Рабочая программа по музыке 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское
Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Козлова Т.А. Протокол № 1 «29» августа 2016 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское __________/Айсина О.В. «29» августа 2016 года | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с. Калининское _____________/Губанова И.М. Приказ № «29» августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по музыке 6 класс
на 2016-2017 учебный год
Губановой Ирины Михайловны,
учителя искусства 1 квалификационной категории
с. Калининское Марксовского района Саратовской области
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МУЗЫКА»
6 класс
I. Пояснительная записка.
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.
-Примерные программы по учебным предметам: музыка 5-8 классы:
-Авторская программа «Музыка» 5-8 классы Т.С.Критская, Г.С.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2015.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области
-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.
Рабочая программа по «Музыке» предназначена для реализации в МОУ-СОШ
с. Калининское. Ориентирована на учащихся 6 класса. Предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство». 1 час в неделю, 35 часов в год.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностными результатами изучения предмета «Музыка» являются следующие умения:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ.
Метапредметным результатом изучения предмета «Музыка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
Осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Предметные результаты изучения курса.
Учащиеся должны
знать:
Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
Основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
уметь:
Активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
Воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- освоение устной (разговорной, музыкальной) речи.
музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальному музицированию, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;
III. Содержание учебного предмета «Музыка» 6 класс (35 ч)
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Мир образов вокальной и инструментальной музыки » и «Мир образов камерной и симфонической музыки». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с вокальной, инструментальной, камерной и симфонической музыки всегда предполагает его рассмотрение в содружестве музыки, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Раздел 1.Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов)
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.
Учащийся научится раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в размышлении, пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность, участвуя в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.
Раздел 2.Мир образов камерной и симфонической музыки (18 часов)
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Учащийся научится ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
Определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
Применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования (на различных, в том числе электронных, музыкальных инструментах) и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
IV. Тематическое планирование.
4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» . 6 класс, 35 часов.
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы |
1 | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | Проверочная работа №1 |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 | Контрольная работа №1 |
Итого | 35 | Проверочных работ- 1 Контрольных работ -1 |
4.2. Календарно-тематическое планирование
№ | № в теме | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||||
Мир образов вокальной и инструментальной музыки 17 часов | ||||||
1 | 1 | Удивительный мир музыкальных образов. | Прослушать знакомые мелодии. | |||
2 | 2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | Записать в тетрадь название романсов | |||
3 | 3 | Портрет в музыке и живописи. | Прослушать мелодию романса. | |||
4 | 4 | Картинная галерея. | Рассмотреть и выбрать картины созвучные балладе Ф.Шуберта. | |||
5 | 5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | Выучить стихотворение 19 века по выбору | |||
6 | 6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | Сравнить музыкальный образ и мастерство исполнителя | |||
7 | 7 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | Разучить шуточные, русские народные песни. | |||
8 | 8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | Рассмотреть и выбрать картины созвучные балладе Ф.Шуберта. | |||
9 | 9 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | Прослушать песню- балладу «Лесной царь» | |||
10 | 10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | Сравнить характер мелодии музыки с характером рисунка на иконе. | |||
11 | 11 | Духовный концерт. | Определить различие художественными воплощениями. | |||
12 | 12 | «Фрески Софии Киевской» | Сравнить органное звучание с современной мелодией. | |||
13 | 13 | «Перезвоны». Молитва. | Выучить песню «Мама» В.Гаврилина | |||
14 | 14 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | Сравнить органное звучание с современной рок- обработкой. | |||
15 | 15 | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. | Определить различие худ. Воплощениями. | |||
16 | 16 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | Выписать в тетрадь контраст музыкальных образов. | |||
17 | 17 | Авторская песня: прошлое и настоящее. Проверочная работа. | Выучить международный гимн «Гаудемаус» | |||
Мир образов камерной и симфонической музыки 18 часов | ||||||
18 | 1. | Джаз – искусство 20 века. | Прослушать фрагменты джазовых импровизаций | |||
19 | 2. | Вечные темы искусства и жизни. | Прослушать прелюдии Ф. Шопена. | |||
20 | 3. | Образы камерной музыки. | Прочитать периоды сонат Вивальди «Весна». | |||
21 | 4. | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | Подобрать слова к мелодии. | |||
22 | 5. | Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». | Нарисовать музыкальную. иллюстрацию | |||
23 | 6. | «Космический пейзаж. Картинная галерея. | Нарисовать образ-пейзаж. | |||
24 | 7. | Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | Нарисовать иллюстрации к повести | |||
25 | 8. | Образы симфонической музыки. «Метель». | Прослушать фрагменты симфонических произведений. | |||
26 | 9. | Симфоническое развитие музыкальных образов. | Прослушать фрагменты симфонических произведений. | |||
27 | 10. | «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | Прослушать фрагменты симфонических произведений. | |||
28 | 11. | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | Прослушать фрагмент драматических произведений. | |||
29 | 12. | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | Спеть две темы вступления к увертюре «Эгмонт» | |||
30 | 13. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | Спеть главную тему дуэта «Ромео и Джульетта» | |||
31 | 14. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | Прослушать и сравнить сцены из увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». | |||
32 | 15. | Мир музыкального театра. | Выучить песню «Слова любви» | |||
33 | 16. | Мир музыкального театра. | Выучить песню «Старый рояль» | |||
34 | 17. | Образы киномузыки. Проверочная работа. | Сравнить легкую» и серьезную музыку. | |||
35 | 18. | Обобщающий урок. | Проект. |
V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебные материалы
Авторская программа «Музыка» 5-7 классы Т.С.Критская, Г.С.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2015. Образовательная система «Школа России».
Учебник «Музыка» 6икласс Т.С.Критская, Г.С.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2015. Образовательная система «Школа России».
Рабочая тетрадь по «Музыке » 6 класс Т.С.Критская, Г.С.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2014. Образовательная система «Школа России».
«Музыкальное образование в школе», под ред., Т.С.Критская, Г.С.Сергеева
Алиев Ю.Б.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2012.- 224
Булучевский, 10. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю. С. Булучев-ский,
В. С. Фомин. - Л.: Музыка, 2012.
Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. –
М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2012
Петрушин, В. И. Слушай, пой, играй / В. И. Петрушин. - М.: Просвещение, 2000.
Список электронных учебно-методических комплектов:
Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодий. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.(CDROM)
Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «Истра Софт»
«Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
«Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
«Музыка. Ключи»
«Музыка в цифровом пространстве»
«Энциклопедия Кирилла и Мефодий, 2012г.»
«История музыкальных инструментов» «Кирилл и Мефодий»
Технические средства:
Мультимедиа проектор, моноблок, принтер, сканер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...