Рабочая программа по музыке 1 класс
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа по музыке для 1 класса, разработана на основе авторской программы «Музыка» на 2016-2017 учебный год (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_klass_standar_-.doc | 239.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
Копейского городского округа
Рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
для 1 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель рабочей программы:
Терентьева Марина Владимировна
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Запланировано развитие первоначальных умений и навыков:
- музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;
- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора, а также вошедших в программу песен композиторов – классиков и современных авторов для детей.
В программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство с музыкальным фольклором народов России, с центрами отечественной музыкальной культуры.
Требование к результатам:
Предметные результаты:
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской и хакасской культуре.
Личностные результаты:
Способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты:
Применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
К концу обучения у учащихся будут сформированы:
ЛИЧНОСТНЫЕ
у обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению музыки;
- опыт музыкально-исполнительской деятельности;
- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;
- умение вслушиваться в музыку;
- система духовно-нравственных ценностей.
могут быть сформированы:
- восприятие музыки как части общей культуры личности;
- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);
- положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
- владеть основами музыкальных знаний;
- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;
- выразительно исполнять народные и композиторские песни;
- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;
- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;
- координировать движение и пение, отражая настроение музыки
- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;
- владеть навыками «свободного дирижирования»;
- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;
- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет);
- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;
- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
- узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
- узнавать музыку различных жанров (простых и сложных);
- понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);
- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;
- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу;
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
- адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать музыкально-исполнительскую задачу;
- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
- находить в музыкальном тексте разные части;
- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
- читать простое схематическое изображение;
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи..
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить различные произведения по настроению,форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
- пользоваться карточками ритма;
- понимать нотную запись;
- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
Контролировать свои действия в коллективной работе
Обучающийся получит возможность научиться:
- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
Освоение музыкальных знаний:
- освоить основу музыкальных знаний.
- владеть первоначальными, певческими навыками.
- выразительно исполнять включённые в программу народные и композиторские песни .
- различать виды музыкальных инструментов.
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментов.
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, определять их названия.
- уметь выражать словами свои музыкальные впечатления.
- уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости.
- получить первоначальные знания в области нотной грамоты.
- уметь откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
Должны решать учебные и практические задачи:
- выявлять интерес к слушанию народной и классической музыки;
- приобретать опыт в музыкально – исполнительской культуре (хорового, ансамблевого и сольного пения), а так же навыки в игре на музыкально – шумовых инструментах;
- различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
- различать музыку разных жанров;
- различать музыкальные инструменты по названию и исполнению.
- воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
- формировать навык выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
- развивать певческие умения и навыки (координации между слухом и голосом, выработке унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительного исполнения песен.
По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся должны
знать/понимать:
- названия изученных произведений и авторов;
- отличительные особенности музыкально-театральных жанров – оперы и балета;
- основы теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лад, мелодия, названия нот, темпов (быстро-медленно), динамики (громко-тихо);
уметь:
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а так же народных инструментов (гармонь, баян. балалайка)
- определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений, которые представлены в учебнике 2 класса;
- находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями (общность темы, настроения);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять leqato, non leqato, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию), музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;
- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы. Чётко и ясно произносить слова при исполнении. Понимать дирижёрский жест.
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на детских музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса
обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» – 16 часов
Урок 1. И Муза вечная со мной!
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 2. Хоровод муз.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
Урок 3. Повсюду музыка слышна.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
Урок 4. Душа музыки - мелодия.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Урок 5. Музыка осени.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
Урок 6. Сочини мелодию.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Урок 8. Музыкальная азбука.
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.
Урок 10. Музыкальные инструменты.
Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
Урок 11. «Садко». Из русского былинного сказа.
Наблюдение народного творчества.
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Урок 12. Музыкальные инструменты.
Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.
Урок 13. Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
Урок 14. Разыграй песню.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Урок 15. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов
Урок 17. Край, в котором ты живешь.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Урок 18. Художник, поэт, композитор.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
Урок 19. Музыка утра.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
Урок 20. Музыка вечера.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
Урок 21. Музыкальные портреты.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
Урок 22. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
Урок 23. Музы не молчали.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Урок 24. Мамин праздник.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Урок 25. Обобщающий урок 3 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.
Урок 26. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.
Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
Урок 27. Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя – музыканта.
Урок 28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Урок 29. Музыка в цирке.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Урок 30. Дом, который звучит.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.
Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Урок 31. Опера-сказка.
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
Урок 32. «Ничего на свете лучше нету».
Музыка для детей: мультфильмы.
Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Урок 33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.
Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.
Предпочтительными формами и видами организации учебного процесса на уроке являются:
- фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные, классные и внеклассные, экскурсия, путешествие, выставка совместная с учителем, учебно-познавательная деятельность, урок – концерт, обобщающий урок.
Формы и виды организации учебного процесса:
Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; устанавливать ассоциативные связи между услышанной музыкой и жизненными ситуациями.
А так же предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
- хоровое и ансамблевое пение;
- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
- освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке:
- импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической);
- в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Формы и виды контроля:
Виды контроля:
- текущий, тематический, итоговый.
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля: устный опрос; наблюдение, самостоятельная работа, тестирование.
