Использование современных информационных компьютерных технологий на занятиях хора и вокала в ДМШ и ДШИ
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Звонарева Лариса Витальевна

В данной работе говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности на примере занятия хора 2-5 классов ДМШ. Применение ИКТ на всех этапах работы над произведением.

форматизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых многочисленных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, внедрения современных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инновационная разработка33.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность на базе КФУ

ТЕМА:    Использование современных информационных компьютерных технологий на занятиях хора и вокала в ДМШ и ДШИ

Работа выполнена:

Звонаревой Ларисой Витальевной

МБУДО ДМШ№24 Кировского района г.Казани

Преподавателем хора и вокала

 

    Оглавление

  1. Введение
  2. Актуальность
  3. Цели и задачи
  4. Проектное решение
  5. Ожидаемые результаты
  6. Заключение
  7.  Список используемой литературы

Введение

В данной работе говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности на примере занятия хора 2-5 классов ДМШ. Применение ИКТ на всех этапах работы над произведением.

  1. Актуальность

В настоящее время особую роль приобретает информатизация всех сфер жизнедеятельности человека: науки, производства, образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся катализатором научно-технического и общественного прогресса.

Процесс информатизации общества затрагивает жизненные интересы всех членов общества. Информатизация активно проникает во все сферы социальной практики. Компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства существенно изменяют способы освоения и усвоения информации, открывают новые возможности для интеграции различных действий, тем самым способствуют достижению социально значимых и актуальных в современный период развития общества целей обучения. Вместе с тем система отечественного образования значительно отстает в понимании и принятии этих тенденций. Поэтому тема данной творческой работы весьма актуальна.

  Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса, информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

     Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых многочисленных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, внедрения современных педагогических технологий.

Отмечая интенсивное развитие инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в образовательных учреждениях на принципиально новой информационно-технологической и дидактической основе: появление новых подходов, средств и методов в техническом оснащении учебного пространства как информационно-образовательной среды, снимающей пространственные и временные ограничения, развитие интерактивных педагогических технологий, технологий e-learning, возникновение медиа-культуры, влияние hi-tech на учебно-воспитательный процесс, отмечаются глобальные тенденции развития и применении ИКТ в образовательном процессе.

Личность можно представить как совокупность компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность. Ключевые компетенции основываются на свойствах личности и проявляются в определённых способах поведения, которые опираются на психологические функции человека, имеют широкий практический контекст, обладают высокой степенью универсальности. Человеку XXI века предстоит жить в информационном обществе, в котором главную роль играют интеллект и знания.

Необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, научить технологии работы с информацией для принятия решений на основе коллективного знания. Задача образования как раз и заключается в том, чтобы подготовить учащегося к переходу и проживанию в информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой. Для того чтобы система образования смогла готовить граждан информационного общества, она сама должна стать информационной. Существует много определений "информатизации", такие как: Информатизация - это проникновение информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация - это одна из важнейших идей, порожденных особенностями развития современной цивилизации, которая прочно стала достоянием массового сознания. Информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда. Информатизация образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее успешное развитие экономики, науки и культуры. В обстоятельствах широкого повсеместного внедрения компьютерных технологий наблюдается усиление потребности личности осмыслить своё место и роль в происходящих переменах. Кроме того, именно с позиции личности всё чаще определяются цели и результаты прогресса. [ 1 ]

Немаловажную роль играет информатизация  и в системе дополнительного образования. Развитие мультимедийных и интерактивных технологий значительно сократили и оптимизировали многие этапы обучения, начиная со знакомства и разбора произведений и заканчивая анализом конечного результата.

3.Цель и задачи

3.1 Цель:

Целью данной работы является формирование представления о современных информационных технологиях в обучении и их функциональных возможностях в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на занятиях хора и вокала в ДМШ и ДШИ.

3.2 Задачи:

  1. Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.
  2. Использование межпредметных связей.
  3. Модернизация и поиск более эффективных форм и методов работы в ДМШ и ДШИ.
  4. Создание мультимедийных презентаций.

