"Сольфеджио с радостью" - турнир для любознательных
олимпиадные задания по музыке (6 класс) на тему

"Сольфеджио с радостью" - это своеобразный турнир для любознательных, где учащиеся 5-6 классов Детской музыкльной школы с увлесением решали кроссворды , отгадывали музыкальные загадки, складывали песню, писали диктант. Это командное соревнование завершилось исполнением песни "Прощай, масленица" из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", которую они собрали по тактам. Победителям были вручены призы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Турнир для любознательных91.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа г.о. Электросталь

План-конспект

турнира для любознательных

«СОЛЬФЕДЖИО С РАДОСТЬЮ»

(5, 6 классы)

Преподаватель Волненко А. П.

Г.о. Электросталь

2016г.

                                             ПРЕДИСЛОВИЕ

            Важность и вместе с тем трудность восприятия предмета «сольфеджио» в системе музыкального образования трудно переоценить. Являясь главной составляющей в процессе обучения музыканта, сольфеджио также является определенным «камнем преткновения» в постижении музыки. Как избежать лишних слез, а, главное, вызвать интерес у детей к этому поистине уникальному и главнейшему предмету в созидании полноценного музыканта?

          Многие преподаватели, кто «вслепую», кто ломая голову, неутомимо ищут пути, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, раскрыть глубоко таящиеся возможности каждого ребенка, а, главное – подарить детям радость общения с музыкой.

          А посему автор этого турнира решил несколько разнообразить подчас утомительные и однообразные уроки сольфеджио и внести элемент игры и состязания, так как, используя различные формы и методы в процессе обучения, можно добиться более эффективного усвоения знаний и привнести  живую струю с положительными эмоциями и улыбкой.

          Главная цель турнира – превратить малопривлекательный процесс обучения в игру, пробудить интерес к изучаемому предмету, всколыхнуть творческий потенциал учащихся, ведь дети по своей природе обладают в немалой степени любознательностью. При этом решается несколько задач: закрепить и усвоить материал, проверить знания, пробудить творческое мышление, развить познавательную активность учащихся, создать условия для использования  знаний учащихся на практике.

                               СОЛЬФЕДЖИО С РАДОСТЬЮ

        Разделы турнира:

  1. «Разминка»
  2. «Запиши музыку»
  3. «Определи выразительные средства  музыки»
  4. «Отгадайки»
  5. «Сложи песню»
  6. «Заключение»
  7. Приложение

Музыкальный материал:

  1. Н. А. Римский-Корсаков. Хор «Прощай, масленица!» из оперы «Снегурочка».
  2. Р. Шуман. «Смелый наездник».
  3. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Наглядный материал и игровые пособия:

  1. Разноцветные буквы, из которых складывается название турнира «СОЛЬФЕДЖИО С РАДОСТЬЮ».
  2. Карточки 10 см на 10 см с буквами С, О, Л, Ь, Ф, Е, Д, Ж, И, О (к разделу «Разминка»).
  3. Нотные листы для записи диктанта и гармонической последовательности (к разделу «Запиши музыку»).
  4. Нотные примеры вышеуказанных музыкальных произведений для определения средств музыкальной выразительности (к разделу «Определи средства музыкальной выразительности).
  5. Кроссворды, ребусы, «составь правильно слово»  (к разделу « Отгадайки»).
  6.  Фрагменты песни «Прощай, масленица!» (к разделу «Сложи песню).
  7. Грамоты для награждения победителей.

     Участники турнира:

  1. Две команды учащиеся 5-х, 6-х классов музыкальной школы: 10-12 человек.
  2. Жюри: председатель и два члена.
  3. Ведущая.          

      Ведущая: Добрый день, дорогие участники нашего турнира для любознательных. Я рада приветствовать команду «Диезки» и команду «Бемольки», а также членов жюри (ведущая называет и представляет председателя жюри и его членов). Сегодня у нас необычный урок сольфеджио - это турнир для любознательных. И я верю, что здесь и сейчас находятся исключительно любознательные ребята.

       Первый раздел турнира: «Разминка». Название нашего урока оформлено на доске (ведущая открывает доску, на которой разноцветными буквами выложено название турнира «СОЛЬФЕДЖИО С РАДОСТЬЮ»).  Чтобы наш турнир был действительно радостным, быстро сложите из разрезанных букв это название.   Чья команда сложит первой, имеет право первой отвечать на вопросы.

      Каждая команда складывает название из имеющихся у них на столе разрезанных букв. На столе у каждой команды выложено название турнира.

      Члены жюри ставят оценки.

                                     РАЗДЕЛ «РАЗМИНКА»

       Ведущая: Следующее задание «Разминки» - ответить на вопросы каждой буквы СОЛЬФЕДЖИО. Поочередно ведущая, показывая каждую букву, задает вопрос:

       Буква С

                    - Минорная гамма с двумя бемолями. (Соль минор).

       Буква О

                    - Интервал. (Октава).

       Буква Л

                    - VI ступень в мелодическом миноре с тремя бемолями. (Ля бекар).

       Буква Ь

                    - Что это? (Мягкий знак).

       Буква Ф

                    - Способ изложения гармонии. (Фактура).

       Буква Е

                    - Страна пирамид. (Египет). Вариант: Музыка Европы. (Европейская).

       Буква Д

                   - Резко звучащий интервал. (Диссонанс).     

       Буква Ж

                    - Род, вид музыкального произведения. (Жанр).

       Буква И

                    - Подражание, проведение мелодии поочередно во всех голосах.    