№ урока | Тема урока Тип урока | Содержание тематического планирования | Планируемые результаты | |||||||||
научится | Получит возможность научиться | Контроль | ||||||||||
Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас». | ||||||||||||
1. | «И Муза вечная со мной!» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие) | Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
| - размышлять об истоках возникновения музыкаль-ного искусства. - правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения. - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; - с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования | - обогащение индивидуального музыкального опыта; - пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; - расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать | Устный опрос | |||||||
2 | Хоровод муз. Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни.
| - музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов; - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | - узнавать на слух основную часть музыкальных произведений; - передавать настроение музыки в пении; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - давать определения общего характера музыки. | Кроссворд | |||||||
3 | Повсюду музыка слышна. Комбинированный урок. (Урок - игра) | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. | - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности. | - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движе-нии, игре на инструментах; - приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание; - исполнять, инсценировать песни. | наблюдение | |||||||
4 | Душа музыки – мелодия. Урок обобщения и систематизации знаний. (Урок-путешествие) | Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса. П.Чайковский:
| - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения. - выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; - определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); | - откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Игра на закрепленние знаний | |||||||
5 | Музыка осени. Комбинированный урок | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
| - различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; | - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Устный опрос | |||||||
6 | Сочини мелодию. Урок закрепления нового материала. | Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому. | - проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; - ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многооб-разии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; - ценить отечественные народные музыкальные традиции; | - найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»; - владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; - самостоятельно выполнять упражнения; - владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Самостоятельная работа | |||||||
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
| - моделирования опыта музыкально-творческой деятельности; - понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; | - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; | Устный опрос | |||||||
8 | Музыкальная азбука. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
| - узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук. | - Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов (вопрос — ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.) ; | наблюдение | |||||||
9 | Обобщающий урок 1 четверти. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. | - определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель», - узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни. | - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен- ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; - задавать вопросы; - отвечать на вопросы; - умение выражать свои мысли. | Итоговый тест | |||||||
10 | Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.
| - ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; - находить сходства и различия в инструментах разных народов. | - название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала. - распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. | Устный опрос | |||||||
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. Комбинированный урок | Наблюдение народного творчества Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
| - внимательно воспринимать информацию; - внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; | - различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности; - определять на слух звучание народных инструментов; - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; | Тест | |||||||
12 | Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
| - сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; | - определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов; - передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. | Блиц-опрос | |||||||
13 | Звучащие картины. Комбинированный урок. | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
| - сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. | - узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - самостоятельную музыкальную творческую деятельность; | Самостоятельная работа | |||||||
14 | Разыграй песню. Комбинированный урок. | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки | - планировать свою деятельность; - выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - оценивать собственную музыкально -творческую деятельность | ||||||||
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
| - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки. - | ||||||||
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. Комбинированный урок. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
| - понимать степень понимания роли музыки в жизни человека. - узнавать освоенные музыкальные произведения, - - давать определения общего характера музыки; - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; | - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности; | Устный опрос | |||||||
17 | Край, в котором ты живешь. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Сочинения отечественных композиторов о Родине.Региональные музыкальные традиции Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
| - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | - выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки; - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; - использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | Кроссворд | |||||||
18 | Художник, поэт, композитор. Урок обобщения и систематизации знаний. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
| - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; | - воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. - получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. | Устный опрос | |||||||
19 | Музыка утра. | Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро»
| - понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь | - по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. - выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку. | Устный опрос | |||||||
20 | Музыка вечера. Комбинированный урок. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
| - по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; - получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности; | Самостоятельная работа | |||||||
21 | Музыкальные портреты. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
| - сравнивать музыкальные и речевые интонации, - определять их сходство и различия; - выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. | - вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки, - соединять слуховые впечатления детей со зрительными. | Блиц- опрос | |||||||
22 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Комбинированный урок. | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
| - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. | - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. - применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. - передавать в собственном испол_ нении (пении, игре на инструмен_ тах, музыкально_пластическом дви_ жении) различные музыкальные образы. | Самостоятельная работа | |||||||
23 | Музы не молчали. Комбинированный урок. | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
| - определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. - внимательно слушать. | - определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу, - передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний; | Письменный опрос | |||||||
24 | Мамин праздник. Комбинированный урок. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
| - передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать; - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями. | - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. - применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. - передавать в собственном испол_ нении (пении, игре на инструмен_ тах, музыкально_пластическом дви_ жении) различные музыкальные образы. | Устный опрос | |||||||
25 | Обобщающий урок. Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть. | - определять названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов; - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | - приобретать (моделировать) опыт музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | Контрольный тест | |||||||
26 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Урок изучения и закрепления новых знаний | Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
| - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах | - участвовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах. - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; | Устный опрос | |||||||
27 | Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
| - сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | - сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара. | Письменный опрос | |||||||
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Урок обобщения и систематизации знаний. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. | - сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, - размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия. | - обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. | Устный опрос | |||||||
29 | Музыка в цирке. Комбинированный урок. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
| - определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | - через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. - передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. | Письменный опрос | |||||||
30 | Дом, который звучит. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
| - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
| - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; - расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума; - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; | Устный опрос | |||||||
31 | Опера-сказка. Урок закрепления знаний. | Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
| - назвать понравившееся произведения, дать его характеристику; - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | - определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой); - участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности; - слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. | Письменный опрос, работа в парах | |||||||
32 | «Ничего на свете лучше нету». Комбинированный урок. | Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.
| элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока, | - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку) | Самостоятельная работа | |||||||
33 | Обобщающий урок. (Урок-концерт.) | Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. | - понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель, - осозновать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. | - оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. - размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениямсоздавать собственные исполнительские интерпретации. - сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. - различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. - получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства | Урок -Концерт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...