Рабочая программа по музыке 1-4 кл.
рабочая программа по музыке ( класс) на тему
Рабочая программа по музыке 1-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_1-4_kl.doc | 481 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Музыка» 1-4 кл.
НОЧУ «Православный центр во имя
преподобного Серафима Саровского»(ЮАО)
учитель Дмитриева Л. Л.
Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Музыка», авторы Л.В.Школяр, В.О.Усачева
1.Пояснительная записка
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры. На основе целевой установки программы сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:
- Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
- Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
- Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
- Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
- Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
- Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
- Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
Задача предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
го общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования – развитию способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
3. Место предмета в учебном плане
В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета « Музыка»в 1 классе отводится 33 часа, по 1 часу в неделю, в2, 3,4 классах отводится 1час в неделю, 34 часа в годв соответствии с расписанием.
4.Ценностные ориентиры
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими
людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, осуществить выход в «поле» музыкальной культуры.
Основу программы составляют: русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества. С учётом этого программа опирается на следующие принципы:
—преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
— возвышение ребёнка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
—деятельностное освоение искусства;
—моделирование художественно-творческого процесса.
Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребёнка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.
Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живёт музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.Первая включает содержание, раскрывающее идею — музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живёт только в развитии и определённых формах.
Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка»
результат | Характеристика в ФГОС |
Регулятивные |
|
Познавательные |
|
коммуникативные |
|
Планируемые результаты | ||
научится | Получит возможность научиться | |
Личностные 1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; | ||
|
| |
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. | ||
|
| |
Предметные
| ||
|
| |
| ||
|
| |
3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности | ||
|
| |
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению | ||
|
| |
5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации | ||
|
| |
Метапредметные
| ||
|
| |
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. | ||
|
|
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 1-м классе является
формирование следующих умений:
1-восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и
характера;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке,
чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам
музыкально-практической деятельности;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для
детского восприятия музыкальными произведениями
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе,
доброжелательном отношении к людям.
- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции
слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-
исполнительской деятельности;
- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.8
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 1-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
−принимать учебную задачу;
-понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев
музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей
−осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него
видах музыкальной деятельности;
− адекватно воспринимать предложения учителя.
−принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
−принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;
−воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения
(относительно исполнения музыки) сверстников, родителей.
Познавательные УУД:
− ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск
нужной информации (Музыкальный словарик);
− использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи
(«Музыкальный домик»);
− первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;
− находить в музыкальном тексте разные части;
− понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
− читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные УУД:
− воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
− принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
− понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают,
учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
− контролировать свои действия в коллективной работе
− исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом
разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
− использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от
музыки;
− следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других
видов совместной музыкальной деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1-м классе являются
формирование следующих умений:
−воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного
содержания;
−различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
−выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
-воплощать настроение доступных музыкальных произведений в пении;
−отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;
−вслушиваться в звуки родной природы;
−воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях,
импровизациях, пении простых мелодий, играх, импровизациях;
−понимать значение музыкальных сказок, шуток, роль музыки в мультипликации и
кино.
− слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные
части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики,
настроения;
− находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;9
− различать темпы, ритмы марша, танца и песни;
− определять куплетную форму в тексте песен;
− различать более короткие и более длинные звуки, различать условные
обозначения (форте – пиано и др.).
− исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;
− чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;
− воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко,
тихо) особенности музыки;
− различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных
инструментов
2-й класс
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Музыка» во 2-м
классе является формирование следующих умений:
− эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению
музыкальные произведения;
− образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о
музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
− первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных
произведений;
− этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в
жизни человека;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих
чувств и настроений; понимание настроения других людей;
− нравственно-эстетических переживаний музыки;
− восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера
и ненавязчивой морали русского народного творчества;
− позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 2-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
−принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
−планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией
учителя;
−эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев
музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
−выполнять действия в устной форме;
−осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной
деятельности;
−понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
и его исполнении;
−выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
−выполнять действия в громко речевой (устной) форме.
Познавательные УУД:
- − осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и
сведения, полученные от взрослых (Музыкальный словарик, задания «Вспомни, что ты
знаешь о хороводе»);
− расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу
«Рассказы о музыкальных инструментах»);
− ориентации в способах решения исполнительской задачи;10
− использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной
записи, в т.ч. карточки ритма;
− читать простое схематическое изображение;
− различать условные обозначения сравнивать разные части музыкального текста;
-− соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
− осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у
взрослых…»);
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
− соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым
средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия).
