программа
рабочая программа по музыке на тему
Программа по внеурочной деятельности "В мире музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 230 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
муниципального образования Усть-Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от .08.2013 года
Председатель педсовета
_____________ Маркина Н.С..
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по музыке
кружок «В МИРЕ МУЗЫКИ»
срок реализации программы: 4 года
возраст обучающихся : 7 – 11 лет
Автор-составитель:
А.Г.Погосова
учитель музыки
МАОУ СОШ №2
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….3
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «в мире музыки»…………………………………….6
Учебно-тематический план………………………………………………….9
Содержание программы…………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………….18
Пояснительная записка
Программа «В мире музыки» составлена на основе программы Д.Б.Кабалевского и разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Программа призвана вооружить учащихся знаниями и практическими навыками владения музыкальным творчеством. Пение становится художественной деятельностью лишь тогда, когда цель пения ребенка становится сама по себе целью искусства : выразить свое отношение к жизни . Нет отношения – нет художественной самодеятельности! .Поэтому самыми яркими диагностами качества урока искусства становятся : увлеченность ребенка общением с художественными произведениями, потребность высказать свое суждение о прослушанной музыке или увиденной картине, сделанной игрушке, желание выйти на диалог с другими детьми посредством собственного продукта художественной деятельности и одновременно «услышать» мир другого ребенка через рисунок, через исполнение музыкального произведения и . т. д.Специфические знания формируются в результате общехудожественного развития.
Актуальность программы определена тем, что детьми освоена одна из важнейших задач – это освоение духовных ценностей, высокий уровень нравственности, поведение, внутренние побуждения, и собственные взгляды на жизнь. Сущность нравственного воспитания и заключается в выработке таких взглядов, убеждений и привычек.
Новизна программы в том развитие, становление творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Проводятся занятия во внеурочное время один раз в неделю, где присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек. Занятия в кружке «В мире музыки» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном творчестве и памяти, включать в себя игровые элементы, знакомиться с музыкальными инструментами. Очень важна активность школьника, его участие в обсуждениях произведений, умении высказать свои мысли. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка любовь и интерес к искусству, артистизм.
Программа рассчитана на четыре года обучения.
Занятия в кружке «В мире музыки» направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Задачи: Наличие устойчивого интереса к музыке, способность общаться с искусством вне урока и сопоставлять его с материалами урока. Умение высказать своё отношение к музыкальному произведению, петь в унисон с сопровождением, понимать элементарные дирижёрские жесты, умение музицировать простейшие пьесы на музыкальных инструментах, различать простейшие жанры народной и классической музыки.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «В мире музыки»
Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных); импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных и хоровых импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например, рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.).
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и и внеурочной деятельности.
Учебно-тематический план
1 класс
Задачи:
1. Уметь слушать музыкальное произведение, а не только его слышать.
2. Научить приемам свободного дирижирования.
3. Петь в унисон с сопровождением.
4.Чётко артикулировать.
