Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
материал по музыке на тему

Гущина Светлана Александровна

Уже в детстве я твёрдо решила стать учителем музыки, как моя мама, и стала им. Люблю свою работу и считаю, что это моё призвание, моё состояние души. Не могу без школы, без моих учеников, их шалостей и причуд, радостей и тревог, восторгов и обид. Они - моя гордость, моя боль, моя надежда.

Каждый из нас должен понимать, что музыка - не просто развлечение, не добавление к другим предметам, а важнейшая часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Ведь юные души - прекрасный и чуткий инструмент. А музыкой можно воспитать Человека, потому что по силе воздействия на душу она ни с чем несравнима. На уроке происходит постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_opyta.docx34.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Публичное представление
собственного
инновационного
педагогического опыта

Саранск
2015


"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека"

В. А. Сухомлинский

На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальная культура, формирование которой является целью музыкального воспитания в школе.

Музыкальная культура - совокупность музыкальных ценностей, их производство, хранение и распространение. Музыкальная культура, как любая эстетическая культура, несёт в себе развивающий потенциал, источник духовного самосовершенствования тех, кому её предстоит осваивать. Темы учебной программы раскрывают различные грани законов музыкального искусства, без которых невозможно формировать музыкальную культуру. Последовательность тем можно сравнить с лестницей, по которой поднимаешься постепенно, всё выше и выше. Таким образом, самый главный школьный результат - музыкальная культура учащихся. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.

В рамках теории и методики музыкального образования был проведен ряд исследований по выявлению путей развития музыкальной культуры учащихся. Так, в этом направлении плодотворно работали Н.А. Терентьева, И.В. Кошмина, В.В. Алеева, Ю.П. Лозицкая. В результате проведенных исследований авторы пришли к заключению, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость имеющихся методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие вопросы, связанные с разработкой средств обучения и воспитания. Именно поэтому, как справедливо замечают В.Г. Ражников, Н.И. Киященко, А.И. Коников, общеобразовательные школы по- прежнему ориентируются на развитие лишь отдельных составляющих музыкальной культуры учащихся. В частности, более всего уделяется внимание фрагментарному включению детей в разные виды музыкальной деятельности.

В настоящее время известно много образовательных технологий в учебном процессе.

Образовательная технология - это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам процесса. Они позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники - т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Я работаю над темой «Современные образовательные технологии в формировании у учащихся музыкальной культуры» и считаю, что она актуальна и важна на сегодняшний день.

Цель: развивать музыкальную культуру учащихся на основании применения новых образовательных технологий

Объект: новые образовательные технологии

Предмет: формирование музыкальной культуры на основе применения новых образовательных технологий.

Гипотеза: использование новых технологий при обучении музыке повысит эффективность образовательного процесса и позволит создать условия для формирования музыкальной культуры учащихся.

Для доказательства гипотезы требовалось решить следующие задачи:

  • Продолжить освоение элементов образовательных технологий: игровых, проблемного обучения, технологии метода проектов для более качественной подготовки к урокам музыки.
  • Изучить современное состояние применения новых образовательных технологий в системе современного музыкального образования.
  • Формировать музыкальную культуру учащихся, привлекать учащихся к самостоятельному изучению предмета с использованием компьютера, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.
  • Продолжить отбор методов и приемов повышения учебной мотивации на уроках музыки, разработку методических подходов, обеспечивающих высокие достижения учащихся по предмету.
  • Развивать творческую познавательную активность, коммуникативные навыки учащихся в условиях проектной деятельности.

Новизна данного опыта заключается в разработке методических приемов, позволяющих использовать новые образовательные технологии в обучении музыке, выявлении педагогических условий, их эффективного применения.

 Ведущая педагогическая идея. В наши дни общество требует развития творческих способностей молодого поколения и умения постоянно учиться и совершенствоваться. Поэтому учителю для решения этой задачи отводится особая роль. Свою работу строю на принципах развивающего обучения. Всегда помню, что надо развивать ребенка, а не развлекать его, не опускаться до уровня ребенка, а поднимать его до своего уровня. Всегда уважительно отношусь к личности ребенка. Мне, как учителю музыки в современной школе, приходится постоянно углублять и расширять свои знания.

Наличие теоретической базы. Обновление содержания музыкального образования может идти разными путями, но реальные сдвиги будут зависеть от того, сумеет ли учитель по новому организовать художественно-педагогический процесс на занятиях музыкой.

Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая «деятельностный подход» к музыкальному образованию, понимает под ним прежде всего наличие на уроках различных видов деятельности — хорового пения, игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки (нотной грамоты), импровизации (как детского творчества) и т. д. Исследования последних лет показывают, что формальное наличие на уроках музыки перечисленных «видов деятельности», фиксируемая внешняя постоянная занятость учеников — это отнюдь не означает, что школьники осуществляют полноценную музыкально-художественную деятельность. В качестве же видов музыкальной деятельности правомерно рассматривать деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые на музыкальных занятиях учащиеся осуществляют в их неразрывном триединстве. Эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования самой музыки и, объединенные восприятием музыки, выступают как неизменные. Может измениться все остальное — условия звучания, инструментарий, жанры, формы, средства выразительности и т.д., — но ни одна из этих позиций триединства не исчезнет никогда, ибо эти виды деятельности есть не что иное как условие и формы существования музыки вообще. Для чтобы музыкальное образование стало действительно развивающим, надо добиться, чтобы деятельность школьников на уроках музыкального искусства осуществлялась как художественная по содержанию и учебная по форме.

Такое становится возможным тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки — самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел-автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостностном самоценном искусстве как явлении действительности его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка предстает перед школьниками как отражение, художественное воспроизведение жизни во всех ее противоречиях.