Коммуникативные УУД:
− использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от
музыки;
− исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом
разные функции (ритмическое сопровождение на т.п.);
− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
− принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в
обсуждении музыкальных впечатлений;
− следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности;
− контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их
правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат).
− выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
− следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной
творческой деятельности;
− понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы о музыке;
− контролировать свои действия в коллективной работе;
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 2-м классе являются
формирование следующих умений:
− эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных
жанров;
− различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец,
песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
− эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
доступного содержания;
− различать жанры народной музыки и основные ее особенности;
− размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о разнообразии
чувств, передаваемых в музыке;
− передавать эмоциональное содержание песенного (народного и
профессионального) творчества в пении, движении;
− понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание,
плавное звуковедение; элементы нотной записи;
− различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;
− выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в
коллективном музицировании.
− выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и
соблюдением певческой установки;
− воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые
ритмические группы;
− сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
− выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая
изменения настроения в разных частях произведения.11
3–й класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Музыка» в 3-м
классе является формирование следующих умений:
− эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению
музыкальные произведения;
− образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о
музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
− интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
− первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных
произведений;
− этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в
жизни человека;
− выражение в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих
чувств и настроений; понимание настроения других людей.
− нравственно-эстетических переживаний музыки;
− восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера
и ненавязчивой морали русского народного творчества;
− позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
− первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-
исполнительской деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
−принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполнительскую,
задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
−планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и
результат собственных действий;
−выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или
сверстниками ориентир;
−выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или
сверстниками ориентир;
−выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или
сверстниками ориентир; осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных
видах музыкальной деятельности.
−понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в том числе проектных и
творческих;
−выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре
на заданный в учебнике ориентир;
−воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные УУД:
− осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных
источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
− самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей
тетради;
− передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях
− использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей
музыки;
− выбирать способы решения исполнительской задачи;12
− соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального
сочинения;
− соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными
впечатлениями, исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный
текст
− обобщать учебный материал;
− устанавливать аналогии;
− сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах
искусства (литература, живопись)
Коммуникативные УУД:
− осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных
источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
текст
− самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей
тетради;
− передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
− использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей
музыки;
− выбирать способы решения исполнительской задачи;
− соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального
сочинения;
− соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными
впечатлениями, исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный
текст
− проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
обобщать учебный материал;
устанавливать аналогии;
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются
формирование следующих умений:
− эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
− ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
− понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека;
− передавать в различных видах музыкально-творческой деятельности
художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных
композиторов и народного творчества
- представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин,
Н.А. Римский-Корсаков, Й. Гайдн, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Э. Григ, Г.В. Свиридов, С.С.
Прокофьев, Р.К. Щедрин и др.) и исполнительском творчестве;
- музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных
длительностей, диез, бемоль, ария, канон;
- петь выразительно, с разными динамическими оттенками, с соблюдением
основных правил пения; петь с дирижированием (на 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8);
− петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; петь песни
в одноголосном и двухголосном изложении;
− различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок
в исполнении доступных произведений;
− сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных
инструментов;
− различать язык музыки разных народов мира
4–й класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Музыка» в 4-м
классе является формирование следующих умений:
− эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания
музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
− эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для
формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
− любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной
музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
− учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая
мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
− знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
− основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
− навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и
творческой деятельности;
− основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации
культурного досуга.
− способности видеть в людях лучшие качества;
− способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания
и представления о музыке.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
−понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои
коррективы;
−планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-
исполнительскими и учебными задачами;
−различать способ и результат собственных и коллективных действий;
−адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и
других людей;
−вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
−осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой
деятельности;
−выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
−воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении,
особенностях его исполнения;
−высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
−принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
Познавательные УУД:
− осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и
творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе
в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
− использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения
учебных (музыкально-исполнительских) задач;
− воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные;
− строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры
музыкальной записи;
− проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
− обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
− устанавливать аналогии;
− представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация
проектов).14
− соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным
средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
− строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-
музыкальной выразительности
Коммуникативные УУД:
− выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог,
диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
− выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как
средство общения между людьми;
− контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях,
инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность
совместной работы;
− продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в том числе в проектной
деятельности;
−задавать вопросы;
− использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
− стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на
позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей
персонажа музыкального произведения.
− участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
− продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
− продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются
формирование следующих умений:
− эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, включая
фрагменты крупных музыкальных жанров;
играх, действах, элементах дирижирования и др.).
− эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к
музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
− размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и
мыслей человека;
− соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;
− ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии
музыкального фольклора России, в том числе родного края;
− сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
− ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка
разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
− воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические
особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении,
играх, действах, элементах дирижирования и др.).
− соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные
черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
− наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства
и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных
форм построения музыки;
− наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства
и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных
форм построения музыки;15
− общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и
оркестров
− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных
инструментов и оркестров
− исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование,
импровизация и др.), в том числе петь в одноголосном и двухголосном изложении;
− определять виды музыки, сопоставлять музыкальные об разы в звучании
различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
− оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
− исполнять на элементарных музыкальных инструментах сопровождение к
знакомым произведениям.
В процессе изучения музыкального искусства у выпускников начальной школы
будет развиваться интеллектуальная и эмоциональная сферы, воспитываться
художественный вкус, расширяться музыкальный и культурный кругозор. В ходе
обучения искусству будет идти активный процесс становления социально-личностных
отношений, проявления творческих инициатив в мире музыки, восприимчивости и
способности к сопереживанию, развитие образного и ассоциативного мышления,
творческой фантазии.
Выпускник научиться:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое
отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание
произведения в единстве с его формой;
понимать специфику музыки и выявлять выразительные средства и особенности
музыкального языка;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в
художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-
эстетической жизни школы, города, республики (музыкальные вечера, концерты,
конкурсы и т.д).
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о
концертах, спектаклях и.т. д., оценивая их с художественно – эстетической точки
зрения.
Заниматься музыкально-эстетическим самообразхованием при организации
культурного досуга, составлении домашней фонотеки, посещении концертов,
фестивалей и т.д.
6.Содержание учебного предмета
1 класс
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре и культуре народа Коми. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
- музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
- учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донеени музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков - концертов, уроков-утренников, и т.д.
2 класс
Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы: «Три кита» в музыке – песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».
«О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.
«Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.
«Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.
3 класс
Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая ведущую проблему года.
- Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.
- Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности. «Зерно-интонация».
- Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.
- Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
- Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.
Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
4 класс
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного н стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.
- Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
- «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.
Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс(33ч)
Содержание учебного предмета | количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
33ч Тема раздела«Как можно услышать музыку?» | ||
Как можно услышать музыку?» | 33 ч. | Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Вос-принимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.Исполнять песни,играть на детских элементарных и элект-ронных музыкальных инструментах.Импровизировать в пении, игре, пластике.Осуществлят ьпервые опыты сочинения. |
2 класс
Содержание учебного предмета | количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Три «кита»в музыке -песня, танец ,марш. | 9 | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение .Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов |
О чем говорит музыка. | 7 | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения .Узнавать изученные музыкальные произведения .Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки .Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкальной творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. |
Куда ведут нас «три» кита? | 10 | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров .Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение |
Что такое музыкаль ная речь? | 9 | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх –драматизациях Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах .Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Размышлять о музыкальных образах Отечества .Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. |
3 класс
Содержание учебного предмета | количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. | 9 | по характеру музыкальные произведения .Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов .Импровизировать(вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки .Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизациях. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры) |
Интонация | 7 | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации .Определять жизненную основу музыкальных интонаций |
Развитие музыки | 10 | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различии интонаций, тем, образов. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров .Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально пластическом движении). |
Построение (формы) музыки. | 9 | Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Наблюдать :распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (од-ночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).Исследовать :определять форму построения музыкального произведения. Инсценировать произведения разных жанров и форм. |
4 класс
Содержание учебного предмета | количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Музыка моего народа | 17 | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России Сравнивать различные образцы народной и профессиональной Музыки .Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки .Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки .Наблюдать и оценивать ин-тонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. |
Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ | 17 | Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран Мира .Анализировать художественно-образное содержание, музы-кальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира .Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний .Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. |
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое и методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 1кл. М.: Баласс, 2012. 2. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 2кл. М.: Баласс, 2012 3.В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 3кл. М.: Баласс, 2012. 4. .В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 4 кл. М.: Баласс, 2012. | Примерные программы начального общего2010г. – 400с. –(С Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 1,2.3 класс.) Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 2 класс. Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 3 класс. Музыка1,2,3класс.Методические рекомендации для учителя .ВО Усачева.ЛВ Школяр |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество | Примечание |
Доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с изучением и | Используются для выполнения творческих заданий, развития познавательного интереса к изучаемому предмету | |
Классная доска | 1 | |
Мультимедийный проектор | 1 | |
Экспозиционный экран | 1 | |
Компьютер | 1 | |
Принтер лазерный | 1 | |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. | 15 | |
Стол учительский с тумбой | 1 | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 1 | |
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления | 4 | |
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Электронные образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
9.Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Кол-во часов | Дата проведения (план) | факт | корректир | тема | Основные виды учебной деятельности | |
1 | 3 | «Внутренняя музыка» Внутренняя музыка | Наблюдать за музыкой в жизни человека Проявлять эмоциональную отзывчивость Исполнять колыбельные песни | ||||
2 | Колыбельная песня | Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре | |||||
3 | Сказку складываем, музыкой сказываем. Народное музыкально-поэтическое творчество. | Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | |||||
4 | 5 | Родная речь Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… | Ориентироваться в нотном письме как графическом изображениии интонаций Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись | ||||
5 | Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Сказанное слово и несказанное… | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение | |||||
6 | Музыка природы. Прогулка в лес | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | |||||
7 | Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Не перевыскороговоришь? Поём вместе. | Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | |||||
8 | Портреты заговорили и запели. | Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира | |||||
9 | 3 | Пётр Ильич Чайковский Детские годы. | художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | ||||
10 | Здесь живёт музыка П.И. Чайковского. | ||||||
11 | Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку». | ||||||
12 | 4 | Михаил, Иванович Глинка Детские годы | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | ||||
13 | Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые» | ||||||
14 | Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле! | ||||||
15 | Руслан и Людмила. Слава! | ||||||
16 | 4 | Мелодия жизни Заветное слово. | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | ||||
17 | Как начинается музыка? | ||||||
18 | Вольфганг Амадей Моцарт. | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | |||||
19 | Моцарт сочиняет. | ||||||
20 | 3 | Сергей Сергеевич Прокофьев Детство композитора | |||||
21 | Дорогой,Щелкунчик! | ||||||
22 | Музыка для детей С. Прокофьева | ||||||
23 | 6 | Путешествие во времени и пространстве Тренируем свою «внутреннюю музыку» | |||||
24 | Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу | ||||||
25 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». | ||||||
26 | Две песни. Сочиняем песенку | ||||||
27 | Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички | ||||||
28 | Музыка | ||||||
29 | Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли. | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | |||||
30 | 4 | Счастье, ты где? Идём за Синей птицей. | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения | ||||
31 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где? | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | |||||
32 | Музыка для детей | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | |||||
33 | Итоговое повторение. Урок - концерт | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | |||||
2 класс
№ | Кол-во часов | Дата проведения (план) | факт | корректир | тема | Основные виды учебной деятельности | |
1 | 9 | Три жанра в музыке - песня, танец, марш Как получается музыка? Мифы, сказки, легенды | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | ||||
2 | Марш | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов | |||||
3 | Музыкальная лаборатория | ||||||
4 | Танец | ||||||
5 | Волшебный мир танца | ||||||
6 | Песня | ||||||
7 | Разучиваем, поём, играем | ||||||
8 | Музыкальное представление. | ||||||
9 | Обобщающий урок по теме: жанры музыки | ||||||
7 | О чём говорит музыка | ||||||
10 | Музыкальная лаборатория | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение) Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение | |||||
11 | О чем говорит музыка? | ||||||
12 | Что выражает музыка? | ||||||
13 | Музыкальный портрет | ||||||
14 | Изобразительность в музыке | ||||||
15 | Музыкальная лаборатория | ||||||
16 | Разучиваем, поём, играем | ||||||
10 | Куда ведут нас «три кита» | ||||||
17 | Куда ведут нас «три кита»? Опера | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. | |||||
18 | М. Коваль «Волк и семеро козлят» | ||||||
19 | Балет | ||||||
20 | Волшебный мир танца | ||||||
21 | Симфония | ||||||
22 | Концерт | ||||||
23 | Опера и симфония | ||||||
24 | Музыкальная лаборатория | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров | |||||
25 | Марш в опере, балете, симфонии | Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. | |||||
26 | Обобщение по теме «Куда ведут нас песня, танец, марш? | ||||||
9 | Что такое музыкальная речь | ||||||
27 | Что такое музыкальная речь? | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трёхчастные), Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении | |||||
28 | Мелодия, темп, лад, регистр | ||||||
29 | Разучиваем, поём, играем | ||||||
30 | Музыкальная лаборатория | ||||||
31 | Средства выразительности в музыке | ||||||
32 | 2 | С.Прокофьев «Петя и волк» | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | ||||
33 | Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | |||||
34 | Создание музыкальных образов. Обобщающий урок | Размышлять о музыкальных образах Отечества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. |
3 класс
1 класс
№ | Кол-во часов | Дата проведения (план) | факт | корректир | тема | Основные виды учебной деятельности | |
9 Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость | |||||||
1 | Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»). | Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём; Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | |||||
2 | Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость. | Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров; Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке; импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки; осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях | |||||
3 | Танцевальность | ||||||
4 | Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. | ||||||
5 | Песенность | ||||||
6 | Песенность в вокальной и инструментальной музыке. | ||||||
7 | Маршевость. | ||||||
8 | Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении. | ||||||
9 | Песенность, танцевальность и маршевость .Обобщение. | ||||||
7 | Интонация | ||||||
10 | Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная. | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; выявлять различные по смыслу интонации; Определять жизненную основу музыкальных интонаций; воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение); анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации; применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы; приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | |||||
11 | Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. | ||||||
12 | Интонация – выразительно-смысловая частица музыки | ||||||
13 | 3 | Выразительные и изобразительные интонации. | |||||
14 | 1 | Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи. | |||||
15 | 1 | Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. | |||||
16 | 3 | Интонация – основа музыки. Обобщение. | |||||
10 | Развитие музыки | ||||||
17 | Знакомство с понятием развитие музыки. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении; использовать | |||||
18 | Композиторское и исполнительское развитие музыки. | ||||||
19 | Сходство и различие интонации в процессе развития музыки. | Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность) в народной музыке и в произведениях композиторов. корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; инсценировать произведения различных жанров; Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. | |||||
20 | Развитие музыки в процессе работы над каноном. | ||||||
21 | Развитие музыки в процессе работы над каноном. | ||||||
22 | 3 | Знакомство с понятием кульминация. | Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения | ||||
23 | Интонационно-мелодическое развитие музыки. | Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве | |||||
24 | Ладово-гармоническое развитие музыки. | ||||||
25 | 3 | Развитие музыки в произведениях Э. Грига. | Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. | ||||
26 | Обобщение по теме «Развитие музыки». | ||||||
9 | Построение (формы) музыки | ||||||
27 | Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения. | сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров; соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения; распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо); определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; инсценировать произведения различных жанров и форм; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира; Участвовать в музыкальной жизни школы, города; Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | |||||
28 | Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения. | ||||||
29 | Знакомство с формой рондо. | ||||||
30 | Вариационная форма построения музыки. | ||||||
31 | Средства построения музыки – повторение и контраст. | ||||||
32 | Общие принципы построения музыкальной формы | ||||||
33 | Обобщение по теме «Построение музыки». | ||||||
34 | Итоговое обобщение и повторение. Урок-концерт. | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов |
4 класс
1 класс
№ | Кол-во часов | Дата проведения (план) | факт | корректир | тема | Основные виды учебной деятельности |
Музыка моего народа | ||||||
1 | 1 | «Музыка моего народа» | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России Сравнивать различные образцы народной и профессиональной Музыки .Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки .Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки .Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. | |||
2 | 1 | Многообразие жанров русской музыки. | ||||
3 | 1 | Взаимосвязь русской музыки: народной и профессиональной. | ||||
4 | 1 | Частушка - как пример русского народного творчества | ||||
5-6 | 2 | Наша слава – Русская держава | ||||
7 | М. Глинка – основоположник русской классической музыки | |||||
8-9 | 2 | Виды народных песен (лирическая, хороводная, плясовая). | ||||
10 | Трудовые песни | |||||
11 | Оркестр народных инструментов | |||||
12-13 | 2 | Традиции и праздники русского народа. | ||||
14 | О России петь, что стремиться в Храм | |||||
15-16 | 2 | Русский фольклор в современной композиторской музыке. | ||||
17 | Народная музыка – отражение жизни народа | |||||
18 | Между музыкой разных народов нет непереходимых границ | Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран Мира .Анализировать художественно-образное содержание, музы-кальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира .Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний .Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. | ||||
19-20 | 2 | Музыка Украины и Белоруссии. Единство происхождения. | ||||
21-22 | 2 | Музыка Закавказья | ||||
23 | Музыка прибалтийских стран | |||||
24 | Обобщающий урок:"Музыка стран ближнего зарубежья | |||||
25 | Музыкальный язык | |||||
26 | Музыкальное путешествие по Америке. | |||||
27 | Музыкальное путешествие по Италии: певческая культура страны. | |||||
28 | Французская народная песня в тв-ве австрийского композитора В.А. Моцарта | |||||
29 | Японская народная песня | |||||
30 | Ф. Шопен – основоположник польской музыки. | |||||
31 | Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ | |||||
32 | Путешествие по Африке: музыкальная культура континента. | |||||
33 | Обобщающий урок: "Музыка разных стран и народов". | |||||
34 | Урок- концерт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...