"Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов"
методическая разработка по музыке на тему
Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов". Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов" | 77.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Дом детского творчества «СОЮЗ»
Выборгского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Педагога дополнительного образования Москвиной О.С.
Тема:
«Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов»
г. Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме «Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов».
Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей. Представляет собой спектр ритмических упражнений для развития чувства ритма у детей от 7 до 12 лет. Предлагаемые ритмические упражнения будут наиболее эффективны для детей уже знакомых с начальными азами нотной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, простые размеры (2/4,3/4,4/4), длительности (восьмые, четверти).
Ритмические задания являются одним из самых интересных разделов в работе с хором или вокальным ансамблем. Они пользуются интересом у детей и всегда вызывают коллективные положительные эмоции. В первую очередь это связано с тем, что упражнения проводятся в игровой форме и включают в себя упражнения на внимание, реакцию, скорость. Задания позволяют работать со всеми детьми одновременно и делить детей на команды, подгруппы. Сюда входят упражнения канонического принципа или упражнения на метро ритм с поочередным выделением сильных и слабых долей.
Главным принципом в отработке ритмических упражнений является – достижение синхронного исполнения ритмического рисунка в каждом конкретном задании.
Для достижения синхронного выполнения ритмических заданий в ходе занятия предлагаются различные варианты ритмических упражнений с использованием:
- хлопков руками (в положениях сидя, стоя, в движении)
- отбивание ритма ногами (в положениях сидя, стоя, в движении)
- использование ритмических и словесных канонов
- скороговорок, фраз, словосочетаний
- музыкальных инструментов: шейкер, ложки, колотушка, треугольник и др.
Цель.
Развитие чувства ритма у детей.
Задачи.
Образовательные:
- учиться технически осмысленному исполнению произведения;
- учиться определять на слух размер такта;
- учиться на слух определять простейшие ритмические комбинации;
- развивать чувство музыкальной формы;
- легче разучивать произведение по нотам и наизусть.
Развивающие:
- развивать внимание, воображение, музыкальную память;
- развивать эмоциональную сферу детей;
- развивать творческую активность в поисках новых ритмических рисунков;
- развивать мотивацию к музыкальной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки детей;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (показ педагогом и воспроизведение услышанного обучающимися).
- эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания ритмических заданий).
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- побуждение к самоконтролю;
- поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Современные образовательные технологии:
- технология развивающего обучения;
- здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, физические упражнения на комбинаторность);
- игровые технологии: познавательные, развивающие, коммуникативные.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Возраст детей: 7-10 лет.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
Наглядные пособия: Скороговорки, карточки слов, словосочетаний, фраз, карточки «ритмические фигурки», карточки со словами-парами, музыкальные инструменты.
Оборудование: фортепиано, стулья.
План занятия:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме» 3 мин.
3. Объяснение педагогом темы «Ритм» 3 мин.
4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ. 3 мин.
5. Игра «Веселые такты» 3 мин.
6. Игра «Собери слово». 4 мин.
7. Творческие задания на ритм - «Передай другому». 3 мин.
8. «Убери слово» 4 мин.
9. Каноническая Игра «Тик-Так» 3 мин.
10. Живой оркестр 15 мин.
11. Подведение итогов, рефлексия 5 мин.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с интересной темой, которая нам с вами встречается каждый день, когда мы слышим музыку, это - «Ритм»! На нашем занятии сегодня вы узнаете: что такое чувство ритма, как его можно развивать, сами станете педагогами друг для друга на короткое время, а в конце мы превратимся в настоящий живой оркестр!
Желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений, открытий и приобретенных знаний.
2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме».
- Итак, Ритм! Что же такое Ритм? (дети отвечают на вопрос педагога)
Педагог, подытоживая: Ритм – это организация музыки во времени. У каждого музыкального произведения есть своя ритмическая структура. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз.
3. Объяснение педагогом темы «Ритм».
- Каждое музыкальное произведение наполнено разными ритмами. В одной музыкальной фразе может встречаться несколько ритмических фигур. Давайте попробуем разобраться – с чего нам нужно начать, чтобы в общем наплыве разнообразных звуков научиться находить логику и чувствовать структуру музыки.
- Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения. Объединяясь, длительности и паузы могут образовывать ритмический рисунок музыкального произведения.
4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ.
- Структуру музыкальных произведений определяют музыкальные размеры. Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Именно размер такта помогает нам ориентироваться в сильных, слабых долях. Давайте попробуем определить сильные и слабые доли на примере простых слов. Например: Хо-ро-вод, Ба-боч-ка. Ударный слог обозначим слогом – «та», безударный – слогом – «ти». Ударный слог всегда чуть более протяжный, чем безударный. Подключим к произнесению слов хлопки. И тогда слово «Хо-ро-вод» мы прохлопаем: «ти-ти-Та» - два коротких и один длинный хлопок, слово «Ба-боч-ка» - «Та-ти-ти» - один длинный и два коротких. Таким образом, мы получаем два ритмических рисунка. В первом: две первые доли короткие, третья – длинная. Во втором – первая доля длинная, вторая и третья короткие. Записываем в нотную тетрадь обе схемы. (Детям показываются карточки с ритмом: Четверть, две восьмые. Две восьмые, четверть. Четверти подписаны –«Та», восьмые – «ти»).
