Урок музыки в 5 классе по теме "Квартет"
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему

Урок музыки в 5 классе по теме "Квартет" включает в себя тектовый документ и презентацию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kvartet.docx17.82 КБ
Файл kvartet.pptx1.41 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка и литература

 Много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

Без стихов Есенина не появилось бы произведение Г.В. Свиридова, не было бы песни «Жаворонок» М.И. Глинки и Вариации на неё М. Балакирева. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, так как по своей природе они    незамысловаты и могут существовать только с музыкой.

Но не только песнями обогащает музыка литературу. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляют свою волшебную силу, помогают в трудную минуту, пробуждают чувства, останавливают зло.

И сейчас мы проверим еще на одном произведении, что музыка и литература живут нераздельно друг от друга. Если бы не существовала музыка, то и не смогла бы появиться замечательная басня И.А Крылова «Квартет». 

“Проказница Мартышка,

Осел, Козел, да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, –

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

“Стой братцы, стой!”, кричит Мартышка:

“Помогите! Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та

У нас запляшут лес и горы!”

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

“Постойте ж, я сыскал секрет”, –

Кричит Осел; “Мы верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!”

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы

И споры, кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему,

Чтоб их решить сомненье:

“Пожалуй”, говорят:

“Возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть:

Скажи лишь как нам сесть!” –

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши, ваших понежней”,

Им отвечает Соловей:

“А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь”.

СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА   КВАРТЕТА №2

- О чем рассказывает музыка?

 

      Послушайте, как об этом пишет Галина Левашева в своей книге «Музыка и музыканты». «Вторая скрипка и альт сыграли два вступительных аккорда аккомпанемента, и не успел еще отзвучать, затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет черного бархата, голос виолончели. Медленно плывет над залом мелодия, полная какой-то особой «ночной» красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всем, что слышали и чем только что наслаждались. Такая музыка покоряет сразу же. В этой мелодии и тихая задумчивость, и в то же время взволнованность, страстность, ночная глубина, волнующий ночной покой.

- Какая она по настроению? (Мягкая, спокойная, певучая)

- Какие инструменты солируют? (скрипка и виолончель).

3. Работа с изображениями  струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас).

- Запомнить, как они выглядят, чем различаются по внешнему строения и по звучанию.

4. А теперь нам предстоит более сложная работа.

- Сможем ли мы узнать по голосу каждый инструмент в отдельности?

Есть один критерий, по которому легко это сделать.

- Тембр

     Тембр - это окраска голоса или  звучания музыкального инструмента.

Все мы знаем, что у  людей разный тембр голосу одних он низкий, у других тонкий, певучий, у третьих  в голосе есть какие-то свои особенные интонации, которые мы не спутаем больше ни с чьими., и мы наверняка отличим голос соседа по парте от голоса одноклассника, который, например, сидит на  третьей парте у окна.

Так же настоящий музыкант никогда не спутает голос скрипки и гитары, аккордеона и пианино…потому что у каждого инструмента тоже есть свой особенный тембр.

Обобщение темы с помощью современного методического приёма – синквейн.

Синквейны полезны ученику для синтезирования сложной информации, общения и  самостоятельных выводов на изученной теме багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких строчкам, выстроенным по определенным правилам.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка – синоним, может быть антоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Пример снквейна по теме « Взаимосвязь музыки и литературы»:

  • МУЗЫКА
  • Чудесная, волшебная.
  • Манит, очаровывает, жжёт.
  •  Но не передать музыкальных впечатлений без
  • ЛИТЕРАТУРЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

квартет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...