Открытый межпредметный урок "Образ средневекового замка" в 6-м классе (музыка+ИЗО)
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Открытый межпредметный урок "Образ средневекового замка" в 6-м классе (музыка+ИЗО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_srednevekovogo_zamka_v_iskusstve_itog.docx29.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема интегрированного урока (музыка +ИЗО):

 «Образ средневекового замка в искусстве»

(связь живописи, музыки, поэзии)

Цели урока:   

 -Научить детей понимать музыку, живопись и литературу как единое целое, называющее искусством.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить представление о средствах музыкальной выразительности;
  • обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку;
  • сформировать понятия: музыкальные иллюстрации как один из жанров, выразительность и изобразительность в музыке
  • определить роль искусства и выявить особенности романского и готического стиля
  • показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства на примере знакомства учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
  • формировать художественную компетенцию учащихся через постижение культурных объектов.

Развивающие:

  • развить умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
  • развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.
  • развить музыкальное мышление, эмоциональную сферу
  • развитие художественного  мышления учащихся
  • развитие навыков графического изображения

Воспитательные:

  • воспитание нравственно-духовных ценностей личности, уважение к культуре прошлого;
  • пробуждение интереса к отечественной музыкальной культуре
  • дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления.
  • развить нравственно-эстетическое осознание через освоение эстетического образа человека в разные исторические эпохи, образа защитника Отечества в искусстве

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Жанр: урок-рассуждение

Методы и приемы:

  • активное слушание музыкальных фрагментов, восприятие музыки, переинтонирование образа на язык смежных видов искусств (методы художественно-изобразительной, литературной), сравнения, эмоциональной драматургии
  • объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.

Организационная форма обучения:

      фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательный и музыкальный материал, включая медиаматериал:

  1. Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской;
  2. Учебник «Изобразительное искусство» 6 класс, Т.Я. Шпикалова

     3.  Аудио-записи: фортепианной и симфонической версии музыки М. П. Мусоргский «Старый замок», «Песня рыцаря» (12 век);

     4. Видеоролик презентации средневековой музыки;

     5. Теофиль Готье. Стихотворение «Средневековье»;

     6. Раздаточный материал по изобразительному искусству (карточки с текстом, фото замков в разной стилистике)

Оборудование (включая мультимедийное):

фортепиано, аудиопроигрыватель (СD MP3), мультимедийный проектор с экраном, доска с портретами композиторов, графические материалы для рисования, фоновый раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Актуализация знаний (2-3 мин.)
  3. Постановка учебной задачи (4-5 мин.)
  4. «Открытие новых знаний» (7-10 мин.)
  5. Первичное закрепление нового материала (2-3 мин.)
  6. Самостоятельная работа (10-15 мин.)
  7. Рефлексия (3 мин.)
  8. Подведение итогов урока, домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель ((ИЗО). Здравствуйте ребята, сегодня на уроке окунемся в мир музыки и изобразительного искусства, для того чтобы шагнуть в прошлое и почувствовать дух того времени, о котором мы будем говорить.

  1. Актуализация знаний.         

Учитель(музыки): Еще древнегреческий поэт Еврипид сказал: «Истинной жизни нет без искусства». (слайд №1)

Итак, как вы думаете: Что является источником искусства?  (уч-ся: образы природы, жизненные ситуации, чувства и переживания человека, исторические события …и т.п.)

Учитель(музыки): Действительно, жизнь является источником вдохновения для создания образов  во всех видах искусств.

Учитель (ИЗО): А какие виды искусств вы знаете?

Каждое искусство говорит на своем языке. Продолжите мою мысль:

Язык живописи - … (ответы учащихся: цвет, линии,…) 

Язык поэзии - … (ответы учащихся: слово, размер…) 

        Язык музыки - … (ответы учащихся: звук, …)

Произведения разных видов искусств – это еще и хранители истории.

Учитель(музыки): Какие ассоциации у вас возникают при слове СРЕДНЕВЕКОВЬЕ?          (ответы учащихся: рыцари и рыцарские турниры, балы и прекрасные дамы, трубадуры, старинные замки, …) (слайд №2) 

Учитель дополняет и обобщает ответы.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель (ИЗО): Мы подошли к теме сегодняшнего урока:

«Образ Средневекового замка в искусстве».  (слайд №3)

- Задачей нашего сегодняшнего урока: -  воссоздать образ средневекового замка, с помощью музыкальных, поэтических и изобразительных средства выражения.

  1.  «Открытие новых знаний»

Учитель(музыки): Ребята, мы сейчас с вами убедимся, что средствами музыкальной выразительности можно создать образ средневекового замка.

Вопрос учителя.  А как вы думаете, можно ли увидеть музыку? (уч-ся: музыка будит наше воображение и в сознании возникают различные образы)

Давайте обратимся к музыкальному произведению - пьесе «Старый замок» М.П.Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Мы с вами уже знакомились с пьесами из этого цикла.

Обратите внимание, что к названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. А для аккомпанемента трубадурам служили такие инструменты тех времен, как виола, арфа, волынка и другие.

Учитель(музыки): Предлагаю прослушать звучание средневековой волынки.

