"В мире музыки"
рабочая программа по музыке на тему

программа факультатива по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_po_muzyke_2_klass_popkova.doc186.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № 1

от  27 августа 2014г.

__________/ Н.А. Родыгина/

руководитель  МО

учителей  начальных  классов

Согласовано заместитель директора по  учебно-воспитательной  работе

от  28 августа 2014г.

_________/ И.В. Магжанова  /

«Утверждаю» __________

директор МБОУ СОШ №2

Л.Ф. Котикова

от  01 сентября  2014г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТАТИВА

 «В  МИРЕ  МУЗЫКИ»

для  обучающихся  2 а  класса

  на  2014-2015 учебный год

Составлена  на основе:

Основной  образовательной программы  начального общего  образования  МБОУ СОШ  №2 г. Советский,  утвержденной  приказом  директора  школы  №84/15  от  01.09.2014 г.

Авторской  программы: «Музыка»  (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.), 2012

 

Попковой Е.В.,  учителя  музыки,  первой  квалификационной  категории

 

г. Советский

2014

Пояснительная  записка

Рабочая программа факультативных  занятий  «В  мире  музыки»  для  2Б,В,Г,Д  классов  разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  школы,  авторской программы «Музыка»  (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.), 2012 и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
  • Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин  МБОУ СОШ №2 город Советский Тюменской области (утвержденный приказом 09.04.2013 г. № 47/1).

Учебно-методическое  обеспечение

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами по  музыке  для 2 класса. В комплекты входят издания авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Пособия для учащихся.

Пособия для учителей

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс»,   Фонохрестоматия музыкального материала.

 «Уроки музыки. 1—4 классы».

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

•  воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

•  воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

•  развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

•  накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Обоснование  отбора  содержания  и  общей  последовательности  его  изучения

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная  ценность  музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными   методическими    принципами    программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Методы музыкального образования и воспитания:

-метод художественного, познания музыки;

-метод интонационно-стилевого постижения музыки;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод концентричности организации музыкального материала;

-метод забегания вперед и возвращения к пройденному;

-метод игры;

-метод художественного контекста (выходы за пределы музыки).

С  целью  воспитания толерантности, гражданственности, патриотизма,  нравственных чувств  и этического  сознания, уважительного  отношения  к  природе родного края в материал  уроков  музыки  включен  материл   краеведческого  характера.  

Формы обучения:  коллективная,  фронтальная, групповая;  парная,  индивидуальная.

Широко привлекаются практические действия обучающихся. Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.

Для достижения планируемых результатов учителем и обучающимися используются материальные и идеальные средства обучения. Материальные средства обучения: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Механизм формирования   универсальных  учебных  действий

Эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.

Материал  факультативного курса «В мире музыки»  находит  свое  взаимодействие  с  материалом  уроков   литературного  чтения,  окружающего  мира.  Программа «В мире музыки»  направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.  

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.  Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства.  

Принципы отбора содержания программы:

– принцип связи музыки с жизнью, согласно которому программа обеспечивает опору процесса обучения на жизненный опыт учащихся, стимулирует привлечение жизненных ассоциаций младших школьников;

– принцип полимодальности, в соответствии с которым содержание факультативных занятий предусматривает изучение учениками музыкального искусства как особого способа постижения мира, предлагает охват разнообразных видов художественной деятельности с учётом индивидуальных возможностей детей;

– принцип диалогичности, учитывающий множественность интерпретаций и оценок музыкального текста, а также предусматривающий постижение учащимися музыки в единстве её создания, исполнения и восприятия;

– принцип художественности, гарантирующий постижение музыки по законам художественной деятельности и в формах самого искусства.

В процессе реализации программы предполагается широкое использование наглядных, практических и словесных методов. При этом следует отдавать предпочтение практическим методам, в том числе методам, способствующим творческому развитию учеников. В этом отношении метод моделирования художественно-творческого процесса выступает гарантом деятельностного освоения музыкального искусства, организует развёртывание музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.

Формы и приемы контроля:

-творческие задания;

-анализ музыкальных произведений;

-музыкальная викторина;

-тестирование;

-проектная деятельность.

