Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 сл. Большая Мартыновка
Утверждаю:
Директор МБОУ – СОШ № 1
сл. Большая Мартыновка
_____________ И. В. Реуцкова
Приказ от _________ № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 7 «А» класс
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 35 часов.
Учитель: Кулакова Наталья Дмитриевна
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта ООО, примерных программ основного общего образования, программы по музыке для общеобразовательных учреждений ( авт. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак), «Положение о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».
Рабочая программа по музыке
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта ООО, примерных программ основного общего образования, программы по музыке 5-8 классы для общеобразовательных учреждений (авт. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак), «Положения о рабочей программе МБОУ - СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».
Задачи программы:
-научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
-содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
-всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
-способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
-научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
II Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в 7 классе выделяется 1 ч. в неделю, 34 ч. за год. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ -СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка в 2014-2015 уч.году количество часов в неделю 1 часа, за год - 35 часов.
III. Общая характеристика учебного предмета
Изучение учебного предмета «Музыка» в 5-8 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.
Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения «музыка и жизнь». Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.
Кроме того, подробное освещение в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные:
- с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств;
- с очевидным влиянием искусств друг на друга (явления музыкальности поэзии и живописи; изобразительности музыки и поэзии).
Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы).
Четыре подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:
- класс — «Музыка и другие виды искусства»;
- класс — «В чем сила музыки»;
- класс — «Содержание и форма в музыке»;
- класс — «Традиция и современность в музыке».
Каждая из вышеназванных тем обладает самостоятельностью и внутренней законченностью; одновременно с этим все темы выступают как звенья единой содержательной концепции.
Применение системного подхода имеет важное значение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание программы, отраженное в каждом из компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивает ее полноценную реализацию в различных видах практической деятельности.
Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства, приводимые в учебнике. Их цель — придать большую многомерность в освещении изучаемой темы.
Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учетом максимального тематического соответствия содержанию программы и современной актуальности. Этому способствуют скоординированные проблемные вопросы, представленные в учебниках.
Овладение школьниками необходимыми певческими умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром.
В целом музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров — инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный
репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских, эстрадных, бардовских песен.
Весь музыкальный материал максимально отражает содержание курса программы и учебников. Объем песенного материала представлен в расширенном варианте, что позволяет учителю применять вариативный подход к его использованию.
За время обучения в 5—8 классах учащиеся изучают:
- наиболее значительные музыкальные жанры и формы (жанры песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета; музыкально- изобразительные жанры; формы музыкального периода, двухчастную, трехчастную, рондо, вариации, сонатную);
- средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика).
IV. Содержание учебного предмета
Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке» (32 ч)
1. Содержание в музыке (4 часа)
«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание. Слушание музыки И.Брамс Симфония №3, 3 часть, фрагмент, М.Таривердиев, стихи Н.Добронравова Маленький принц, Л.Бетховен Соната №14 для фортепиано, 1 часть.
2. Каким бывает музыкальное содержание (5 часов)
Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского- Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах. Заключительный урок-викторина. Слушание музыки А. Скрябин «Этюд№12». Рахманинов «Прелюдия».Хоровое пение:В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня. П.И.Чайковский Ноябрь.На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года», Н.Римский -Корсаков Симфоническая сюита «Шехерезада». 1 часть
3. Музыкальный образ (4 часа)
Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке. Слушание: С.Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, со. 32 № 12.Хоровое пение:Ю.Милютин, стихи Е.Долматовского. Лирическая песенка. Слушание: Ф.Шуберт, стихи И.В.Гёте. Лесной царь. Хоровое пение:Г.Струве, стихи Л.Кондратенко. Матерям погибших героев Слушание: Н.Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко».Хоровое пение:Г.Струве, стихи К.Ибряева. Вечное детство
4. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа)
«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши. Слушание:Ф.Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6.И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная».Хоровое пение:В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди. Слушание:Во поле береза стояла. Русская народная песня.П.Чайковский. Симфония № 4. 4 часть. Фрагмент.П.Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик».Ж.Бизе. Марш тореодора. Из оперы «Кармен».П.Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.Ф.Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2.Хоровое пение:Ты река ль моя, реченька. Русская народная песня, обработка Л.Лядовой.В. Мурадели, стихи М.Лисянского. Школьная тропинка.
