Конспекты уроков (12)
учебно-методический материал по музыке по теме
конспекты уроков для уроков музыки и искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока музыки | 15.54 КБ |
конспект урока | 17.06 КБ |
конспект урока | 16.33 КБ |
конспект урока | 15.5 КБ |
конспект урока | 15.64 КБ |
Добрый праздник среди зимы | 20.02 КБ |
молитва | 23.32 КБ |
На прогулке | 21.94 КБ |
Родной обычай старины | 22.66 КБ |
Цветик семицветик | 17.7 КБ |
Песни народов мира | 47.21 КБ |
Волшебная сила искусства | 24.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
Тема урока: «Волшебная палочка дирижера»
Цель урока: познакомить учащихся с искусством театра и деятельностью дирижера.
Тип урока: комбинированный
Планируемый результат:
Предметный: раскрыть тему урока, используя аудио видеоматериалы;
Метапредметный: развивать улучшенное восприятие классической музыки;
Личностные: Воспитывать положительное отношение к деятельности театра, воспитывать интерес к нему.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока | Использование различных ЭОР | Универсально Учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Хрон. (мин) | ||||
1. | Организационный момент | коммуникационные | -здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки -сейчас мы будем настраиваться на урок, повторяйте движения за мной. -чтобы получить на пять, нужно слушать и вникать, сесть ровнее и свободней, будем много изучать! Внимание, настроились на урок. | Повторяют за учителем, настраиваются на урок | 1 мин. | |||||
2. | Введение в тему | видеофрагмент | регулятивные | -ребята, определите тему урока, посмотрев видеофрагмент. -с каким искусством мы познакомимся? -что такое театр? - а что такое опера? Но спектакль необычный, сейчас мы разгадаем с вами кроссворд и догадаемся с каким представлением мы познакомимся кроссворд | Отвечают на вопросы учителя | 7 мин. | ||||
3. | пение | Аудиозапись, фортепиано. | личностные | -сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Сейчас мы с вами, перед тем как петь, разогреем горло Распоемся. Повторяйте за мной. Сейчас мы с вами споем песню " сказки гуляют по свету" Е. Птичкиной. Посмотрите на доске слова, я буду вам играть по фразе, а вы повторяйте за мной по руке. | Распеваются Разучивают песню | 12 мин | ||||
4. | Раскрытие темы | презентация | регулятивные | Опера Михаила Ивановича Глинки "Руслан и Людмила" Необыкновенная сказочная опера, вы только послушайте: Какие замечательные строки русского поэта А.С. Пушкина А хотите узнать, что было 172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. "Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых." | Слушают тему урока | 8 мин | ||||
5. | Физ.минутка | аудиозапись | личностные | Сейчас мы с вами немного разомнемся, встаем со своих мест, повторяем движения за мной | Повторяют за учителем | 3 мин. | ||||
6. | Слушание | аудиозапись | регулятивные | -послушайте увертюру из оперы "Руслан и Людмила" -кто-нибудь знает, что такое увертюра? Правильно, это музыкальное вступление -как звучит произведение? -какой образ возникает? -что можно сказать об опере, с таким вступлением, какой характер задается? Вот такой праздничной, торжественной музыкой все начинается! | Слушают мелодию, отвечают на вопросы | 2 мин. | ||||
7. | Творческий момент | Листы бумаг | личностные | - ребята, у меня к вам ответственное задание! Нужно изобразить Черномора из оперы! Я вам включу музыку, а вы должны нарисовать | Рисуют образ Черномора | 4 мин | ||||
8. | Рефлексия | Рисунки детей | коммуникативные | -скажите, ребята, с какой оперой мы познакомились? -назовите главных героев? -что такое опера? | Ответы детей | 2 мин | ||||
9. | Заключительный этап | коммуникативные | -спасибо вам за урок! до новых встреч! | 1 мин. |
Класс: 2 | |
Тема урока: "Опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила""
величие искусства яснее всего проявляется в музыке.
Гёте.
предмет: музыка
тип урока: комбинированный
оборудование: фортепиано, компьютер, доска, проектор
цель: донести связь между литературой и музыкой
задачи:
-Воспитывающие: положительное отношение к сюжетам сказок через музыку
-Развивающие: отразить взаимосвязь театра и музыки
-Обучающие: слушать симфоническую музыку и определять характер и образ.
Методы: беседа, аудио-видеозаписи, собственный показ.
этапы: орг. момент, пение, слушание, раскрытие темы, физ.минутка, рефлексия, заключительный этап.
