Развитие художественных способностей детей трационными и аудиовизуальными средствами
методическая разработка по музыке
В работе представлена методическая статья по теме с Приложениями:
1.Учебно-игровой сценарий "Праздник гусиного крыла" - на татарском языке,
2. Презентация к уроку фольклора "Колыбельная" (без связанных видеоклипов)
3. Учебно-методическая разработка стихи Г.Тукая и музыка А.Ключарева - на русском и татарском языках.
4.Дополнительный материал к урокам музыки в виде музыкальных загадок по темам: музыкальные инструменты, музыкальный ансамбль.
5. Иллюстративный материал в виде презентации к урокам в 1 классе к изучаемым песням: "Шёл медведь", "Два кота" из цикла Е.Веврика "Забавки"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие художественных способностей на уроках музыки с применением аудиовизуальных средств обучения
«...Способности развиваются только тогда,
когда деятельность человека изменяет мир...»
К.К.Платонов
Введение.
Современное образование должно обеспечивать приобщение ребенка к культурным ценностям и готовить его к полноценному вхождению в реальное (прежде всего информационное) общество. При этом полноценное вхождение в социум предполагает не столько знание само по себе, сколько умение самостоятельно ориентироваться в потоках информации.
Возможность формировать свои собственные суждения характеризуют степень развитости художественных способностей индивида, они рождаются из собственного реального зрительно-чувственного опыта учащихся.
Основной нашей задачей теперь является отбор, структурирование учебного материала, поиск соответствующих визуальных образов для адекватной передачи учебного содержания в соответствии с поставленными целями. (Ситникова Н.А.)
Экранно-звуковые средства обучения выполняют при этом мотивационно-познавательную функцию.
К сожалению, музыкальный образ часто неуловим и зрительно «нестоек», что создает трудности для детей с преобладанием визуального компонента в ощущениях и памяти, «...те образы, которые можно видеть, поддаются изучению значительно легче, чем эфемерные образы, воспринимаемые слуховой или сенсорной памятью» (М.Иден).
В СТАНДАРТАХ образования записано, наряду с прочим, что изучение искусства на ступени основного общего образования направлено, в том числе, и на достижение следующих целей:
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
- Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству; потребности к самостоятельному общению с музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Цель уроков музыки, как я её понимаю, это воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры, т.е.:
- Привитие определенных навыков и умений, без которых невозможно освоение богатств музыкального искусства, овладение минимумом необходимых для этого знаний;
- Воспитание нравственно-эстетических чувств, убеждений. Развитие музыкальных потребностей и вкуса;
- Развитие музыкальных и общих творческих способностей;
- Осознание себя, человека, как частицы общего для всех культурного пространства, мира и природы.
I.
Главной задачей уроков музыки является систематизация уже имеющихся знаний и умений. И накопление нового жизненного и музыкального опыта, необходимого для дальнейших занятий.
«Путь приобщения детей к музыкальному искусству идет через воспитание их способности эмоционально откликаться на музыку, всестороннее развитие музыкального слуха, позволяющее почувствовать и осознать себя в музыке, а также особенности музыкальной речи» (Н.Черноиваненко).
Потому значительное место в уроке музыки, особенно в начальных классах, занимает обучение психомоторным навыкам: пению, игре на элементарных музыкальных инструментах (детских, народных, классических), хлопкам, притопываниям и прочим элементам ритмизации.
Наиболее удобным и целесообразным представляется обучение этим навыкам на материале русского и татарского фольклора, особенно детского. Поэтому материал я располагаю нарастающим по трудности образом, и начинаю изучать во 2 классе.
Первые произведения, с которым сталкивается малыш в жизни – это колыбельная песня, которую поет ему мать, пестушки, потешки, прибаутки.
И первый урок в этой теме мы посвящаем этим детским песенкам, «баюкаем» куклу – «ребенка», изображаем игру с маленьким. В качестве колыбельной используется известные народные «Про серого кота», «Про серого волка».а также малоизвестная колыбельная «Не йди, котичек, по лавке». Дети получает задание на дом: выучить «мамину колыбельную», т.е. ту, что пела их мама в детстве. На последующих уроках в игровой форме изображаем «старших детей, ухаживающих за младшим» - «кормим ребенка», «укладываем спать», и «выходим на улицу» - играть.
