Проект «Оздоровление дошкольников посредством Стрельниковской дыхательной гимнастики».
проект по музыке
Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей. Выполнение гимнастики заметно помогает выдерживать режим дня дошкольнику, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть, избавиться от фарингитов, ларингитов. Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать стрельниковскую гимнастику как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dyhatelnoy_gimnastiki_strelnikovoy.docx | 26.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект
«Оздоровление дошкольников посредством Стрельниковской дыхательной гимнастики».
Музыкального руководителя МБДОУ детский сад «Огонёк» Новокрещенных Н.П.
Актуальность проблемы.
Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей. Выполнение гимнастики заметно помогает выдерживать режим дня дошкольнику, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть, избавиться от фарингитов, ларингитов. Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать стрельниковскую гимнастику как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе. Дыхательная гимнастика так же позволяет направить энергию дошкольников « в мирное русло» и полнее удовлетворить потребность в двигательной активности, а проведение ее на прогулке с инструктором физкультуры, с воспитателем в теплое время года дополняет арсенал подвижных игр.
Преимущества данного метода: по мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:
- сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;
- восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;
- является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;
- для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды(спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;
- после первых занятий объем легких значительно увеличивается;
- обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов на клеточном уровне
- дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки;
- активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма. Тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов дыхания
- жизненная ёмкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20-30%
- снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри
- гимнастика показана и взрослым и детям.
Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов.
Цель проекта: Содействовать сохранению и укреплению физического здоровья воспитанников ДОУ через внедрение дыхательной гимнастики Стрельниковой;
Задачи проекта:
•Научить правильной методике выполнения оздоравливающего вдоха по системе Стрельниковой;
• Овладение вдыхательной гимнастики А. Стрельниковой навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
• Развитие интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
•Побуждать в детях желание выполнять с настроением дыхательные упражнения, учитывая их пользу для здоровья;
Гипотеза проекта: гимнастика Стрельниковой .А.Н. является эффективным средством по формированию правильного дыхания детей дошкольного возраста.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.
Направленность проекта: познавательно-оздоровительная.
Участники проекта:
• дети старшего дошкольного возраста
• педагоги,
• родители воспитанников.
Новизна проекта
Дыхательные стрельниковские упражнения помогают детям в игровой форме на каждом музыкальном занятии решать проблемы, связанные со снижением заболеваний в ДОУ. Гимнастика на основе книги Щетинина об упражнениях Стрельниковой может быть использована, как специалистами в их работе с детьми, так и родителями. Проект « Оздоровление дошкольников посредством Стрельниковской дыхательной гимнастики» подробно и последовательно знакомит с целями, задачами и упражнениями дыхательной гимнастики посредством движений и коротких глубоких шумных вдохов через нос. Всем взрослым, кто внимательно отнесется к этому проекту, я уверена, он поможет укрепить здоровье их детей – дошкольников.
Ожидаемые результаты:
• повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
• положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
• снижение простудных заболеваний у воспитанников;
• формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
• изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
• использование здоровьесберегающих технологий в семье;
Этапы проекта:
Организационно-подготовительный
– Анкетирование родителей «О здоровье всерьез».
– Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, педагогов, дети, родители).
– Составление плана работы.
– Изучение методической литературы.
– Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей.
Основной комплекс состоит из следующих упражнений:
"Ладошки"
Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!
Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.
Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.
В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).
"Погончики"
И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа.
"Насос" ("Накачивание шины")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя.
"Кошка" ("Приседание с поворотом")
И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Кошка" можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).
"Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки)
И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Обними плечи" можно делать также сидя и лежа.
"Большой маятник" ("Насос" + "Обними плечи")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад - руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Большой маятник" можно делать также сидя.
"Поворот головы"
И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево - "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа - вдох слева. Посередине голову не останавливать. Шею не напрягать, вдох не тянуть!
Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Ушки" ("Ай-ай")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика".
Помните! Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот).
