"Сольфеджио с радостью" - турнир для любознательных
олимпиадные задания по музыке (6 класс) на тему
"Сольфеджио с радостью" - это своеобразный турнир для любознательных, где учащиеся 5-6 классов Детской музыкльной школы с увлесением решали кроссворды , отгадывали музыкальные загадки, складывали песню, писали диктант. Это командное соревнование завершилось исполнением песни "Прощай, масленица" из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", которую они собрали по тактам. Победителям были вручены призы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Турнир для любознательных | 91.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская музыкальная школа г.о. Электросталь
План-конспект
турнира для любознательных
«СОЛЬФЕДЖИО С РАДОСТЬЮ»
(5, 6 классы)
Преподаватель Волненко А. П.
Г.о. Электросталь
2016г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Важность и вместе с тем трудность восприятия предмета «сольфеджио» в системе музыкального образования трудно переоценить. Являясь главной составляющей в процессе обучения музыканта, сольфеджио также является определенным «камнем преткновения» в постижении музыки. Как избежать лишних слез, а, главное, вызвать интерес у детей к этому поистине уникальному и главнейшему предмету в созидании полноценного музыканта?
Многие преподаватели, кто «вслепую», кто ломая голову, неутомимо ищут пути, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, раскрыть глубоко таящиеся возможности каждого ребенка, а, главное – подарить детям радость общения с музыкой.
А посему автор этого турнира решил несколько разнообразить подчас утомительные и однообразные уроки сольфеджио и внести элемент игры и состязания, так как, используя различные формы и методы в процессе обучения, можно добиться более эффективного усвоения знаний и привнести живую струю с положительными эмоциями и улыбкой.
Главная цель турнира – превратить малопривлекательный процесс обучения в игру, пробудить интерес к изучаемому предмету, всколыхнуть творческий потенциал учащихся, ведь дети по своей природе обладают в немалой степени любознательностью. При этом решается несколько задач: закрепить и усвоить материал, проверить знания, пробудить творческое мышление, развить познавательную активность учащихся, создать условия для использования знаний учащихся на практике.
СОЛЬФЕДЖИО С РАДОСТЬЮ
Разделы турнира:
- «Разминка»
- «Запиши музыку»
- «Определи выразительные средства музыки»
- «Отгадайки»
- «Сложи песню»
- «Заключение»
- Приложение
Музыкальный материал:
- Н. А. Римский-Корсаков. Хор «Прощай, масленица!» из оперы «Снегурочка».
- Р. Шуман. «Смелый наездник».
- Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Наглядный материал и игровые пособия:
- Разноцветные буквы, из которых складывается название турнира «СОЛЬФЕДЖИО С РАДОСТЬЮ».
- Карточки 10 см на 10 см с буквами С, О, Л, Ь, Ф, Е, Д, Ж, И, О (к разделу «Разминка»).
- Нотные листы для записи диктанта и гармонической последовательности (к разделу «Запиши музыку»).
- Нотные примеры вышеуказанных музыкальных произведений для определения средств музыкальной выразительности (к разделу «Определи средства музыкальной выразительности).
- Кроссворды, ребусы, «составь правильно слово» (к разделу « Отгадайки»).
- Фрагменты песни «Прощай, масленица!» (к разделу «Сложи песню).
- Грамоты для награждения победителей.
Участники турнира:
- Две команды учащиеся 5-х, 6-х классов музыкальной школы: 10-12 человек.
- Жюри: председатель и два члена.
- Ведущая.
Ведущая: Добрый день, дорогие участники нашего турнира для любознательных. Я рада приветствовать команду «Диезки» и команду «Бемольки», а также членов жюри (ведущая называет и представляет председателя жюри и его членов). Сегодня у нас необычный урок сольфеджио - это турнир для любознательных. И я верю, что здесь и сейчас находятся исключительно любознательные ребята.
Первый раздел турнира: «Разминка». Название нашего урока оформлено на доске (ведущая открывает доску, на которой разноцветными буквами выложено название турнира «СОЛЬФЕДЖИО С РАДОСТЬЮ»). Чтобы наш турнир был действительно радостным, быстро сложите из разрезанных букв это название. Чья команда сложит первой, имеет право первой отвечать на вопросы.
Каждая команда складывает название из имеющихся у них на столе разрезанных букв. На столе у каждой команды выложено название турнира.
Члены жюри ставят оценки.
РАЗДЕЛ «РАЗМИНКА»
Ведущая: Следующее задание «Разминки» - ответить на вопросы каждой буквы СОЛЬФЕДЖИО. Поочередно ведущая, показывая каждую букву, задает вопрос:
Буква С
- Минорная гамма с двумя бемолями. (Соль минор).
Буква О
- Интервал. (Октава).
Буква Л
- VI ступень в мелодическом миноре с тремя бемолями. (Ля бекар).
Буква Ь
- Что это? (Мягкий знак).
Буква Ф
- Способ изложения гармонии. (Фактура).
Буква Е
- Страна пирамид. (Египет). Вариант: Музыка Европы. (Европейская).
Буква Д
- Резко звучащий интервал. (Диссонанс).
Буква Ж
- Род, вид музыкального произведения. (Жанр).