Игра делится на пять этапов:
- обучение считалкам;
- игра «коза и принцесса» - хороводная игра, которую в дальнейшем мы всегда используем в фольклорных праздниках;
- игра «трынцы-брынцы» - жмурки с колокольчиком для развития слуха;
- песня-игра «В сыром бору тропина»;
- обучение хороводным играм: «Ходит Ваня», «В карагоде были мы», «Покажи, козанька», «ручеек», «змейка», «солнце».
Одновременно учатся русские народные песни «Во поле береза стояла», «Я с комариком плясала», «Ах вы, сени» и другие. В 3 классе, в теме «Народные инструменты», которую я начинаю изучать с ударных деревянных (ложки, клавесы, трещотки), используются эти же песни как материал для ритмических упражнений и исполнения песен с аккомпанементом шумового оркестра.
Этот музыкальный материал становится основой для проведения фольклорных праздников, которые я чередую: «Святки», «Масленица». К конкретному празднику доучиваются только специфические для него песни: к «Святкам» - коляды, к «Масленице» - масленичные «блинные» песни.
В качестве ведущих каждого праздника я беру учеников более старших классов, желающих «играть», и составляю программу таким образом, что для каждой группы участвующих детей оставались «сюрпризы», каждый фрагмент праздника поручается детям разного возраста. И они до самого праздника не встречаются. Единственно, что обязательно – участие детей из 2 и 3 классов – как участников одного из фрагментов.
Например, в «Святках» - дети 3-классники изображают детей-колядовщиков,
Ученики старших классов – «хозяев избы», 5-классникам поручается «вертеп». И все участвуют в играх и песнях.
Обязательное участие в подобных фольклорных праздниках придает смысл обучению. Дети знают, что это необходимо для солирования на празднике. И с тем большей охотой занимаются. Кроме того, приближение фольклорных мотивов к реальной жизни способствует активизации творческой деятельности детей.
Для проведения фольклорных татарских праздников используется примерно такая же практика: во 2 классе со всеми детьми учится игровая песня «Аниса» и игры, а дальше – в зависимости от праздника она дополняется конкретно к этому событию необходимыми произведениями.
Так мы проводили и весенний, и осенний праздники: «Каз өмәсе» и «Карга боткасы».
При переходе в средние классы (5-7), уже можно с детьми проводить подобные мероприятия, не связанные с фольклором. Научившись свободно владеть материалом игры-выступления, дети достаточно свободно ведут себя в театрализованных постановках, построенных на сложном музыкальном материале, не связанном с фольклорными мотивами.
Например, для проведения одного из Дней школы, ежегодно проводящихся в нашем городе, была выбрана тема «Сказочные музыкальные образы» в произведениях различных композиторов. Это и «Баба-яга» М.Мусоргского и П.И.Чайковского, «Шествие гномов» и «В пещере горного короля» Э.Грига, «Эльф» Р.Шумана, образы татарского фольклора в произведениях А.Ключарева «Шурале» и «Тайны лесного озера», другие.
II.
К старшему возрасту, т.е. 7-му классу, в котором в нашей республике заканчивается обучение музыкальному искусству в средней школе, наступает необходимость дать детям возможность участия в таких творческих делах, которые отвечают возросшему чувству сопричастности к музыкальной жизни общества. Поэтому уроки первой четверти я посвящаю изучению бардовского движения и авторским песням. Проводя эти уроки уже много лет, я поняла, что необходимо не только систематизировать этот материал, собранный по крохам из разных изданий, но и каким-то образом создать иллюстративную базу для уроков.
Идеальным решением этой проблемы мне показалось использование современных мультимедийных технологий. Наличие современных средств аудиовизуального воздействия на человека привела к возможности и необходимости применить их к современному уроку и современному ученику. Они позволяют полностью раскрыть творческий потенциал ребенка и развить его природные задатки.
По мнению Л.С.Зазнобиной, дидактический эффект медиаобразования проявляется наиболее ярко на этапах мотивации, систематизации и углубления знаний учащихся, развития речи, памяти, мышления, формирования творческих и коммуникативных способностей, т.е. так называемых общеучебных умений.
Экранно-звуковые средства обучения выполняют при этом мотивационно-познавательную функцию, служат источником новых и используются для закрепления уже полученных знаний, иллюстрацией и дополнением к слову учителя, создают условия для моделирования проблемной ситуации. Способствуют развитию интеллектуальных умений: сопоставлению, сравнению, обобщению, выделению главного, раскрытию ассоциативных связей.
Кроме того, аудиовизуальные технологии используются мною и как средства автономного управления учебно-познавательной деятельностью. Для этой цели я составляю контрольные задания в так называемой тестовой форме, повышающие интерес к изучаемому материалу.
Использование компьютерных технологий помогает мне решать основные задачи, стоящие перед преподавателем музыкального искусства в современной школе:
- Трансляция культуры
- Развитие личности ребенка
- Его социальная адаптация
Высшей ценностью настоящего образования сейчас становится не столько знание, сколько размышление, переживание, ориентировка в знании и в способах его производства. Важен момент переживания, личностного отношения к тому, что изучается.
Ученые считают, что мы имеем дело с «эпидемией умирания базового матричного чувства нашего психического строительства» - чувства внутреннего художественно-творческого зрения-воображения. Следствием этого становится массовое угасание художественно-творческих способностей у детей. Действительно, сейчас дети больше настроены на воспроизводство знакомых им образов, чем на придумывание «своего». Выходом из данной ситуации видится многим в необходимости создания в течение дня периодов созерцания образного строя, общей моторной и зрительной активности, положительной эмоциональной насыщенности.(В.Ф.Базарный-1998).
Различия в восприятии и изучении визуальных образов от слуховых или сенсорных – «...те образы, которые можно видеть, поддаются изучению значительно легче, чем эфемерные образы, воспринимаемые слуховой или сенсорной памятью» (М.Иден).
К сожалению, музыкальный образ часто неуловим и зрительно «нестоек», что создает трудности для детей с преобладанием визуального компонента в ощущениях и памяти.
Самостоятельные суждения рождаются из собственного реального зрительно-чувственного опыта.
Но именно возможность формировать свои собственные суждения и характеризуют степень развитости художественных способностей каждого индивида.
Значит, необходимо дать детям возможность приобрести этот опыт. Визуальное мышление должно функционировать всегда, когда есть возможность изложить содержание изучаемого процесса (явления) в визуально представимой форме.
Некоторые из тезисов, выдвигаемых современными специалистами в области создания информационной среды обучения:
- практически любое знание можно свести к совокупности зрительных образов так, что механизмы зрительного мышления обеспечат овладение этим знанием;
- для любого знания можно разработать такую систему задач, что инициирует интеллектуальную деятельность ученика, направленную на овладение этим знанием; любое знание можно представить его связями с другими знаниями;
- для каждого знания можно создать такой инструмент, что организованная деятельность с ним будет адекватна исходному знанию;
- любое знание можно адекватно представить в словесной форме.
Использование мультимедийных средств, более современных по сравнению с обычным оборудованием урока музыки, решает некоторые проблемы активизации обучения, связанные с формированием устойчивого познавательного интереса. Вызывая положительные эмоции по отношению к деятельности, удовлетворяют потребность в познании на уроке и во внеурочной работе, и потребность в непосредственном мотиве, идущем от самой деятельности.
За последние два года мною были разработаны несколько уроков и внеклассных мероприятий, основой иллюстративного ряда в которых является применение аудиовизуальных средств обучения, т.е. ПК в программе PowerPoint. Необходимость таких уроков объясняется в основном тем, что применение ПК дает возможность легко создать необходимый зрительный ряд, быстро, не теряя времени на уроке, переключиться на другие слайды, например, содержащие уже не иллюстрации, а тексты песен или биографические сведения. Конечно, требуется много времени на подготовку таких уроков, но оно искупается их долговечностью и возможностью варьировать их применение.
Так, например, моя разработка темы «Авторская песня» позволяет не только услышать голоса авторов – исполнителей, но и увидеть редкие фотографии, прочитать тексты и биографии, кроме того, материал скомпонован так, что можно провести внеклассное мероприятие, не перестраивая его.
Заключение.
