Конспект урока "Звучащие картины. Прощание с Масленицей"
план-конспект урока по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Великий колокольный звон. Звучащие картины.»
Данный урок проводится во 2 классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь – стремиться в храм».
Цели:
Обучающие:
знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России
- Формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси
Воспитательные:
- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки
- Воспитание уважения культурных традиций своего народа
- воспитание исполнительской и слушательской культуры.
Развивающие:
- развитие навыка устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов
- развитие внимания, памяти
Оборудование:
- фотографии храмов, церквей и колоколен России
- репродукция картины Левитана «Вечерний звон»
- фото «Катание на тройке»
- колокольчики
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
I этап – Организационный.
II этап – Объявление темы и целей урока.
III этап – Работа над новым материалом.
( звоню в колокольчик)
Прозвенел для нас звонок –
Начинаем наш урок.
– Доброе утро! Сегодня мы продолжим тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей Родине. Как называется наша Родина?
–Россия.
– Совершенно верно. И одно музыкальное произведение рассказывало нам, что Россия - это не просто место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас самих, на наших мам и друзей. Россия – это мы!
Что же это за произведение и кто его автор?
– Это песня «Моя Россия» композитора Георгия Струве.
- Правильно, в этой песне авторы выражают нам свою любовь к России и изображают её как живую девушку.
Давайте и мы продемонстрируем сейчас наше уважение и любовь к родной стране в выразительном исполнении этой песни.
( распевание и исполнение песни Г.Струве «Моя Россия»)
- Ребята, когда вы исполняете эту песню, как вы представляете себе Россию, какую картину рисуете в воображении?
- Леса, поля, березы, ромашки, реки, озера…
- Да, Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки. ( показ слайдов)
Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?
– Наверное, о том, что на Руси много колоколов. ( показ слайдов)
– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели денег на ее постройку.
Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному.
БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. ( прослушивание)
Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. ( прослушивание)
Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. ( прослушивание)
ВЕЛИКИЙ ЗВОН– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам. (записываем названия на доске)
Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.
В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
- А знаете ли вы, где живут колокола? ( показ слайдов)
- В храмах, церквях…
- А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?
- Наверху, в башнях…
- Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.
Их возводили обязательно выше остальных домов.
(рассматриваем репродукции и фото церквей и храмов,
картину «Вечерний звон» Левитана)
- А как вы думаете, почему так высоко располагают колокола?
- Чтобы звон разносился далеко по округе
- Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить о чем они нас оповещают, о каких событиях - хороших или плохих?
( представляю детям прослушанный праздничный трезвон )
- Радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости…
– Совершенно верно Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви.
-А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Какой характер у этого звона?
( Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент))
- Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный…
– Молодцы. Верно определили. А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?
- Предупреждает об опасности, о чем-то плохом…
- Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.
- А сейчас я еще раз поставлю вам по небольшому отрывку из обоих, прослушанных нами колокольных звонов, а вы попробуйте ответить на непростой вопрос: у этих звонов, кроме разницы в характерах есть еще разница в исполнении. В чем она?
- У трезвона только колокола, а у Великого колокольного звона есть еще музыка, инструменты…
- Правильно, молодцы! В 1-м отрывке нам представлена запись звучания настоящих церковных колоколов и никаких других инструментов там нет. А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже!
-А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики (рассматриваем, слушаем звучание). И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.
IV. Подведение итога урока.
-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?
-Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?
( Ответы детей)
-Да, колокольный звон для русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России.
V. Домашнее задание.
Домашнее задание будет следующим: повторить песню «Моя Россия», выучить названия колокольных звонов и охарактеризовать их звучание.
И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова
…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!
– Спасибо за урок! Всего доброго! До новых встреч!
( Дети выходят из класса под звон колокольчика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Звучащие картины.Прощание с масленицей"
Вниманию представлен конспект урока музыки, проведенного в 3 классе по теме "Звучащие картины. Масленица"....
Урок музыки ФГОС 3 класс "Прощание с Масленицей"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Прилагается технологическая картаи самоанализ....
Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")
Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....
Конспект урока: "Звучащие картины. Прощание с Масленицей"
Конспект урока:"Звучащие картины. Прощание с Масленицей" Цели и задачи урока:Образовательные: – знакомство с народными традициями России;– закрепление понятий общности выраз...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Р.р. № 2. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица»."
Тема. Р.р. № 2. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».Цель урока: научиться правильно высказывать свои мысли: находить и использовать опорные слова; уметь составлять устный р...
«Снегурочка». Прощание с масленицей»
Методическая разработка урока музыки на тему «Снегурочка». Прощание с масленицей» (3 класс) с презентацией к уроку....
Подготовка к написанию сочинения по картине Б.Кустодиева "Масленица"
Презентация содержит информацию о праздновании традиционного русского праздника Масленицы. Это дополнительные сведения для написания сочинения по картине....