Весело-грустно (мажор-минор)
план-конспект по музыке на тему

Тимакова Ольга Александровна

Занятия по вокалу к авторской адаптационной образовательной программе
внеурочной деятельности «ЗВОНКИЙ ГОЛОСОК»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_veselo_grustno.docx21.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        РАЗРАБОТКА

Занятия по вокалу к авторской адаптационной образовательной программе
внеурочной деятельности «ЗВОНКИЙ ГОЛОСОК
»

Тема: « ВЕСЕЛО-ГРУСТНО « (МАЖОР-МИНОР) второй год бучения

Автор:

учитель музыки

МБОУ г.Иркутска СОШ №67

Тимакова Ольга Александровна

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: постижение учащимися понятий мажор-минор как важного средства выражения различных настроений;

Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

Предметные:

  • обучить применению в практической деятельности понятий « мажор» и « минор;
  • привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
  • учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

-учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Метапредметные:

  • развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
  • развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.

Личностные:

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- воспитывать потребность в общении с музыкой.

Методы:

Словесно- индуктивный, частично- поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, междисциплинарных взаимодействий.

Оборудование:

Компьютер, СД- проигрыватель, фонограммы песен, фортепиано, репродукция картины В.Васнецова « Аленушка», тексты стихотворений.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

  1. Музыкальное приветствие (разогрев и распевание) исполняется два раза: сначала в мажоре, потом в миноре.
  • А какое приветствие вам больше понравилось - первое или второе? Почему?
  • В чем заключается разница между этими приветствиями?
  1. Тема нашего занятия «Весело - грустно». Эти настроения в музыке выражают понятия: « лад», « мажор», « минор».

ДРУЖБУ ЗВУКОВ, ГОВОРЯТ,

НАЗЫВАЮТ СЛОВОМ «ЛАД»

Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный . (Поем мажорную гамму вверх).

I Мир, в полумрак погруженный, открыл нам лад минорный. (Поем минорную гамму вверх).

■ Беседа о настроении обоих ладов, их окраске.

  1. Слушаем произведения разных композиторов для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и есть цель нашего занятия.

Р. Шуман « Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

Л.Бетховен «Сурок»

Д. Кабалевский «Клоуны»

-Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад.

Почему произведение Д.Кабалевского называется «Клоуны», а не «Клоун»?

Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображен веселый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный - хмуриться.

-Ах, какие клоуны- безобразники! Все перепутали! Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что к минору! (Один ряд подбирает характеристики для мажора, другой ряд- для минора, распределяя слова: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, светло, задорно, восторженно, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, темно).

-Если мы понятия « мажор» и « минор» перенесем в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему?

-А теперь я предлагаю вам спеть песни- распевки «Лягушка» и «Муравей».

Вокально- хоровая работа:

Исполняем песни.

  • Чему нас учат эти песни? (ответы детей).
  • Какой лад соответствует каждой из этих песен?
  1. Беседа о различных эмоциональных состояниях, отраженных в других видах искусства.

Различные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных, произведения искусства в целом помогают нам стать лучше, добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво

- Я вам прочитаю два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя «Березка» и «Смерть березки». Мы знаем, что березка является символом России.

«Березка»

Теплом трепещущим, ветками влажными

Тянется к солнцу береза отважная.

Видишь, как цепко за мыс ухватилась?

Видишь, как ясно в воде отразилась?..

Солнце ее, сиротливую, нежит,

Ветер ей косы зеленые чешет.

Дай ей, земля, животворного сока!

Станет она и прямой, и высокой!

Сердце не бьется в берёзке,

и все же На человека береза похожа!

«Смерть березки»

Лежит березка на земле сырой

 С распоротой обугленной корой.

Ее сразила молния вчера

 Ударом браконьерским топора.

А прежде руки утренней зари

Ей в уши продевали янтари,

И ветер к ней, бывало, прилетал

 И ленты солнца в волосы вплетал.

Ах, ни одна из всех берез

Таких красивых не носила кос!

Березы ненавидели сестру,

Сучками ей царапали кору...

Теперь они трусят седой листвой

Над рухнувшей сестрицей неживой

И слезы тяжеленные, как ртуть,

Роняют ей на высохшую грудь.

-Меняется ли в каждом стихотворении настроение?

  • Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?
  • Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились?
  • Какому стихотворению соответствует какой лад?

-А эти стихотворения чему- то вас научили?

  1. -А теперь я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова «Аленушка», «прислушаться» к ней.
  • Что мы слышим? (Вокруг тишина).
  • Как изображены на картине девочка, ее фигура, глаза?( Она сидит, опустив голову, у нее босые ноги, растрепанные волосы).
  • Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
  • Слушает ли Аленушка тишину?
  • Каков смысл этой тишины, настроения девочки? ( Она прислушивается, что отзовется ее братец Иванушка, это печальная тишина).
  • Почему художник на картине изобразил вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Аленушки ее тревогу: скоро наступит ночь, а она еще не нашла брата).
  • Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?
  • Какое из прослушанных в начале занятия музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения?
  • Давайте загадаем желание для Аленушки и споем для нее песню, соответствующую желанию, чтобы изменилось ее настроение! (Исполняем песню «Кошка» А. Пряжникова).
  1. ИТОГ:
  • О чем же вы узнали сегодня на занятии?
  • Мы узнали, что мажор и минор могут передавать определенные настроения. А музыка- это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, согласии, т.е.?(в ладу!)
  • Наши встречи с мажором и минором на этом не заканчиваются, потому что мы слушаем и исполняем музыкальные произведения, каждое из которых имеет свое настроение, а значит ЛАД.
  1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОЩАНИЕ ( в мажоре).

Музыкальный материал:

  1. С. и Е. Железновы «Лягушка» (распевка)
  2. А.Пряжников «Кошка»(пение)
  3. Р.Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»(слушание)
  4. Л. Бетховен «Сурок» (слушание)

Д. Кабалевский «Клоуны»(слушание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок во 2 классе Весело. Грустно.

Урок №1.Тема урока: «Весело - грустно».Урок во 2-м классе. Цель урока:·         создание условий для формирования элементов аналитического отношения к сред...

Музыка Критская (начальная школа). Тема "О чем говорит музыка. Бетховен. <<Веселая. Грустная>>"

Презентация по музыке для начальной школы по произведению Бетховена "Веселая. Грустная"...

Интегрированное занятие по слушанию музыки во второй младшей группе "Весело-грустно".

Конспект составлен на основе материала программы "Музыкальные шедевры" О. Радыновой. В занятии задействованы все виды музыкальной деятельности для данного возраста. Итогом занятия является продуктивна...