Применение мультимедийных средств обучения существенно расширяет возможности в построении голографической проекции, создавая необходимый третий вектор прямо на уроке. Преимущество использования мультимедийных средств обучения – в том, что можно целенаправленно управлять необходимой дополнительной информацией для построения голографического вектора, который содержит все необходимое в наглядной форме.
Трудно переоценить эмоциональное воздействие большого экрана при проведении внеклассных мероприятий, которое в полной мере проявилось, когда мы готовили серию концертов перед ветеранами «Какая музыка была!…»
Для открытого урока ко Дню школы мною была выбрана тема «Портрет музыканта», позволяющая провести урок бинарный, с элементами и музыкального и изобразительного искусства, поскольку я веду в школе оба предмета. На таком уроке «Портрет музыканта» было бы затруднительно показать столько художественных картин с музыкальным сопровождением другим способом.
Мы рассматривали портреты музыкантов, написанные художниками различных стилей и стран, пытаясь «услышать» ту музыку, которую могли бы играть или сочинять эти музыканты. Причем среди картин были портреты и старинные («Лютнист» Караваджо), и портреты русских художников («Гитарист» Тропинина и «Портрет сестер Гагариных» Боровиковского), и современные портреты («Святослав Рихтер» и «Кара Караев», «Портрет художника Радимова» Налбадяна)
И музыка, которую мы слушали с детьми на этом уроке, была того времени: старинная лютневая, гитарная романсовая, «Апассионата» Л.ван Бетховена в исполнении С.Рихтера. И другие произведения для сравнения.
Актуализация полученных на уроке знаний, умений, а также навыков собственной творческой деятельности, способствует развитию интереса не только к музыке как таковой, но и к культуре своего народа, и служит действенным средством воспитания в детях стремления «слышать и знать», что и является в конечном итоге целью урока музыки.
Учитель высшей категории Златкина Анна Давидовна МБОУ «СОШ №82 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района города Казани. |
Предварительный просмотр:
Учитель музыки высшей категории
Златкина А.Д.
Консультант по татарскому языку
Салихова А.Б.
КАЗ ӨМӘСЕ.
(Халкыбызның хезмәт белән күңел ачу чараларын берләштергән, көз ахарында, кыш башында үткәрелә торган бәйрәме).
Җиһазлар:
- Каз канатлары, күыклар.
- Каз түшкәләре (реквизит).
- Каз мамагы (йоны), каурыйлары.
- Көянтәләр,чиләкләр.
Катнашалар: 8-14 яшлек укучылар. Милли киемдә.
Алып баручы: Күмәк хезмәт, үен, көлке,
Була каз өмәсендә,
Кызлар-егетләр җыела,
Зур шатлык һәммәсенә,
Үкенерсез, килмәсәгез,
Кызык булачак монда.
Җырлар, биюләр өзелмәс,
Шатлык өстәр гармун да.
Җәйлхр үтте, көзләр җитте,
Бик симергән казларым.
Каз йолкыйлар тиңдәшләрем,
Күрше-тирә кызларым.
Озын өстәлнең ике ягына тезелеп кызлар утырганнар. Кулларында йолкынган казлар: бер савыытта (казанда) пешкән казлар бар. Өстәелдә каз каурыйлары, канатлары. Кызлар, утырган урыннарында каз йолкуларын дәвам итеп, җырлыйлар:
Каз канатларын йолкыйбыз,
Без эшне яратабыз!
Җырлап-көлеп, уйнап-биеп,
Күңелләр юатабыз.
Каз бәлеше тәмле пешә
Кызыл кирпеч мичләрдә,
Серләшәбез, сайрашабыз
Бу күңелле кичләрдә.
“Каз канаты” биюе башкарыла.
1 кыз: Кызлар, инде иңешкә төшеп, казларны юарга кирәк булыр (кызлар, йолкыган казларын кулларына тотып, тезелешеп, җырлый-җырлый чыгып китәләр).
2 кыз: (тәрәзәдән карап):
Кулларында чиләкләре,
Чиләкләрендә казлары.
Дулкынланып, янып пешеп,
Эшли өмә кызлары.
“Чума үрдәк, чума каз” җыры:
Чума үрдәк, чума каз,
Агым суны ярата шул, ярата.
