Урок музыки в 5 классе по теме "Квартет"
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему
Урок музыки в 5 классе по теме "Квартет" включает в себя тектовый документ и презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kvartet.docx | 17.82 КБ |
kvartet.pptx | 1.41 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка и литература
Много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.
Без стихов Есенина не появилось бы произведение Г.В. Свиридова, не было бы песни «Жаворонок» М.И. Глинки и Вариации на неё М. Балакирева. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, так как по своей природе они незамысловаты и могут существовать только с музыкой.
Но не только песнями обогащает музыка литературу. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляют свою волшебную силу, помогают в трудную минуту, пробуждают чувства, останавливают зло.
И сейчас мы проверим еще на одном произведении, что музыка и литература живут нераздельно друг от друга. Если бы не существовала музыка, то и не смогла бы появиться замечательная басня И.А Крылова «Квартет».
“Проказница Мартышка,
Осел, Козел, да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой братцы, стой!”, кричит Мартышка:
“Помогите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет”, –
Кричит Осел; “Мы верно, уж поладим,
Коль рядом сядем!”
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему,
Чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй”, говорят:
“Возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь как нам сесть!” –
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши, ваших понежней”,
Им отвечает Соловей:
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.
СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА КВАРТЕТА №2
- О чем рассказывает музыка?
Послушайте, как об этом пишет Галина Левашева в своей книге «Музыка и музыканты». «Вторая скрипка и альт сыграли два вступительных аккорда аккомпанемента, и не успел еще отзвучать, затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет черного бархата, голос виолончели. Медленно плывет над залом мелодия, полная какой-то особой «ночной» красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всем, что слышали и чем только что наслаждались. Такая музыка покоряет сразу же. В этой мелодии и тихая задумчивость, и в то же время взволнованность, страстность, ночная глубина, волнующий ночной покой.
- Какая она по настроению? (Мягкая, спокойная, певучая)
- Какие инструменты солируют? (скрипка и виолончель).
3. Работа с изображениями струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас).
- Запомнить, как они выглядят, чем различаются по внешнему строения и по звучанию.
4. А теперь нам предстоит более сложная работа.
- Сможем ли мы узнать по голосу каждый инструмент в отдельности?
Есть один критерий, по которому легко это сделать.
- Тембр
Тембр - это окраска голоса или звучания музыкального инструмента.
Все мы знаем, что у людей разный тембр голосу одних он низкий, у других тонкий, певучий, у третьих в голосе есть какие-то свои особенные интонации, которые мы не спутаем больше ни с чьими., и мы наверняка отличим голос соседа по парте от голоса одноклассника, который, например, сидит на третьей парте у окна.
Так же настоящий музыкант никогда не спутает голос скрипки и гитары, аккордеона и пианино…потому что у каждого инструмента тоже есть свой особенный тембр.
Обобщение темы с помощью современного методического приёма – синквейн.
Синквейны полезны ученику для синтезирования сложной информации, общения и самостоятельных выводов на изученной теме багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких строчкам, выстроенным по определенным правилам.
Правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка – синоним, может быть антоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Пример снквейна по теме « Взаимосвязь музыки и литературы»:
- МУЗЫКА
- Чудесная, волшебная.
- Манит, очаровывает, жжёт.
- Но не передать музыкальных впечатлений без
- ЛИТЕРАТУРЫ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"
Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"
Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....