Урок музыки 5 класс. О подвигах, о доблести, о славе...
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Ломтева Татьяна Викторовна

Урок прививает эмоционально - позитивное отношение к понятию "Родина" и через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах развивает способность к сопереживанию музыкальных образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_5_kl._o_podvigah_o_doblesti_o_slave.docx30.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  обшеобразовательное  учреждение

«Смирновская средняя  школа»


Подготовила: Ломтева Татьяна Викторовна,

                                                                                                учитель музыки

Адрес: 607717 

Нижегородская область,

                                                                                            Шатковский район
                                                                                                      с. Смирново,

                                                                                                ул. Советская, д. 40
                                                                                          Контактный телефон:

                                                                                                     89081679948,
                                                                                                8 (831) 9048844
                                                                      E – mail: lomteva1968@mail.ru,

                                                                                       smirnovo_shool@mail.ru

2016 год

                 Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

Цель урока: показать учащимся, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь русского народа, победившего фашизм.

Задачи урока: Привить эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» и через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах развивать способность сопереживать музыкальному образу.

Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.

Тип урока: урок – объяснение

Вид урока: урок историческое путешествие

Содержание: «Богатырская» симфония А.П.Бородина

                           «Александр Невский» кантата С.С.Прокофьева

                           «Священная война» песня

Понятия:  симфония, кантата, ритм

Виды и формы контроля: слуховой, наблюдение

Проблема урока: Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей, обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

Прогнозируемый результат:

- Определить на слух характер музыки и передать её настроение.

- Назвать произведения, в которых рассказывается о Родине, героях войны.

- Раскрыть образы  русских героев – воинов.

                                                 

Ход урока

l.  Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Вход под музыку.

Вопрос учащимся.

Определить с помощью музыкального произведения, о чём пойдёт речь у нас на уроке?

Слайд 2

II. Основной этап

Вступительное слово учителя.

Во все времена музы в песнях, легендах, былинах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах воспевали и прославляли величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. Отвагу витязей, храбрость богатырей, всех воинов защищавших нашу Родину.  Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников.

Слайд 3

Работа над темой урока

И сегодня муза приглашает нас раскрыть в музыке,  литературе, изобразительном искусстве образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах.

Слайд 4

Русские композиторы, писатели, художники постоянно обращались в своём творчестве  к теме защиты Родины.

Почему?  Это оттого что с давних времён со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить народ. Поэтому образ защитника отечества является одним из главных образов искусства.

Назовите известных вам героев и произведения искусства,  посвященные теме  защиты Родины?

То, что эта тема была одной из главных, свидетельствуют и народные поговорки,  сложенные о защитниках.

Слайд 5-6

Как называется картина, и кто на ней изображен?

Кого называют богатырями?

Какими они изображены? (одному дана сила, другому – ум, третьему – доброта).

На ваш взгляд, что важнее для богатырей из этих качеств? (всё).

Васнецов говорил, что ему « хотелось писать так, чтоб картина звучала как музыка,  пелась как былина, волновала как родная песня…»

А в музыке воспел богатырей А. П. Бородин.

Слайд 7

(Слушаем фрагмент симфонии № 2)

Меняется ли музыка?

Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (мужественная, маршевая, призывная).

Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие.

Соответствует ли характер музыки,  изображенным на картине образам?

Слайд 8

Назовите имя этого героя.

Князь Александр Ярославович один из почитаемых и любимых в народе героев защитников земли Русской. Полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведским войском на реке Неве, за что получил имя Александр Невский. А ещё он, разбил немецких рыцарей,  на льду  Чудского озера освободив Новгородские земли. Было это в 13 веке.

Какое музыкальное произведение посвящено этому герою и событиям 13 века? Кто автор этого произведения?

Слайд 9

(слушаем песню «Вставайте люди русские» из кантаты

С. Прокофьева)

Какое настроение передаёт музыка? К чему призывает?

Тяжела солдатская доля, и хорошей поддержкой поднимающей боевой дух, помогающей пережить всё и победить, является песня, верная подруга солдата.

Слайд 10

Видеофрагмент «Александр Невский»

Слайд 11

Проблемный вопрос:

Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей, обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого? (напоминание и призыв также самоотверженно защищать свою Родину)

Слайд 12

Воспевая русскую, богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и славное будущее. Эти сюжеты будят в нашем воображении события 20 века. Песня «Вставайте люди русские» постоянно звучала в годы Великой войны. А под звуки хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 г. Из стен ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г. К. Жуков. В годы войны на защиту Родины встал весь народ.

Слайд 13

А вот герои, умело защищавшие отечество в 19-20веке.

Сегодня во многих городах, сёлах  стоят памятники героям – защитникам Родины…

Сообщения учащихся о своих прадедах, защитниках Родины.

(Читают сообщения)

Слайд 14

А что такое памятник? И память?

Как много общего в этих словах

Можно ли сказать что песни о героях, картины, тоже являются своеобразными памятниками защитникам нашей Родины?

Слайд 15-16

Много сложено песен о событиях ВОВ где мы также слышим выраженные образы защитников (Слушаем фрагмент песни «Священная война»)

Много произведений в музыке, в  живописи, в  литературе появляется и в наше время о событиях минувших грозных времён.

Слайд 17

 Песня о «Маленьком трубаче» (знакомство с песней)

Какие выразительные средства музыки позволяют передать отважный, решительный характер песни?

Можем ли мы назвать богатырём - героя песни?

О ком говорят «Мал золотник, да дорог»?

III. Заключительный этап

Мы сегодня о многом поговорили, давайте вспомним основное:

- Что такое симфония и кантата?

Симфония – это…

Кантата – это…

В чём их сходство и различие?

Их сходство заключается в…

 А их различие заключается в …

- С какими картинами художников мы познакомились?

Мы познакомились с картинами художников…

Которые  называются…

Кто могут  быть Защитниками Отечества?

Защитниками Отечества могут быть не только взрослые,  но и …

О юных защитниках Отечества  поётся в песнях…

Синквейн.

Слайд 19

Составьте предложения со словами:

Защитник отечества …

Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат»

И я желаю вам стать такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества.

Домашнее задание: 

Слайд 20

Найти песни, в которых поётся о смелости и храбрости.

                                                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "О подвигах, о доблести, о славе".

Классный час, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве....

Разработка урока музыки в 5 классе "О подвигах, о доблести, о славе" по программе Сергеевой, Критской

Разработка урока музыки для 5 класса "О подвигах, о доблести, о славе" по програме Сергеевой, Критской. Структура урока соответствует ФГОС....

Внеклассное мероприятие по литературе «О подвигах, о доблестях, о славе…» (по теме «Устное народное творчество. Былины». 7 класс)

          Данное мероприятие «О подвигах, о доблестях, о славе…» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 7 классе после изучения темы «Устное народное тв...

«О подвигах, о доблести, о славе» (5 класс)

 Урок  на тему «О подвигах, о доблести, о славе…»  посвящён  наиболее известным и любимым песням Великой Отечественной войны 1941-1945г.  На уроке ре...

Презентация к уроку "О подвигах, о доблести, о славе..."

Презентация составлена к уроку "О подвигах, о доблести, о славе..." в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой....

Исследовательский проект по музыке "О подвигах, о доблести, о славе".

Данный проект по музыке направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся. Через музыкальные произведения времён В.О.в. воспитывать чувство патриотизма: гордость за свой многострадальный народ, го...