Чупырдашып алар суда
Дулкыннарын тарата шул, тарата.
Чума үрдәк, чума каз,
Алар шулай коена шул, коена.
Күк йөзендә алсу кояш –
Аннан нурлар коела шул, коела.
Чума үрдәк, чума каз,
Канатларын кагына шул, кагына.
1 кыз: Син малайларны чакырдыңмы?
2 кыз: Юк әле.
3 кыз: Хәзер Руслан килергә тиеш. Аны әйтеп җибәрербез әле.
2 кыз: Әнә Руслан да килә. (Руслан килеп тәрәзәгә чиертә. Ул бик кечкенә. Аның чалбар балакларын эт талап, ерткалап бетергән. Якында гына эт өргәне дә ишетелә).
1 кыз: Руслан, зинһар, егетләрне чакырып кил әле.
Руслан: Ярый, хәзер.
“Каз канаты” көе ишетелә. Кызлар казларны юып кайтып кмләләр, керәләр. “Каз канаты” җыры:
Каз канаты кат-кат була,
Ир канаты ат була;
Чит җирләрдә бик күп йөрсәң,
Сөйгән ярын ят була.
Каз канаты каурый-каурый,
Хатлар язарга ярый,
Уйнамагач та көлмәгәч,
Бу дөнҗя нигә ярый.
Каз канаты ап-ак була,
Ир канаты ат була;
Чит җирләрдә йөргән чакта,
Бик сагынган чак була.
3 кыз: Кызлар, егетләргә сатарга икешәр канат алыгыз. Егетләр бусага хакы түләмәсәләр, сөлге белән кыйнарбыз.
1 кыз: Үпкәләп, кайтып китмәсләрме?
3 кыз: Юк, никадәр нык суксан, шулкадәр малайларның күңеле була (Урамнан егетлзрнең гармун уйнап, “Дүдәк-дүдәк” җырлап килгәннәре ишетелә).
1 кыз: Карагыз әле, теге хәчтерүшләр нәрсә дип җырлыйлар:
Тәрәзәдән карыйсыз ла,
Карап кемне таныйсыз?
2 кыз: Карап тилмереп торганчы,
Ник чакырып алмыйсыз?
3 кыз: Масаеп йөрмәгез әле,
Уйлагыз керү ягын.
Ишекне бикләп куярбыз,
Шундый сүз булса тагын.
1 кыз: Егет сиңа ни кирәк?
Егет: Пешкән, симез кыз кирәк!
Юк ла, симез каз кирәк!
Тагын матур кыз кирәк!
2 кыз: Каз казанга төшмәгән,
Бергэ: Егет үзе пешмәгән.
1 кыз: Канат сатабыз, канат
Ап-агын сайлап, карап.
2 кыз: Кемгә кирәк – алыгыз,
Барма акча ярыгыз?
Егетләр бергэ: Бар, акча җитә!
3 кыз: Канат сатабыз, канат
Яхшысын карап, сайлап!
2 кыз: Егет булсаң, канат ал,
Бер алтын чыгырып сал!
Егетләр: Кыйммәт икән бер алтын!
Канатлары сездә калсын. (Борылалар).
1 кыз: Егет саран булмасын,
Акча жәлләп тормасын!
(Кызлар канатларын сатып биреп, егетләрне өйгә кертеп җибәрәләр).
“Әнисә” җыры:
Тыпыр-тыпыр биергә,
Тимер идәннәр кирәк;
Тимер идәннәр өстенә
Хәтфә паласлар кирәк.
Хәтфә паласлар өстенә
Имән өстәлләр кирәк;
Имән өстәлләр өстенә
Көмеш табаклар кирәк.
Көмеш табаклар өстенә
Хөрмә-җимешләр кирәк;
Хөрмә-җимешләр ашарга
Алтын кашыклар кирәк.
Алтын кашыклар тотарга
Кара кашлы кыз кирәк;
Кара кашлы кыз каршына
Батыр егетләр кирәк.
Бергэ: Канат сату кызык уен
Каз өмәсендә була.
Таныштыра, дуслаштыра
Яшҗләрне иске йола.
