«Оздоровление детей посредством музыкально-ритмических движений»
учебно-методический материал по музыке по теме
Не для кого не секрет, что болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка и ритмические движения. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovlenie_detey_sredstvami_muzykalno-ritmich_dvizheniy.docx | 31.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Оздоровление детей посредством музыкально-ритмических движений»
Цель здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
Задачи:
Показать педагогам возможности использования здоровье сберегающих технологий через:
- обучение детей элементам дыхательной гимнастики, ритмики, психогимнастики, музыкотерапии;
- психологическое раскрепощение ребенка освоение своего собственного тела как выразительного музыкального инструмента;
- развитие разнообразных двигательных и физических навыков
создание эмоционально-психологической комфортности детей;
- формирование положительной самооценки.
Не для кого не секрет, что болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка и ритмические движения. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
В основу моей педагогической деятельности по музыкально- ритмическому воспитанию детей легли принципы развивающего обучения, которые направлены на развитие ребенка в целом, на его общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие. Где основной направленностью в обучении является психологическое раскрепощение ребенка, через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.
В своей работе с детьми я использую следующие виды оздоровления:
Логоритмика (речевые игры)
Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Такие упражнения помогают развивать у детей фантазию, воображение, двигательные навыки, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, детям прививается интерес к художественному слову. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).
Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Включаю психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Дыхательная гимнастика.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Ритмика и ритмопластика (музыкально-ритмические композиции, танцы, танцевальная импровизация.)
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Средствами ритмики и ритмопластики снимается умственная усталость, это эффективное средство расслабления, раскрепощения, повышения настроения и концентрации внимания.
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится не только на занятиях музыки, но и педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает при организации музыкальных занятий.
Организация работы проводится по трем направлениям:
Групповая и индивидуальная и фронтальная работа с детьми.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Совместная работа педагогов ДОУ.
Основные формы организации работы с детьми:
Музыкальные занятия, самостоятельная деятельность, совместная деятельность педагогов с детьми в течении дня, развлечения, досуги, праздники, нетрадиционные музыкальные занятия, физкультурные занятия.
В своей работе использую разные виды занятий: доминантные, тематические, комплексные, интегрированные, занятия-путешествия и др.
Мной разработан алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, композиции, логоритмические упражнения.
3. Слушание музыки. Музыкотерапия. Психогимнастика (мимика, пантомимика)
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
6. Музыкальные игры, хороводы. Психогимнастика (этюды)
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Подготовленный музыкально-ритмический материал использую на праздниках, развлечениях, досуговой, самостоятельной деятельности детей.
Продолжение работы по музыкально- ритмическому воспитанию, а в частности использование здоровьесберегающих технологий, находит отражение в начальной школе. Тем самым обеспечивая преемственность требований программ дошкольного и начального общего образования в вопросах здоровьесбережения детей. Программа для первого класса направлена на решение многих задач музыкального образования и одна из них:
Формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приемов, снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально- терапевтических упражнений.
Заключение.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремлённости, гуманизации, динамичности и открытости.Необходимо помнить, о том, что положительные результаты в оздоровлении как дошкольников так и школьников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в газету "Оздоровление детей в походе"
… Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.(Пришвин Михаил Михайлович...
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей
Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание потребности в нём – через участие в разнообразных видах деятельности....
Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"
В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий...
МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЗАНЯТИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР
Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и ...
презентация Оздоровление школьников посредством "Фитбол-гимнастики"
Первая задача федерального государственного образовательного стандарта школьного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия...
Проект «Оздоровление дошкольников посредством Стрельниковской дыхательной гимнастики».
Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, е...
Оздоровление одаренных детей посредством спортивно-досуговых мероприятий в загородном оздоровительном лагере
Оздоровление одаренных детей посредством спртивно-досуговых мероприятий в загородном оздоровительном лагере...