Рабочая программа по музыке 5-7кл.
рабочая программа по музыке ( класс) на тему
Рабочая программа по музыке 5-7 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_5-7_klassy.docx | 48.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Музыка» 5-7 кл.
НОЧУ «Православный центр во имя
Преподобного Серафима Саровского»(ЮАО)
учитель Дмитриева Л. Л.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Музыке для 5–7-го классов общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 5–7-го классов авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Программа выстроена с учётом ФГОС второго поколения и современной теории преподавания музыки как вида искусства. Её основу составляют:
- опора на принципы и закономерности, вытекающие из интонационно-образной природы музыки (художественная дидактика);
- познание музыки в единстве процесса и результата как «искусство, жизнью рождённое и к жизни обращённое» (теория обучения);
- воспитание умений и навыков исполнительской и слушательской культуры, являющихся критериями воспитанности музыкально-художественного мышления (теория воспитания).
На современном этапе модернизации российского образования приобщение подростков к музыке продолжает играть важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. В ситуации господства в обществе массовой музыкальной культуры не лучшего образца, планомерного размывания культурных ценностей, веками создаваемых поколениями русского народа, воспитание чувства уважения к культурным традициям, ответственности за сохранение классического искусства, освоение духовного опыта, запечатлённого в нём, является специальной задачей преподавания музыки в основной школе.
В основе данной позиции — ведущая идея концепции художественного образования детей и молодёжи РФ: «Овладение человеком сокровищами художественной культуры своего народа и всего человечества — важнейший способ развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства».
Таким образом, целью преподавания музыкального искусства в основной школе является развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Это реализуется через решение следующих задач:
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальные произведения по законам гармонии и красоты;
- воспитание художественного мышления как мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, единая интонационная природа которого позволяет вскрывать сущность их взаимодействия в восприятии целостной картины мира и обеспечивает овладение художественным методом его познания;
- изучение музыки как вида искусства во всём объёме его форм и жанров, постижение особенностей музыкального языка, способов и приёмов исполнительства;
- знание лучших произведений отечественного и зарубежного классического наследия, народной музыки, творчества современных композиторов;
- воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской куль туры учащихся, позволяющих проявить творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на музыкальных инструментах, выражение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический).
Программа опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявления духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человечества;
- возвышение подростка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация образования, выведение деятельности в искусстве на уровень содержательных обобщений);
- проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.
Методы, используемые в работе по программе:
- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
- «сочинение сочинённого» и импровизация музыки (В.О. Усачёва);
- содержательный анализ музыки (В.А. Школяр).
Метод моделирования художественно-творческого процесса, в противовес словесно-информативным методам призван формировать активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Здесь многое зависит от постановки учебной задачи: её надо сформулировать так, чтобы учащемуся был ясен её подлинный смысл. Это значит, что решение задачи должно потребовать от школьников мысленного экспериментирования с материалом, выявления в произведении внутренних интонационно-образных связей, чтобы они могли теоретически обосновать закономерность рождения данного художественного явления, конкретного произведения именно в таком единстве содержания, формы и выразительных средств. Применение этого метода позволяет поставить школьника на место творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново создающего произведение искусства, обеспечивает ребёнку проживание знания и понимание смысла своей деятельности.
Этот универсальный для всех видов искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (при прохождении пути композитора они не отчуждаются от ребёнка); творчества (школьник, опираясь на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создаёт и т. д.); развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.
Метод «сочинение сочинённого» и импровизация музыки выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочинённый») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочинённого.
Так и с миром музыкальных абстракций: осваивая их интеллектуальное пространство и изучая конкретные произведения, ученик вновь идёт тем же путём сочинения, что и автор, т. е. содержательный анализ изучаемого произведения происходит не параллельно слушанию, не после знакомства с автором и произведением, а словно предвосхищая его.
Суть метода — в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего её рассмотрения, развития и обобщения — вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения. Источником творческой рефлексии ученика (как и самого авторского замысла) может явиться и слово, и визуальный ряд, и движение, и впечатление. Важен факт перерождения, переосмысления, переплавки первичного импульса в музыку — в музыкальную интонацию и далее в говорящую, развивающуюся мыслеформу, пусть самую простейшую логически завершённую вопросно-ответную фразу, небольшое размышление, наблюдение, которые, как малое в большом, будут «отражаться» и «узнаваться» в прослушиваемых (после рефлексии) композиторских произведениях.