Җыр: Каз канаты каурый-каурый,
Хатлар язарга ярый,
Уйнамагач та көлмәгәч,
Бу дөнья нигә ярый.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Колыбель Кроватка, где лежит маленький ребёнок
Люлька
Качалка
Зыбка Колыбелька, подвешенная к потолку
Колыбельная песня Колыбельные песни – чтобы легче спалось, быстрее засыпалось
Баюшки-баю Ласковые, любовные, успокаивающие
Про кота У кота-кота Колыбелька золота…
Про волка Придет серенький волчок…
Не йди , котичек
Предварительный просмотр:
Поэтические образы Г.Тукая в музыке А.Ключарева
Музыка Ключарева, основанная на впитанных с детства фольклорных традициях татарского и башкирского народа, давно вошла в репертуар пианистов – учащихся музыкальных школ.
По свидетельству М.Нигмедзянова, беседовавшему с Александром Ключаревым, «на него произвели большое впечатление в детстве татарские песни, услышанные им от соседа-кучера татарина в Оренбурге». В годы учебы в Казанском музыкальном техникуме Ключарев интересовался народной музыкой и татарской поэзией. Позже Александр Ключарев, при издании совместно с М.Виноградовым сборника татарских песен, «создал свой собственный стиль обработки татарской народной песни».
Особое место в творческом наследии композитора занимают инструментальные фортепианные пьесы. Для своего исследования мы выбрали несколько: «Шурале», одну из первых его фортепианных программных миниатюр, «Иволгу», и пьесу, созданную уже в последние годы жизни композитора, «Тайны лесного озера» из цикла «Родные картины».
«Шурале» - программная пьеса, в которой ярко выписан образ лесного чудища, создана атмосфера сказочного леса, о котором Г.Тукай писал: «лес густой и в нем темно», «Раз он густ и темен – значит, Шурале в лесу царят, упыри живут и черти, оборотни в нем дурят».
Созданию сказочного образа способствует и быстрый темп пьесы, и отрывистое, акцентированное изложение темы – «нос кривой», «руки – словно два крючка», «рог на лбу – со средний палец», все угловатое. Так нам видится содержание первой части пьесы.
В то же время нельзя сказать, что программное содержание, которое мы слышим в этой пьесе, буквально передает сказку Г.Тукая. Это, скорее, только поэтический образ, навеянный фигурой Лешего. Если у Габдуллы Тукая Шурале – посрамленный любитель «поиздеваться» над забредшими в лесную чащу, то в пьесе Александра Ключарева мы слышим совсем другое.
Вторая часть – совсем короткая. После «предъявления», своего рода «выходной арии» Шурале – картина полного лесного спокойствия, герой как бы осматривается в поисках подходящей жертвы.
И, наконец, финал – жертва найдена! Меняется характер аккомпанемента. Если в первой части левая рука играет своего рода «наступательную мелодию», то уже в третьей – аккомпанемент «поддерживающий» – жертва найдена. Финал в виде токкаты – торжество Шурале над незадачливым путником. «Защекотал дол икоты» - и был таков.
«Тайны лесного озера» из цикла «Родные картины» - произведение зрелого мастера. По словам М.Нигмедзянова – этот «цикл фортепианных пьес «Родные картины» рассчитан на высокую пианистическую культуру исполнителя».
Действительно, пьеса при всей кажущейся простоте выразительных средств – не проста в исполнении. Ощущение сказочности и загадочности застывшего в глуши лесного озера передается чередованием больших и малых секунд на одной педали, никакая волна не поднимается на его поверхности, никакой ветерок не колышет эти воды. И только легкая «рябь» от сменяющих друг друга в прихотливом рисунке секунд. Мелодические всплески мотивов – в партии левой руки. И даже в перекрещивающихся приемах – своя логика, когда левая рука играет в верхнем регистре, звучат не гармоничные октавы, а диссонирующие септимы, вселяющие в слушателя неясное чувство опасности происходящего (вернее, вовсе не происходящего, а только мерещащегося). Кто и что там, в этой таинственной глубине? «Воздух полон тишиной». Может, именно там и скрывается, заплетая свои косы, Водяная.
У Г.Тукая Водяная – «старуха злая», и вообще, сказка носит не столько поэтический, сколько нравоучительный характер. Но в водах чудесного озера привидится что угодно. Вот другое описание, не лесного, но тоже волшебного:
Сүз рәте килгәч, итәм әзрәк бәян,
Тәки яшьрен күл төбе булсын гаян.
