Конспект урока "Звучащие картины. Прощание с Масленицей"
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока«Великий колокольный звон. Звучащие картины.»

Данный урок проводится во  2 классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь – стремиться в храм».

Цели:

     Обучающие: 

знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России

  • Формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси

    Воспитательные:

  • Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки
  • Воспитание уважения культурных традиций своего народа
  • воспитание исполнительской и слушательской культуры.

    Развивающие:

  • развитие навыка устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов
  •  развитие внимания, памяти

Оборудование:

  • фотографии храмов, церквей и колоколен России
  • репродукция картины Левитана «Вечерний звон»
  • фото «Катание на тройке»
  • колокольчики

Тип урока: урок  изучения нового материала

        

Ход урока

I этап – Организационный.

II этап – Объявление темы и целей урока.

III этап – Работа над новым материалом.

 ( звоню в колокольчик)

Прозвенел для нас звонок –
Начинаем наш урок.

– Доброе утро! Сегодня мы продолжим тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей  Родине. Как называется наша Родина?

–Россия.

– Совершенно верно. И одно музыкальное произведение рассказывало нам, что Россия - это  не просто место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас самих, на наших мам и друзей. Россия – это мы!

Что же это за произведение и кто его автор?

– Это песня «Моя Россия» композитора Георгия Струве.

- Правильно, в этой песне авторы выражают нам свою любовь к России и изображают её как живую девушку.

Давайте  и мы продемонстрируем сейчас наше уважение и любовь к родной стране в выразительном исполнении этой песни.

( распевание  и исполнение песни Г.Струве «Моя Россия»)

- Ребята, когда вы исполняете эту песню, как вы представляете себе Россию, какую картину рисуете в воображении?

- Леса, поля, березы, ромашки, реки, озера…

- Да, Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки. ( показ слайдов)

Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?

– Наверное, о том, что на Руси много колоколов. ( показ слайдов)

– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели денег на ее постройку.

Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному.

БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. ( прослушивание)

Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. ( прослушивание)

Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. ( прослушивание)

 ВЕЛИКИЙ ЗВОН– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам. (записываем названия на доске)

     Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который  возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и  оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

     В народе  всегда  верили,  что  колокольный  звон  отпугивает  нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

- А знаете ли вы, где живут колокола?  ( показ слайдов)

- В храмах, церквях…

- А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?

- Наверху, в башнях…

- Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.

Их возводили обязательно выше остальных домов.

(рассматриваем  репродукции и фото церквей и храмов,

картину «Вечерний звон» Левитана)

- А как вы думаете, почему так высоко располагают колокола?

 - Чтобы звон разносился далеко по округе

- Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить о чем они нас оповещают, о каких событиях - хороших или плохих?

( представляю детям прослушанный  праздничный  трезвон )

Радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости…

– Совершенно верно  Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви.

-А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Какой характер у этого звона?

( Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент))

- Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный…

– Молодцы. Верно определили. А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?

- Предупреждает об опасности, о чем-то плохом…

- Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время  в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.

- А сейчас я еще раз поставлю вам по небольшому отрывку из обоих, прослушанных нами колокольных звонов, а вы попробуйте ответить на непростой вопрос: у этих звонов, кроме разницы в характерах есть еще разница в исполнении. В чем она?

- У трезвона только колокола, а у Великого колокольного звона есть еще музыка, инструменты…

- Правильно, молодцы! В 1-м отрывке нам представлена запись звучания настоящих церковных колоколов и никаких других инструментов там нет. А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже!

-А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики (рассматриваем, слушаем звучание). И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

IV. Подведение итога урока.

-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?

-Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?  

Ответы детей)

-Да, колокольный звон для  русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России.

V. Домашнее задание.

Домашнее задание будет следующим: повторить песню «Моя Россия», выучить названия колокольных звонов и охарактеризовать их звучание.

И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова

…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!

– Спасибо за урок!  Всего доброго!  До новых встреч!

( Дети выходят из класса под звон колокольчика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Звучащие картины.Прощание с масленицей"

Вниманию представлен конспект урока музыки, проведенного в 3 классе по теме "Звучащие картины. Масленица"....

Урок музыки ФГОС 3 класс "Прощание с Масленицей"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Прилагается технологическая картаи самоанализ....

Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")

Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....

Конспект урока: "Звучащие картины. Прощание с Масленицей"

Конспект урока:"Звучащие картины. Прощание с Масленицей" Цели и задачи урока:Образовательные: – знакомство с народными традициями России;– закрепление понятий общности выраз...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Р.р. № 2. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица»."

Тема. Р.р. № 2. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».Цель урока: научиться правильно высказывать свои мысли: находить и использовать опорные слова; уметь составлять устный р...

«Снегурочка». Прощание с масленицей»

Методическая разработка урока музыки на тему «Снегурочка». Прощание с масленицей» (3 класс) с презентацией к уроку....

Подготовка к написанию сочинения по картине Б.Кустодиева "Масленица"

Презентация содержит информацию о праздновании традиционного русского праздника Масленицы. Это дополнительные сведения  для написания сочинения по картине....