Мастер-класс "Музыка и движение"
учебно-методический материал по музыке на тему

Манина Светлана Леонидовна

Мастер-класс содержит описание приемов использования музыкально-ритмичсеких движений при исполнении вокально-хоровых упражнений. Текст мастер-класса дополнен презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_dvizhenie.doc39.5 КБ
Office presentation icon muzyka_i_dvizhenie.ppt2.45 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Музыка и движение»

В настоящее время многие учителя начальной школы столкнулись с проблемой неуклонного роста количества детей, испытывающих трудности школьного обучения, что проявляется в хроническом отставании в усвоении школьных знаний, формировании устойчивых видов школьной дезадаптации.

Многие проблемы неуспеваемости младших школьников связаны с физиологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности, внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером.

Многолетняя практика работы в школе показала, что одним из эффективных способов развития произвольного внимания и памяти у младших школьников является систематическое включение во все этапы урока или занятия кружка двигательной активности.

Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе «воздействие «немой интонации» пластики и движений человека». Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела.

На музыкальных занятиях в школе ритмические движения можно применять с различными целями:

-включение музыкально-ритмических движений в процесс восприятия произведения усиливает его эмоциональное воздействие, улучшает качество запоминания; 

-использование  музыкально-ритмических игр способствует наиболее быстрому развитию чувства ритма;

-применение пластического интонирования (элементов пантомимы) при разучивании скороговорок и текстов песен позволяет быстро их выучить и хорошо запомнить и т.д.

Я познакомлю вас с некоторыми приёмами использования музыкально-ритмических движений при исполнении вокально-хоровых упражнений.

1. Через образ и движение ребёнка легче ввести в мир ритма. Учить слышать и исполнять мелодию, звуковысотное соотношение можно тоже в связи с образом и движением. Подробно образно-двигательная музыкальная грамота описана в сб. Татьяны Рокитянской «Воспитание звуком» (Ярославль, 2002 г.)

1) Использование движений, передающих направление движения мелодии

-Андрей-воробей (пение на одном звуке, держась или двигаясь по натянутой верёвочке, стараться «не упасть с неё» голосом)

-Сорока-сорока (при движении голоса вниз в конце фразы сделать любое нисходящее движение: топнуть, хлопнуть по коленям, опустить «хвостик» сороки – кисть вытянутой руки - вниз)

-Уж как шла лиса (при движении голоса вверх на вторую половину такта показывать восходящее движение: поднимать вытянутую руку – «хвост лисы»)

-Раз-два-три-четыре, кошку грамоте учили (при движении голоса вверх в конце такта поднимать вверх обе руки – удивляться)

-Дон-дон (представить, что в одной руке держим колокол малый, в другой – большой, «играть» мелодию на воображаемых колоколах, переходя с высокой ноты на низкую)

-Лепёшки (мелодия движется снизу вверх и обратно, изображать руками процесс изготовления лепёшек, движения начинать со стола – руки перед собой, мучицу и водицу брать на полочке – руки поднимать вверх, на текст «напеку лепешек для детей  хороших «лепить» лепёшки, изменяя положение кистей рук при изменении направления движения мелодии)

-У кота-воркота (мышка качает кошку в колыбели – делать шаги вперёд и назад, т.к. колыбелька большая, руки тоже делают раскачивающее движение, потом – горизонтальное движение руки вправо и вверх и обратно – кошка качает мышку)

-Идёт бычок (представить, что идём по канату, балансировать руками вверх и вниз, правая рука выводит в воздухе мелодию; работа с ритмом – идти четвертями по прямой, заваливаться то вправо, то влево)

-Ой, ду-ду (руки поднимаются, как крылья, соответственно звукам кварты)

-Солнышко (стоять лицом в круг, с каждым звуком мелодии поворачивать спиной в круг – солнце ушло, на слова «выгляни» - достаем солнце из-под земли и поворачиваемся опять в круг)

2. Движения, передающие высоту звучания мелодии песен.

- Муз. Т. Попатенко, слова А. Кузнецовой «Грибы» (Стр. 45, М.Андреева, Е. Конорова «Первые шаги в музыке», М.: Советский композитор, 1991)

Задание: исполняя песню, наклоняться на низкую ноту – искать грибы

-Горка и речка (Стр. 8, М.Андреева, Е. Конорова «Первые шаги в музыке», М.: Советский композитор, 1991)

Задание: текст куплета о горке петь, поднимая руки вверх, вытягиваясь – изображать горку, текст о речке петь, показывая руками движение речки внизу.

3.Развитие творческих способностей, импровизация мелодий

1)Лягушки

Две лягушки-хохотушки (показывают 2 пальца)

Прыгали, скакали. (покачивают кистью из стороны в сторону, не убирая пальцы)

Лапкой — хлоп, другою —хлоп,

(Дети хлопают ладонью по ноге.)

Щеки раздували.(приставить указательные пальцы к щекам)

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква!» (изобразить кваканье пальцами рук)

Улетел комар, как ветер. (Делают резкое движение рукой вперед.)