Анда һәртөрле гаҗәпләр бар да бар
Кып – кызыл алтын шәһәр, җиз карьяләр;...
Су анасы, - бик явыз, йөзе кара, -
Ел да бер угъланны йә кызны ала.
(Яхуд яңа Кисекбаш)
А может быть, и тайны в том озере еще не узнаны:
«Открывая взорам дали, поднялся с полей туман,
Словно кто-то снял с природы ночи сумрачный кафтан.
И озера, терпеливо дожидавшиеся дня,
Засветились зеркалами, волшебством своим маня.
Сплошь в росе, цветы и травы улыбнулись от души.
Трели песен соловьиных полились дождем в тиши».
(«Летняя заря»)
И, наконец, третья пьеса – «Иволга». Пьеса романтического плана, рисующая картины родной природы, звуки леса и пение птиц. Пьеса не имеет определенной программы.
«День весны! Лишь подумаю я о нем,
Обжигает мне душу печаль огнем,
Вспоминается прошлое – день за днем…
Ах, кружится моя голова теперь.
Льды горами по рекам плывут, плывут,
Птицы в небе высоком поют, поют.
Дай, творец, нам побольше таких минут,
Пусть земля наша будет жива теперь!»
(«Приход весны»)
Очты дөнья читлегеннән тарсынып күңлем кошы,
Шат яратса да, җиһанга ят яраткан раббысы.
Күпме моңлансам кунып милли агачлар өстенә,
Барсы корган – бер генә юк җанлысы, яфраклысы.
(Өзелгән өмид)
«Я, когда устану, вижу детства дальний край.
Чище, чем тысячезвонный, быстрый ключ, была душа,
И была, как лист зеленый, жизнь свежа и хороша!
Все легко и лучезарно, и печали не гнетут,
Небо нежно-бирюзово, и земля – как изумруд».
«Каждый цветик – что сестрица, деревцо – как брат родной.
Иволги напев струится, словно детский голос твой»
(«Пора, вспоминаемая с грустью»)
Иртә. Дөнья җанлана,
Мәшрикъягы аллана,
Кояш чыгып, нурлары
Төшеп җиргә ялгана.
Көтү – көтү менмәктә
Күккә җитез кошлар да.
(Иртә)
«Там со всех концов деревни – буду вечно помнить – лес,
По лугам трава как бархат, а вверху – лазурь небес.
Прилетают, улетают всех расцветок мотыльки,
На цветы они садятся и целуют лепестки.
Здесь щебечут божьи птички, оглашая небеса,
Сладкозвучные такие льются в душу голоса»
(«Шурале»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Кто в оркестре вам поможет? Сложный ритм стучать он сможет, Ритм любой, из разных стран. Кто же это?
2. Знайте , они с барабаном соседи, Сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, Звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их - не пустяк, не безделка. В музыке тоже бывают …
3. Как будто девушка запела, И в зале словно посветлело. Скользит мелодия так гибко, Затихло всё. Играет …
4. Звучит сигнал, на бой зовёт, Вставай, солдат, она поёт!
5. Форте - громко, пиано - тихо, Кто наиграет мне? Без ошибки, без изъяна, Ну, конечно …
6. Движенье плавное смычка Приводит в трепет струны. Мотив журчит издалека, Поёт про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив, Названье инструмента – . . . . . . .
7. У какого инструмента Есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, Это звонкий наш …
8. Звенит струна, поет она, И песня всем ее слышна . Шесть струн играют что угодно , А инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым . Тот инструмент зовем...
9. Он на солнце заблестит, Нежным звуком одарит. В джазе самый первый он, Серебристый . . . . . . . .
10. Это что за инструмент высотою в целый дом? В трубы, в дерево одет, украшения на нем. Голосов имеет много этот звучный великан. Он то ласковый, то строгий, а зовут его…
11. Инструмент музыкальный, Он духовой, С тростью он одинарной, Красивый такой. И изящней его, Видно, в музыке нет. Всем понятно, о чем я? Это...
12. Здесь диск загадан из металла, В который бьют, чтоб дать сигналы. Его используют всегда в телеигре «Что? Где? Когда?»