Звучит волынка, сопровождающая слайд №4.

А теперь, перейдем собственно к пьесе «Старый замок».  Давайте прослушаем ее.

Вопросы учителя.  Слушая пьесу, ответьте себе на вопрос -  с помощью каких музыкальных средств композитору удалось воссоздать дух средневековой эпохи:

- вслушайтесь в аккомпанемент - что он вам напоминает;

- какое настроение передает эта пьеса и почему.

 Учитель музыки исполняет отрывок из пьесы «Старый замок», на экране слайд №5

(Ответы уч-ся:

        - аккомпанемент передает тембровое звучание волынки;

        - ритм в аккомпанементе передает статичность, неподвижность, что это старый замок, он безразличен к суете сегодняшнего дня.

        - мелодия пьесы передает печальное настроение)

Учитель(музыки): Старый замок для нас – воплощение вечности, давно ушедшей эпохи. Стены его еще помнят песни трубадуров и хранят отблеск былых чувств и стремлений… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое живое тепло - они теперь для нас далекая история, окутанная дымкой печали, сожаления об ушедшем времени.

Старые замки могут получить и поэтическое воплощение – примером тому может служить стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье», посвященное именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

Учитель (ИЗО): Во время прослушивания стихотворения, обратите внимание, на его содержание, здесь образ старого замка передаётся обобщенно или он детализирован:

Уч-ль ИЗО и музыки: (слайд №6)

-В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

-Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

-Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

-И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;

-Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

-И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Ответы уч-ся: ( зубцы на башнях, ажурный флюгер, герб над порталом… все эти детали помогают воссоздать образ замка)

Учи-ль ИЗО: Все эти детали, которые автор воспевает в своем стихотворении, помогут вам воссоздать образ замка на бумаге.

-Как вы считаете архитектура средневековой Европы, везде одинакова или в ней есть различия? (слайд № 7)

Ответы уч-ся: (архитектура отличается по стилю) (слайд №8)

- В эпоху Западноевропейского  Средневековья, архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля:

   -романский Х-ХII вв.  (термин возник гораздо позже в ХIХ в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми конструкциями и формами римской архитектуры)

  - готический ХIII-ХV вв. (термин был связан с названием германского племени готов, варварски разграбившего Рим в 410 г., а потому использовался для уничижительного обозначения «варварского» искусства)

У каждого стиля есть свои особенности: (слайд №9)

Романский стиль

Готический стиль

    Строгость, суровая простота, ясность объемов, внушительность, монолитность, замкнутость.

Высокие башни, массивные стены, тяжеловесность конструкций. Арочная форма дверей и оконных проемов. Отсутствие украшений и орнамента.

    Конструктивные элементы – арка и свод, малочисленные узкие оконные проемы. Малая освещенность интерьера. Богатое рельефное декорирование стен снаружи и внутри.

   Вознесённость здания к небу, легкость конструкций и ажурность образа.

Остроконечность, расчлененность, насыщенность пластикой.  

 Большое количество арочных проемов, стрельчатые арки и ребристые своды,  витражи, окно-роза, искрящийся светом интерьер, декор внешнего и внутреннего убранства стен с преобладанием статуй над рельефом, динамичность  архитектурных ритмов, синтез архитектуры, скульптуры и живописи.

  1. Первичное закрепление нового материала.

Ваша задача: рассмотреть предложенные иллюстрации и визуально определить к каким стилям относятся.

Для этого, возьмите текст с описанием стиля и прикрепите к нему соответствующее изображение замка, один из замков немного не доработан - по желанию, можете его дополнить элементами и образами которые вы могли слышать в стихотворном исполнении или в музыкальной интерпретации.

  1. Самостоятельная работа.

Звучит пьеса «Старый замок» в исполнении симфонического оркестра с видеорядом (слайд №10).

  1. Рефлексия.

Учи-ль ИЗО: Ребята, которые уже справились с заданием могут рассказать, что у них получилось, какой стиль – Западноевропейской Средневековой культуры им больше импонирует.

Уч-ся отвечают, дополняя друг друга, тем самым разделяются на группы по понравившемуся стилю.

Учитель(музыки): Помогли-ли вам музыкальные, поэтические и художественные образы в представлении Западноевропейского Средневековья? Что понравилось и запомнилось больше всего?

  1. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Домашнее задание: 

- сочинить рассказ к музыкальной картинке М. Мусоргского «Старый замок»;

- выполнить эскиз-рисунок средневекового замка, в одном из понравившемся стиле.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географические открытия древности и средневековья

Презентация к уроку географии в 5 классе...

Открытый урок "В рыцарском замке"

Цель урока:     создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;     познакомить с моральными ценно...

Презентация по географии 5 класс "Географические открытия Древности и Средневековья"

Презентация по географии 5 класс "Географические открытия Древности и Средневековья"...

Межпредметный проект "Средневековый рыцарский замок"

Межпредметный проект "Средневековый замок - рыцарский замок"...

Творческий проект «Макет главной башни средневекового замка из бросового материала»

Творческий   проект«Макет главной башни средневекового замка из бросового материала»...