Такое возможно и в том случае, если деятельность ребенка в искусстве выводится на уровень философского рассмотрения проблем жизни и искусства. Безусловно, речь идет не о том, чтобы рассматривать с детьми философские категории в их теоретическом научном плане, а о том, чтобы «возвышать ребенка над обыденным, повседневным, привычным, банальным. Это и есть развитие музыкальной культуры как части всей духовной культуры. А для этого нужна проблематизация содержания образования — выведение детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиций которые мы называем общечеловеческими ценностями. Иными словами, уровень приобщения ребенка к искусству должен отвечать природе самого искусства — философско-художественное осмысление жизни, и природе самого ребенка — генетически заложенная в нем готовность к опережению уровня своего развития.

Все перечисленные методические позиции легли в основу новой технологии развивающего музыкального образования. Естественно, что в ее основе лежит концепция преподавания музыки как живого образного искусства Д. Б. Кабалевского и теория развивающего обучения В. В. Давыдова.

Оптимальность и эффективность средств. На уроках музыки я использую различные формы и методы обучения:

  • Слушание и анализ музыкальных произведений
  • Исполнение песен в хоре, ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
  • "Мини - концерт"
  • Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай-ка!", "Наш оркестр", "Юный композитор", игры-импровизвции и другие)
  • Мини-сочинения
  • Мини проекты
  • Тесты
  • Анкеты
  • Рефераты
  • "Музыка в рисунке"
  • Физминутки (в соответствии с темой урока)
  • Комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история, иностранный язык)
  • Метод проблемного обучения
  • Метод обучения в сотрудничестве и другие формы и методы

Применение метода "музыка в рисунке" развивает эмоциональнообразное восприятие у учащихся. Так, после знакомства с каким-либо музыкальным произведением, его прослушиванием и анализом, я задаю ребятам такие домашние задания, как: нарисовать к этому произведению рисунок или написать сочинение "Мое музыкальное впечатление". Выполняя такие задания, ребенок творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает себя. Все это оставляет зримый след в жизни школьника.

Умение выразительно исполнять вокальные произведения соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен и современных композиторов является одной из составных частей музыкальной культуры.

В вокальной работе, один из простых и элементарных импульсов к творчеству - это заинтересовать детей сочинением подголосков или вариантов напева с помощью программ "Windows Media Player". Это способствует развитию способности к импровизации. И, конечно, увеличивает интерес учеников к предмету "музыка", раскрывает творческий потенциал личности ребенка. Этот вид вокальной работы мы практикуем и на уроках, и на занятиях вокального кружка.

Когда учащиеся на уроке работают в микро-группах, то получают задания для мини-проектов. (см. ссылки) Например, в конце четверти или учебного года предлагаю ребятам проект по составлению тематической программы концерта (тематику они выбирают сами): "Мой любимый Моцарт (Бетховен, Шопен и т.д.)", "Наши любимые произведения", "Наши любимые песни", "Музыка мордовского народа" и т.д. Выполнение данного задания обеспечивает воспитание эмоционально-ценностного отношения и устойчивого интереса к музыкальному искусству родного народа. Результаты работ предлагаю красочно оформить в виде афиш, приглашений на тематический концерт, работая уже за компьютером дома или в кабинете информатики в проектных группах. Работа над проектом не только творческая, но и кропотливая, она развивает в старшеклассниках культурологическую компетенцию как стержневую в духовном развитии школьника. В ходе работы над проектами реализуется цель воспитания и развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. В целом, проектная деятельность способствует развитию личности учащихся, так как в процессе создания проекта, особенно исследовательского, формируется авторская позиция ученика.

Игровые технологии я использую на уроках для учащихся всех возрастных звеньев. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Не менее интересны игры-тесты, игры-кроссворды, и другие, которые нацелены на закрепление знаний об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о классическом и современном искусстве, о выдающимися произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.

Мультимедийные ресурсы на уроке музыки можно подразделить следующим образом:

  • справочные, энциклопедические издания;
  • музыкальные произведения;
  • зрительный ряд;
  • музыкальные игры;
  • тесты
  • программные средства для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки.

На уроках музыки я использую следующие компьютерные программы энциклопедической направленности (ЦОР): "Энциклопедия классической музыки", "Шедевры музыки Кирилла и Мефодия", "Сокровища мирового искусства", "МХК от наскальных рисунков до киноискусства", "Учимся понимать музыку".

В своей работе я имею возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

        В течение этого учебного года, мною были разработаны презентации к урокам (1-8 классы) в соответствии с календарно-тематическим

планированием в программе Power Point.

Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, помогает привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Например, при изучении темы «Опера», сопровождая объяснение темы урока показом презентации, я использую различные видеофрагменты (П.И. Чайковский        «Евгений Онегин», М.И. Глинка «Иван Сусанин», А.П. Бородин «Князь Игорь», И.А. Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко» и др.), благодаря чему учащиеся знакомятся с именами выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей, у учащихся формируется умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, компетентность - анализировать музыкальные произведения. Для развития образного и ассоциативного мышления использую зрительные ряды.

Сопоставление художественных и музыкальных произведений способствует формированию умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, а также развитию ассоциативного мышления. Этот вид деятельности формирует музыкальную компетенцию - устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства.

Результативность.

Опыт показывает, что работа дала положительные результаты:

  • повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности;
  • повысился уровень развития творческой активности учащихся;
  • отмечена результативность участия школьников в творческих конкурсах различного уровня;
  • отмечена положительная динамика учебных достижений.

Критерием результативности опыта является степень развития творческих способностей и творческой активности как необходимых условий самореализации личности.

Ссылки:

http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2016/02/14/rozhdestvenskie-notki

http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2016/02/14/muzykalnaya-shkatulka-zimy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...