3.3 Целевая группа: разработка нацелена на учащихся 2-5 классов в ДМШ и ДШИ. 

4. Применение (разбор нового произведения на примере «Ave Maria» И.С.Бах – Ш.Гуно в обработке для хора Е.Подгайца.)

  1. Этап знакомства со стилем разбираемого произведения.

На этом этапе неоценимую помощь могут оказать мультимедийные технологии. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. Это обусловлено не только техническими и экономическими соображениями (оцифрованное "живое" видео требует весьма больших объемов памяти, видеомагнитофон существенно доступнее по цене, чем мультимедиа-компьютер, работа с печатным материалом более привычна для учащихся), но и соображениями психологического характера. Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики). Мультимедиа  является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей.

С помощью составления презентаций, мы имеем возможность очень подробно, в увлекательной форме, не затрачивая большого количества времени, познакомиться с эпохой, стилем, историей создания, авторами музыки и текста. В работе с хором это особенно актуально, так как восприятие в большом коллективе может быть различным. А использование мультимедиа поможет нам в достижении желаемого результата.

Пример: Знакомство с произведением « Ave Maria» И.С.Бах – Ш.Гуно.

На занятии используется презентация, включающая в себя портреты композиторов эпохи Барокко, фотографии репродукций художников и памятников архитектуры того времени, иллюстрации костюмов и причесок, фото музыкальных инструментов ( в особенности тех, которые использовал в своем творчестве И.С.Бах), а также отрывки из сочинений И.С.Баха. Эта часть занятия проводится в форме диалога между преподавателем и учащимися, что помогает не только в приобретении новых знаний, но и закреплении пройденного материала на уроках музыкальной литературы и мировой художественной культуры. Таким образом, еще не начав разучивания произведения, учащиеся уже знакомы с особенностями стиля, что увеличивает процент попадания в него при исполнении.

  1. Этап разбора произведения.

Сначала знакомство с основой сочинения: если это часть более крупного произведения, то информация о нем; если это переложение -  что является его первоисточником.

Компьютерные технологии дают нам возможность прослушать отрывки из других частей произведения (если это крупное многочастное произведение); первоисточник или основу сочинения (если это переложение или обработка). Также интернет – ресурсы обладают огромной базой данных, при помощи которой мы можем услышать любое сочинение в исполнении разных коллективов или солистов, как в вокальном, так и в инструментальном исполнении.

Пример: Основой для произведения «Ave Maria» является часть из ХТК  И.С.Баха (прелюдия C-dur). После знакомства с эпохой Барокко и основными особенностями стиля, при помощи аудиоаппаратуры высокого качества или того же самого мультимедиа учащиеся прослушивают это сочинение в исполнении фортепьяно, клавесина и органа.

Сравнивают и анализируют звучание различных инструментов, выявляют особенности штрихов, динамических оттенков и темпо-ритмических отклонений, в зависимости от специфики инструментов. Такая форма работы способствует развитию индивидуального мышления и умения обосновывать свои доводы.

  1. Этап разбора литературного текста.

После знакомства и разбора произведения можно приступать к анализу текста. Для более эффективной работы с текстом выводим его на экран, в этом нам вновь помогают мультимедийные технологи. Такой метод очень удобен в работе с коллективом, где внимание детей не рассеивается на одновременное разглядывание нот и аккомпанемента (если он присутствует  в распечатанных партитурах). Если текст иностранный – следует начинать с перевода, чтобы смысл сочинения был доступен и понятен. Переводы могут быть как подстрочными, так и литературными (если литературный перевод близок к подстрочному, то лучше выбрать его, чтобы учащиеся ясно понимали близость музыки и поэзии). Если текст духовного содержания, что часто встречается у композиторов эпохи Возрождения, Барокко и Классицизма, то следует выяснить, где используется этот текст, в какой момент богослужения и какую функцию несет. Только после тщательного разбора можно приступать к произношению. Лучше, если текст будет не просто заучиваться путем копирования, а будут разобраны основные принципы прочтения иностранных слов (в латинском, немецком, татарском и т.д.). Особое внимание следует уделить альвеолярной манере произношения западных языков (именно эта манера произношения станет залогом правильного звукоизвлечения при исполнении произведений этого стиля). По возможности произведения лучше исполнять на языке оригинала, даже с детьми младшего школьного возраста – это воспитает в них уважение не только к своему родному языку, но и к языкам разных народов, в том числе и иностранным. Также у детей не сложится ложного представления о том, что композиторы Италии, Англии, Франции и т.д. писали произведения на русском языке. Если же текст произведения написан поэтом или писателем на русском языке, то его можно продекламировать преподавателю или одному из учащихся, с учетом выделения главных слов во фразе или предложении.

