических возможностей учащихся. | 2 часа |
2. | Совершенствование исполнительских навыков в произведениях a’cappella; народной песни; произведениях современных авторов. | 7 часов |
3. | Подготовка репертуара для текущих концертных выступлений. | 7,5 часов |
График промежуточной и итоговой аттестации.
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
7класс | Концертное выступление | декабрь | 4-5 произведений различного склада изложения, в двух, трех, четырехголосном исполнении. |
Концертно-конкурсные мероприятия | в течении учебного процесса | Участие в текущих школьных мероприятиях, фестивально - конкурсная деятельность. | |
Отчетный концерт | май | 3-4 произведения – как итог завершения курса и демонстрация достойного уровня вокального исполнения. | |
Выпускной экзамен | май | 3-4 произведения – как итог завершения курса и демонстрация достойного уровня вокального исполнения. |
IV. Формы и методы контроля, системы оценок.
В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная аттестации.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- зачетный урок в конце каждой четверти.
Критерии оценок текущего контроля успеваемости учащихся.
- 5 (отлично) – соответствует высокому и качественному уровню освоения данной программы, как в рамках своего класса, так и в объёме всего цикла:
- артистичное исполнение произведений;
- увлеченность исполнением;
- свободное владение техническими, текстовыми задачами произведений;
- убедительное понимание чувства формы, жанра, стиля произведений;
- выразительность, единство и ясность исполнения.
- 4 (хорошо) – уровень знаний и умений достаточно высокий, допускающий незначительные помарки и недочеты, но в целом производящий положительное впечатление:
- незначительная нестабильность исполнения;
- грамотное понимание формы и средств музыкальной выразительности;
- хорошее знание нотного текста;
- в целом, выразительное, ровное исполнение.
- 3 (удовлетворительно) – уровень знаний стандартный, но не демонстрирующий должного качества освоения вокально-хоровой базы:
- формальное прочтение нотного текста, без осмысления музыкального материала;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- не четкое понимание интонационных и текстовых задач произведений;
- однообразие и монотонность исполнения.
- 2 (неудовлетворительно) – уровень демонстрируемых знаний ниже среднего, что позволяет оценивать работу учащегося оценкой – плохо:
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество исполнения;
- отсутствие выразительного интонирования и метро – ритмической устойчивости.
- 1 (единица) – откровенно низкий уровень освоения программы.
Система оценок в рамках итоговой аттестации предлагает пятибалльную школу в её абсолютном значении (5, 4, 3, 2, 1). Система оценок в рамках промежуточной аттестации предлагает пятибалльную шкалу с использованием знаков «+» и «-» (5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-, 2+, 2, 1).
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Программа учебного предмета «Вокальный ансамбль» основана на следующих педагогических принципах:
- соответствие содержания уровню развития учащихся;
- комплексность задач обучения и воспитания;
- уважение личности каждого ученика.
VI. Списки нотной и методической литературы.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 1-ый класс. Москва 2001 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 2-ой класс. Москва 2005 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 3-ий класс. Москва 2004 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 4-ый класс. Москва 2000 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 5-ый класс. Москва 2003 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 6-ой класс. Москва 2004 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 7-ой класс. Москва 2007 год.
- Сочинения для детского хора и фортепиано «Кто веселый-превеселый?» А. Ларин. Москва 2009 год.
- Хоровые произведения для детского и женского хоров на стихи А. Пушкина, К. Бальмонта, К. Романова «Под сенью дружных муз…» В.Фадеев. Санкт-Петербург 1999 год.
- Обработки народных песен А. Логинов. Санкт-Петербург 2009 год.
- Западная классика. Москва 2003 год.
- «Детский альбом» переложение для детского хора А. Кожевникова. Москва 2004 год.
- «На Светлой седмицэ» М. Малевич. Санкт-Петербург 2006 год.
- Произведения для детского хора Ю. Тугаринов. Москва 2009 год.
- Детская хоровая музыка Ю. Тугаринов. Москва 2009 год.
- Русская духовная музыка в репертуаре детского хора. Москва 2001 год.
- Поет детский хор «Преображение». Москва 2001 год.
- «Матушка Мария» В. Беляев. Красногорск 2009 год.
- «Джаз в детском хоре» вып. 1. Москва 2007 год.
- «Джаз в детском хоре» вып. 2. Москва 2007 год.
- «Джаз в детском хоре» вып. 3. Москва 2009 год.
- Музыка для детского хора Я. Дубравин. Санкт-Петербург 2004 год.
- Избранные духовные хоры. Москва 2002 год.
- Хоры на бис. Санкт Петербург 2003 год.
- Народные песни. Москва 2007 год.
- «Картинки с выставки» переложение для детского хора В. Соколова. Москва 2005 год.
- «Лирический альбом» вокальные ансамбли русских композиторов. Москва 2004 год.
- «Творите добрые дела» В. Беляев. Москва 2004 год.
- Хоровая лаборатория XXI века. Санкт-Петербург 2012 год.
- Русская музыка XXI века. Санкт-Петербург 2009 год.
- Дети поют И.С. Баха. Санкт-Петербург 2004 год.
- «Смешные веселые песни». Ленинград 1991 год.
- «Как рыжик научился петь» Л. Абелян. Москва 1989 год.
- Поет детская хоровая студия «Веснянка». Москва 2002 год.
- Хоровые миниатюры и песни. Е. Подгайц. Москва 2004 год.
- «Живи и здравствуй наша школа» В. Соколов. Санкт-Петербург 2000 год.
- Произведения a’cappella для детского хора. Ж. Металлиди. Санкт-Петербург 2003 год.
- «Птичка на ветке» Р. Паулс. Санкт-Петербург 2004 год.
- Классическая и духовная музыка для детского хора. Санкт-Петербург 2006 год.
- «Малыши поют классику» русская музыка. Санкт-Петербург 1998 год.
- «Одолжи мне крылья» репертуар младшего хора. Новосибирск.
- Детские песни. А. Лядов. Москва 1988 год.
- «Вместе с хором» репертуар детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург 2007 год
- Поёт детский хор. Ростов – на – Дону 2009 год.
- «Для всех и для каждого» вокальный репертуар. Москва 1996 год.
- «Никто не забыт…». Санкт-Петербург 2005 год.
- Хоры для детей a’cappella. Я. Дубравин. Санкт-Петербург 2004 год.
- «Малыши поют классику» зарубежная музыка. Санкт-Петербург 1998 год.
- Транскрипция для женского хора прелюдий Ф. Шопен на стихи А. Ахматовой. В. Буланов. Улан-Удэ 1999 год.
- «Юлия» 30 песен на стихи О. Мандельштама. В. Буланов. Улан-Удэ 1995 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: "Коллективное музицирование. Вокальный ансамбль"
Программа предназначена для обучающихся эстрадного отделения ДМШ...
Вокальная импровизация на занятиях вокального ансамбля
Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...
Учебная программа по предмету Вокальный ансамбль
Программа по предмету “ Вокальный ансамбль” ставит своей целью дать возможность овладеть основами вокального и музыкального образования, навыками ансамблевого исполнительства, приобретение котор...
программа кружка "Вокальный ансамбль"
Программа "Вокальный ансамбль" предназначена для работы в кружках художественно - эстетической направленности. Разработана на 5 лет, возраст детей 7-16. Содержит пояснительную записку, учебно - темати...
Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"
Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"Цель урока:· ознакомление с вокально-техническими требо...
СИСТЕМА ВОКАЛЬНО - ИНТОНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИИ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к ценностям науки и искусства. Отсутствие у младших школьников интереса к культурному наследию прошлого объясняется...
Методическая разработка к занятию с вокальной группой, вокальным ансамблем
Методическая разработка к занятию для вокального ансамбля по «Сценическому перевоплощению».Для развитие умения у детей перевоплощения на сцене во время выступления, для передачи характера ...