"Военная песня - связь прошлого и настоящего"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Цель данной методической разработки: показать значение песни Великой Отечественной войны и её актуальность в воспитании патриотизма современного человека, воспитать уважение к прошлому Родины через эмоциональное воздействие военной песни, познакомить учащихся с музыкальным и историческим прошлым и творчеством композиторов-песенников военных лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voennaya_pesnya-svyaz_proshlogo_i_nastoyashchego.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока

«Военная песня – связь прошлого и настоящего» (7 класс)

Цель: Показать значение песни Великой Отечественной войны и её актуальность в воспитании патриотизма современного человека

Задачи:

1. Воспитательная:

- Через эмоциональное воздействие военной песни воспитать уважение к прошлому Родины. 

2. Образовательная:

- Познакомить  учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.

3. Развивающая

- Развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа  музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей, киноискусством.


Тип урока: урок-проект

Структура урока:

Организационный момент:

– Мотивация.

– Слушание и осмысливание.
– Проблемная ситуация.

– «Угадай-ка»

– Проектная деятельность.
– Выполнение творческих заданий.

– Защита проектов
– Оценивание.

– Подведение итогов урока.

Виды деятельности учащихся:

  1. Работа в группах по 6 человек.
  2. Слушание музыки.
  3. Исследовательская работа в творческих группах (проектная деятельность)  Работа-исследование с интернетом. Изобразительное творчество.
  4. Анализ музыкальных произведений.
  5. Анализ музыкальных произведений.
  6. Вокально-хоровая работа.

Методы обучения:

  • Словесный.
  • Наглядно-слуховой.
  • Стимулирование музыкально-творческой деятельности через   создание проблемно-поисковой ситуации.
  • Анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование: аудиозаписи песен, видеофрагменты, компьютер, презентация, мультимедийный проектор.

Музыкальный материал:

  • «Священная война»
  • «В землянке»
  • «Синий платочек»
  • «Смуглянка»
  • «Темная ночь»
  •  «Катюша»
  • «Журавли»

Слайд

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Искусство − это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг − это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна. А что может быть благороднее человеческого подвига?!

Д. Кабалевский

Звучит  песня «Священная война»

Ребята, вы наверно догадались, о чем сегодня мы будем говорить с вами на уроке.

Ответы учащихся

Совершенно верно. В канун великого праздника Победы поговорим о военных песнях, об истории их создания и интересных фактах.

Слайд  Тема нашего урока «Военная песня – связь прошлого и настоящего». Как вы понимаете название темы?

Ответы учащихся

Эпиграф нашего урока слова советского композитора Дмитрия Кабалевского.

Я думаю, что данные слова помогут сегодня ответить нам на вопрос

«Почему песни военных лет звучат в наше время?»

Вернемся к песне, которая прозвучала вначале урока. Может кто-то из вас знает, как она называется?

Ответы учащихся

Это первая песня, написанная в годы Великой Отечественной войны. Патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Слайд Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стихотворение. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Слайд Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Слайд Один день был отведён на репетицию. И уже на пятый день войны 26 июня перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера "Священной войны" в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполняли пять раз подряд. Именно с Белорусского вокзала песня  начала свой путь и прошла вместе с советскими солдатами через все испытания к Победе.

«Священную войну» пели по всей стране. Она звучала каждое утро по радио сразу после боя Кремлевских курантов. Песня шла с солдатами в бой, собирая в них новые силы, отвагу и смелость. Слайд «Вставай, страна огромная!» - призывала песня. И страна встала. И выстояла.

Маршал Советского союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал «Священную войну» бессмертной песней. Эту песню знают люди нашей страны – пожилые и молодые как песню-гимн мужеству и стойкости нашего народа.

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата.  Слайд

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.

Это слова поэта Лебедева-Кумача. Действительно, музыка − душа и сердце каждого человека. И на войне песня обладала удивительной силой. Она придавала бойцам силы и мужества, напоминала о близком и родном.

Ответы учащихся

        Сейчас мы свами проведем «Угадай-ку» и посмотрим, знаете ли вы военные песни, которые звучали в годы войны и которые звучат и в наше время.

«Угадай-ка»:

  1. «Катюша»
  2. «Темная ночь»
  3. «Синий платочек»
  4. «В землянке»
  5. «Смуглянка»

Ребята подписывают свою фамилию на готовых листках. Подводят итоги «Угадай-ки»,  и сами выставляют себе оценки.

Давайте проверим,  правильно ли вы написали названия. Слайд

Названия песен высвечивается на экране.

А сейчас от каждого стола ко мне подойдут по одному человеку. Вы выбираете песню, но не показываете её нам. Перед вами все песни, которые сейчас прозвучали. Ваша задача подготовить проект. Цель проекта Слайд:

  1. Узнать историю создания военной песни.
  2. Отразить (показать) музыкальную драматургию песни в творческой работе (рисунке)
  3. Выполнить анализ музыкального произведения

Для того, чтобы создать проект вы должны поделиться на 3 подгруппы, у каждой подгруппы своё задание. Первая – работает с интернетом, вторая – работает над созданием рисунка, третья – работает над анализом песни по карточкам. Время на создание вашего проекта не более 15 минут. В конце работы – защита проекта. Отвечать будет первым, кто быстрее справиться с проектом.

Ребята, у вас напротив вашей «Угадай-ки» есть дополнительные задания, которые вам помогут при создании проекта:

  1. Год создания песни
  2. Авторы песни: поэт, композитор
  3. Интересные факты:
  • Кому посвящена песня
  • Первый исполнитель песни

Подготовка  проектов

Прикрепить на доске магнитиками название песни и рисунок под ним

Внимание-задание! Ребята, во время выступления я прошу вас внимательно слушать и заполнить вашу карточку. Вы должны внести всю информацию о песне в вашу таблицу. В конце урока я соберу работы и выставлю оценки.

Защита проектов

Все проекты удачны. Молодцы, ребята! Всем «5».

        А сейчас, ребята, вернемся к теме урока. Так почему же песни, созданные во время войны, до сих пор исполняются нами? Слайд

          Ответы учащихся

За время войны было создано около 100 песен. Прошло 70 лет, а все песни дожили до нашего времени и до сих пор волнуют души ветеранов, любимы людьми нашего поколения.

Песня – лучший пример того, что искусство во время войны не замерло, а, наоборот, быстро перестроилось и посвятило себя главному − Победе.

Домашнее задание: найти историю создания любой военной песни, можно взять и современные песни о войне.

Слайд Закончим мы наш урок песней, которую мы разучили на прошлом уроке «Журавли».

Исполнение песни

Всем спасибо за работу на уроке.

А в конце урока хочу прочитать такие строки:

А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.

В нее стреляет миномет,
А песня- влёт. И все поёт,
И все ведет солдата.

Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.

В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская песня - прошлое и настоящее"

здесь размещена презентация к открытому уроку "Авторская песня - прошлое и настоящее"...

Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.

Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...

урок в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".

Во время урока учащиеся раскрывают понятие "авторская песня"; знакомятся с выдающимися представителями авторской песни: Д.Тухмановым, Б.Окуджавой, О. Митяевым, М.Светловым, В.Высоцким. В течение урока...

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Экскурсия в историю создания авторской песни...

"Военная песня - связь прошлого и настоящего" (презентация)

Презентация подготовлена к уроку 7 класс  "Военная песня-связь прошлого и настоящего"....

Связь прошлого и настоящего России в историческом образовании

Проблема воспитания человека нравственного, обладающего чувством ответстенности за свою страну...