Пример:  На экране текст и перевод «Аве Марии». Знакомимся с происхождением текста. Аве Мария (лат. Ave Maria — Радуйся, Мария) — католическая молитва к Деве Марии, названная по её начальным словам. Эту молитву называют также ангельским приветствием, или angelico salutatio, так как её первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, сказанное им Марии в момент Благовещения. Источником для молитвы послужили два стиха из евангелия от Луки: Приветствие Ангела:                                                                                                                    Ангел, вошед к Ней, сказал:
радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.                                    
и приветствие Елизаветы:                                                                                                                        И воскликнула громким голосом, и сказала:
благословенна Ты между женами,
и благословен плод чрева Твоего!

Нужно объяснить, что в латинском языке все буквы читаются также  как пишутся (для детей, изучающих английский язык, это не составит большого труда, и впоследствии они сами смогу читать латинский текст).  Это очень увлекательный и познавательный этап занятия.                                                                                                                                          

  1. Этап разбора мелодии.

Используя компьютерную программу (нотный редактор Sibelius или Finale)мы можем просмотреть мелодию отдельно от аккомпанемента. Прежде, чем прочитать ее с листа, стоит проанализировать, какое движение мелодии преобладает (поступенное или скачкообразное), в каких местах встречаются широкие скачки. Если в  произведении два или более голосов - следует выяснить, движутся ли голоса параллельно, или каноном, или второй голос является подголоском и встречается эпизодически. Теперь анализируем ритм: какие ритмические группировки чаще всего встречаются, присутствует ли меллизматика  или распевы, есть ли разница между ритмическим рисунком в голосах. Теперь можно прочитать мелодию с листа. Полезно спеть  хором партии всех голосов.       Что касается чтения с листа и развития чувства метро- ритма, то здесь мультимидийные технологии просто необходимы, особенно актуально их использование на занятии «хорового сольфеджио». Благодаря мультимедиа экономится масса времени и средств, которые были бы затрачены  на распечатку нот для чтения с листа;  для изучения ритмических партитур, так как освобождаются руки, и ритм можно прохлопать, следя за ним на экране. Для работы с многоголосьем вновь можно использовать нотные редакторы: пока партия хора поет свою мелодию, компьютерная программа воспроизводит остальные голоса, что позволяет услышать чистые аккорды и интервалы, также можно прослушать сочетание разных голосов. Если разбираемое произведение есть в записи, то можно прослушать его, следя по нотам. Благодаря неисчерпаемым возможностям интернет – ресурсов мы имеем возможность прослушать одно и то же произведение в исполнении различных инструментов, коллективов и солистов.

Пример:  Мелодию для произведения «Ave Maria» написал Шарль Гуно. Оно приобрело такое широкое распространение, что звучит в исполнении разнообразных  инструментов и многих исполнителей. На занятии можно выбрать и прослушать несколько наиболее интересных вариантов в исполнении: симфонического оркестра, органа и трубы, терминвокса, и всемирно известных вокалистов. В репертуар выбран не одноголосный классический вариант, а обработка для хора Е.Подгайца. Этот вариант двухголосный, содержащий как подголоски, так и параллельное движение различными интервалами, основная мелодия перемещается из одного голоса в другой. Сначала прочитаем с листа оба голоса. С помощью нотного редактора «Finale» мы можем одновременно петь один голос и слушать другой, этот метод значительно ускорит и облегчит работу над двухголосьем.