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Маятник головой" ("Малый маятник")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Вниз - вверх, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно, не слышно, либо в крайнем случае - тоже через нос).
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Перекаты"
А. И.п.: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус - тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге ( нога в колене слегка сгибается) одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко "шмыгая" носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед - назад, приседание - приседание, вдох - вдох.
Помните: 1) приседание и вдох делаются строго одновременно; 2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем; 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Передний шаг" (рок-н-рол)
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновенье принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседайте и шумно "шмыгайте" носом (левое колено вверх - и.п., правое колено вверх - и.п.). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.
Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кисте рук на уровне пояса. Упражнение "Передний шаг" напоминает танец рок-н-рол.
Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот.
Норма 8 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Передний шаг" можно делать стоя, сидя и даже лежа.
"Задний шаг"
И.п.: то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте шумно "шмыгните" носом. Затем обе ноги на одно мгновенье верните в и.п. - выдох сделан. После этого отведите назад согнутую в колене правую ногу, а налевой делайте танцевальное приседание.
Это упражнение можно делать только стоя.
Помните! Вдохи и движения делаются строго одновременно.
Норма 4 раза по 8 вдохов-движений.
В результате проведения проекта были сделаны следующие выводы: по завершению проекта интерес к дыхательным упражнениям Стрельниковой значительно повысился: к январю 25% стали задумываться о состоянии улучшения своего здоровья, и имели правильное представление об этом, уменьшился процент детей мало интересующихся своим здоровьем (25%).Укреплять твердо свое здоровье решило 50% дошкольников. Конец учебного года показал положительный результат и более высокие показатели в отношении детей к здоровью. 30%-стали думать о здоровье и его улучшении, 65%-решили его твердо и постоянно укреплять, 5% - мало задумывались о состоянии своего здоровья. В конце года видна динамика оздоровления детей - 23%-редко болеющие. Часто болеющих-11%. Повысилось количество детей активно и правильно занимающихся дыхательной гимнастикой Стрельниковой - 66%. Дети стали по-иному подходить к вопросу о своем здоровье. Уменьшился процент заболеваемости.
В результате проекта:
• Повысилась компетентность педагогов в вопросах формирования здорового образа жизни у детей, занимающихся дыхательной гимнастикой;
• Повысился интерес к дыхательной гимнастике Стрельниковой;
• Дети более осознанно стали подходить к элементам оздоровительных технологий посредством дыхательной гимнастики;
• Повысилось количество семей, заинтересованных к приобщению этой дыхательной гимнастики;
• Расширился круг взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей, высказывающих пожелание о том, чтобы дети непременно занимались этой гимнастикой упражнениями на дыхание не только на физкультурном занятии, но и дома;
• Собраны и систематизированы видео слайды, печатные материалы по тематике проекта.
• Родители изучили книги Щетинина по дыхательной гимнастике;
Использование литературы:
- М. Н.Щетинин. « Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
- М. Н. Щетинин. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой».
- М. Л. Лазарев. Оздоровительно - развивающая программа «Здравствуй».
- Тридцать уроков здоровья Л.А.Обухова.
- Интернет сайты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"...
Методическая разработка на тему :"Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой как основной вид оздоровления одаренных детей в младшем школьном возрасте".
Дыхательная гимнастика была изобретена Александрой Николаевной Стрельниковой для восстановления голоса артистов , но потом оказалось, что она хорошо помогает при заболевания...
Доклад Ритмическая гимнастика как одно из средств оздоровления дошкольников
Ритмическая гимнастика как одно из средств оздоровления дошкольников...
презентация "Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей раннего и дошкольного возраста"
материал для семинара- практикума...
Консультация для родителей, Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько ...
Консультация "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"
Материал для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...
Конкурс.Дыхательная гимнастика как основной вид оздоровления детей дошкольного возраста
Согласно современной государственной политике, здоровье детей – это ценность для нашей страны в целом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждение развития патологическ...