Весело-грустно (мажор-минор)
план-конспект по музыке на тему
Занятия по вокалу к авторской адаптационной образовательной программе
внеурочной деятельности «ЗВОНКИЙ ГОЛОСОК»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_veselo_grustno.docx | 21.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Занятия по вокалу к авторской адаптационной образовательной программе
внеурочной деятельности «ЗВОНКИЙ ГОЛОСОК»
Тема: « ВЕСЕЛО-ГРУСТНО « (МАЖОР-МИНОР) второй год бучения
Автор:
учитель музыки
МБОУ г.Иркутска СОШ №67
Тимакова Ольга Александровна
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: постижение учащимися понятий мажор-минор как важного средства выражения различных настроений;
Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Предметные:
- обучить применению в практической деятельности понятий « мажор» и « минор;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
-учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Метапредметные:
- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
Личностные:
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать потребность в общении с музыкой.
Методы:
Словесно- индуктивный, частично- поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, междисциплинарных взаимодействий.
Оборудование:
Компьютер, СД- проигрыватель, фонограммы песен, фортепиано, репродукция картины В.Васнецова « Аленушка», тексты стихотворений.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.
- Музыкальное приветствие (разогрев и распевание) исполняется два раза: сначала в мажоре, потом в миноре.
- А какое приветствие вам больше понравилось - первое или второе? Почему?
- В чем заключается разница между этими приветствиями?
- Тема нашего занятия «Весело - грустно». Эти настроения в музыке выражают понятия: « лад», « мажор», « минор».
ДРУЖБУ ЗВУКОВ, ГОВОРЯТ,
НАЗЫВАЮТ СЛОВОМ «ЛАД»
Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный . (Поем мажорную гамму вверх).
I Мир, в полумрак погруженный, открыл нам лад минорный. (Поем минорную гамму вверх).
■ Беседа о настроении обоих ладов, их окраске.
- Слушаем произведения разных композиторов для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и есть цель нашего занятия.
Р. Шуман « Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
Л.Бетховен «Сурок»
Д. Кабалевский «Клоуны»
-Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад.
Почему произведение Д.Кабалевского называется «Клоуны», а не «Клоун»?
Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображен веселый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный - хмуриться.
-Ах, какие клоуны- безобразники! Все перепутали! Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что к минору! (Один ряд подбирает характеристики для мажора, другой ряд- для минора, распределяя слова: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, светло, задорно, восторженно, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, темно).
-Если мы понятия « мажор» и « минор» перенесем в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему?
-А теперь я предлагаю вам спеть песни- распевки «Лягушка» и «Муравей».
Вокально- хоровая работа:
Исполняем песни.
- Чему нас учат эти песни? (ответы детей).
- Какой лад соответствует каждой из этих песен?
- Беседа о различных эмоциональных состояниях, отраженных в других видах искусства.
Различные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных, произведения искусства в целом помогают нам стать лучше, добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво
- Я вам прочитаю два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя «Березка» и «Смерть березки». Мы знаем, что березка является символом России.
«Березка»
Теплом трепещущим, ветками влажными
Тянется к солнцу береза отважная.
Видишь, как цепко за мыс ухватилась?
Видишь, как ясно в воде отразилась?..
Солнце ее, сиротливую, нежит,
Ветер ей косы зеленые чешет.
Дай ей, земля, животворного сока!
Станет она и прямой, и высокой!
Сердце не бьется в берёзке,
и все же На человека береза похожа!
«Смерть березки»
Лежит березка на земле сырой
С распоротой обугленной корой.
Ее сразила молния вчера
Ударом браконьерским топора.
А прежде руки утренней зари
Ей в уши продевали янтари,
И ветер к ней, бывало, прилетал
И ленты солнца в волосы вплетал.
Ах, ни одна из всех берез
Таких красивых не носила кос!
Березы ненавидели сестру,
Сучками ей царапали кору...
Теперь они трусят седой листвой
Над рухнувшей сестрицей неживой
И слезы тяжеленные, как ртуть,
Роняют ей на высохшую грудь.
-Меняется ли в каждом стихотворении настроение?
- Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?
- Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились?
- Какому стихотворению соответствует какой лад?
-А эти стихотворения чему- то вас научили?
- -А теперь я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова «Аленушка», «прислушаться» к ней.
- Что мы слышим? (Вокруг тишина).
- Как изображены на картине девочка, ее фигура, глаза?( Она сидит, опустив голову, у нее босые ноги, растрепанные волосы).
- Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
- Слушает ли Аленушка тишину?
- Каков смысл этой тишины, настроения девочки? ( Она прислушивается, что отзовется ее братец Иванушка, это печальная тишина).
- Почему художник на картине изобразил вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Аленушки ее тревогу: скоро наступит ночь, а она еще не нашла брата).
- Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?
- Какое из прослушанных в начале занятия музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения?
- Давайте загадаем желание для Аленушки и споем для нее песню, соответствующую желанию, чтобы изменилось ее настроение! (Исполняем песню «Кошка» А. Пряжникова).
- ИТОГ:
- О чем же вы узнали сегодня на занятии?
- Мы узнали, что мажор и минор могут передавать определенные настроения. А музыка- это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, согласии, т.е.?(в ладу!)
- Наши встречи с мажором и минором на этом не заканчиваются, потому что мы слушаем и исполняем музыкальные произведения, каждое из которых имеет свое настроение, а значит ЛАД.
- МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОЩАНИЕ ( в мажоре).
Музыкальный материал:
- С. и Е. Железновы «Лягушка» (распевка)
- А.Пряжников «Кошка»(пение)
- Р.Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»(слушание)
- Л. Бетховен «Сурок» (слушание)
Д. Кабалевский «Клоуны»(слушание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок во 2 классе Весело. Грустно.
Урок №1.Тема урока: «Весело - грустно».Урок во 2-м классе. Цель урока:· создание условий для формирования элементов аналитического отношения к сред...
Музыка Критская (начальная школа). Тема "О чем говорит музыка. Бетховен. <<Веселая. Грустная>>"
Презентация по музыке для начальной школы по произведению Бетховена "Веселая. Грустная"...
Интегрированное занятие по слушанию музыки во второй младшей группе "Весело-грустно".
Конспект составлен на основе материала программы "Музыкальные шедевры" О. Радыновой. В занятии задействованы все виды музыкальной деятельности для данного возраста. Итогом занятия является продуктивна...