Открытый межпредметный урок "Образ средневекового замка" в 6-м классе (музыка+ИЗО)
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Открытый межпредметный урок "Образ средневекового замка" в 6-м классе (музыка+ИЗО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_srednevekovogo_zamka_v_iskusstve_itog.docx | 29.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема интегрированного урока (музыка +ИЗО):
«Образ средневекового замка в искусстве»
(связь живописи, музыки, поэзии)
Цели урока:
-Научить детей понимать музыку, живопись и литературу как единое целое, называющее искусством.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представление о средствах музыкальной выразительности;
- обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку;
- сформировать понятия: музыкальные иллюстрации как один из жанров, выразительность и изобразительность в музыке
- определить роль искусства и выявить особенности романского и готического стиля
- показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства на примере знакомства учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
- формировать художественную компетенцию учащихся через постижение культурных объектов.
Развивающие:
- развить умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
- развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.
- развить музыкальное мышление, эмоциональную сферу
- развитие художественного мышления учащихся
- развитие навыков графического изображения
Воспитательные:
- воспитание нравственно-духовных ценностей личности, уважение к культуре прошлого;
- пробуждение интереса к отечественной музыкальной культуре
- дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления.
- развить нравственно-эстетическое осознание через освоение эстетического образа человека в разные исторические эпохи, образа защитника Отечества в искусстве
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Жанр: урок-рассуждение
Методы и приемы:
- активное слушание музыкальных фрагментов, восприятие музыки, переинтонирование образа на язык смежных видов искусств (методы художественно-изобразительной, литературной), сравнения, эмоциональной драматургии
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.
Организационная форма обучения:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательный и музыкальный материал, включая медиаматериал:
- Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской;
- Учебник «Изобразительное искусство» 6 класс, Т.Я. Шпикалова
3. Аудио-записи: фортепианной и симфонической версии музыки М. П. Мусоргский «Старый замок», «Песня рыцаря» (12 век);
4. Видеоролик презентации средневековой музыки;
5. Теофиль Готье. Стихотворение «Средневековье»;
6. Раздаточный материал по изобразительному искусству (карточки с текстом, фото замков в разной стилистике)
Оборудование (включая мультимедийное):
фортепиано, аудиопроигрыватель (СD MP3), мультимедийный проектор с экраном, доска с портретами композиторов, графические материалы для рисования, фоновый раздаточный материал.
План урока:
- Организационный момент (1-2 мин.)
- Актуализация знаний (2-3 мин.)
- Постановка учебной задачи (4-5 мин.)
- «Открытие новых знаний» (7-10 мин.)
- Первичное закрепление нового материала (2-3 мин.)
- Самостоятельная работа (10-15 мин.)
- Рефлексия (3 мин.)
- Подведение итогов урока, домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель ((ИЗО). Здравствуйте ребята, сегодня на уроке окунемся в мир музыки и изобразительного искусства, для того чтобы шагнуть в прошлое и почувствовать дух того времени, о котором мы будем говорить.
- Актуализация знаний.
Учитель(музыки): Еще древнегреческий поэт Еврипид сказал: «Истинной жизни нет без искусства». (слайд №1)
Итак, как вы думаете: Что является источником искусства? (уч-ся: образы природы, жизненные ситуации, чувства и переживания человека, исторические события …и т.п.)
Учитель(музыки): Действительно, жизнь является источником вдохновения для создания образов во всех видах искусств.
Учитель (ИЗО): А какие виды искусств вы знаете?
Каждое искусство говорит на своем языке. Продолжите мою мысль:
Язык живописи - … (ответы учащихся: цвет, линии,…)
Язык поэзии - … (ответы учащихся: слово, размер…)
Язык музыки - … (ответы учащихся: звук, …)
Произведения разных видов искусств – это еще и хранители истории.
Учитель(музыки): Какие ассоциации у вас возникают при слове СРЕДНЕВЕКОВЬЕ? (ответы учащихся: рыцари и рыцарские турниры, балы и прекрасные дамы, трубадуры, старинные замки, …) (слайд №2)
Учитель дополняет и обобщает ответы.
- Постановка учебной задачи.
Учитель (ИЗО): Мы подошли к теме сегодняшнего урока:
«Образ Средневекового замка в искусстве». (слайд №3)
- Задачей нашего сегодняшнего урока: - воссоздать образ средневекового замка, с помощью музыкальных, поэтических и изобразительных средства выражения.
- «Открытие новых знаний»
Учитель(музыки): Ребята, мы сейчас с вами убедимся, что средствами музыкальной выразительности можно создать образ средневекового замка.
Вопрос учителя. А как вы думаете, можно ли увидеть музыку? (уч-ся: музыка будит наше воображение и в сознании возникают различные образы)
Давайте обратимся к музыкальному произведению - пьесе «Старый замок» М.П.Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Мы с вами уже знакомились с пьесами из этого цикла.
Обратите внимание, что к названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. А для аккомпанемента трубадурам служили такие инструменты тех времен, как виола, арфа, волынка и другие.
Учитель(музыки): Предлагаю прослушать звучание средневековой волынки.
Звучит волынка, сопровождающая слайд №4.
А теперь, перейдем собственно к пьесе «Старый замок». Давайте прослушаем ее.
Вопросы учителя. Слушая пьесу, ответьте себе на вопрос - с помощью каких музыкальных средств композитору удалось воссоздать дух средневековой эпохи:
- вслушайтесь в аккомпанемент - что он вам напоминает;
- какое настроение передает эта пьеса и почему.
Учитель музыки исполняет отрывок из пьесы «Старый замок», на экране слайд №5
(Ответы уч-ся:
- аккомпанемент передает тембровое звучание волынки;
- ритм в аккомпанементе передает статичность, неподвижность, что это старый замок, он безразличен к суете сегодняшнего дня.
- мелодия пьесы передает печальное настроение)
Учитель(музыки): Старый замок для нас – воплощение вечности, давно ушедшей эпохи. Стены его еще помнят песни трубадуров и хранят отблеск былых чувств и стремлений… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое живое тепло - они теперь для нас далекая история, окутанная дымкой печали, сожаления об ушедшем времени.
Старые замки могут получить и поэтическое воплощение – примером тому может служить стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье», посвященное именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.
Учитель (ИЗО): Во время прослушивания стихотворения, обратите внимание, на его содержание, здесь образ старого замка передаётся обобщенно или он детализирован:
Уч-ль ИЗО и музыки: (слайд №6)
-В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
-Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
-Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
-И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;
-Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…
-И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.
Ответы уч-ся: ( зубцы на башнях, ажурный флюгер, герб над порталом… все эти детали помогают воссоздать образ замка)
Учи-ль ИЗО: Все эти детали, которые автор воспевает в своем стихотворении, помогут вам воссоздать образ замка на бумаге.
-Как вы считаете архитектура средневековой Европы, везде одинакова или в ней есть различия? (слайд № 7)
Ответы уч-ся: (архитектура отличается по стилю) (слайд №8)
- В эпоху Западноевропейского Средневековья, архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля:
-романский Х-ХII вв. (термин возник гораздо позже в ХIХ в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми конструкциями и формами римской архитектуры)
- готический ХIII-ХV вв. (термин был связан с названием германского племени готов, варварски разграбившего Рим в 410 г., а потому использовался для уничижительного обозначения «варварского» искусства)
У каждого стиля есть свои особенности: (слайд №9)
Романский стиль | Готический стиль |
Строгость, суровая простота, ясность объемов, внушительность, монолитность, замкнутость. Высокие башни, массивные стены, тяжеловесность конструкций. Арочная форма дверей и оконных проемов. Отсутствие украшений и орнамента. Конструктивные элементы – арка и свод, малочисленные узкие оконные проемы. Малая освещенность интерьера. Богатое рельефное декорирование стен снаружи и внутри. | Вознесённость здания к небу, легкость конструкций и ажурность образа. Остроконечность, расчлененность, насыщенность пластикой. Большое количество арочных проемов, стрельчатые арки и ребристые своды, витражи, окно-роза, искрящийся светом интерьер, декор внешнего и внутреннего убранства стен с преобладанием статуй над рельефом, динамичность архитектурных ритмов, синтез архитектуры, скульптуры и живописи. |
- Первичное закрепление нового материала.
Ваша задача: рассмотреть предложенные иллюстрации и визуально определить к каким стилям относятся.
Для этого, возьмите текст с описанием стиля и прикрепите к нему соответствующее изображение замка, один из замков немного не доработан - по желанию, можете его дополнить элементами и образами которые вы могли слышать в стихотворном исполнении или в музыкальной интерпретации.
- Самостоятельная работа.
Звучит пьеса «Старый замок» в исполнении симфонического оркестра с видеорядом (слайд №10).
- Рефлексия.
Учи-ль ИЗО: Ребята, которые уже справились с заданием могут рассказать, что у них получилось, какой стиль – Западноевропейской Средневековой культуры им больше импонирует.
Уч-ся отвечают, дополняя друг друга, тем самым разделяются на группы по понравившемуся стилю.
Учитель(музыки): Помогли-ли вам музыкальные, поэтические и художественные образы в представлении Западноевропейского Средневековья? Что понравилось и запомнилось больше всего?
- Подведение итогов урока, домашнее задание.
Домашнее задание:
- сочинить рассказ к музыкальной картинке М. Мусоргского «Старый замок»;
- выполнить эскиз-рисунок средневекового замка, в одном из понравившемся стиле.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географические открытия древности и средневековья
Презентация к уроку географии в 5 классе...
Материалы с открытого урока Мир средневекового человека"
Материалы с открытого урока Мир средневекового человека"...
Открытый урок "В рыцарском замке"
Цель урока: создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; познакомить с моральными ценно...
Презентация по географии 5 класс "Географические открытия Древности и Средневековья"
Презентация по географии 5 класс "Географические открытия Древности и Средневековья"...
Открытый урок "В рыцарском замке" 6 класс
открытый урок...
Межпредметный проект "Средневековый рыцарский замок"
Межпредметный проект "Средневековый замок - рыцарский замок"...
исследовательская работа на тему: "Средневековые замки"
средневековые замки...