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Универсально Учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хрономет-раж(мин.) | |
1. | Организационный | Презентация | Коммуникати-вные | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки! Давайте настроимся на урок. ( внимание повторяйте за мной только движения!) Чтоб урок прошел на пять, нужно слушать и вникать. Сесть ровнее и свободней. Будем много изучать. | Повторяют движения за учителем | 2 мин. | |
2. | Раскрытие темы | Презентация Видео Бумага А4 | Познавательные | - Сегодня мы с вами будем изучать некоторые виды искусств, такие как театр и опера - какое театрализованное представление вы видели? -посмотрите на доске определение театра. Театр- зрелищный вид искусства, представляющий собой несколько различных искусств в одном - литература, музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство и многого другого. -скажите, как каждое отдельное искусство помогает создать целое представление? - Верно, посмотрите небольшой отрывок театрализованного представления. Сейчас мы с вами представим, что мы актеры детского театра: мне понадобится два человека, которые будут открывать занавес, дуб, ветерок, маленькие птички, это воробышек и кукушка, медведь, мышь, солнце. Внимание, слушаем сценарий и пытаемся его разыграть: Занавес открывается...На сцене стоит раскидистый ДУБ....Легкий ВЕТЕРОК обдувает его листву... Маленькие птички- ВОРОБЫШЕК и КУКУШКА- порхают вокруг дерева..., птички щебечут..., мимо вразвалочку прошел МЕДВЕДЬ...Он тащил бочонок с медом и отмахивался от пчел...Серая МЫШЬ-полевка рыла норку под ДУБОМ...СОЛНЦЕ медленно поднималось над кроной ДУБА, раскидывая свои лучи в разные стороны....Занавес закрывается. | Ответы детей Разыгрывают маленькое театрализованное представление | 15 мин | |
3. | Продолжение идеи темы | презентация | познавательные | -Сейчас я вам расскажу немного про деятельность одного детского театра. Детский музыкальный театр имени Сац. Имени Сац, потому что Наталья Ильинична Сац была советским театральным режиссером, педагогом, писателем и даже артисткой. А детским, потому что здесь разыгрывают разные сказки для детей. Внимание на экран, посмотрите отрывок. (видео) | Внимательно слушают и смотрят на доску | 6 мин | |
4. | Физ. минутка | аудиозаписи | личностные | - в театре актеры танцуют разные танцы, мы с вами сейчас разомнемся и потанцуем. Встаем из-за парт и повторяем за мной движения. | Повторяют движения за учителем | 5 мин | |
5. | Раскрытие темы. Опера | Презентация. видео | познавательные | -А вот еще один вид искусства. называется опера. -кто-нибудь хоть раз был в оперном театре? Опера-это театральное представление, в котором актеры поют под игру оркестра! Посмотрите отрывок из оперы | Ответы детей. | 5 мин | |
6. | распевание | аудиозаписи | личностные | -сейчас мы с вами разыграем небольшую оперу в представление. - первый ряд вы будете кукушками, будете издавать звук "ку-ку" -второй ряд будет дикими волками, которые воют на луну , они издают такой звук "у-у-у-у" -третий ряд будут путниками, которые заплутали в пути, звук будут издавать такой " а-у-у-у" Внимание, сейчас будем разыгрывать звуки в лесу. | Выполняют задание | 3 мин | |
7. | рефлексия | презентация | личностные | -ребята, с какими видами искусства вы познакомились? -чем отличаются театр и опера? - с какой артисткой вы сегодня познакомились? | Ответы детей | 2 мин. | |
8. | заключительный | коммуникативные | Наш урок подошел к концу. Сегодня вы многое узнали. Спасибо вам за урок. Надеюсь, что мы с вами еще встретимся. |
Класс: 2 |
Тема урока: " Детский музыкальный театр. Опера"
"Музыка- универсальный язык человечества"
Г. Лонгфелло
Предмет: музыка
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано
Цель: познакомить детей с театром и оперой, частично задействовать
задачи:
-Воспитывающие: положительное отношение к театру и к опере;
-Развивающие: дать представление об искусстве театра и оперы;
-Обучающие: слушать и использовать материал урока на практике.
Методы: собственный показ, видеозаписи, игровые приемы.
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока | Хрон (мин) | Содержание урока | Деятельность учеников | УУД | |||||
1. | Орг. Момент | 3 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Что вы изучали на прошлом уроке? Какое домашнее задание было у вас? | Настраиваются на урок, отвечают на вопросы | Коммуникативные | |||||
2. | Раскрытие темы урока | 18 | Сегодня мы с вами познакомимся с оперой Н. А. Римского- Корсаково «Снегурочка» Посмотрите на доску, там вы увидите отрывок из этой оперы. Как звали персонажа, который был влюблен в снегурочку? Правильно, Лель. Сейчас я раздам вам кусочки песни «Лель, мой Лель», вам нужно будет собрать ее, после прослушания, кто-нибудь один прочитает. Действие оперы происходит в доисторическое время в стране берендеев. Действующие лица: Весна-красна, Мороз, ближний боярин Бермята, Бакула, пастух Лель, снегурочка, Леший и прочие. Сейчас мы с вами послушаем музыку этих героев, а вы попробуете их изобразить в своей тетради | Знакомятся с оперой, с ее героями | Познавательные Регулятивные | |||||
3. | распевание | Сейчас мы с вами поиграем в игру «поющее настроение» Я буду играть маленькую мелодию, а вы будете повторять ее на звуки «у» Внимание на доску, слова распевания просты, послушайте мелодию, повторяйте за мной. А вот ее одна «Мы поем – хорошо поем» Повторяем мелодию на звуке « Р». | распеваются | личностные | ||||||
4. | пение | 10 | Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с песней, называется она «Утренняя песенка», композитор Юрий Антонов. Послушайте, что она олицетворяет. ВХР
| Знакомятся с новой песней | Познавательные Регулятивны | |||||
5. | Итог урока. | 2 | Наш урок подошел к концу. С какой оперой мы сегодня познакомились? Какой персонаж вам запомнился больше всего? Д.З. Записать название других опер Н. А. Римского-Корсаково | Анализируют пройденный материал | Коммуникативные | |||||
Класс: 3 | ||||||||||
Конспект урока музыки
Тема урока: «Лель, мой Лель»
Цель урока: познакомить учащихся с оперой «снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
Тип урока: комбинированный
Планируемый результат:
Предметный: раскрыть тему урока, используя аудио видеоматериалы;
Метапредметный: развивать понимание классической музыки;
Личностные: Воспитывать положительное отношение к операм и их персонажам.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока | Хрон (мин) | Содержание урока | Деятельность ученика | УУД | |||||
1. | Орг. момент | 3 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Что вы изучали на прошлом уроке? Какое домашнее задание было у вас? | Настраиваются на урок, отвечают на вопросы | Коммуникативные | |||||
2. | Раскрытие темы урока | 18 | Тема нашего урока сегодня «О музыке и музыкантах» А для начала скажите мне, кто такой музыкант? Посмотрите отрывок видео (на сцене выступает детский коллектив) Скажите, что нужно, чтобы стать музыкантом? Вот перед вами на доске музыкант, Великий композитор, немецкий Вольфганг Амадей Моцарт. Слышали ли вы такое имя? Жил он в 18 веке, а его произведения слушают и в наши дни, скажите, как вы думаете почему? Посмотрите на экран (там исполняют произведение Моцарта) Моцарт – был вундеркинд и давал концерты с раннего детства, т.е. можно сказать, что он музыкант с детства. А вот еще один композитор не менее известный И. С. Бах, он известен своей полифонией, это когда два голоса мелодии звучат вместе, не сливаясь, сейчас я буду включать музыку, а вы попробуйте определить полифония ли это? | Анализируют новую тему урока | Познавательные Регулятивные | |||||
3. | Распевание | 7 | Сейчас мы с вами поиграем в игру «поющее настроение» Я буду играть маленькую мелодию, а вы будете повторять ее на звуки «у» Внимание на доску, слова распевания просты, послушайте мелодию, повторяйте за мной. А вот ее одна «Мы поем – хорошо поем» Повторяем мелодию на звуке « Р». | распеваются | Личностные | |||||
4. | Пение | 10 | Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с песней, называется она «Ужасно интересно», композитор Шайнский Послушайте, что она олицетворяет. ВХР
| Знакомятся с новой песней | Познавательные Личностные | |||||
5. | Итог урока | 2 | Наш урок подошел к концу. Сегодня мы познакомились с разными музыкантами, какой из них больше всего запомнился? Д.З. Послушать Бетховен Л. «Лунную сонату» и нарисовать ей иллюстрацию | Анализируют пройденный урок | Регулятивные Коммуникативные | |||||
Класс: 4 | ||||||||||
Конспект урока музыки
Тема урока: «О музыке и музыкантах»
Цель урока: познакомить учащихся с композиторами разного времени и их произведениями.