5.Двигаться под музыку.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 раздел – 9 часов | ||||
1 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
2 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
3 | Вокально – артикуляционные упражнения | 1 | + | |
4 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
5 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
6 | Слушание музыки | 1 | + | |
7 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
8 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
9 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
2 раздел – 7часов | ||||
10 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
11 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
12 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
13 | Вокально – артикуляционные упражнения | 1 | + | |
14 | Слушание музыки | 1 | + | |
15 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
16 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
3 раздел – 9 часов | ||||
17 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
18 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
19 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
20 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
21 | Вокально – артикуляционные упражнения | 1 | + | |
22 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
23 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
24 | Слушание музыки | 1 | + | |
25 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
4 раздел – 8часов | ||||
26 | Вокально – хоровая работа | + | ||
27 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
28 | Вокально – артикуляционные упражнения | 1 | + | |
29 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
30 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
31 | Слушание музыки | 1 | + | |
32 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
33 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + |
2 класс
Задачи:
1. Без сопровождения петь одноголосные песни
2. Следовать дирижёрским жестам
3. Видеть необычное в обычном
4.Уметь нарисовать музыку
5.Знание нот.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 раздел – 9часов | ||||
1. | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
2. | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
3. | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
4. | Свободное дирижирование | 1 | + | |
5. | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
6. | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
7. | Слушание музыки | 1 | + | |
8. | Изобразительные импровизации | 1 | + | |
9. | Весёлые нотки | 1 | + | |
2 раздел – 7часов | ||||
10 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
11 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
12 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
13 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
14 | Слушание музыки | 1 | + | |
15 | Изобразительные импровизации | 1 | + | |
16 | Весёлые нотки | 1 | + | |
3 раздел – 10часов | ||||
17 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
18 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
19 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
20 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
21 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
22 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
23 | Слушание музыки | 1 | + | |
24 | Слушание музыки | 1 | + | |
25 | Изобразительные импровизации | 1 | + | |
26 | Весёлые нотки | 1 | + | |
4 раздел – 8часов | ||||
27 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
28 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
29 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
30 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
31 | Слушание музыки | 1 | + | |
32 | Слушание музыки | 1 | + | |
33 | Изобразительные импровизации | 1 | + | |
34 | Весёлые нотки | 1 | + |
3 класс
Задачи:
1. свободно дирижировать собственным пением и инструментальными произведениями
2. Сольфеджировать интервалы маленького и среднего диапазона
3. Умение высказать своё отношение к музыкальному произведению с привлечением конкретных знаний
4.Уметь нарисовать музыку
5.Знание исполнительско – певческих средств выразительности
6.Разыгрывание ролей в спектакле.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 раздел – 9часов | ||||
1. | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
2. | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
3. | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
4. | Изобразительные импровизации | 1 | + | |
5. | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
6. | Свободное дирижирование | 1 | + | |
7. | Сольфеджио | 1 | + | |
8. | Слушание музыки | 1 | + | |
9. | Музыкальный театр | 1 | + | |
2 раздел – 7часов | ||||
10 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
11 | Изобразительные импровизации | 1 | + | |
12 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
13 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
14 | Сольфеджио | 1 | + | |
15 | Слушание музыки | 1 | + | |
16 | Музыкальный театр | 1 | + | |
3 раздел – 10часов | ||||
17 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
18 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
19 | Изобразительные импровизации | 1 | + | |
20 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
21 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
22 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
23 | Сольфеджио | 1 | + | |
24 | Слушание музыки | 1 | + | |
25 | Музыкальный театр | 1 | + | |
26 | Народное творчество | 1 | + | |
4 раздел – 8часов | ||||
27 | Вокально – хоровая работа | 1 | + | |
28 | Изобразительные импровизации | 1 | + | |
29 | Инструментальное сопровождение | 1 | + | |
30 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
31 | Сольфеджио | 1 | + | |
32 | Слушание музыки | 1 | + | |
33 | Музыкальный театр | 1 | + | |
34 | Народное творчество | 1 | + |
4 класс
Задачи:
1. Знать исполнительско – певческие средства выразительности
2. Сформированность навыка эстетического содержания искусства
3. Сольфеджировать интервалы маленького и среднего диапазона, петь отдельные ноты
4.Работа в спектакле
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 раздел – 9часов | ||||
1 | Изобразительные импровизации | 1 | + | |
2 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
3 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
4 | Сольфеджио | 1 | + | |
5 | Музыкальный театр | 1 | + | |
6 | Музыкальный театр | 1 | + | |
7 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
8 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
9 | Обучение навыкам игры на фортепиано | 1 | + | |
2 раздел – 7часов | ||||
10 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
11 | Сольфеджио | 1 | + | |
12 | Сольфеджио | 1 | + | |
13 | Музыкальный театр | 1 | + | |
14 | Музыкальный театр | 1 | + | |
15 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
16 | Обучение навыкам игры на фортепиано | 1 | + | |
3 раздел – 10часов | ||||
17 | Музыкальный театр | 1 | + | |
18 | Музыкальный театр | 1 | + | |
19 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
20 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
21 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
22 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
23 | Сольфеджио | 1 | + | |
24 | Сольфеджио | 1 | + | |
25 | Обучение навыкам игры на фортепиано | 1 | + | |
26 | Обучение навыкам игры на фортепиано | 1 | + | |
4 раздел – 8часов | ||||
27 | Музыкальный театр | 1 | + | |
28 | Музыкальный театр | 1 | + | |
29 | Свободное дирижирование | 1 | + | |
30 | Сольфеджио | 1 | + | |
31 | Сольфеджио | 1 | + | |
32 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
33 | Музыкально – ритмические движения | 1 | + | |
34 | Обучение навыкам игры на фортепиано | 1 | + |
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Вокально – хоровая работа, свободное дирижироваание, музыкально – ритмические движения, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение.(9ч.) Раздел 2: Вокально – хоровая работа, свободное дирижироваание, музыкально – ритмические движения, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение(7ч.) Раздел 3: Вокально – хоровая работа, свободное дирижироваание, музыкально – ритмические движения, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение.(9ч.) Раздел 4: : Вокально – хоровая работа, свободное дирижироваание, музыкально – ритмические движения, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение.(8ч.) 2 класс (34 часа) Раздел 1: : Вокально – хоровая работа, свободное дирижироваание, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение, изобразительная импровизация, весёлые нотки(9ч.) Раздел 2:Вокально – хоровая работа, свободное дирижироваание, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение, изобразительная импровизация, весёлые нотки(7ч.) Раздел 3: Вокально – хоровая работа, свободное дирижироваание, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение, изобразительная импровизация, весёлые нотки(10ч.) Раздел 4: Вокально – хоровая работа, свободное дирижироваание, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение, изобразительная импровизация, весёлые нотки(8ч.) 3 класс (34 часа) Раздел 1: Вокально – хоровая работа, свободное дирижирование, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение, изобразительная импровизация, сольфеджио, музыкальный театр(9ч.) Раздел 2: : Вокально – хоровая работа, свободное дирижирование, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение, изобразительная импровизация, сольфеджио, музыкальный театр(7ч.) Раздел 3: : Вокально – хоровая работа, свободное дирижирование, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение, изобразительная импровизация, сольфеджио, музыкальный театр, народное творчество(10ч.) Раздел 4: Вокально – хоровая работа, свободное дирижирование, слушание музыки, вокально – артикуляционные упражнения, инструментальное сопровождение, изобразительная импровизация, сольфеджио, музыкальный театр, народное творчество(8ч.) 4 класс (34 часа) Раздел 1: Изобразительные импровизации, свободное дирижирование, сольфеджио, музыкально – ритмические движения, музыкальный театр, обучение навыкам игры на фортепиано(9ч.) Раздел 2: Изобразительные импровизации, свободное дирижирование, сольфеджио, музыкально – ритмические движения, музыкальный театр, обучение навыкам игры на фортепиано(7ч.)) Раздел 3: Изобразительные импровизации, свободное дирижирование, сольфеджио, музыкально – ритмические движения, музыкальный театр, обучение навыкам игры на фортепиано(10ч.) Раздел 4: Изобразительные импровизации, свободное дирижирование, сольфеджио, музыкально – ритмические движения, музыкальный театр, обучение навыкам игры на фортепиано(8ч.) |
Список литературы
- Сборник хоров для детей и юношества 2003г.
2. Учебник сольфеджио для учащихся ДМШ. 1998г.
3. «Культура и искусство речи» - Л.А. Введенская, 1995г.
4. «Мастерская чувств» – Генералова И.А., Москва, 2006г.
5. «Сценическая речь» А.П.Петров, 1981г.
1. Алиев Н.Б. «Настольная книга школьного учителя – музыканта», Москва, 2000г.
2. Дмитриева Л.Г. «Методика музыкального воспитания в школе», Москва, 1989г.
3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Москва -1998г.
4. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором» Москва, 2002г.
5. Осеннева М.С. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом», Москва1999г.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Метод объединения учителей Эстетического цикла От августа 2013 г.№1 Руководитель МО -----------------Гоф Т.Ю
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________________И.А.Кудлай « »_августа 2013г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...