13. Этот медный духовой То короче, то длиннее. Ведь кулису он имеет! Громче всех в оркестре он. Как зовут его?..
14. Очень музыку любили Две сестры, Наташа с Ниной, И поэтому купили Им большое…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Ярко зал весь засверкал, Приглашает всех на бал, Попрошу ответить вас, Что за танец это? . . . . .
2. Звенят серебряные струны Как будто струйки водяные, И на волнах, качая шхуны, Резвятся ветры удалые! И ветер, и волну морскую — Всё струны нам изображают, Все звуки музыки рисуют. Какой же это инструмент играет? Зовут его красиво, звонко, Но не Татьяна и не Марфа. А звуки нежны, струны тонки. Наш инструмент зовётся…
3. Если в нашей пьесе тучи, Дождик льёт во весь опор, Это лад ужасно грустный, Называется…
4. Весь состав играет вместе! Чудо-слово не забудьте! Если весь оркестр играет, То зовётся это…
5. Оркестр молчит, Только скрипка звучит, Одной только скрипке слово ! Оркестр молчит, Только скрипка звучит, Ведь скрипка играет...
6. Веселятся музыканты, Улыбнулся дирижёр, Лад, в котором мы играем, Называется …
7. Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой.
8. На балах он танцевался И торжественным считался. Кто не знал, тот и не лез. Ну а танец — ...
9. Я ваша подруга, Я ваша попутчица, В пути без меня Ничего не получится . Со мною, друзья, Всегда интересно, Узнали, кто я? Ну, конечно же: . . . . .
10. Если пение инструментальное, То сонатою зовется, А когда оно вокальное, Только голосом поется , Будет зваться не соната, Называется ...
11. В переводе с немецкого это «рог». С трубою схожа, вам скажет народ. Духовой инструмент, без сомнений, бесспорно, А зовется красиво он — это...
12. Семь кружков на лесенке Заиграли песенки …
13. В нем четыре музыканта, виртуоза и таланта Пропоют любой мотив. Как зовется коллектив ?…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Медведь Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. Он коричневый, лохматый. Угадайте-ка, ребята, Кто, построив теплый дом, Спит всю зиму в доме том?
Шел медведь
Шел медведь через воду Стал медведь на колоду: Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис… Вымок, выкис, вылез, высох… Стал медведь на колоду : Бултых в воду!
( акшиМ ) На поляночку весной Прибыл весь народ лесной - Вышел из норы зайчишка, Из берлоги вылез...
«Медвежий танец» Роберт Шуман
«Зимняя сказка»
Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кот Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко, И умылся мягкой лапкой .
Жили-были два кота
Что котенок натворил?
Мультфильмы
Это что за зверь такой, Полосатый, очень злой, И, как все на свете кошки, Любит мыться языком?
Кошка Полосатых малышей Я учу ловить мышей. Из тебя, котенок-крошка, Вырастет большая …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие координационных способностей детей младшего школьного возроста средствами ритмической гимнастики и аэробики
Статья о развитии координации детей в начальной школе....
развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
методическая статья о развитиии художественных способностей детей-дошкольников средствами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве...
Развитие художественных способностей детей пр работе с бумагой
Материал посвящен работе с детьми используя простой материал - бумагу. Работа в разной технике - бумагопластика, аппликация, оригами доступна детям и интересна....
Метод. разработка. «Развитие художественных способностей детей. Изготовление виноградной грозди»
Развивая художественные способности детей, давая навыки немного позабытых ремёсел, ставшими вновь популярными, но обновлёнными, благодаря развитию промышленности и творческой мысли мастеров-энту...
Развитие координационных способностей детей 9-11 лет средствами фитбол и кор-рибок.
Нами была разработана методика развития координационных способностей детей 9-11 лет средствами и методами фитбол и Кор-рибок. Для подтверждения эффективности методики был проведен педагогический экспе...
Региональный научно-практический семинар "Развитие художественных способностей детей в рамках проекта "Национальные традиции»
Выступление на тему «Лоскутное шитьёкак средство художественно-эстетическоговоспитания школьников»...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ».
Доклад на тему:«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство социализации личности».Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство социализации личности....