5. Игра «Веселые такты»
- Итак, мы уже умеем отличать длинные и короткие звуки и теперь давайте разместим их в такты. В размере 2/4 помещаем наши схемы: «Та-ти-ти», «ти-ти-Та». Сейчас я буду называть слова, а вы запишете их в нотную тетрадь под нотоносцем и поставите ударение в каждом слове. Затем на нотном стане напишем длительности, соответствующие длинным и коротким звукам. Что у нас должно получиться? (Дети отвечают: длинный звук - четверть, короткий - восьмая)
6. Игра «Собери слово».
- А теперь давайте попробуем сами. Каждый придумывает слово, прохлопывает его ритм и называет какая доля длинная, а какая (какие) короткая (- кие). Ребята, а теперь у кого уже получилось, составляем небольшие фразы. Например: «Прекрасный день». Так же делим на слоги, расставляем ударение и прохлопываем ритм с учетом длинных и коротких долей. (Пре-крас-ный день – ти-та-ти та.)
7. Творческие задания на ритм - «Передай другому».
- Следующее задание называется «Передай другому!». Рассчитываемся на первый-второй. У первых будет своя ритмическая комбинация, у вторых своя. Сейчас я вам предложу ритм для каждого. Итак, первые делают один длинный хлопок (показ педагога, дети повторяют). Затем вторые делают два коротких хлопка (показ педагога, дети повторяют). При хлопке первые говорят «Та», вторые говорят «ти». У нас должен получиться такой ритм: «Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та…» А теперь по кругу, по очереди начинаем хлопать, каждый свой ритм. (В конце при достижении синхронного исполнения можно поставить фрагмент песни «We will rock you» группы Queen и прохлопать под нее).
8. Игра «Убери слово»
- А теперь я предлагаю нам с вами попробовать поиграть в игру, в которой слова будут постепенно убавляться. (Предлагаются карточки со словами - парами).
1. Дом | 2.Гном |
3. Кот | 4. Крот |
- Это задание мы будем выполнять стоя. На 4 счета мы произносим подряд слова и хлопаем в ладоши на каждое слово. Затем мы будет убирать по одному слову в произвольном порядке, и вместо него будем топать ногой. Кто догадается, как будет называться на музыкальном языке место в музыкальной фразе, во время которой прерывается звучание? (Ответ детей).
- Правильно, пауза. Во время паузы звучания нет. Мы будем отмечать паузу ногой.
(В процессе игры закрываются разные слова в произвольном порядке, превращаясь, таким образом, в паузы).
9. Каноническая Игра «Тик-Так»
- Чтобы нам выполнить следующее задание давайте разделимся на две команды. Вспомним песню «Спи, ангелочек, усни». Первая команда будет хлопать ритм первой фразы, вторая – ритм второй, затем снова - первая и после опять - вторая. Таким образом, мы прохлопаем ритм всего произведения по очереди, соблюдая все длительности и паузы.
10. Живой оркестр.
- Для исполнения песни «Последняя поэма» мы будем использовать музыкальные инструменты. Колотушка - будет отбивать ритм мелкими длительностями (восьмыми). Ложки – крупные длительности (четверти). Шейкер – обозначает сильные и слабые доли. Треугольник – заполняет паузы. Сейчас мы распределим по партитуре разделы, фразы, во время которых должны звучать те или иные инструменты. У каждого музыканта с инструментом будет своя инструментальная партия. (Инструменты распределяются между детьми. Каждый получает конкретное задание, потом инструменты передаются другим детям).
11. Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, подведем итоги нашего занятия.
- Какие новые знания вы открыли для себя на занятии?
- Что вам больше всего понравилось делать сегодня?
- Что из сегодняшнего занятия вы бы хотели рассказать родителям?
Литература:
1. «Музыка детям», Метлов Н., М., Просвещение, 1985 г.
2. «Язык, музыка, математика», Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц.
3. «Золотая пропорция», Н. Васюткин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну чудес с помощью ритмических упражнений».
Тема урока: Музыкально-ритмические упражнения с мячом. Работа над координацией движений....
Музыкально-ритмические упражнения с мячом. Работа над координацией движений.
Цель: Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы и бега. Выполнять изучаемые упражнения ...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся
Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...
Опыт работы "Развитие чувства ритма и музыкальной памяти в процессе экспериментирования при игре на детских музыкальных инструментах"
Опыт работы является результатом 2-хлетнего исследования....
Статья "Ритмические игры с музыкальными инструментами как технология совершенствования и обогащения звукового сенсорного опыта дошкольников старшего возраста с ТНР"
Одна из актуальных задач формирования и развития правильной речи у дошкольников с ТНР – обогащение звукового сенсорного опыта через восприят...
Консультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом....