Вечер романса (сценарий)
методическая разработка по музыке (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Сценарий мероприятия по эстетическому воспитанию школьников, привитию интереса к русскому романсу. Вечер романса для учеников 7-11 классов, их родителей и педагогов, где дается информация о видах романса, углубляется и расширяется кругозор и знания слушателей о романсе, способствует развитию эмоционального восприятия музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_-_vecher_romansa.doc | 49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вечер романса.
Цель. Формирование эмоциональной отзывчивости, пробуждение интереса к
русскому романсу.
Задачи. Способствовать реализации творческих способностей учащихся.
Формировать коммуникативные качества. Создать лирическую
поэтическую атмосферу, развивать исполнительские способности учащихся,
формировать умение «быть слушателем».
Ход:
Звучит музыка «Вальс» Грибоедова
Рассказчик:
Звучат аккорды медленного вальса
В нем близок и знаком мне каждый звук
Мелодия старинного романса
Волшебно изменяет все вокруг…
Увядшие цветы в саду осеннем
Калитки скрип, беседка у пруда
Ямщик на облучке в тулупе длинном
И в песне неизбывная тоска.
Ушло то время и иные песни
Заполонили души и эфир
И что ж, теперь романс не интересен?
Он вынужден совсем покинуть этот мир?
Не-е-ет, есть в романсах колдовская сила
Что заставляет биться в лад сердца –
Любовь к ним за столетья не остыла
Так хочется их слушать без конца…
1-й ведущий
Здравствуйте дорогие друзья!
Сегодня у нас встреча с прекрасным! Сегодня встреча с русским романсом…
2-й ведущий
А что такое романс? В энциклопедиях - Рома́нс (фр. romance)— небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Существует несколько разновидностей романса.
1-й ведущий
Испанский романс
Словом «романс» (исп. romance) в XV—XVI веках испанцы называли стихотворение эпического и лирико-драматического характера.
Начиная с XVIII века во Франции, затем в Германии, России и других европейских странах словом «романс» стали называть небольшое поэтическое и музыкальное сочинение лирического характера — как правило, для солиста и аккомпанирующего инструмента (ансамбля, оркестра).
2-й ведущий
Русский романс
Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс, городской романс и другие.
1-й ведущий
Жестокий романс - у него есть особые черты, по которым он выделяется из жанра классического романса: ограниченность сюжета, бытовая трагедия, заканчивающаяся в основном убийством, самоубийством, смертью от горя или неразделённой любви и т.д.
2-й ведущий
Городской романс - образовался практически в то же время, что и жестокий романс. Отличие от жестокого романса также незначительны: городской романс более гармоничен с литературной точки зрения, а все остальное – любовь…
1-й ведущий
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
(Родина И.А. Бунин)
«Утро туманное» музыка Эраста Абаза, слова Ивана Тургенева
Поет Николай Абдуллин
2-й ведущий
«Золотой век» русского романса пришёлся на конец 19, начало 20 века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как Александр Вертинский, Вера Панина. Позднее традиции романса продолжали Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
1-й ведущий
"В 20-30-е годы прошедшего двадцатого столетия романс как бы уходит в подполье. Не то чтобы композиторы не сочиняли романсов, но он стал полузапретным, и всю свою нежность, потребность в романтике, в выражении лирических чувств композиторы и поэты изливали в том же самом жанре, но поменяли обертку и назвали его иначе - лирическая песня.
2-й ведущий.
Вот такие лирические песни (читай, романсы) мы находим у всех композиторов того периода: и у Соловьева-Седого, и у Дунаевского, и у Блантера, и у братьев Покрасс, и у Островского - можно перечислить весь справочник союза композиторов. И у почти всех мы найдем вот эти лирические песни, которые были, на самом деле, отзвуками классического романса".
2-й ведущий
В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Тем не менее вариация городского романса продолжила своё существование, получив распространение в годы Великой Отечественной войны, и позже, дала начало деятельности бардов авторской песни.
1-й ведущий.
Слушая песню , которая сейчас прозвучит, многие даже не догадывались, что она относится к жанру городского романса.
Юрий Визбор «Ты у меня одна»
2-й ведущий
В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь. (Марина Цветаева)
1-й ведущий «Любовь неразделенная моя»
Рассказчик
Солнце — одно, а шагает по всем городам.
Солнце — мое. Я его никому не отдам.
Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.— Никому. Никогда!
В руки возьму!— Чтоб не смело вертеться в кругу!
Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!
В вечную ночь пропадет,— погонюсь по следам...
Солнце мое! Я тебя никому не отдам!
Исполнение романса
2-й ведущий
Романс Дарьи Пимановой «На краю» из кинофильма «Александровский сад»
1-й ведущий
Возрождение русской школы романса пришлось на 70-е,80-е годы 20-го столетия, когда романсы стали исполнять Николай Сличенко, Валентин Баглаенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе, Валерий Агафонов и другие яркие артисты сцены.
2-й ведущий
И на этой волне понятен интерес и к белогвардейскому романсу. Ведь это те же русские люди, только в силу сложившихся обстоятельств они оказались по другую сторону баррикады.
Рассказчик
(Роберт Рождественский)
Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…
Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по Гражданской войне..
Как же хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..
1-й ведущий
«Поручик Голицын» музыка и слова Михаила Звездинского
2-й ведущий
Дремала душа, как слепая,
Так пыльные спят зеркала,
Но солнечным облаком рая
Ты в темное сердце вошла.
Не знал я, что в сердце так много
Созвездий слепящих таких,
Чтоб вымолить счастье у бога
Для глаз говорящих твоих.
1-й ведущий
Не знал я, что в сердце так много
Созвучий звенящих таких,
Чтоб вымолить счастье у бога
Для губ полудетских твоих.
И рад я, что сердце богато,
Ведь тело твое из огня,
Душа твоя дивно крылата,
Певучая ты для меня.
2-й ведущий
И опять мы возвращаемся к истокам, к классике русского романса.
«Гори, гори, моя звезда» муз. П.Булахова, сл.П.Чуевского
2-й ведущий
Поэтесса «серебряного века» Зинаида Гиппиус.
Ни воли, ни умелости,
Друзья мне - как враги...
Моей безмерной смелости,
Господь, о помоги!
- Ни ясности, ни знания,
Ни силы быть с людьми...
Господь, мои желания,
Желания прими!
2- Я в слабости, я в тленности
Стою перед Тобой.
Во всей несовершенности
Прими меня, укрой.
- Я верю - в Оправдание...
Люби меня, зови!
Сожги моё страдание
В огне Твоей Любви!
«Оттепель» - музыка Константина Меладзе, слова Паулины Андреевой
1-й ведущий
Романс, который сейчас прозвучит мы привыкли слышать в женском исполнении, в последнее время он звучит и в мужском исполнении. Музыка этого романса перекликается с музыкой романсов Александра Варламова, Петра БулАхова. Музыка Константина Меладзе
Романс «Метель»
Рассказчик
Романс – это радуга красок окружающего нас мира. Романс учит нас доброте и чуткости, учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное.
Ушли элегии и стансы,
Но их настанут времена,
Напевом русского романса
Моя душа покорена.
1-й ведущий
В сегодняшнем вечере прозвучала музыка – Абаза, Визбора, Митяева, Пимановой, Звездинского, БулАхова, Меладзе
2-й ведущий
Поэзия- Тургенева, Визбора, Пимановой, Звездинского, Чуевского, Андреевой
1-й ведущий
Для вас пели – Кузнецова Лена и Половинкина Оля, Николай Абдуллин, Полина Елисеева, Старцева Арина и Тазетдинова Алина, Муратова Регина, Ильшат Расулович, Светлана Владимировна, Федор Юрьевич, Сергей Леонидович, рассказчик Петр и Савельев Даниил
2-й ведущий
Мы только прикоснулись к многогранному явлению под названием русский романс. Мы встретимся с романсом еще не раз, и мы не говорим ему «Прощай»,
мы говорим ему –
1-й и 2-й ведущие
«До свидания! До новых встреч!»
Звучит «Вальс» Грибоедова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрый вечер выпуск. Сценарий выпускного вечера в 11 классе.
***сценарий выпускного вечера . Торжественная часть с чествованием первого учителя, родителей, учителей предметников, а также классного руководителя....
История одного романса (сценарий внеклассного мероприятия).
Сценарий внеклассного мероприятия "История одного романса" был подготовлен совместно с учителем русского языка М.П.Серединой....
Вечер романса
29 марта мною был проведен вечер романса....
Вечер романса
Цель: знакомство с историей романса, творчеством русских композиторов, с русской культурой.Задачи:1. Воспитание уважительного отношения к культуре своего наро...
Сценарий праздника вечер романса"Пока не меркнет свет,пока горит свеча."
Знакомство с литературным жанром....
Сценарий вечера романсов.
"Пока не меркнет свет, пока горит свеча"...
Вечер романса (9-11 классы)
Вечер романса (9-11 классы)...