Урок музыки 5 класс. О подвигах, о доблести, о славе...
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Урок прививает эмоционально - позитивное отношение к понятию "Родина" и через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах развивает способность к сопереживанию музыкальных образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_5_kl._o_podvigah_o_doblesti_o_slave.docx | 30.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное обшеобразовательное учреждение
«Смирновская средняя школа»
Подготовила: Ломтева Татьяна Викторовна,
учитель музыки
Адрес: 607717
Нижегородская область,
Шатковский район
с. Смирново,
ул. Советская, д. 40
Контактный телефон:
89081679948,
8 (831) 9048844
E – mail: lomteva1968@mail.ru,
2016 год
Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»
Цель урока: показать учащимся, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь русского народа, победившего фашизм.
Задачи урока: Привить эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» и через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах развивать способность сопереживать музыкальному образу.
Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Тип урока: урок – объяснение
Вид урока: урок историческое путешествие
Содержание: «Богатырская» симфония А.П.Бородина
«Александр Невский» кантата С.С.Прокофьева
«Священная война» песня
Понятия: симфония, кантата, ритм
Виды и формы контроля: слуховой, наблюдение
Проблема урока: Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей, обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?
Прогнозируемый результат:
- Определить на слух характер музыки и передать её настроение.
- Назвать произведения, в которых рассказывается о Родине, героях войны.
- Раскрыть образы русских героев – воинов.
Ход урока
l. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Вход под музыку.
Вопрос учащимся.
Определить с помощью музыкального произведения, о чём пойдёт речь у нас на уроке?
Слайд 2
II. Основной этап
Вступительное слово учителя.
Во все времена музы в песнях, легендах, былинах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах воспевали и прославляли величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. Отвагу витязей, храбрость богатырей, всех воинов защищавших нашу Родину. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников.
Слайд 3
Работа над темой урока
И сегодня муза приглашает нас раскрыть в музыке, литературе, изобразительном искусстве образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах.
Слайд 4
Русские композиторы, писатели, художники постоянно обращались в своём творчестве к теме защиты Родины.
Почему? Это оттого что с давних времён со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить народ. Поэтому образ защитника отечества является одним из главных образов искусства.
Назовите известных вам героев и произведения искусства, посвященные теме защиты Родины?
То, что эта тема была одной из главных, свидетельствуют и народные поговорки, сложенные о защитниках.
Слайд 5-6
Как называется картина, и кто на ней изображен?
Кого называют богатырями?
Какими они изображены? (одному дана сила, другому – ум, третьему – доброта).
На ваш взгляд, что важнее для богатырей из этих качеств? (всё).
Васнецов говорил, что ему « хотелось писать так, чтоб картина звучала как музыка, пелась как былина, волновала как родная песня…»
А в музыке воспел богатырей А. П. Бородин.
Слайд 7
(Слушаем фрагмент симфонии № 2)
Меняется ли музыка?
Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (мужественная, маршевая, призывная).
Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие.
Соответствует ли характер музыки, изображенным на картине образам?
Слайд 8
Назовите имя этого героя.
Князь Александр Ярославович один из почитаемых и любимых в народе героев защитников земли Русской. Полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведским войском на реке Неве, за что получил имя Александр Невский. А ещё он, разбил немецких рыцарей, на льду Чудского озера освободив Новгородские земли. Было это в 13 веке.
Какое музыкальное произведение посвящено этому герою и событиям 13 века? Кто автор этого произведения?
Слайд 9
(слушаем песню «Вставайте люди русские» из кантаты
С. Прокофьева)
Какое настроение передаёт музыка? К чему призывает?
Тяжела солдатская доля, и хорошей поддержкой поднимающей боевой дух, помогающей пережить всё и победить, является песня, верная подруга солдата.
Слайд 10
Видеофрагмент «Александр Невский»
Слайд 11
Проблемный вопрос:
Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей, обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого? (напоминание и призыв также самоотверженно защищать свою Родину)
Слайд 12
Воспевая русскую, богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и славное будущее. Эти сюжеты будят в нашем воображении события 20 века. Песня «Вставайте люди русские» постоянно звучала в годы Великой войны. А под звуки хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 г. Из стен ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г. К. Жуков. В годы войны на защиту Родины встал весь народ.
Слайд 13
А вот герои, умело защищавшие отечество в 19-20веке.
Сегодня во многих городах, сёлах стоят памятники героям – защитникам Родины…
Сообщения учащихся о своих прадедах, защитниках Родины.
(Читают сообщения)
Слайд 14
А что такое памятник? И память?
Как много общего в этих словах
Можно ли сказать что песни о героях, картины, тоже являются своеобразными памятниками защитникам нашей Родины?
Слайд 15-16
Много сложено песен о событиях ВОВ где мы также слышим выраженные образы защитников (Слушаем фрагмент песни «Священная война»)
Много произведений в музыке, в живописи, в литературе появляется и в наше время о событиях минувших грозных времён.
Слайд 17
Песня о «Маленьком трубаче» (знакомство с песней)
Какие выразительные средства музыки позволяют передать отважный, решительный характер песни?
Можем ли мы назвать богатырём - героя песни?
О ком говорят «Мал золотник, да дорог»?
III. Заключительный этап
Мы сегодня о многом поговорили, давайте вспомним основное:
- Что такое симфония и кантата?
Симфония – это…
Кантата – это…
В чём их сходство и различие?
Их сходство заключается в…
А их различие заключается в …
- С какими картинами художников мы познакомились?
Мы познакомились с картинами художников…
Которые называются…
Кто могут быть Защитниками Отечества?
Защитниками Отечества могут быть не только взрослые, но и …
О юных защитниках Отечества поётся в песнях…
Синквейн.
Слайд 19
Составьте предложения со словами:
Защитник отечества …
Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат»
И я желаю вам стать такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества.
Домашнее задание:
Слайд 20
Найти песни, в которых поётся о смелости и храбрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "О подвигах, о доблести, о славе".
Классный час, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве....
Разработка урока музыки в 5 классе "О подвигах, о доблести, о славе" по программе Сергеевой, Критской
Разработка урока музыки для 5 класса "О подвигах, о доблести, о славе" по програме Сергеевой, Критской. Структура урока соответствует ФГОС....
Внеклассное мероприятие по литературе «О подвигах, о доблестях, о славе…» (по теме «Устное народное творчество. Былины». 7 класс)
Данное мероприятие «О подвигах, о доблестях, о славе…» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 7 классе после изучения темы «Устное народное тв...
«О подвигах, о доблести, о славе» (5 класс)
Урок на тему «О подвигах, о доблести, о славе…» посвящён наиболее известным и любимым песням Великой Отечественной войны 1941-1945г. На уроке ре...
Презентация к уроку "О подвигах, о доблести, о славе..."
Презентация составлена к уроку "О подвигах, о доблести, о славе..." в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой....
Исследовательский проект по музыке "О подвигах, о доблести, о славе".
Данный проект по музыке направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся. Через музыкальные произведения времён В.О.в. воспитывать чувство патриотизма: гордость за свой многострадальный народ, го...
Методический материал-конспект урока по теме: "О подвигах, о доблести, о славе!"
Разработка урока музыки в честь Великой Победы!...