Идти путём «сочинения сочинённого» не означает подражать известному, повторять знакомое. Здесь важны тонкие, подчас потаённые, сокровенные «механизмы», как работающие в процессе рождения образа - схватывание, видение идеи, её рассматривание и продумывание музыкой, так и лежащие в истоках самого процесса музыкального образования.
Суть содержательного анализа музыки. Анализ произведения начинается с выдвижения (на базе одной из трёх философских «формул» развития) содержательного положения (гипотезы, художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне — как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.
Содержательный анализ протекает как слежение за становлением конкретной формы в развитии, понимаемом как воплощение логики процессуального раскрытия философско-художественного смысла произведения. При этом выявляется, как художественная идея (содержательное положение) определяет организацию всего комплекса средств выразительности на каждом этапе своего развёртывания.
В качестве основы ассоциативно-образной деятельности школьников в содержательном анализе выступает сложность духовного мира человека. Сама музыкальная драматургия (логика взаимодействия музыкальных смыслов как образов-оценок) становится процессом выражения диалектичности человеческих чувств.
В качестве видов музыкальной деятельности в традиционной музыкальной педагогике выделяют слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, драматизацию музыкальных произведений, сочинение и импровизацию. В системе развивающего музыкального образования (т. е. в данной программе) эти виды рассматриваются как формы приобщения к музыке, многие из которых являются лишь частным случаем по отношению, например, к исполнительству как категории более общего порядка (вокальное, инструментальное, художественное движение, театрализация и т. д.).
В качестве истинных видов музыкальной деятельности, которую учащиеся осуществляют на уроке музыки, правомерно рассматривать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Они неразрывно связаны, объединены восприятием музыки и отражают три необходимых условия существования самой музыки. Могут измениться условия звучания, инструментарий, жанры, формы, средства выразительности и пр. — но ни одна из этих позиций триединства не исчезнет никогда, ибо указанные виды деятельности есть условия и форма существования музыки вообще.
Чтобы музыкальное образование стало действительно развивающим, надо организовать деятельность школьников на уроках музыкального искусства как художественную по содержанию и учебную по форме. Это становится возможным, если школьники не усваивают знания в готовом виде, а воспроизводят сам процесс рождения музыки и при этом самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел автора и его трактовку исполнителем. Учащиеся должны проникать в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывать в целостном искусстве его сущность, внутренние связи и отношения.
Духовная жизнь человека — это эмоционально - драматургический процесс, насыщенный огромным количеством нюансов поэтического, возвышенного отношения к миру. Потому учить школьников говорить о человеческих чувствах эмоционально, живым человеческим языком, используя всё метафорическое, идиоматическое, ассоциативно-аллегорическое богатство русского языка становится главной педагогической задачей. Это один из важных моментов поиска «противоядия» от примитивных молодёжных жаргонов, выросших на почве шоу-бизнеса.
Основой организации учебной деятельности в развивающем обучении является самостоятельная деятельность учащихся. В свете этой установки формируется отношение к подросткам (младшим, старшим) не как к ученикам, получающим знания об искусстве, а как к поколению людей, осваивающих культурное наследие прошлого, развивающих его и участвующих в создании нового культурного пространства. Эта принципиальная позиция данной программы выражается в проблематизации содержания музыкального образования. Сущность проблематизации заключается в выведении детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиций общечеловеческих ценностей. Иными словами, уровень приобщения ребёнка к искусству должен отвечать природе самого искусства как философско-художественного осмысления жизни и природе самого ребёнка — генетически заложенной в нём готовности к опережению уровня своего развития.
Место курса «Музыка» в учебном плане
Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 5-7 классах в объёме не менее 102 часов, в том числе: 5 класс - 34 часа, 6 класс - 34 часа, 7 класс - 34 часа.