  1. Этап работы с аккомпанементом.

После того, как партии выучены достаточно уверенно, можно начать работать с аккомпанементом. Возможна работа не только с концертмейстером, но и с фонограммой. В последнее время фонограммы (-1) применяются как на занятиях вокала, так и хора, это вызывает в детях живой интерес, и развивает навыки исполнения не только под фортепьяно, но и под аккомпанемент органа, клавесина, струнного ансамбля и целого симфонического оркестра, ведь петь с живым оркестром - это очень редкая возможность для детского хора. В этом нам помогут как интернет – ресурсы, так и различные компьютерные программы. Это уже известные нам нотные редакторы, где возможно набрать и прослушать аккомпанемент в исполнении любого инструмента.

Пример:  Так как аккомпанементом для «Ave Maria» является прелюдия И.С.Баха, то найти фонограмму не составит труда, при этом в исполнении фортепьяно, органа, клавесина и ксилофона. Проанализируем как изменится исполнение, в зависимости от инструмента( штрихи и агогика).

Любой из этапов может стать домашним заданием: узнать как можно больше

об эпохе Барокко (композиторах, художниках, архитекторах); найти перевод текста самостоятельно; послушать несколько разных вариантов исполнения произведения.

А благодаря различным компьютерным программам возможно выполнять очень много других операций как с нотным текстом, так и с фонограммами( изменение тональности, «транспорт» нот, создание поппури, сокращение проигрышей, вступлений и заключений и множество других операций. Причем многое из этого можно делать прямо во время занятий. Вот некоторые программы работы со звуком и видео: WaveLab; Adobe Premier; Adobe Audition; Sound Forge.

5. Ожидаемые результаты реализации

  1. Повышение эффективности процесса обучения.
  2. Развитие интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования ИКТ.
  3. Активизация познавательной деятельности детей.
  4. Совершенствование навыков владения информационно- коммуникативными технологиями преподавателей ДО.
  5. Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки преподавателей ДО.

 

 6.Заключение

Благодаря использованию современных информационных компьютерных технологий мы имеем возможность очень подробно, в увлекательной форме, не затрачивая большого количества времени, познакомиться с эпохой, стилем, историей создания, авторами музыки и текста. В работе с хором это особенно актуально, так как восприятие в большом коллективе может быть различным. А использование мультимедиа поможет нам в достижении желаемого результата.

Данная работа может являться примерным пособием в планировании и проведении занятий хора и вокала для преподавателей ДМШ и ДШИ.

7.Список используемой литературы:

1.Научный журнал «Современные наукоемкие технологии» №11,2007 г., Бабин А.И. стр.42 – 43.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003;

3. Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств». - М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

4. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных компьютерных технологий на занятии в УДОД». Доклад на педагогических чтениях.

Компьютерные технологии видоизменяют традиционные формы представления информации, в том числе и в области дополнительного образования детей....

Использование новых информационных компьютерных технологий в процессе изучения физики в средней школе.

Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а...

Использование элементов информационных компьютерных технологий на уроках домоводства для активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

Читая этот доклад, вы познакомитесь с некоторыми видами ИКТ, которые педагог использует на уроках домоводства, с методическими материалами....

Использование современных Информационно-Коммуникационных технологий на занятиях дополнительного образования в общеобразовательной школе

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человечества, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразова...

Конспект урока литературы в 8 классе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий) с презентацией

К творчеству И.А.Крылова, поэта и мудреца, школьники обращаются в 5, 6 и 8 классах. В 8 классе для изучения по программе предлагается более сложная басня и более сложный аспект ее рассмотрения, поэтом...

Использование современных информационных компьютерных технологий на уроках английского языка

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Это выдвигает на первый план актуальную задачу современного образования - формирование коммуникативной культуры учащихся. Инфо...

Использование современных, информационных, сдоровьесберегающих технологий в образовательных технологий

Использование современных, информационных, сдоровьесберегающих технологий в образовательных технологий...