Хорошо пожить на свете! (показать большой палец)

Задание: Рассказать стихотворение, показать движения, импровизировать голос лягушек на слова «Ква-ква-ква»

2)Мартышки

Две (показ2 пальца) мартышки (взяться руками за уши, рожицу сделать) слов не тратя (пальцем из стороны в сторону), раз подрались на кровати (кулачки перед собой быстро), Друг из друга в этой схватке (палец указательный к пальцу указ.другой руки соединить )вышибли ума остатки ( палец к виску).Врач пришел (крестик на лбу сделать из пальцев) -уселся в кресло (присесть) и сказал мартышкам: -Если драться( грозить) будете, мартышки, выгоню из этой книжки (махнуть в сторону рукой).

Задание: Рассказать стихотворение, показать движения, импровизировать голос лягушек на слова врача.

Практика показывает, что детям нравятся уроки, насыщенные живым, активным творчеством. А педагогу систематическое использование на занятиях пластического интонирования и музыкально-ритмических движений, их сочетание с вокально-хоровыми упражнениями позволяет решать сразу несколько задач в работе с младшими школьниками:

1) быстро разогреть голосовой аппарат ребенка для серьезной вокальной работы;

2) улучшить качество запоминания за счёт одновременного выполнения движений и произношения слов и звуков, так как работают сразу несколько видов памяти (двигательная, слуховая, эмоционально-образная);

3) активизировать и развить произвольное внимание через сочетание нескольких видов деятельности;

4) снять усталость от однообразной деятельности, решить вопрос дефицита двигательной активности ребенка, что вполне отвечает принципам здоровьесберегающей образовательной технологии.


Информационные источники:

  1. Алябьева Е.А.. Логаритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие, М: ТЦ Сфера, 2005
  2. Андреева М., Конорова Е.. Первые шаги в музыке, М.: Советский композитор, 1991
  3. Рокитянская Т.А.. Воспитание звуком, Ярославль, 2002
  4. Интернет-ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка и движение

Слайд 2

Образно-двигательная музыкальная грамота Т.А. Рокитянская "Воспитание звуком", Ярославль, 2002

Слайд 3

Андрей-воробей, Не гоняй голубей, Гоняй галочек Из-под палочек, Не клюй песок, Не тупи носок, Пригодится носок Клевать колосок!

Слайд 4

Барашеньки-крутороженьки, По лесам ходят, По горам бродят, В скрипочку играют, Деток потешают. А совища из лесища Глазами-то хлоп, хлоп! А козлище из хлевища Ногами-то топ,топ!

Слайд 5

-Сорока-сорока, Где была? -Далёко! Кашку варила, Деток кормила, На порог скакала, Гостей созывала, Гости услыхали, Быть обещали.

Слайд 6

Уж как шла лиса по травке, Нашла азбуку в канавке, Она села на пенёк И читала весь денёк!

Слайд 7

Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, А за мышками скакать!

Слайд 8

Дон-дон

Слайд 9

Наберу мучицы, подолью водицы, Напеку лепёшек для детей хороших.

Слайд 11

Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: -Ой, доска кончается, Сейчас я упаду!

Слайд 12

Солнышко, выгляни, красное, высвети! Нам на нивку идти, Ладить косы да серпы!

Слайд 13

Т. Попатенко, слова А. Кузнецовой Грибы 1.Мы идём дорожками, Мы идём тропинками, Мы идём с лукошками, Мы идём с корзинками. (Стр. 45, М.Андреева, Е. Конорова «Первые шаги в музыке», М.: Советский композитор, 1991)

Слайд 14

Горка и речка (стр. 8, "Первые шаги в музыке)

Слайд 15

Горка и речка Наша горка высока, наша речка глубока. На горе стоит дубок, по реке плывёт челнок. Сели птицы на дубок, а мишутка в челночок. Стали птицы песни петь, а медведь давай реветь.

Слайд 16

Развитие творческих способностей

Слайд 17

Две лягушки-хохотушки Прыгали, скакали. Лапкой — хлоп, другою —хлоп, Щеки раздували. Увидали комара, Закричали: «Ква-ква-ква!» Улетел комар, как ветер. Хорошо пожить на свете!

Слайд 18

Две мартышки, слов не тратя, Раз подрались на кровати. Друг из друга в этой схватке Вышибли ума остатки. Врач пришел -уселся в кресло И сказал мартышкам: -Если Драться будете, мартышки, Выгоню из этой книжки!

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Движение пешеходов, их права и обязанности"

Цели:1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный п...

Движение, как свойство живых организмов. Виды движений

Открытый урок Учителя биологии МБОУ СОШ пос.ЖилиноДля муниципального конкурса «Учитель года 2006»...

ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ" 6 КЛАСС

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПДД ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6 КЛАССА...

Колебательное движение.Величины характеризующие колебательное движение.

Урок разработан с использованием ЭОР, даны ссылки видео и интерактивных моделей  ,...

Механическое движение в основе движения населения России

Интегрированый урок: география + физика, с использованием ИКТ. 9 класс....

ПРОГРАММА изучения правил дорожного движения «ДЕТИ - участники дорожного движения »

Программу «Дети-участники дорожного движения» создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироват...