Рабочая программа по музыке 6 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
Программа разработана на основе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_kl_muzyka.docx | 53.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Азовский район село Новониколаевка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская основная общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО «Утверждаю»
Протокол заседания Директор МБОУ Новониколаевской ООШ
ООШ Приказ от______№______
Методического совета _____________/Макаренко С.А./
МБОУ Новониколаевская ООШ
От __________2015 года №1
___________/Дрозд Т.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
Уровень общего образования(класс):
начальное общее 7 класс
Количество часов: 35 в год(1час в неделю)
Учитель: Вашедская Евгения Юрьевна
Программа разработана на основе
Программы «Музыка», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Дрофа, 2013.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264с. – (Современное образование)/;
- примерной программы основного общего образования по музыке /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264с. – (Современное образование)/;
- программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2010. - 58, [6] с.).
Рабочая программа ориентирована на использование:
- Музыка. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 157, [3] с.: ил., нот.
- Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 31, [1] с.: ил.
- Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
- Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010г.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
- Примерные программы основного общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации №03-1263 от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
2.Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира.
Регулятивные УУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;
- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.
Информационные УУД:
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;
- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
-применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- стилевой подход;
- системный подход.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV – музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, стихотворения Н. Заболоцкого, С. Есенина, А. Блока, М. Волошина, Ф. Тютчева);
- изобразительным искусством (репродукции картин русских и зарубежных художников, памятники архитектуры);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – К. Дебюсси «Сирены», К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (знакомство с главнейшими культурными эпохами – античность, средневековье, возрождение, классицизм, романтизм, музыка XX века);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»; умение задавать вопросы на конкретизацию, на логику рассуждения).
Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (3 часа), где учащиеся продолжают знакомство с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои творческие работы с применением ИК технологий (работа над данной темой была начата в 5-ом классе), за счёт сокращения следующих тем:
- Музыка объединяет людей (вместо 2 часов – 1 час);
- Соло и тутти (вместо 2 часов – 1 час);
- По законам красоты (вместо 2 часов – 1 час).
3.Место учебного предмета, курса, дисциплины(модуля) в учебном плане
Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 6 классе начальной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недели). На региональный компонент отводится 4 часа (РК) .
4.Содержание учебного предмета, курса, дисциплины(модуля)
Содержание рабочей программы предмета «Музыка»
7 класс
Тема года в 7 классе посвящена важнейшей стилевой проблеме – «Содержание и форма в музыке». Обе категории – содержание и форма – получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя всё множество составляющих их компонентов. Содержание выражается не только через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род (лирический, драматический, эпический), программность.
Крылатое изречение И. Гофмиллера о том, что «художественная форма – это ставшее зримым содержание» является ключом к пониманию истинного предназначения формы в искусстве. «Стиль «осуществляется» в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура, оркестровка, форма или «параметрами» высотность, ритм, тембр, динамика, артикуляция, — это не только формально-языковые средства (средства музыкальной выразительности), но и звучащее содержание, воплощение результатов музыкального мышления композитора».
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
Часть первая. Содержание в музыке
1. «Магическая единственность» музыкального произведения (1 час)
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Воплощение глубинной сущности явлений в произведениях искусства – важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет «магическую единственность» замысла и его воплощения.
Слушание: А. Вивальди. Лето. III часть, из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года».
Пение: Ю. Шевчук «Что такое осень».
Творческое задание: сочинение «В поисках прекрасного», рисунок.
2. Музыку трудно объяснить словами (1 час)
Почему музыку трудно объяснить словами. Способность музыки выражать без слов чувства человека, его внутренний мир.
Слушание: И. Брамс Симфония №3 III ч. (фр-т); Ш. Азнавур «Вечная любовь».
Пение: Ю. Визбор «Лесное солнышко».
Творческое задание: список произведений программной музыки.
3. Что такое музыкальное содержание (2 часа)
Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном искусстве, музыке. «Загадки» содержания в художественном произведении. Роль деталей в искусстве. Обобщение - важнейшее свойство музыкального содержания (на примере I части «Лунной сонаты Л. Бетховена).
Слушание: Т. Альбинони Адажио. Л. Бетховен Соната №14 для ф-но I ч.
Пение: Ю. Визбор «Лесное солнышко». А. Якушева «Вечер бродит».
Творческое задание: изобрази, сравни (д.м.р. стр. 3, 4).
4. Каким бывает музыкальное содержание (4 часа)
Воплощение содержания в произведениях программной музыки. Программность обобщающего характера (на примере концерта «Зима» из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди). Свойство программности – расширять и углублять музыкальное содержание. Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений. Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах, интонациях. Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литературной программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением музыкального образа Этюда ре-диез минор А. Скрябина (интерпретация В. Горовица). А. Скрябин Этюд ре-диез минор.
Слушание: А. Вивальди «Зима» I ч. из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»»; О. Мессиан «Пробуждение птиц» (фр-т). П. Чайковский «Ноябрь. На тройке» из ф-ного цикла «Времена года». Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» I ч.
Пение: А. Варламов «Горные вершины». А. Ермолов, стихи А. Бочковской «Осенний блюз».
Творческое задание: эссе «Помогает ли тебе программность?»; д.м.р. стр. 8-9, 10-11; написать сказку для Шехеразады.
5. Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей (1 час)
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Е. Мравинского, А Свешникова, Г. Фон Караяна.
Слушание: повторение произведений.
Пение: пение песен по выбору учащихся.
6. Музыкальный образ (3 часа)
Воплощение содержания в художественных произведениях малой и крупной формы. Связь между образами художественных произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры. Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч. 32 № 12 С. Рахманинова. Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств художественной выразительности в музыке драматического характера (на примере вокальной баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта). Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания в художественном произведении. Особенности экспонирования эпических образов в музыкальном
искусстве (на примере Вступления к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».
Слушание: С. Рахманинов Прелюдия соль-диез минор. Ф. Шуберт «Лесной царь». Н. Римский-Корсаков «Океан – море синее» вступление к опере «Садко».
Пение: И. Милютин, стихи Е. Долматовского «Лирическая песенка», из кинофильма «Сердца четырех». Г. Струве, стихи Л. Кондратенко «Матерям погибших героев».
Творческое задание: «Музыкальный образ»; д.м.р. стр. 14-15.
7. О чём рассказывает музыкальный жанр (4 часа)
Способность музыкальных жанров вызывать определённые образные представления (ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания. Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной песенности в произведениях композиторов-классиков. Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди. Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. Состояние мечтательной грусти в вальсе си минор Ф. Шопена.
Слушание: Ф. Шопен Полонез Ля-бемоль мажор. Р.н.п. «Во поле берёза стояла»; П. Чайковский Симфония №4 IV ч. Ж. Бизе «Марш тореадора» из оперы «Кармен»; П. Чайковский Марш из балета «Щелкунчик». П. Чайковский Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен Вальс си минор.
Пение: р.н.п. «Ты река ль, моя реченька». В. Берковский, С. Никитин, стихи М. Величанского «Под музыку Вивальди». Л. Марченко «Деловое танго».
Творческое задание: «Модель музыкального произведения». «Музыкальный портрет». Д.м.р. стр. 16-17.
Часть вторая. Форма в музыке
8. Что такое музыкальная форма (3 часа)
Особенности воплощения художественного замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий сюжет и герой по отношению к музыкальному произведению. Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке. Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы – непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером (на примере «Лакримоза» из Реквиема В.А. Моцарта и Серенады Ф. Шуберта). Особенности претворения ладотональности в Увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта («торжествующая жажда жизни). Выражение мотива тоски и одиночества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь» Ф. Шуберта.
Слушание: Р. Вагнер Антракт к III д. из оперы «Лоэнгрин». В. Моцарт Реквием «Лакримоза»; Ф. Шуберт «Серенада». Ф. Шуберт «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; В. Моцарт Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».
Пение: А. Зацепин «Есть только миг». О. Митяев «Изгиб гитары жёлтой».
Творческое задание: д.м.р. стр. 18-19; сочини мелодию в мажоре и миноре. Сравнительная таблица произведений Шуберта и Моцарта
9. Музыкальная композиция (7 часов)
Причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам (на примере I части Симфонии № 5 Л. Бетховена и пьесы «Игра воды» М. Равеля). Общее и индивидуальное в музыкальной форме отдельно взятого произведения. Музыкальная форма период, особенности её строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощённого в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф. Шопена). Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев – главные структурные единицы вокальной двухчастности (на примере романса «Венецианская ночь» М. Глинки). Особенности производного контраста (воплощение двух граней одного художественного образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса. Реализация музыкального образа в трёхчастной форме (на примере романса М. Глинки «Я здесь, Инезилья...»). Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей. Художественные особенности формы рондо (на примере стихотворения В. Брюсова «Рондо»). Роль рефрена и эпизодов в форме музыкального рондо. Сопоставление двух содержательных планов в романсе «Спящая княжна» А. Бородина. Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и «Джульетта» С. Прокофьева. Реализация принципа повторности и развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича Обобщение по теме «Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм, значимая роль повторности в процессе музыкального формообразования).
Слушание: Л. Бетховен Симфония №5 I ч.; М. Равель «Игра воды». Ф. Шопен Прелюдия Ля мажор. М. Глинка «Венецианская ночь», «Я здесь, Инезилья». А. Бородин «Спящая княжна». С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». Д. Шостакович Симфония №7, I ч. «эпизод нашествия».
Пение: Дж. Гершвин «Любимый мой». А. Бородин «Спящая княжна» (участие в вокальном исполнении).
Творческое задание: сочини «Музыкальную сказку» (составленную из фрагментов музыкальных произведений); музыкальный экскурс, буриме; д.м.р. стр. 20; кроссворд «Музыкальная форма»; «Что бы вы показали на экране, если бы были кинорежиссёром?»
10. Знакомство с творчеством выдающихся исполнительских коллективов (1 час)
Знакомство с творчеством выдающихся исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого.
Слушание: повторение произведений.
Пение: пение песен по выбору учащихся.
11. Музыкальная драматургия (7 часов)
В чём состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией. Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс – результат). Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р. Шумана (на примере пьесы «Порыв»). «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. Сравнение пьес «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика). Особенности оперной драматургии (развитие образов и персонажей). Трансформация музыкального образа в опере М. Глинки «Жизнь за царя» (на примере сравнения образа поляков в Сцене польского бала (II д.) и в Сцене в лесу (IV д.). Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь». Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хана Кончака). Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии). Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем). Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии №41 В.А.Моцарта. Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения «Юпитер», воплощающего идею «грандиозного синтеза».
Слушание: М. Мусоргский «Старый замок» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Р. Шуман «Порыв» из ф-ного цикла «Фантастические пьесы». М. Глинка Мазурка II д., хор поляков IV д. из оперы «Жизнь за царя». А. Бородин, опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции; хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия; ария князя Игоря из II действия; ария хана Кончака из II действия; плач Ярославны из IV действия. В. Моцарт Симфония №41 «Юпитер».
Пение: А. Розенбаум «А может, не было войны?», Б. Окуджава «Мы за ценой не постоим». Участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь». Л. Марченко «Детства рай».
Творческое задание: рисунок к пьесе Мусоргского; д.м.р. стр.22-25; сравнительный анализ.
12. Заключительный урок по теме года «Содержание и форма в музыке» (1 час)
Итоговое обобщение темы «Содержание и форма» в музыке. Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы.
Слушание: повторение произведений.
Пение: пение песен по выбору учащихся.
Творческое задание: д.м.р. стр. 30-31. Сочинение на тему «В чём красота музыки».
6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические пособия для учителя
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
8. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
9. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
9. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
10. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.
11. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
12. Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл. [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2010.
13. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2012.
13. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
14. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
15. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.
2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».
3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.
4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Наглядно-печатные пособия
1.Комплект портретов композиторов.
2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов
Технические средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- сканер;
- интерактивная доска;
- DVD;
- музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- комплект детских музыкальных инструментов;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
7. Результаты ( в рамках ФГОС общего образования-личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей), и система их оценки
Учащийся научится:
- определять средства музыкальной выразительности;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.
В области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств – ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
- умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности – исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Приложение
Примерные вопросы текущего тестирования
Вариант 1
1. По мотивам каких сказок Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту «Шехеразада»;
а) «Снегурочка»;
б) «1001ночь»;
в) «Колобок»;
г) « Сказка о царе Салтане».
2. В каком году была написана симфоническая сюита «Шехеразада»:
а) 1880;
б) 1878;
в) 1888;
г) 1882.
3. Сколько частей в симфонической сюите «Шехеразада»:
а) три;
б) пять;
в) семь;
г) четыре.
4. Какой темой начинается симфоническая сюита «Шехеразада»:
а) тема Снегурочки;
б) тема Шехеразады;
в) тема Лешего;
г) тема Шахриара.
5. Какой инструмент исполняет тему Шехеразады:
а) арфа;
б) скрипка;
в) флейта;
г) труба.
6. Как называется первая часть симфонической сюиты «Шехеразада»:
а) Багдадский праздник;
б) Царевич и царевна;
в) Рассказ календера-царевича;
Вариант 2
1. Программная музыка - музыка, в основе художественного замысла которойлежит (нужное подчеркнуть):
а) литературное произведение;
б) произведение, не имеющее конкретного названия;
в) произведение изобразительного искусства;
г) программа по информатике.
2. Какие композиторы обращались к теме « Времена года» (нужное подчеркнуть):
а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) А. Вивальди;
в) П.И. Чайковский;
г) В. А. Моцарт.
3. Какому месяцу соответствует название пьесы из цикла «Времена года» (соединить стрелками):
Ноябрь «Масленица»
Февраль «На тройке»
Декабрь «Святки»
Март «Песня жаворонка»
4. Какое из перечисленных названий частей не относится к симфонической сюите «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова (подчеркнуть):
а) Море и корабль Синдбада;
б) Царевич и царевна;
в) Сирены;
г) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.
5. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а )Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» I часть;
б )П.Чайковский «Ноябрь. На тройке»;
в) В.Моцарт Симфония №40 I часть;
г) П.Чайковский «Июнь. Баркарола».
Вариант 3
1. Музыкальная форма, состоящая из чередования рефрена и эпизодов называется _________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Простая двухчастная форма это __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Она бывает ____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений называется _________________________________________________________________________________________________________________________________
4. А+В+А - схема ___________________________________________________ формы.
5. Самая маленькая музыкальная форма называется __________________________________________________________________
6. Простая трёхчастная форма это __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Она бывает __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. А+В+А+С+А - схема __________________________________________________________________
8. Формы, в которых хотя бы один из разделов больше периода, называются _________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...