Тип урока: комбинированный
Планируемый результат:
Предметный: раскрыть тему урока, используя аудио видеоматериалы;
Метапредметный: развивать правильное восприятие классической музыки;
Личностные: Воспитывать положительное отношение к творчествам разных композиторов.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор
Предварительный просмотр:
Тема урока. Добрый праздник среди зимы.
Цель : знакомство с творчеством русского композитора П.И. Чайковского, творчество которого является вершиной мировой музыкальной культуры.
Планируемые результаты :
Метапредметные : развивать музыкальное чутьё на различный характер музыки, развитие внутреннего слуха.
Предметные : ввести детей в мир балета, музыки Чайковского, привить навыки вокально-хоровой деятельности.
Личностные: формирование знаний о творчестве русского композитора П. И. Чайковского.
Оборудование : музыкальный центр, синтезатор, аудио СDзаписи
Тип урока : расширение и углубление знаний, выработка умений и навыков.
Ход урока
Этап урока | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||
Организационный | 3 | (Здороваемся по музыкальному) Доброе утро ребята! Скажите, какие праздники к нам приходят среди зимы ? (Новый Год, Рождество) С чем ассоциируется у вас ожидание праздника ? А какие вы знаете сказки новогодние ? | Ответы. Слушают. Приветствуют учителя. | Л.: самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; | ||||||
Раскрытие темы | 10 | Сегодня, чтобы попасть в сказку, нам потребуется отгадать загадку: «Юный наследник-храбрый урод, войско солдатиков в бой поведет: «Эй, мое войско! Вперед, смелей! Будет повержен король мышей!» (Щелкунчик) Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы! | Слушают. Представляют. Анализируют. Участвуют в беседе. | Л.: смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Р.: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; | ||||||
Слушание П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» «Марш» | 10 | Знакомый вам композитор тоже полюбил эту сказку и написал к ней музыку и у него получилась уже необычная сказка, а целый музыкальный спектакль, чтобы узнать этого композитора, отгадайте кроссворд (Чайковский) Сейчас мы с вами очутимся с в королевстве принца, на балу и услышим волшебную музыку, только послушайте её, какая это музыка ? Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Что хочется делать под эту музыку ? Кто мне может сказать вид танца, который мы с вами услышали ? (выполняем музыкально – ритмические движения) Теперь как телепорты, вернемся с вами к началу сказки и вспомним что там было, только представьте! Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (слушают) Какой характер у музыки ? Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш - отрывистый, лёгкий, весёлый. Что она нам напоминает ? Какие движения хочется исполнять под такую музыку ? (музыкально – ритмические движения) | Слушают. Отвечают. Представляют. Выполняют движения под музыку. | Л.: нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Р.: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; П.: поиск и выделение необходимой информации; | ||||||
Игра. Физ.мин. | 5 | Новый год это всегда чудеса и волшебство и мы сейчас очутимся в сказочном лесу, где живут все сказки. (выполняем движения под музыку) | Слушают. Повторяют движения. | Р: Дети повторяют за учителем. | ||||||
Пение «Настоящий друг» Б.Савельев | 8 | В сказках всегда побеждает справедливость, добро и конечно же дружба! Без друзей скучно было бы жить на белом свете и сказки нам об этом говорят, правда ведь ? Когда тебе грустно или вдруг случилась беда, всегда на помощь придет добрый друг, с которым ничего не страшно! Вы дружный класс ? (Да) Давайте споем песню о своем друге, послушайте песню. ВХР
| Слушают. Отвечают. Поют. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию Л.: самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; | ||||||
Итог | 4 | Закончите предложение: Что я узнал.. Чему научился… Что мне понравилось.. Мне было трудно.. Сегодня мы с вами познакомились со сказкой Эрнста Гофмана «Щелкунчик» и нам эта сказка рассказала, что победа всегда одерживает добро, преодолевая злые чары с помощью победоносной силой любви и человечности. | Отвечают. Анализируют. Вспоминают. | П.: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Р.: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Молитва.
Цель: познакомить с молитвой, как словом и интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного человека, музыкальной культуре.
Планируемые результаты:
Метапредметные: вызывать эмоциональный отклик на духовную музыку, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности.
Предметные: дать детям понимание слова «молитва», учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью;
Личностные: воспитать любовь к музыке классической, музыкальный вкус.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: CD – проигрыватель, фор – но, учебник.
Ход урока
Этап урока | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||
Организационный м. | 2 | (Здороваемся по музыкальному). О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм? (Молится, Молитва) Что такое молитва ? Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним. | Слушают. Думают. Представляют. Отвечают. | Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. | ||||
Раскрытие темы. | 10 | Значит, главное в молитве – СЛОВО. Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью. Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы? Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», в закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие - Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии. Главное отличие заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу. О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д. Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень. «Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек». Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь. Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания. Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?(покаянные) Попробуйте определить, какие интонации звучат в молитве «Отче наш» (читаю, краткое объяснение молитвы) (благодарственной) А любой ли человек может писать молитвы? (Нет) А какой? Тот, который причастен Божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу. | Слушают. Анализируют. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р:Осмысливают учебный материал. К: Участвуют в учебном диалоге. | ||||
Слушание П.И.Чайковский «Утренняя молитва» «В церкви» | 10 | Послушайте: «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает». Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам. А с чего начинается ваш день? (с завтрака) А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой. Звучит пьеса «Утренняя молитва».( Дети сами дают ей название) Как услышали, что молитва, ведь нет слов? В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям. Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение? (просьба-обращение, благодарение, предупреждение) А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают). – Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном изложении словно целый хор поет самую краткую. Но значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй мя.» – Это домашняя молитва? Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. | Слушают. Анализируют. отвечают на вопросы. | Р:Осмысливают учебный материал. К: Участвуют в учебном диалоге. | ||||
Физ.минутка | 2 | Все ребята дружно встали выпрямится И на месте зашагали ходьба на месте На носочки потянулись и до неба дотянулись руки поднять вверх А теперь назад прогнулись на соседа поглядеть прогнулись назад, руки за голову Как пружинки мы присели присесть И тихонько разом сесть выпрямится и сесть. | Слушают. Выполняют упр. | Р: Дети повторяют за учителем. | ||||
Пение А.Ермолов «Россия» | 12 | Россия величава своими храмами, церквами, колокольным звоном. Как вы можете описать колокольный звон ? Россия славится просторами, степями, (широкая душа). В песне «Россия» как раз поётся о вере в Бога, о просторах русской души, матушки природы. А написал эту пьесу композитор Александр Ермолов, наш современник. Послушайте как она звучит. ВХР
| Слушают. Анализируют. Представляют. Отвечают на вопросы. Поют. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р:Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. | ||||
Итог | 4 | - Что такое молитва, для чего нужна? - Молитва имеет разное значение. Какие ? (молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.) – Что нового сейчас вы узнали о Чайковском? (наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.) Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу. Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов. Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу. | Слушают. Анализируют. Отвечают на вопросы. | Р:Осмысливают учебный материал. К: Участвуют в учебном диалоге. |
Предварительный просмотр:
Тема урока. На прогулке.