Содержание курса «Музыка»
В качестве содержательных линий предмета «Музыка» выступают центральные проблемы каждого года обучения, которые, будучи фундаментальными функциями искусства и базовыми направлениями системы человеческой деятельности, организуют рассмотрение самой этой системы в определённом сущностном художественно-теоретическом аспекте и на философско-теоретическом уровне.
На перекрёстке искусств — художественное познание мира
- Научное и художественное познание мира. Общее и специфическое в научном и художественном познании мира. Художественное познание мира как основание всей системы человеческой деятельности. Музыкальный театр как интегративная художественная целостность.
- Искусство слышать, искусство видеть. Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всём богатстве его звучания, многоцветия и выражать своё отношение через художественный образ.
- Предназначение искусства — воспитывать духовность, развивать эмоционально-чувственную сферу. Музыка, литература, изобразительное искусство — ветви единой мировой художественной культуры. Интонационная общность видов искусства, их стремление к взаимодействию и взаимопроникновению.
Истоки творчества. Состояние творчества — потребность человека-творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация — единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве — символ и знак.
Образный язык искусства. Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее — способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Образность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров и форм.
Роль музыки в человеческом обществе. Музыка как знаковая система особого рода, её процессуальная, интонационно-образная природа. Строительство музыки через тождество и контраст (сходство и различие).
Народное искусство. Интонационное разнообразие фольклорных традиций; традиции и специфика музыкального языка народов и различных регионов России.
Путь к слушателю, читателю, зрителю. Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.
Музыкальная культура как часть духовной культуры человека
Музыка в жизни, жизнь в музыке. Музыка—знаковая система особого рода. Содержание музыкального искусства — система общечеловеческих ценностей. Преобразующее воздействие музыки на человека, на жизнь в целом.
Музыкальное восприятие как умение слышать музыку и размышлять о ней. Зависимость личностного восприятия музыки от степени проникновения в деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Накопление опыта содержательного восприятия музыки — что и как слушать и слышать в музыке. «Лента памяти» — способ активизации накопленного подростками опыта общения с музыкальным искусством путём включения шедевров мировой музыкальной культуры в жизнедеятельность растущего человека.
Законы художественного творчества. Принципы раскрытия природы искусства и природы художественного познания мира. Предназначение символического языка искусства запечатлевать характерные черты атмосферы исторической эпохи. Сущность взаимодействия музыкальной и духовной культуры человека, исследование механизма воздействия искусства на человека. Конкретизация интеллектуально-творческой деятельности композиторов как фактор приобщения к мировой художественной культуре.
Духовный мир человека. Что включает в себя это понятие: конкретные знания о добре и зле, возвышенном и низменном (обыденном), прекрасном и безобразном в жизни и искусстве или не столько знания, сколько переживания (отдельного человека или всего человечества) по поводу явлений, событий и фактов, происходящих в жизни? Ответ на этот вопрос является кульминационным моментом музыкальных занятий по данной программе.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Законы жизни — законы музыки. Деятельность композитора: обнаружение противоречий и взаимосвязей, тождества и контраста, сходства и различия в жизни и их отражение в музыке. Отношение музыкального образа и музыкальной драматургии как диалектика целого и частного, общего и отдельного. Способы исследования содержания музыкальных произведений (ассоциативно-интуитивный и научный) — общее и различное.
Драматургия как теоретическая система, как исторически сложившийся общий способ выражения результатов научного и художественного познания мира, как продукт диалектической природы человеческого мышления, которая в искусстве проявляется с особой силой. Диалектика — основной закон развития и объективной реальности, и духовного мира человека, и главное в ней то, что борьба взаимоисключающих противоположностей так же абсолютна? как развитие и движение.
Классическая «схема» драматургии: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка. Тождество стратегии мышления учёного и композитора и его преломление в художественной драматургии (гипотеза и художественная идея — сходство и различие). Сонатное allegro — «формула» выражения законов диалектики в художественном познании.
Закон единства содержания и формы. «Музыкальная форма как процесс» (Б.В. Асафьев) — строительство музыки как живое интонационное воспроизведение духовной жизни человека. Драматургические возможности музыкального языка и циклических музыкальных жанров и форм (вариации, рондо, сюита и т. д.).
Оперная драматургия как синтетическое действие. Литературный сюжет и музыкальная драма: символико-смысловое сопоставление полярных образов (уровень контрастности, переход противоположностей друг в друга), драматургическая роль системы лейтмотивов.
Композитор и время. Живые события истории человечества в их звуковом осмыслении. Обзор развития музыкального искусства в закономерно сложившейся логике чередования в мировой художественной культуре эпох, стилей, направлений, школ и проч. Духовная (церковная) музыка — огромный пласт мировой музыкальной культуры с характерным специфическим интонационно- образным содержанием и строгим отбором художественных средств.
Музыкальный язык XX столетия (творчество А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А. Шёнберга и др.) как отражение социальных и духовных изменений в России и в мире.
Джаз — его эпохальное значение. Истоки происхождения джаза и закономерность его превращения в ведущий жанр современной массовой музыкальной культуры. Импровизационность джаза, конкретность эмоционально-интонационного общения, диалектика художественного времени и интонирования — подлинная природа музыкального искусства. Катарсис в джазе. Влияние джаза на композиторское и исполнительское искусство.
Ведущие жанры современной массовой музыкальной культуры, их положительное и отрицательное влияние на развитие духовного мира личности. Мюзикл и рок- опера, эстрадная музыка, разновидности рока, поп-музыка, рэп и др. Электронно-компьютерные технологии, обусловившие тембрально-интонационное обогащение музыкального исполнительства.
Роль предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы
Личностными результатами изучения музыки являются:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров;
- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
- убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;
- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;
- общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;
- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;
- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;
- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
Планируемые результаты по разделам
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Система оценки планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Достижение планируемых результатов свидетельствует:
• о сформированности динамической системы ценностных ориентаций и эстетического видения окружающей действительности, эмоциональном, заинтересованном отношении к явлениям жизни и искусства, мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность в единстве ее смыслового и операционно-технического компонентов;
• о воспитании художественного вкуса и музыкального кругозора; о восприимчивости и способности к сопереживанию, о развитии музыкальной памяти и слуха, образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;
• об освоении музыкального искусства во всём многообразии его видов, жанров и стилей: музыкального фольклора, произведений музыкальной отечественной и зарубежной классики и современности; о понимании выразительных средств и особенностей музыкального языка.
Итоговая оценка достижения планируемых результатов по музыке за курс основной школы имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания выполнения требований Стандарта и специфики самого предмета. Так же как и на первой ступени общего образования, специфика оценки определяется изучением музыки как живого искусства в его неразрывной связи с жизнью.
В связи с этим оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально-творческой практики с применением информационно-коммуникационных технологий и др., и соответствующие планируемым результатам знания и способы деятельности учащихся основной школы. Полнота оценки планируемых результатов по музыке обеспечивается тем, что итоговая оценка складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнения итоговой работы.
Оценивание результатов основного общего образования по музыке каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного гама. При этом учитывается степень активности учащегося не только в коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной, внеаудиторной работы. Важным показателем успешности дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и достижения планируемых результатов является участие детей в различных формах культурно-досуговой деятельности класса и школы (музыкальные фестивали и конкурсы, театральные спектакли, ассамблеи искусств, концерты инструментальных, танцевальных и вокально-хоровых коллективов, проектная деятельность и другие мероприятия).
Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, позволяет наглядно увидеть различные проявления творческой инициативы, зафиксировать приобретение устойчивых навыков самостоятельной и содержательной музыкально-творческой деятельности, объём и глубину знания музыки, предпочтений в области эстетически ценных музыкальных произведений. Накопленная оценка базируется на основе планируемых результатов.
Особое внимание уделяется оценке сформированности умения решать учебные и художественно-практические задачи, самостоятельно действовать при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Достижение целого ряда планируемых результатов проверяется комплексными заданиями, которые в зависимости от сформированности опыта музыкально-творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к искусству могут быть выполнены как на базовом, так и на повышенном уровне. Задания сформулированы таким образом, чтобы любое знание, умение непосредственно проявлялось в каком-либо виде музыкально-творческой деятельности. В связи с этим большинство заданий предполагает эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней, воплощение образного содержания в исполнительской деятельности (вокальной, инструментальной, музыкально-творческой с применением ИКТ и др.) и предназначается для совместного выполнения учащимися в устной форме в ходе беседы о музыке или в процессе коллективно-творческой деятельности. Это отвечает целевым установкам формирования обобщённых способов действий с учебным материалом, что позволяет школьникам успешно решать учебные задачи, открыто выражать своё отношение к искусству, реализовывать собственный творческий потенциал в процессе коллективной и индивидуальной музыкально-художественной деятельности. Многие задания могут быть предложены в письменной или устной форме либо для индивидуального или коллективного выполнения.
Использование комплексных заданий различного уровня сложности даёт возможность содержательно интерпретировать уровень развития музыкальной культуры учащихся. Это позволяет сделать обоснованное заключение о развитии интереса ученика к музыке и музыкальной деятельности, о проявлении эмоционально-ценностного отношения к искусству, о степени владения практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности. При этом успешность выполнения заданий свидетельствует о способности ученика применять полученные знания и умения при решении нестандартных музыкально-творческих ситуаций и задач. В целом анализ характера выполненных заданий при проверке достижения планируемых результатов позволит учителю сделать заключение о наличии у школьников основ музыкальной культуры как важнейшей части их обшей духовной культуры, перспективах музыкального развития каждого ученика и целесообразности углубления содержания образования в области искусства в дальнейшем.
Способность успешно справляться с предложенными заданиями базового уровня целенаправленно формируется и отрабатывается в ходе учебного процесса со всеми учащимися. При выполнении заданий повышенного уровня учащийся в значительной степени опирается на имеющийся уровень развития общих музыкальных способностей и музыкально-эстетического чувства, музыкально-жизненный опыт и художественный кругозор, включая знания из других предметов (русский язык, литература, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык).
Итоговая оценка исполнительской деятельности ученика может складываться по результатам совместной деятельности в процессе хорового или ансамблевого (группового) исполнения текущего репертуара. Песня может исполняться всем классом, группами, индивидуально (возможно поочерёдное исполнение, когда каждый следующий куплет поет другой ученик или новая труппа учеников, пение которых при необходимости поддерживает аккомпанемент учителя). Задания на определение уровня овладения школьниками основными видами учебной, музыкально-творческой деятельности оцениваются исходя из эмоциональной отзывчивости и вдохновенности воплощения музыкальных образов, умений импровизировать и артистично исполнять произведения, сформированности вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков.
Решение об успешном завершении курса музыки в основной школе принимается на основе суммирования результатов итоговой работы по музыке, выполненной каждым учеником, и накопленной в течение учебного года оценки различных учебных достижений. При этом для принятия положительного включения об успешном завершении курса накопленная оценка должна отражать успешное выполнение не менее 50% заданий базового уровня в каждом из трёх разделов планируемых результатов.
Направления проектной деятельности обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС ООО преподавание музыкального искусства в 5-7 классах предполагает создание обучающимися научно-исследовательских и творческих проектов.
При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Признаком сформированности учебно-практической самостоятельности является не просто участие в проектной деятельности, а именно выполнение, завершение проекта - пусть короткого, локального, узкопредметного.
Тематика проектов определяется программным содержанием предмета, доступностью, целесообразностью.
Резерв учебного времени (1 ч) используется для подведения итогов проектной деятельности.
Печатные пособия:
- Музыка. Учебник. 5 класс, Усачева Валерия Олеговна, Школяр Людмила Валентиновна. Вентана-Граф. 2013 г.
- Музыка. Учебник. 6 класс, Усачева Валерия Олеговна, Школяр Людмила Валентиновна. Вентана-Граф. 2013 г.
- Музыка. Учебник. 7 класс, Усачева Валерия Олеговна, Школяр Людмила Валентиновна. Вентана-Граф. 2013 г.
- Музыка. 5-7 классы. Программа. Усачева Валерия Олеговна, Школяр Людмила Валентиновна. Вентана-Граф. 2013 г.
- Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5—7 классы.
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. С Ковалёвой, О. Б. Логиновой. Москва «Просвещение» 2013 г.
Технические средства обучения (средства ИКТ):
Мультимедийное оборудование.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...