                      (Имитация).

       Буква О

                    - Музыкально-театральный спектакль. (Опера).    

                Ведущая: Назовите три музыкальных ключа, заключенных в слове СОЛЬ-ФЕ-ДЖИО. (Ключ «Соль» -скрипичный, ключ «Фа» - басовый, ключ «До»)   

         Команды отвечают на вопросы и получают оценки жюри.

                Ведущая: Назовите три гармонические функции, заключенные в слове СОЛЬФЕДЖИО. (Соль – Доминанта, Фа - Субдоминанта, До – Тоника).

         Команды отвечают на вопросы и получают оценки жюри.

                                РАЗДЕЛ «ЗАПИШИ МУЗЫКУ»

          Ведущая: Следующий раздел турнира – «Запиши музыку», то есть диктант.    

Ведущая играет 10 раз мелодию хора «Прощай, масленица!» Ребята записывают. Затем пишут гармоническую последовательность из 7 аккордов.

(См. Приложение). Жюри оценивает работу каждого участника.

         

                   РАЗДЕЛ «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ»

          Ведущая: В разделе «Выразительные средства музыки» вы работаете самостоятельно с нотными примерами, определяете название произведения, форму, гармонический план для 6-го класса, интервалы  для 5-го класса.

У 6-го класса – Р. Шуман «Смелый наездник», у 5-го класса – русская народная песня «Во поле береза стояла в двухголосном изложении. Жюри оценивает  работу каждого участника.

                                   РАЗДЕЛ «ОТГАДАЙКИ»

          Ведущая: Следующий раздел турнира «Отгадайки». Командам предстоит  быстро решить кроссворд, ребус и сложить правильно музыкальные термины. (См. Приложение). Жюри оценивает работу команд.

                                 РАЗДЕЛ «СЛОЖИ ПЕСНЮ»

         Ведущая: Следующий раздел турнира «Сложи песню». Команды должны очень быстро сложить из разрезанных тактов песню, пропеть ее нотами и словами.  Дети с радостью узнали, что это мелодия диктанта и быстро сложили ее. Жюри оценивает работу команд.

        В ЗАКЛЮЧЕНИЕ обе команды дружно под аккомпанемент фортепиано и ритмического сопровождения пропели песню «Прощай, масленица!»

Пока шло бурное обсуждение среди ребят, члены жюри подытожили работу команд и личные работы участников и наградили победителей.

        Турнир был проведен на недели масленицы, потому и музыка была подобрана соответственно празднику.

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ  

  1. К разделу «Запиши музыку».

        Диктант  - хор «Прощай, масленица!» из оперы Н. А. Римского-Корсакова  

        «Снегурочка» в тональности Ля бемоль мажор.                      

        Гармоническая последовательность: t-t6-s-D34-t-s6-D7-t в фа миноре.

  1. К разделу «Отгадайки»:

1

2

3

ь

4

5

6

7

8

9

  1. Сочинение для оркестра в форме сонатного цикла (симфония).
  2. Монументальное произведение для хора, оркестра и певцов-солистов, написанное на определенный сюжет (оратория).
  3. Один из основных способов ведения звука -  без перерыва (легато).
  4. Знак, позволяющий исполнителю держать звук по своему усмотрению (фермата).
  5. Латинское обозначение тональности ми минор (e-moll).
  6. Руководитель оркестра (дирижер).
  7. Вид, род музыкального произведения (жанр).
  8. Название полифонического произведения (инвенция).
  9. Коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение (оркестр).

Если вы правильно составили кроссворд, то в первом выделенном столбце появится название музыкально-теоретического предмета (сольфеджио).

                    Составь правильно слово:

                 Рвантели        -

                 Жорма            -

                 Норим             -

                 Динансосс       -

                 Конансосн      -

                 Дрокка            -

                 Учиетрезв       -

                 Матисеп          -

                 Натонольсть  -

                 Мирт               -

                 Темр                -

                 Адл                  -

                 Льмобе           -

                 Кареб              -

                 Зеид                 -

Реши ребус

1

2

3

4

5

  1. Расстояние между двумя звуками (интервал).
  2. Объединение звуков по высоте вокруг одного устойчивого (лад).
  3. Сила звука (динамика).
  4. Созвучие из трех или более звуков (аккорд).
  5. Одна из главных ступеней лада (доминанта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерный турнир для любознательных

«Компьютерный турнир» для учащихся 6-7 классов Участники игры:3 команды учащихся .Ход игры.Каждая команда принимает участие в каждом конкурсеОборудование:шесть альбомных листов, цветные карандаш...

Турнир любознательных. Влилась в века Эллада, как вино...

Конспект повторительно-обобщающего урока  по истории Древней Греции...

Турнир любознательных

Викторина по истории для учащихся 5-7 классов...

внеклассное мероприятие "Турнир любознательных"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир любознательных" может проводиться как внеклассное мероприятие по предмету или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. В занимательной ...

Внеклассные занятия для 5-6 классов «Турнир любознательных - КВН»

Цель: повышение учебной  мотивации к изучению математики.Задачи:1. Образовательная: обобщить и закрепить математические знания учащихся;2. Коррекционная: совершенствовать мыслительные операции, р...

Внеурочное мероприятие по математике для 8 класса "Турнир смекалистых и любознательных"

Внеурочное мероприятие по математике для 8 класса "Турнир смекалистых и любознательных" содержит кроссворд, ребус, задания творческого  и познавательного характера...

Турнир любознательных

Игра для учащихся 9-11 классов...