Цель: обобщить уже имеющиеся знания детей по теме, познакомить с творчеством М.П. Мусоргского.
Планируемые результаты:
Метапредметные: умениями увидеть музыкальный образ и сюжет произведения, осознанно говорить о нём;
Предметные: познакомить с жизненным и творческим путём русского композитора М.П.Мусоргского, с новым музыкальным произведением «Картинки с выставки», сформировать понятие «фортепианная сюита», «музыкальный образ»;
Личностные: прививать уважение и любовь к искусству, слышать и чувствовать красоту музыкальных образов.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала
Оборудование: фор – но, учебный материал, CD – проигрыватель.
Ход урока
Этап урока | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||
Орг.м. | 5 | Музыкальное приветствие. Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела учебника “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “На прогулке”. Ребята, вспомните, в творчестве каких композиторов вы встречались с детскими образами? ( в творчестве П.И.Чайковского и М.П. Мусоргского) А как называются сборники, посвященные детям, созданные этими композиторами? («Детский альбом» П.И. Чайковский и «В Детской» М.П. Мусоргский) Ребята, сейчас работаем по группам. Я вам раздаю карточки с названиями пьес из “Детского альбома” П. Чайковского и “В детской” М. Мусоргского. Соотнесите названия пьес с именами композиторов и названиями сборников. (Дети выполняют. Учитель c детьми вместе проверяют, затем озвучиваются верные ответы.) | Слушают. Вспоминают. Отвечают. Выполняют проверочную работу. | Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. К: Участвуют в учебном диалоге. | ||||
Раскрытие темы | 10 | Сегодня на уроке мы вспомним и поговорим о «Картинках с выставки» М. Мусоргского. Когда и при каких обстоятельствах создан фортепианный цикл ? Цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года. В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана. На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла. Цикл состоит из 10 музыкальных зарисовок, кто мне перечислит их ? Какие вы помните ? «Картинки с выставки» открывает интермедия «Прогулка», по задумке автора эта пьеса изображает композитора, ходящего по выставке картин, она несколько раз повторяется в течение цикла. Зарисовка «Гном» исполняется в тональности ми-бемоль минор, ее отличает динамика, ломанность линий, смена моментов напряжения и спокойствия. Медленная, поэтичная, глубокая мелодия пьесы «Старый замок» напоминающая живое пение под аккомпанемент старинного инструмента, приглашает нас на прогулку по итальянскому замку, изображенного на акварели художника. В каталоге выставки эта картина Гартмана не значилась. На смену «Старому замку» приходит легкая, солнечная, подвижная, светлая мелодия «Тюильрийского сада» в тональности си мажор. «Скот» - это мрачная, тяжелая мелодия, передающая медленный ход повозки, запряженной волами. В основе пьесы «Балет невылупившихся птенцов» это легкая, чрезвычайно динамичная мелодия, изображающая смешной, хаотичный танец. Музыкальный этюд «Два еврея, богатый и бедный» основан на рисунках, подаренных композитору Гартманом. Она напоминает живой разговор двух персонажей, один из которых изображен с помощью тяжеловесных, уверенных звуков, дополненных цыганской гаммой, а другой – тонких, жалобных мелодий. Следующая шумная и динамичная, суетливая и легкая пьеса «Лимож. Рынок», она ярко передает атмосферу наполненного сплетнями и гомоном рынка, жизнь которого, замерев на секунду, возобновляется вновь. «Катакомбы. С мертвыми на мертвом языке» – медленное, мрачное произведение, холод и таинственность, безжизненные, то резкие, то тихие однозвучия повисают в тишине подземелья. Композиция «Баба-Яга» - это динамичная, выразительная пьеса, полностью оправдывающая свое название. В ее основе лежит эскиз, изображающий часы в форме жилища мифического персонажа. Завершает цикл мощный, медленный ритм с крупными длительностями пьесы «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Это громкая торжественная музыка, основанная на русских народных мотивах, сменяющаяся тихой мелодией. | Слушают. Вспоминают. Анализируют. Отвечают. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р:Осмысливают учебный материал. К: Участвуют в учебном диалоге. | ||||
Слушание М.Мусоргский «Прогулка», «Тюильрийский сад» | 10 | Вспомнив «живые» картины М.Мусоргского, мы с вами прослушаем несколько картин из выставки. Открывает наше представление музыкальная пьеса «Прогулка», которая по задумке автора изображает композитора, ходящего по выставке картин, она несколько раз повторяется в течение цикла. Открывая и закрывая фортепианный цикл. Слушая пьесу представьте как вы ходите по выставке, прислушиваясь к музыке поймите какой у неё характер, какие эмоции вы испытываете ? Переходя от картине к картине, мы подходим с вами к картине «Тюильрийский сад», действие этой музыкальной сценки происходит в одном из садов Парижа. У пьесы есть второе название – «Ссора детей после игры». Слушая, попробуйте представить сюжет пьесы, исходя так же из названия. Какой характер у музыки, какие эмоции вы испытываете слушая пьесу ? Как звучит музыка ? Как композитор передал содержание пьесы, характеры детей ? Дети гуляют одни или под присмотром нянюшек ? Давайте вспомним пьесу «Балет невылупившихся птенцов» и сравним их, есть ли в них общие интонации ? | Слушают. Представляют. Отвечают. Анализируют. | Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. | ||||
Пение В.Синенко «В мире музыки живем» | 15 | Песня, которую мы с вами выучим, совершенна в мелодическом отношении, она о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое настоящее. Написал её композитор Владимир Синенко родился в 1961 г., в 2011 отпраздновал своё 50-летие. Композитор, педагог. Написал значительное количество песен, романсов и с одной из его песен мы сегодня с вами познакомимся, послушайте. Как бы вы назвали эту песню ? Расскажите мне как вы понимаете эту песню, её содержание ? Какие эмоции вы испытывали услышав её ? По вашему мнению, эта песня простая или сложная ? ВХР
| Слушают. Представляют. Анализируют. Поют. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р:Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. | ||||
Итог | 5 | Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М. Мусоргский и П.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей…как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”. Что нового вы сегодня узнали ? Какие пьесы мы сегодня с вами слушали ? Как они называются ? Что было интересного по вашему мнению на уроке ? До свидания! | Слушают. Анализируют. Вспоминают. Отвечают. | Р:Осмысливают учебный материал. К: Участвуют в учебном диалоге. |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Родной обычай старины
Цель : расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества.
