Физическое воспитание – основа борьбы с профессиональными заболеваниями у студентов-музыкантов
статья по музыке на тему

Бессонова Ольга Викторовна

Для профессионалов-музыкантов занятие искусством часто становится источником заболеваний.  Чтобы этого не случилось, необходимо уделять особое внимание физической подготовке студентов, занимающихся музыкальным исполнительством. Органичное и естественное музыкальное искусство возникает только тогда, когда тело исполнителя достаточно тренировано и гибко, чтобы чутко реагировать на смену душевных переживаний.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Физическое воспитание – основа  борьбы с профессиональными заболеваниями у студентов-музыкантов

Базой высокого уровня физического здоровья является достаточный уровень физической подготовленности. Для молодежи, решившей стать высокопрофессиональными музыкантами, обучающейся в училищах (колледжах) и консерваториях, состояние здоровья и низкая физическая подготовленность становятся препятствием в совершенствовании исполнительской техники, требующей определенной степени развития  качеств и функций [1].

К сожалению, в среде музыкантов вопросам физического воспитания и физической подготовленности не уделяется достаточного внимания. Слабое здоровье, неуверенность в своих физических качествах, боязнь получить травму во время занятий физической культурой, освобождения от подобных занятий со стороны врачей и родителей формируют у молодых людей  отношение к физической культуре, как к второстепенному предмету [1].

Музыканты – одна из немногочисленных профессий, которой человек посвящает себя с детства. Когда дети-музыканты с рвением профессионала часами занимаются на инструменте, это часто сопровождается длительным нахождением в вынужденной позе, недостаточной двигательной активностью, психоэмоциональным напряжением в связи с ответственностью за исполнение произведения. Все эти факторы приводят к значительному снижению уровня здоровья, а порой и к профессиональным заболеваниям.

Профессиональные заболевания лиц музыкальных профессий встречаются довольно часто. По данным статистики во всем мире  около 90% музыкантов имеют  профессиональные заболевания. Известны имена выдающихся мастеров, страдавших профессиональными заболеваниями рук: С.Рахманинов, С.Танеев, Г.Нейгауз, Я.Флиэр, М.Юдина, Д.Шостакович. От профессиональной болезни музыкантов страдал Р.Шуман, который, стремясь стать виртуозом, занимался с фанатическим упорством. Форсируя упражнения с механическим устройством для укрепления мышц руки, он повредил  правую руку, что заставило его прекратить занятия на инструменте и сосредоточиться на сочинении музыки. А.Скрябин так усердно занимался технически очень трудными произведениями,  что переиграл правую руку. Делая специальные упражнения, он постепенно вернулся к исполнительской деятельности [2].

В конце XIX века болезни рук у пианистов стали настолько частыми, что это заставило некоторых музыкантов  пересмотреть основы методики преподавания. Актуальность решения этой проблемы существуют и в настоящее время [3].

Перегрузки у музыкантов начинаются уже с детства. Во-первых, хорошо это или плохо, но  соревнование, бесконечное совершенствование мастерства, трудоголизм  – в той или иной степени  всегда присутствует в жизни служителей муз. Во-вторых, ребенок, посещающий обычную музыкальную школу, подвергается значительным перегрузкам, поскольку каждый день должен заниматься на инструменте. Эти занятия требуют активизации всего личного потенциала ученика, значительных волевых усилий, а также перенапряжения группы мышц, отвечающих за формирование профессиональных навыков [2].

К преобладающим формам проявления профессиональных болезней среди музыкантов можно отнести двигательные расстройства в виде аномального состояния двигательной системы (нарушение нормальных, рациональных движений при игре, своего рода «перенапряжение» мускулатуры), итогом которого нередко являются  непроизвольные сокращения мышц, называемые судорогами, и боли невралгического характера в области плечевого пояса. К ним  относят  дискинезию – своеобразное профессиональное заболевание пианистов (и других инструменталистов), которое имеет в литературе много названий, одно из них – профессиональный невроз. Это заболевание характеризуется расстройством координации движений  при выполнении профессиональной работы, обязательным условием которой является сочетание скорости и высокой координации движений [2,2].

Отсюда вывод – профессиональные заболевания возникают в результате нарушения естественных физиологических законов работы мышц и их функций, которое может быть вызвано как искажением рабочих навыков и физическими особенностями организма, так и недостатком тренированности исполнительского аппарата [4].

Т.о., обучение и совершенствование в игре на музыкальных инструментах предъявляет повышенные требования к физическим, психофизическим и психофизиологическим качествам и функциям человека.

Для успешной работы за инструментом необходим активный тонус мышц, их эластичность, готовность. Общее состояние играющего при этом должно быть бодрым, уверенным. В связи с этим постоянно встает вопрос об улучшении физической подготовленности студентов-музыкантов [1].

Ряд специалистов-музыкантов отмечают необходимость и большую значимость  физических упражнений и упражнений за инструментом, как  и в области совершенствования исполнительской техники, так и в области профилактики и терапии  профессиональных заболеваний. Некоторые из них  отмечают терапевтическое действие утренней гимнастики, водных процедур, закаливания и массажа, специальной гимнастики до игры [2]. А ряд авторов рекомендуют неуклонно развивать и тренировать мышцы, заниматься зимними и летними видами спорта, художественной гимнастикой, аэробикой, теннисом, настольным теннисом,  бадминтоном, греблей. Специальные упражнения для рук, ног, туловища, упражнения на расслабление, растяжение и координацию движений, для укреплений функций внешнего дыхания были предложены педагогами-музыкантами [3].

Для укрепления исполнительского аппарата музыканту необходимо играть  этюды, гаммы, арпеджио и другие виды учебного вспомогательного материала. В таком случае  очень часто музыкальный инструмент превращается в некий спортивный тренажер. При этом нивелируется связь психики (души) с телом (организмом). Результат такой разбалансировки – боль в руках  при игре на инструменте; кроме того, у ученика пропадает связь между слухом и мышечными ощущениями, исполнитель не слышит то, что  реально звучит под его пальцами. Один из наиболее удачных методов восстановления пианистической техники разработала ученица Ф.М. Блуменфельда  А.А. Шмидт-Шкловская. Материалом для упражнений  служили гаммы, арпеджио, технически трудные места произведений. Она опиралась в работе на «элементарные технические формулы, в которых закодированы различные способы звукоизвлечения» [3].

Анализ  профессиональной и творческой деятельности музыкантов показывает, что физиологически обоснованным профилирующим видом спорта для них  является  плавание. Совершенствование техники плавания, поворотов, общее согласование движений рук, ног, туловища и дыхания при плавании стимулируют динамическую координацию рук и всего корпуса, совершенствуют двигательные навыки, а это очень важный момент в профессиональной деятельности музыкантов. Плавание известно как средство профилактики и метод лечения различных заболеваний.  В воде  мышцы получают возможность расслабиться. Уменьшается нагрузка на позвоночник, что является благотворным фактором для лечения сколиозов. Плавание – это один из видов спорта, совершенствующих выносливость, что является главным физическим качеством для музыкантов всех специальностей [2]. Специалисты также отмечают положительное влияние занятий плаванием на подвижность в суставах.

Музыкантам необходимо заниматься и спортивными играми. Занимающиеся баскетболом, значительно опережают в моторном развитии молодежь, осваивающим общепринятые программы по физическому воспитанию. Это особенно проявилось в таких компонентах моторики, как динамическая координация в целом, что наиболее ценно для музыкантов.

Упражнения в передаче и ловле мяча совершенствуют функцию зрения. При игре с мячом (баскетбол, волейбол) развивается сила и гибкость кисти. Наиболее доступными (с точки зрения безопасности и воспитания профессионально важных физических качеств музыканта) являются игры в теннис, бадминтон и настольный теннис.

Таким образом, для профессионалов-музыкантов занятие искусством часто становится источником заболеваний.  Чтобы этого не случилось, необходимо уделять особое внимание физической подготовке студентов, занимающихся музыкальным исполнительством. Органичное и естественное музыкальное искусство возникает только тогда, когда тело исполнителя достаточно тренировано и гибко, чтобы чутко реагировать на смену душевных переживаний.

Литература:

1.        Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов-пианистов: Автореф. канд. дисс.-Л., 1972.-18с.

2.  Воропаев Е.П. Проблемы и методы психофизического совершенствования музыкантов и актеров./ научно-методический журнал «Образование личности», - М., 2012 (№3).- 68-78с.

3.          Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических навыков. Издание 2-е. -Л., «Музыка», 1985. –С.60.

4. Мазель В.Х. Музыкант и его руки: физиологическая природа и формирование двигательной системы./ В.Х.Мазель. СПб.: Композитор, 2004.- 180с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы физического воспитания при подготовке к будущей профессиональной деятельности

Данный материал содержит в себе описание современных форм и методов способствующих укреплению физического здоровья будущего конкурентноспособного рабочего, готового к овладению любой профессии, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Опыт работы руководителя физического воспитания по теме: "Профессионально-прикладная физическая подготовка"

Тема ""Профессионально-прикладная физическая подготовка" раскрывает пути внедрения инновационных методик, технологий по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам 1.1. Область применения рабоче...

«Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания школьников с заболеваниями сердечно сосудистой и дыхательной систем специальной медицинской группы».

 В последние годы среди детского населения Российской Федерации наблюдается неблагоприятная ситуация, связанная с ростом числа заболеваний, снижением уровня физического развития и физическ...

Медико – педагогическое сопровождение физического воспитания детей, имеющих функциональные заболевания сердечно – сосудистой системы в условиях общеобразовательного учреждения.

Причины возникновения сердечно – сосудистых заболеваний у детей, исследование сердечно - сосудистой системы различными методами, медицинское обследование, результаты медицинского обследования, п...

Планирование процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллекта. Учет вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний.

Построение процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллекта на основании учета основного заболевания, вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний, имеющихся у занимающих...