Механизмы формирования  универсальных  учебных  действий  (УУД)

Эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Факультативные  занятия, развивая умение учиться, призваны формировать у ребенка современную картину мира.  Материал занятий находит  свое  взаимодействие  с  материалом  уроков   литературного  чтения,  окружающего  мира,  факультативных  занятий  с обучающимися вторых  классов «Я  и  музыка». Программа «В  мире  музыки»  направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.  

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.  Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства.  

Общая характеристика учебного  курса

 Содержание программы базируется на художественно-образном,  нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника   России   Б.М.   Неменского,   в   мир   культуры  других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров,  народных обрядов,  обычаев  и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.  

Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности  обучающихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Материал факультативных  занятий  находит  свое  взаимодействие  с  материалом уроков:  литературное  чтение,  окружающий мир,  изобразительное  искусство. Ученик познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования   в нем – через  стихи, маленькие рассказы  и  музыкальные произведения.

 

Описание места  факультативных  занятий  «В  мире музыки»  в учебном плане

В соответствии с учебным планом начального  общего образования МБОУ СОШ №2 г. Советский на 2014-2015 учебный год  на изучение факультатива «В  мире  музыки» во 2  классе  предусмотрено 34 часа  (по 1 часу,  34 недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

          Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

          Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

          Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

          Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе.  

          Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к  музыке как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

          Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе музыкального.

          Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание  музыкального образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

          Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.  

          Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

          Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

          Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом дальнейшего  обучения, обеспечивает введение учеников  в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  В результате изучения факультативного  курса  «В  мире  музыки» должны быть достигнуты определенные результаты.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

—  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.

—  умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка— умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

—  развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

—  реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

—  ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

—  формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

—  развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий   обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

—  овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

—  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

—  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со- держания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

—  продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

—  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

—  овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

—  приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

—  формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

—  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

—  умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и   т.п.).

Предметные результаты

Ученик  научится:

Предметные результаты изучения музыки на первоначальном этапе отражают опыт учеников  в музыкально-творческой деятельности:

-  знать разнообразные танцевальные жанры (народный и классический бальный танец, современный эстрадный);

- знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление;

- различать колокольные звоны:  благовест, трезвон, набат, метельный звон;

- размышлять о музыкальных произведениях  как  способе  выражения  мыслей  и  чувств человека;

- эмоционально,  эстетически  откликаться  на искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему;

- иметь  представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

-  иметь  общие  представления  о музыкальной картине мира;

- знать основные  закономерности   музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

-  познакомиться  с материалом    музыкальной культуры родного края;  

-  эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.

Ученик  получит  возможность  научиться:

- воспринимать  музыку  различных  жанров;

- организовывать  самостоятельно  музыкально-творческую деятельность

-  воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Содержание  учебного  курса

 Основное  содержание факультативного курса представлено следующими линиями:

– «Мои первые ритмы»;

– «Мои первые ноты».

«Мои первые ритмы. Мои первые ноты»  2 класс

Факультативные занятия «Мои первые ритмы. Мои первые ноты» 

Их ключевой целью является знакомство обучающихся начальных классов с временной организацией музыкальных звуков и основами нотного письма.

Ознакомление с явлением пульсации и метрическими долями. Понятие о сильной и слабой долях. Выявление различий между двудольной и трёхдольной пульсациями. Воспроизведение равномерной пульсации. Создание аккомпанемента к знакомой песне на основе равномерной пульсации. Разделение метрической пульсации и ритмического рисунка в процессе исполнения речевых упражнений.

Понятие о долгих и коротких длительностях звуков. Знакомство со слоговым обозначением длительностей звуков («та» и «ти»). Освоение основных ритмических мотивов. Воспроизведение одноголосных ритмических последовательностей с использованием звучащих жестов, ударных или шумовых инструментов. Использование одноголосных ритмических последовательностей в качестве аккомпанемента к песне. Ритмический диктант.

Освоение ритмического канона. Создание многоголосных ритмо-речевых партитур. Самостоятельное ориентирование в ритмической записи. Создание ритмического сопровождения к любой мелодии в размере 2/4 или 4/4 с использованием звучащих жестов, ударных или шумовых инструментов.

Знакомство с паузой. Освоение разнообразных ритмических построений, включающих паузу. Работа над ритмической точностью исполнения. Самостоятельное сочинение ритмических сопровождений к мелодии. Развитие чувства ритма, умения играть в ансамбле.

Работа над развитием звуковысотных представлений и ладового чувства. Освоение интонации III—V ступеней мажорного лада. Работа с мелодиями, построенными на I, II, III, V, VI ступенях мажорной пентатоники.

Понятие о ноте и нотном стане. Освоение расположения нот на нотном стане. Формирование навыка записи нот на нотоносце.

Знакомство с расположением нот на фортепианной клавиатуре. Формирование умения находить ноты на фортепианной клавиатуре.

Знакомство с названием длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Запись длительностей. Запись простых мелодий на нотоносце и их воспроизведение

Факультативные занятия способствуют развитию творческой активности, музыкальной грамотности, углублению музыкальных знаний и совершенствованию соответствующих умений и навыков, развитию коммуникативных способностей   обучающихся.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

–  формирование целостного представления о метре, ритме и системе длительностей;

–  развитие чувства ритма;

–  формирование звуковысотных представлений;

–  развитие чувства лада;

–  знакомство с основами нотной грамоты и нотного письма;

–  развитие фантазии и изобретательности, ассоциативного мышления и воображения.

Условия организации учебного процесса:

–  наличие у каждого ученика  рабочей тетради;  

–  наличие на занятиях набора разнообразных музыкальных (шумовых, ударных, звуковысотных) инструментов;

–  индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Тематическое  планирование

Наименование разделов и тем

Характеристика видов

деятельности  обучающихся

Всего часов

1.

Мои первые ритмы

Выявляют различия между двудольной и трёхдольной пульсацией. Воспроизводят равномерную  пульсацию. Создают аккомпанемент к знакомой песне на основе равномерной пульсации, создают ритмические последовательности.

Играют в ансамбле.  Оценивают собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников, узнают изученные музыкальные сочинения и называют их авторов.

16

2.

Мои первые ноты

Называют  названия  нот,  находят ноты на фортепианной клавиатуре.

Различать длительности (целая. половинная, четвертная), записывают их на нотном стане.

Сочиняют простейшие мелодические последовательности, записывают их и воспроизводят  голосом.

Участвуют в ролевых играх, выявляют особенности развития образов, оценивают собственную музыкально-творческую деятельность.

18

ИТОГО

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

Пособие для учащихся:

Список литературы для обучающихся:

Кабалевский Д.Б. «Три кита в музыке».

Усачев В.О. «Семь нот».

Пособие для учителя:

Авторская программа «Музыка»  (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.), 2012

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс».

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс».

«Уроки музыки. 1-4 классы».

Список дополнительной литературы для учителя:

Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета.-М.,1989 г.

Громов Е.С. Природа художественного творчества.-М., 2006 г.

Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.- М., 2003 г.

Кабалевский Д.Б. Сила искусства. -М.,1984 г.

Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М., 2005 г.

Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе

(младшие классы).- М., 2004 г.

Музыкальное образование в школе / под редакцией Школяр Л.В. –М., 2001 г.

Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. – М., 2009 г.

«Искусство»- учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства (Приложение к газете «Первое сентября»).

«Педагогика искусства» - электронное научное издание.(http://www.art-education.ru)

Цифровые образовательные ресурсы:

ФЦиОР

Оборудование и приборы:

Музыкальные инструменты, ПК, медиапроектор.

Дидактический наглядный материал

Таблицы, портреты композиторов, атласы музыкальных инструментов, карточки с признаками характера звучания, карточки с обозначением средств выразительности, портреты исполнителей, театральный реквизит.

Календарно-тематическое планирование 2 а класс

№ урока

Дата проведения

Тема занятия

Планируемые результаты обучения

План

Факти-

чески

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия

Мои первые ритмы -16 часов

1

05.09

Пульсация.

Соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая ее звучания.

Знать понятия:

Пульсация, метрические доли.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-воспринимать мнение о прослушанном произведении.

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном творчестве;

-воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Познавательные:

-осознанно и произвольно  выстраивать  речевое высказывание  в устной и письменной форме.

2

12.09

Метр и ритм.

Разделять метрическую пульсацию и ритмический рисунок в процессе исполнения речевых  упражнений.

Регулятивные:

-осуществлять первоначальный контроль своего участия в музыкальной деятельности.

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

-осуществлять поиск нужной информации, используя словарь и сведения, полученные от взрослых.

3

19.09

Ритмический мотив «та-та».

Слушать музыкальные произведения, выделять в нем его особенности.

Создавать ритмический аккомпанемент к знакомым песням.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- уметь оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

-принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

Познавательные:

-расширять свои представления о музыке.

4

26.09

Ритмический мотив «ти-ти-ти-ти».

Различать и эмоционально откликаться на музыку разного характера. Создавать ритмический аккомпанемент к знакомым песням.

Регулятивные:

- Принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя;

- различать способ и результат действия.

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные:

- расширять свои представления о музыкальной грамоте..

5

03.10

Ритмические мотивы встречаются.

Уметь характеризовать ритмические  возможности музыки.

Регулятивные:

-принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Коммуникативные:

- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных ритмических  образов.

-контролировать свои действия в коллективной работе.

Познавательные:

-ориентироваться в способах решения исполнительской задачи.

6

10.10

Ритмический мотив «ти-ти-та».

Эмоционально воспринимать музыку различных жанров.

Регулятивные:

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

-использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки.

Познавательные:

-ориентироваться в способах решения исполнительской задачи.

7

17.10

Ритмический мотив «та-ти-ти».

Различать и эмоционально откликаться на музыку различного характера.

Регулятивные:

-осуществлять первоначальный контроль своего участия в музыкальной деятельности.

Коммуникативные:

-понимать важность исполнения по группам;

- уметь задавать вопросы.

Познавательные:

- участвовать в исполнительской деятельности представлять ее результаты.

8

24.10

Создаем ритмический оркестр.

Размышлять и рассуждать о характере, о чувствах, передаваемых в музыкальных произведениях.

 

Регулятивные:

- принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя.

Коммуникативные:

- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Познавательные:

- узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации.

9

31.10

Создаем ритмический оркестр.

Размышлять и рассуждать о характере, о чувствах, передаваемых в музыкальных произведениях.

Знать понятия: темп, динамика, фраза.

10

14.11

Пауза «па».

Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания.

Регулятивные:

- принимать позицию слушателя музыкальных произведений.

Коммуникативные:

- воспринимать музыкальное произведение  и мнение других людей о музыке.

Познавательные:

- расширять свои представления о музыке;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи (карточки ритма).

11

21.11

Волшебные слова.

  Слушать музыкальные произведения, выделять в нем его особенности.

Знать понятие: ритмический канон.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

-учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Познавательные:

- принимать участие в исполнительской  деятельности и представлять ее результаты.

12

28.11

Читаем ритмы.

Эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности.

Регулятивные:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные:

-учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Познавательные:

- принимать участие в исполнительской  деятельности и представлять ее результаты.

13

05.12

Создаем ритмы.

Уметь создавать простые ритмические сопровождения к песням.

Регулятивные:

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Познавательные:

- составлять исполнительский план ритмического  сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста.

14

12.12

Создаем ритмы.

Уметь создавать простые ритмические сопровождения к песням.

15

19.12

Ритмические загадки.

Уметь воспроизводить одноголосные ритмические последовательности с использованием звучащих жестов, ударных или шумовых инструментов. 

Регулятивные:

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе;

Познавательные:

- находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

16

26.12

Длительности звуков.

Понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.

Знать понятия  восьмая, четвертная  длительности.

Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыкальных произведений.

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме.

Мои первые ноты -18 часов

17

16.01

Длительность с точкой.

Знать расположение   длительностей на нотном стане.

Расширять музыкальный кругозор.  

Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

- уметь формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

18

23.01

Такт. Тактовая черта.  Размер.

Эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания.

Регулятивные:

- принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные:

- понимать важность работы в групах.

Познавательные:

- расширять свои представления о музыкальной грамоте.

19

30.01

Паузы.

Уметь строить  разнообразные ритмические построения,  включающие паузу.

Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

Регулятивные:

- обобщать характеристику музыкальных произведений, анализировать, строить рассуждения.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные:

- определять музыкальное произведение.

20

06.02

Высота музыкального звука.

Воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий.

Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение.

Познавательные:

- расширять свои представления о народных обрядовых праздниках.

21

13.02

Название звука. Клавиши и клавиатура.

Знать названия нот и их расположение на клавиатуре.

Расширять музыкальный кругозор.  

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя при восприятии образов героев.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные:

- определять характер музыки;

- передавать  настроение музыкальных произведений.

22

20.02

Нота. Нотный стан. Скрипичный ключ.

Эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности.

Регулятивные:

- принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

Коммуникативные:

- воспринимать музыкальное произведение, и мнение других людей о музыке.

Познавательные:

- понимать содержание рисунков и соотносить их  с музыкальными впечатлениями.

23

27.02

Ноты на нотном стане: нота Соль, нота Ми.

Познакомиться с расположением нот Соль, Ми на нотном стане.

Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыкальных произведений.

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме.

24

06.03

Ноты на нотном стане: нота Соль, нота Ми.

Познакомиться с расположением нот Соль, Ми на нотном стане.

25

13.03

Ноты на нотном стане: нота Ля, нота До.

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Регулятивные:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки.

Познавательные:

- демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки.

26

20.03

Ноты на нотном стане: нота Ля, нота До.

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Знать расположение нот Ля и До на нотном стане.

27

03.04

Ноты на нотном стане: нота Ре, нота Фа.

Понимать, что язык музыки понятен и без слов.

Знать расположение нот Ре и Фа на нотном стане.

Регулятивные:

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки.

Познавательные:

- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств.

 

28

10.04

Ноты на нотном стане: нота Ре, нота Фа.

Понимать, что язык музыки понятен и без слов.

Знать расположение нот Ре и Фа на нотном стане.

29

17.04

Ноты на нотном стане: нота До, нота Си.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. 

Регулятивные:

- осуществлять контроль своего участия в различных видах музыкальной деятельности.

Коммуникативные:

- адекватно оценивать действия других участников в процессе музыкальной деятельности.

Познавательные:

- ориентироваться в нотной записи.

30

24.04

Ноты на нотном стане: нота До, нота Си.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. 

31

08.05

Нотные загадки. Нотные задачки.

Знать названия нот и их расположение на клавиатуре.

Расширять музыкальный кругозор.  

Регулятивные:

- принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу;

- понимать смысл инструкций.

Коммуникативные:

- воспринимать  мнение других людей о музыке.

Познавательные:

-  владеть словарем музыкальных терминов.

 

32

15.05

Нотные загадки. Нотные задачки.

Знать названия нот и их расположение на клавиатуре.

Расширять музыкальный кругозор.  

33

22.05

Пишем, поем, сочиняем.

Уметь размышлять о  музыке.

Получение эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.

Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Познавательные:

- выказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям;

- создавать собственные исполнительские интерпретации.

34

29.05

Пишем, поем, сочиняем.

Уметь размышлять о  музыке.

Получение эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.

Итого                             34

Объяснительная записка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"

Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVI...

Мультфильм "Старинная" "пиратская" песня". Самая знаменитая фальсификация в мире музыки.

Это первый мой мультфильм, который удостоился чести оказаться в Галерее мультипликационного портала в шотландском городе Глазго.Мультфильм можно посмотреть здесь - http://www.youtube.com/watch?fe...

Урок – соревнование «В мире музыки», обобщающий по теме «Музыка»

Урок – соревнование «В мире музыки», обобщающий по теме«Музыка»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире музыки" 1 класс

 Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос. Им наделён каждыйиз нас. Так высоко, так чисто и нежно звучат детские голоса.Кроме того, дети любят петь,выступатьна праздниках и...

В мире музыки

Знакомство с композиторами и их  произведениями.Практическая работа " Звучащие краски"....

В мире музыки

Учебно-методические материалы по музыке...

"Первые шаги в мире музыки"

Знает ли кто-нибудь ребёнка, который с первых лет своей жизни не проявлял бы интереса к музыке?.. Мир звуков окружает ребёнка буквально с рождения.  Чем активнее общение вашего ребёнка с муз...