Планируемые результаты :
Метапредметные : формулировать и удерживать учебную задачу; узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Предметные : научатся выразительно исполнять рождественские колядки; приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
Личностные : укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
Оборудование :доска, фор-но, МР3 – аудио.
Тип урока : раскрытие новой темы
Структура урока : организационный момент, раскрытие темы, слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, итог.
Ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Хронометраж |
1 | Организационный | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Кристина Сергеевна пришла к вам проходить у вас практику, надеюсь на помощь и поддержку с вашей стороны так что первое время я буду проводить у вас урок музыки На прошлом уроке вы с учителем говорили о замечательном православном празднике Рождестве. Чем украшают рождественское дерево? | Здороваются. Садятся. | Л.: самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; | 2 |
2 | Игра | Игра «Чего на ѐлке не бывает?» Мягкая игрушка, Зимние палатки, Звонкая хлопушка, Красные фонарики, Петенька – Петрушка, Хлебные сухарики, Старая кадушка, Яркие флажки, Белые снежинки, Тапки и платки, Старые картинки, Яблоки и шишки, Рваные ботинки, Петины штанишки, Плитки шоколадки, Вкусные конфеты, Кони и лошадки, Свежие газеты. Зайчики из ватки, Что же еще есть на ѐлке? Отгадайте загадку: И верхушку украшая, Там сияет, как всегда, Очень яркая, большая Новогодняя …. Почему именно звезда украшает верхушку ѐлки? | Играют в игру. Отгадывают загадку. | Л.: смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Р.: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; | 5 |
3 | Раскрытие темы урока, слушание Европейская колядка «Риу, риу, чиу» | Людям очень нравится обычай наряжать ѐлку. Рождество Христово с древности богато на обычаи. Какие еще обычаи родной старины существуют? Сегодня Муза познакомит нас с некоторыми старинными обычаями. Тема урока: «Родной обычай старины».
В ряде областей России был обычай в ночь на Рождество возить в санях одетую поверх зимней одежды в рубашку девушку, которую выдавали за Коляду. Коляда – это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались тому, что хотя зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость, жизнь. А народный обычай, который популярен и сегодня во многих российских селах, да и городах, называется колядование, или славление. Молодые парни и девушки группами ходят по дворам и исполняют рождественские песни, которые называются колядками. Колядки поют, заходя в каждый дом. Они рассказывают о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц. Поющих колядки называют колядовщиками. Их принято щедро одаривать сладостями, игрушками, одеждой. Разные народы мира сочиняют и поют о Рождестве красивые песни. Послушайте европействую колядку. Звучит европейская колядка «Риу, риу, чиу». Как звучала песня? Кто исполнял колядку? Звучание какого музыкального инструмента сопровождало исполнение колядки? А к вам на Рождество заходили в дом колядовщики? А сами вы колядовали? Какие колядки вы знаете? Вот и матушка-зима пришла, Растворяй ворота! Коляда, коляда, пришла коляда Накануне Рождества. А за ней и мороз Через тын перерос! Не велит мороз стоять, Нам пора колядовать! Колядуйте, прославляйте И мешочки подставляйте. | Ответы учащихся | Л.: смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Р.: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; | 10 |
4 | Пение Русская народная песня – игра «Метелица» | ВХР Русская народная песня-игра «Метелица» Вдоль по улице метелица метет, Скоро все она дорожки заметет. Ой, жги, жги, жги, говори Скоро все она дорожки заметет. Запряжемте-ка мы в сани лошадей, В лес поедем за дровами поскорей. Ай, жги, жги, жги, говори, В лес поедем за дровами поскорей. Рысью, рысью друг за другом поспешим И скорехонько до леса докатим. Ай, жги, жги, жги, говори, И скорехонько до леса докатим. Топорами мы ударим дружно в лад, Только щепочки по лесу полетят. Ай, жги, жги, жги, говори, Только щепочки по лесу полетят. А с дровами мы тихонечко пойдем, А руками-то прихлопывать начнем, Ай, жги, жги, жги, говори, А руками-то прихлопывать начнем. А ногами-то притопывать все в раз, Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас! Ай, жги, жги, жги, говори, Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас! Какие музыкальные инструменты помогли бы нам в исполнении этой песни? (Бубен, погремушки, трещотки) | Учащиеся слушают песню | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию Л.: самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; | |
5 | Игра «Воротца» | Игра «Воротца» Коляда – маляда зашла в новы ворота! Ребята, а не заглянуть ли нам на огонек в деревенский домик? Пойдем к деду Архипу! У Архипова двора приукатана гора! Ой – ей, овсень, ой – ей, таусень! У Архипа-то жена в шелка, бархат сряжена. А Архип-то сам много денег кинет нам! Ой – ей, овсень, ой – ей, таусень! Ну что, ребята, потешим хозяев? Что нам стоит поплясать Да частушку запевать! | Ребята становятся в круг и берутся за руки. Когда звучит музыка, другие дети забегают и выбегают из круга. «Воротца» в это время держат руки вверху. Как только музыка прекращается, «воротца» опускают руки. Кто остался в кругу – поет колядку. Игра продолжается несколько раз. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию | 5 |
5 | Слушание | Рассказ. Колядующих в их «нелегком труде» сопровождали ряженые. Кто они такие? «Ряженые» - от слова «наряжаться». Люди рядились в цыган, надевали костюмы и маски животных (быка, козы, кабана, волка, зайца и др.), плясали на улицах и потешали всех вокруг. Посмотрите видеоряд о масках. Маска быка – одна из самых древних. Бык – символ плодородия. Парня, наряженного быком, водили вокруг села, чтобы оно было в благоденствии, с обильным урожаем. Ряженые в масках и шкурах козла являлись олицетворением благоприятного урожая. Рождественские «хождения с козой» сопровождались плясками, заклинательными песнями. У славян при обходе дворов коза вызывала переполох, брыкалась и бодала девушек. Загадка: На овчарку он похож, Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. В волчьи шкуры во время праздников наряжались воины. В праздничных обрядах волк и собака фигурировали в качестве духов растительности. Загадка. Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – Уши больше головы? По народным поверьям, заяц способен отгонять нечистую силу. Масок много, и обо всех не расскажешь. | Слушают, отвечают на вопросы. | Л.: нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Р.: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; П.: поиск и выделение необходимой информации; | |
6 | Пение. Частушки. | Разучивание и исполнение частушек. Мальчики: К нам пришло Рождество, Знать, всем будет весело.Пение Пение Всем добро и счастье, Никакой напасти! Девочки: Нас мороз не пугает, Не пугают холода! Нас колядка согревает, Пляски будут до утра. Мальчики: Вы, девчата, попляшите, А мы песенки споем. Девочки: Вы, ребята, пригласите, Веселей плясать вдвоем. – Ай да колядовщики! Ай да молодцы! Вот вам пирожки с печи! – А теперь пойдем к дядьке Николаю. Коля, Коля, Николай, Парень ты рубаша наша! Что ж лежишь ты на печи? Калачом хоть угости! Желаем счастливого Нового года! Во всех начинаньях хорошей погоды! Пусть сбудется все, Что у вас на примете. Пускай почитают родителей дети! – Давайте все вместе скажем: «С Рождеством Христовым!» Все. С Рождеством Христовым! | Разучивание и исполнение частушек. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию Л.: самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; | 10 |
7 | Итог | С каким старинным обычаем вы сегодня познакомились? Как, ребята, называются рождественские песенки? Как называют поющих рождественские колядки? Как называется обряд? | Ответы учащихся | П.: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Р.: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | 5 |
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока | Название использование ЭОР | Универсальные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж (мин) |
1 | Орг.момент | Наглядность, аудиозапись | Коммуникативные | Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, сегодня на нашем уроке главное удивительный цветок «Цветик-семицветик». Этот цветок не простой, все лепестки заколдованы, но если мы с вами сможем их расколдовать, то мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка. Попробуем расколдовать цветик-семицветик. | 2 | |
2 | Раскрытие темы | Наглядность, презентация. | Познавательный | Интонация. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на цветок. Как вы считаете, что в цветке самое главное. Совершенно верно если не будет сердцевины, то лепестки все рассыпятся. Интонация - основа мелодии. Мы с вами расколдовали главную часть цветка, пора отправляться дальше и я предлагаю вам выполнить следующее задание. | Ответы детей. Середина. | 3 |
3 | Муз.ритм.движения | Познавательный, личностный. | 1. Темп. Следующее задание. Я предлагаю текст «У оленя дом большой» (учитель каждый раз ускоряет темп). Что произошло во время , почему некоторые ребята с заданием не справились? С чем это связанно? Ребята скажите, пожалуйста, как называется 1 лепесток. Темп – скорость звучания. Вы расколдовали первый лепесток. Мы с вами познакомились с первым средством музыкальной выразительности. | Ответы детей. потому, что стала звучать очень быстро. Первый лепесток называется темп. | 5 | |
4 | Пение | Презентация, фор-но | Личностные | 2. Динамика. Ребята знакомятся с понятиями форте, пиано, крещендо, диминуэндо.(сл.эстетических эмоций) Чтобы расколдовать второй лепесток необходимо выполнить следующее задание. (ВХР) Вам нужно исполнить 1 куплет песни о «Дружбе», не просто спеть, а внимательно следить за ведущим и выполнять его команды. Сначала мы с вами споем тихо-тихо, как мышки " Рр” “Дружба крепкая, не сломается, не расклеится от дождей и вьюг» , а дальше давайте с вами с поем громко, как великаны «F” «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот что значит настоящий верный друг», теперь мы споем с вами очень громко и постепенно убавляем звук (показ на доске). «Диминуэндо» «Дружба крепкая, не сломается, не расклеится от дождей и вьюг», а теперь совершенно наоборот начинаем петь очень тихо и во время пения делаем развитие на форте» «Крещендо» «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот что значит настоящий верный друг». Второй лепесток расколдован. Он называется Динамика – сила звучания. Динамика тоже средство музыкальной выразительности. | Записывают определение. | 12 |
5 | Слушание | Муз.инструменты(маракасы, ложки, бубен, фор-но) | Коммуникативные | 3.Тембр. Следующее задание. Я приглашаю на импровизированную сцену 1 ученика, он отвернётся и должен будет угадать, кто из вас произнесет имя ведущего. Ребята, почему мы с вами не видим человека, а голос его можем узнать? Мы расколдовали третий лепесток, который называется Тембр – окраска звучания. Третье средство музыкальной выразительности - тембр. У каждого человека своя окраска голоса, так и у каждого музыкального инструмента. Угадайте, какой инструмент сейчас звучит. | Ответы учащихся. Запись определения. | |
6 | Слушание | Презентация, фор-но. | Коммуникативные | 4. Лад. Следующее задание. Я вам проиграю фрагменты мелодий. И с помощью картинок вы мне скажите чем они отличаются?(СОЛНЫШКО(мажор), ТУЧКА(минор))Одна мелодия звучит солнечно, радостно, задорно — в музыке это называется мажор. Следующая мелодия звучит грустно, тоскливо — в музыке это называется минор. Мы расколдовали третий лепесток, который называется Лад – характер мелодии (мажор –грустный, минор – весёлый). | одна песня весёлая, другая грустная. Запись определения. | 3 |
7 | Слушание | Фор-но | Коммуникативные | 5.Регистр. Следующее задание - творческое. Я вам изображу на фортепиано звуки, характеризующие медведя, зайчика, мышки. А вы внимательно слушайте и определяйте, какое будет звучать животное. Вывод: звуки бывают разные по высоте - высокие, средние, низкие. Мы расколдовали 5 лепесток, который называется Регистр - высота звучания. | Дети слушают, говорят свои предположения. Запись определения. | 3 |
8 | Ритмические упражнения | Доска | Коммуникативный | 6.Ритм. (На доске нарисовано несколько ритмических рисунков). Следующее задание. На доске нарисованы ритм.рисунки (большой кружочек и маленькие кружочки) Мы делимся по рядам и у каждого ряда свой ритм.рисунок, я предлагаю вам прохлопать ритмический рисунок вместе со мной, затем самостоятельно. Слушайте, одинаковый ритмический рисунок или нет ? 6 лепесток называется Ритм - чередование звуков разных длительностей. | Записать определение. | 5 |
9 | Слушание | Фор-но | Личностный | 7. Мелодия. Последнее задание. Ребята внимательно послушайте, то, что я исполню на фортепиано("Порхающие листья»), а вы мне скажите, что прозвучало.(слушают) В каждой музыке, музыкальном произведении есть своя мелодия (показ) и Мелодия – это душа музыки. Из мелодии рождается музыкальное произведение. | прозвучала музыка. Запись определения. | 5 |
10 | Итог | Коммуникативный | Ребята, давайте ещё раз повторим название всех лепестков. Всё это средства музыкальной выразительности, они спрятаны в маленьком музыкальном зёрнышке – интонации. И их можно встретить во всех музыкальных произведениях. | Ответы детей | 5 |
Тема урока : Волшебный цветик – семицветик.
Цель : Раскрыть средства музыкальной выразительности на примере музыкальных произведений.
Задачи:
1.Воспитательная: Воспитать культуру слушания, формировать умение формулировать своё мнение о музыке, высказывать его, слушать.
2.Образовательная:Познакомить ребят с различными средствами музыкальной выразительности
3.Развивающая. Развивать музыкальные способности детей: муз. слух, чувство ритма, память, чувство.
Оборудование : аудиозапись -СД, презентация, фортепиано, муз.центр.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы: словесный, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы.
Структура урока: орг. момент, слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, муз. ритм. движения, итог.
Предварительный просмотр:
Тема урока. Песни народов мира.
Цель: понять, что объединяет песни разных народов.
Планируемые результаты:
Метапредметные: эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности.
Предметные: дать представление о жанрах в музыке (песня, песня без слов), учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью;
Личностные: воспитание культуры читателя, слушателя, собеседника, зрителя.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: CD – проигрыватель, фор – но, учебник.
Ход урока
Этап урока | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||
Орг. м. | 5 | Свои песни есть у каждого народа. Песня отличается простым строением, небольшой протяжённостью. Отличают народную песню и авторскую (профессиональную). Почему надо учиться уважительно относиться к народной музыке? Родная песня выражает характер и обычаи народа. Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу. Образно говоря сегодня мы с вами на уроке побываем в других странах и попробуем узнать Какой мир песен других народов? О чём эти песни? Есть ли общее между ними и русской народной песней? | Слушают. Отвечают. Анализируют. | Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. | ||||
Раскрытие темы Слушание Народная песня «Висла» Эдвард Григ «Утро» | 20 | А теперь, давайте запишем в тетрадях тему нашего урока «Песни народов мира» На нашей земле проживают много людей разных национальностей, у которых свой язык, культура, обычаи и конечно песни. Первой станцией нашего с вами прибытия - Польша. Встречает нас своими неторопливыми водами и живописными берегами река Висла. Слушание «Висла» польская народная песня. О чём эта песня? (о природе) Только ли про описание природы поётся в песне или есть что-то большее? (о любви к своей родине) А какая мелодия у песни? (плавная, неторопливая) Правильно. Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами. В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным лугам. Запись в тетрадь: В песне пастушка – любовь к своей родине. Познакомимся с нотным примером. Попробуйте продерижировать мелодию, которую вы сейчас услышите. Народные песни всегда привлекали композиторов разных стран. В творчестве каких композиторов народная песня «находит» свою вторую жизнь? Как у русских композиторов Глинки, Мусоргского, Чайковского мы находим раздолье и очарование родного края, обычаи и характеры людей, так же находим мы всё это в музыке Шуберта, Малера, Грига. Как композиторы собирали народные песни? Композиторы и поэты разных стран нередко ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию. Записанные им песни затем аранжировались, из них составлялись сборники. Переложение, аранжировка (от фр. «обрабатывать) – переработка музыкального произведения, написанного для определённых голосов или инструментов, с целью приспособить его к исполнению другими средствами, например переложение симфонии для исполнения на фортепиано, хоровое переложение одноголосной песни или облегчённая обработка музыкального произведения для исполнения на том же инструменте. И так, народная песня привлекала композиторов разных стран. Поэтому в великой музыке по-своему «звучат», природа, обычаи, характеры родного края. Всё подчеркивает национальную самобытность. Следующая страна у нас на горизонте – это Норвегия.Это северная страна прекрасна и загадочна. В ней есть и горы и цветущие долины. Ну как не передать эту красоту в музыке. Эдвард Григ очень любил свою родину, наверное поэтому он написал такую прекрасную музыку (слушание «Утро»). Это произведение вы слушали в начальной школе, а о чём оно? (Сюита «Пер Гюнт») Чтобы найти ту самобытность народа, композиторы и поэты разных стран ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию. Такие собрания нередко становились основой музыкальных произведений. Один из таких сборников «Волшебный рог мальчика» созданный в начале 19 века немецким писателем Генрихом Гейне. Вот что писал Генрих Гейне о своём сборнике - эта книга содержит прелестнейшие цветы немецкой души, и тот, кто хочет познакомиться с немецким народом с лучшей его стороны, пусть прочтёт эти народные песни».Среди замечательных мастеров немецкой музыки, которого вдохновил сборник немецкой поэзии был Густав Малер. Малер Густав (1860-1911) – прожил 51 год, родился в Калиште (Чехия) в семье мелкого торговца. Рано проявилось музыкальное дарование Малера, в 10 лет он уже дал первый публичный концерт как пианист. В 15 лет поступил в Венскую консерваторию. Работал дирижёром в театрах Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. В творчестве Малера главное – симфонии и песенные циклы. Давайте послушаем одну из песен цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание «Похвала знатока» ). В лесу кукушка с соловьём Что положено в основу песни? В основу песни положено шуточное стихотворение столь поучительное, что по характеру напоминает басню. О чём говорится в содержании песни? В ней говорится о состязании двух лесных певцов: соловья и кукушки. Их спор о том, кто из них лучше поёт, было предложено разрешить ослу. А кто из русских писателей писал такие шуточные стихотворения? (Крылов) Что использует Густав Малер для создания образа в музыке? Малер использует приём звукоподражания, придающий музыке весёлый и задорный характер. Почему следует обратить внимание в песне на музыкальное сопровождение? Именно в нём содержатся звукоподражательные интонации, передающие голоса соловья и кукушки. Песня (басня) воспитывает человека. Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке многое. В мелодии, ритме, динамике содержится огромная эмоциональная выразительность. Такая способность музыки проявила себя в жанре песни без слов. | Слушают. Анализируют. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р:Осмысливают учебный материал. К: Участвуют в учебном диалоге. | ||||
Пение | 10 | Мы узнали много интересного о других странах и народах через их песни. Но в гостях хорошо, а дома лучше. Давайте в завершении этого урока споём песню о нашей родине «Россия». ВХР
| Слушают. Анализируют. Представляют. Отвечают на вопросы. Поют. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р:Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. | ||||
Итог | 5 | И так за это урок мы просмотрели творчество разных народов мира. А теперь давайте ответим на те вопросы, которые мы определили в начале урока. 1. Какой мир песен других народов? 2. О чём эти песни? (Песня выражает характер и обычаи народа) 3. Есть ли общее между ними и русской песней? (все они о любви к своей родине) Запишите домашнее задание. «Как ты думаешь, почему одни песни забываются сразу, а другие остаются в памяти на всю жизнь? Выступить в роли музыкального журналиста:
| Слушают. Анализируют. Отвечают на вопросы. | Р:Осмысливают учебный материал. К: Участвуют в учебном диалоге. |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Волшебная сила искусства.
Цель деятельности : роль искусства в прошлом и настоящем, значение музыки и музыкантов в эпоху античности.
Тип урока : изучение нового материала.
Планируемые результаты :
Метопредметные : развитие мышления, воображения, речи, эмоционального сопереживания произведениям;
Предметные : научить воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений
Личностные : оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.
Оборудование : проектор, компьютер, муз.центр, фор-но, портреты ( К. Дебюсси, А. Ермолова, Ш. Бодлера) электронного формата.
Ход урока
Орг.момент | Деятельность учителя | УУД | Хронометраж | ||||||||||||||
Орг. момент | Здравствуйте! (муз.приветствие) (Проверка Д.З.) От сердца до неба (Валерий Брюсов) Силу искусства люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство. И темой нашего сегодняшнего урока : Волшебная сила искусства. | Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. Р: Принимают и решают поставленную задачу. | 3 | ||||||||||||||
Беседа | В греческой мифологии – Орфей и Эвридика, Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Прекрасное пение Орфея, его игра на кифаре не только увлекали людей, но зачаровывали растения и животных. На Орфея и Эвридику обрушилась страшная беда, когда Эвридика собирала цветы, спрятавшись в густой траве змея ужалила жену Орфея в ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Орфей направился в царство Аида за своей любимой и он уговорил Аида вернуть ему Эвридику с помощью своего прекрасного пения и игрой на лире, при этом было условие, чтобы Орфей не оборачивался, не смотрел на Эвридику, которая будет идти позади его и не удержавшись от желания, он не сдержал условия, обернувшись она исчезла навсегда. Музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид, это мрачное и таинственное место, тщательно охраняемое от всех, кто осмелился бы к нему приблизиться. Однако не войско, не оружие, не титаническая физическая сила открыли Орфею ворота Аида – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса. Примечательна та часть античных преданий, которая связана с походом аргонавтов. Собираясь в плаванье в Колхиду, они взяли с собой Орфея. Попутный ветер надувал паруса, и под звуки песен Орфея, без помощи весел, весело шел корабль по волнам, и слушали песни Орфея рыбы, и, вынырнув из « морской глубины, плыли за кораблем, как стадо, идущее за флейтой своего пастуха. Всем нам известно из древнегреческих мифов, какую опасность таят в себе моря, населённые демоническими (демонический – от слова демон – злой дух, коварный) существами. Неминуемую гибель кораблей несла встреча с сиренами, обитательницами морских островов. Что же зловещего таилось в этих загадочных существах – полуптицах-полуженщинах? Ведь они не нападали на мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако был у них другое – божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод. Слышавшие пение сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов и погибали. Чернильною водой – морями глаже лака – (из стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье») | К: Участвуют в учебном диалоге. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. | 10 | ||||||||||||||
Слушание К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны». | К. Дебюсси один из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, как классической, так и джазовой. Среди чудесных оркестровых ноктюрнов К. Дебюсси есть пьеса, которая так и называется «Сирены». В его музыке нет ничего зловещего, это – яркая пьеса-картина, в которой звучит и необозримое пространство морских далей, и красочность изумрудных вод, и звучащее над всем этим очаровательным пейзажем прекрасное пение сирен, исполняемое женским хором. В образе сирен воплощаются красота и смерть, восторг и гибель – одна из вечных тем искусства. Божественная музыка, таящая гибель в своём манящем призыве, не столь уж частое, но очевидное доказательство необыкновенной силы этого искусства. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. | 8 | ||||||||||||||
Пение Беседа (запасной этап) | Музыка всю жизнь с нами, она всюду…в фильмах, в танцах, в мультфильмах, в легендах прославляют музыку, сколько жизней искусство спасало, сколько она и забрала жизней…без музыки жизнь была бы серой, тусклой, мрачной. А особенно в детстве, в детстве мы в основном растем на музыке и сейчас я предлагаю вам вспомнить песни, на которых нас с вами воспитали…
| Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. | 5 | ||||||||||||||
Пение А.Ермолов «Гимн музыке» | К богатству и многообразию музыки посвящен гимн Александром Ермоловым, он наш современник, в своей песне он предлагает нам отправиться в страну музыки, окунутся в мир загадок, волшебства, доброты, любви…(вкл аудио) ВХР
| Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. | 10 | ||||||||||||||
Итог |
| Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....