Буква И
- Подражание, проведение мелодии поочередно во всех голосах.
(Имитация).
Буква О
- Музыкально-театральный спектакль. (Опера).
Ведущая: Назовите три музыкальных ключа, заключенных в слове СОЛЬ-ФЕ-ДЖИО. (Ключ «Соль» -скрипичный, ключ «Фа» - басовый, ключ «До»)
Команды отвечают на вопросы и получают оценки жюри.
Ведущая: Назовите три гармонические функции, заключенные в слове СОЛЬФЕДЖИО. (Соль – Доминанта, Фа - Субдоминанта, До – Тоника).
Команды отвечают на вопросы и получают оценки жюри.
РАЗДЕЛ «ЗАПИШИ МУЗЫКУ»
Ведущая: Следующий раздел турнира – «Запиши музыку», то есть диктант.
Ведущая играет 10 раз мелодию хора «Прощай, масленица!» Ребята записывают. Затем пишут гармоническую последовательность из 7 аккордов.
(См. Приложение). Жюри оценивает работу каждого участника.
РАЗДЕЛ «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ»
Ведущая: В разделе «Выразительные средства музыки» вы работаете самостоятельно с нотными примерами, определяете название произведения, форму, гармонический план для 6-го класса, интервалы для 5-го класса.
У 6-го класса – Р. Шуман «Смелый наездник», у 5-го класса – русская народная песня «Во поле береза стояла в двухголосном изложении. Жюри оценивает работу каждого участника.
РАЗДЕЛ «ОТГАДАЙКИ»
Ведущая: Следующий раздел турнира «Отгадайки». Командам предстоит быстро решить кроссворд, ребус и сложить правильно музыкальные термины. (См. Приложение). Жюри оценивает работу команд.
РАЗДЕЛ «СЛОЖИ ПЕСНЮ»
Ведущая: Следующий раздел турнира «Сложи песню». Команды должны очень быстро сложить из разрезанных тактов песню, пропеть ее нотами и словами. Дети с радостью узнали, что это мелодия диктанта и быстро сложили ее. Жюри оценивает работу команд.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ обе команды дружно под аккомпанемент фортепиано и ритмического сопровождения пропели песню «Прощай, масленица!»
Пока шло бурное обсуждение среди ребят, члены жюри подытожили работу команд и личные работы участников и наградили победителей.
Турнир был проведен на недели масленицы, потому и музыка была подобрана соответственно празднику.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- К разделу «Запиши музыку».
Диктант - хор «Прощай, масленица!» из оперы Н. А. Римского-Корсакова
«Снегурочка» в тональности Ля бемоль мажор.
Гармоническая последовательность: t-t6-s-D34-t-s6-D7-t в фа миноре.
- К разделу «Отгадайки»:
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
ь | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 |
- Сочинение для оркестра в форме сонатного цикла (симфония).
- Монументальное произведение для хора, оркестра и певцов-солистов, написанное на определенный сюжет (оратория).
- Один из основных способов ведения звука - без перерыва (легато).
- Знак, позволяющий исполнителю держать звук по своему усмотрению (фермата).
- Латинское обозначение тональности ми минор (e-moll).
- Руководитель оркестра (дирижер).
- Вид, род музыкального произведения (жанр).
- Название полифонического произведения (инвенция).
- Коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение (оркестр).
Если вы правильно составили кроссворд, то в первом выделенном столбце появится название музыкально-теоретического предмета (сольфеджио).
Составь правильно слово:
Рвантели -
Жорма -
Норим -
Динансосс -
Конансосн -
Дрокка -
Учиетрезв -
Матисеп -
Натонольсть -
Мирт -
Темр -
Адл -
Льмобе -
Кареб -
Зеид -
Реши ребус
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- Расстояние между двумя звуками (интервал).
- Объединение звуков по высоте вокруг одного устойчивого (лад).
- Сила звука (динамика).
- Созвучие из трех или более звуков (аккорд).
- Одна из главных ступеней лада (доминанта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерный турнир для любознательных
«Компьютерный турнир» для учащихся 6-7 классов Участники игры:3 команды учащихся .Ход игры.Каждая команда принимает участие в каждом конкурсеОборудование:шесть альбомных листов, цветные карандаш...
Турнир любознательных. Влилась в века Эллада, как вино...
Конспект повторительно-обобщающего урока по истории Древней Греции...
Турнир любознательных
Викторина по истории для учащихся 5-7 классов...
внеклассное мероприятие "Турнир любознательных"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир любознательных" может проводиться как внеклассное мероприятие по предмету или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. В занимательной ...
Внеклассные занятия для 5-6 классов «Турнир любознательных - КВН»
Цель: повышение учебной мотивации к изучению математики.Задачи:1. Образовательная: обобщить и закрепить математические знания учащихся;2. Коррекционная: совершенствовать мыслительные операции, р...
Внеурочное мероприятие по математике для 8 класса "Турнир смекалистых и любознательных"
Внеурочное мероприятие по математике для 8 класса "Турнир смекалистых и любознательных" содержит кроссворд, ребус, задания творческого и познавательного характера...
Турнир любознательных
Игра для учащихся 9-11 классов...