- Что такое музыкальная форма (4 часа)
«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма - это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Слушание:Р.Вагнер. Антракт к 3 действию. Из оперы «Лоэнгрин».П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...»* Хоровое пение:Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам. Слушание:В.А. Моцарт. Реквием. Лакримоза. Ф.Шуберт. Серенада.Хоровое пение:Песни по выборуА.Зацепин, стихи Л.Дербенева. Есть только миг. Слушание:В.А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».Ф.Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь».Хоровое пение:А.Рыбников, Р.Тагора. Последняя поэма. Из кинофильма «Вам и не снилось».
- Музыкальная композиция (7 часов)
Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Заключительный урок-викторина. Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина - Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации). Слушание.Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7.П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома»*;Р. Шуман. Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены».* Хоровое пение:А.Гречанинов, стихи народные. Призыв весны. С л ушан ие:М. Глинка, стихи И.Козлова. Венецианская ночь.М.Глинка, стихи А.Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»Хоровое пение:М.Глинка, стихи И.Козлова. Венецианская ночь. Слушание:П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент;А.Бородин. Спящая княжна.Хоровое пение:А.Бородин. Спящая княжна (участие в вокальном исполнении). Слушание:
С.Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта».М. Глинка, стихи А Пушкина. «В крови горит огонь желанья...»* Хоровое пение:В. Брежнева. «Любовь спасет мир».
7. Музыкальная драматургия (7 часов)
Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Заключительный урок-викторина.
Слушание:М.Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки».Хоровое пение:А.Пахмутова, стихи Р.Рождественского. Просьба. Слушание:Р.Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы».Хоровое пение: С.Соснин, стихи Я. Серпина. Родина. Слушание:М.Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент.М.Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент.Хоровое пение:Б. Алексеенко, стихи Г. Новоселова. Подарок Родины. СлушаниегА.Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты.Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1 действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из 2 действия, ария князя Игоря из 2 действия, ария хана Кончака из 2 действия, «Плач Ярославны» из 4 действия.Хоровое пение:Участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра» ария князя Игоря.Г.Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь. Слушание:В.А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». 4 часть. Хоровое пение:В.А. Моцарт, русский текст К.Алемасовой. Светлый день.
V. Результаты освоения учебного предмета и система их оценки.
По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:
- главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы уметь:
- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений
- находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Система оценки освоения учебного предмета
Критерии оценки образовательных результатов на уроках музыки.
1 .Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
- Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
- Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; -самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок. Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны- учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок, «пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
- Работа по карточкам(знание музыкального словаря).
- Кроссворды.
- Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
- Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
- «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
- Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
- Ведение тетради по музыке.
VI. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
№п. п. | Наименование учебного оборудования |
1. | Книгопечатная продукция
|
2. | Методические пособия для учителя:
|
3. | Комплект учебников для учащихся:
|
4. | Технические средства обучения (ТСО):
|
5. | Экранно-звуковые пособия:
|
Тематическое планирование 7 класс
№ урока | № урока по темам,разделам | Тема урока | Тип урока | Элементы основного и дополнительного содержания образования | Музыкальный материал | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 1 | |
Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке» (34 ч) | |||||||||||
1 | 1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | Урок Изучения нового материала | Музыкальная форма, объе диняющая в едином замыс ле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы | И. Брамс. Симфо ния № 3; Л. Бет ховен. Соната № 14 для форте пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение) | Знать, что такое сюита и сонатная форма, соната. Уметь определять смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять неповторимость музыкальных произведений | Устный опрос. Хоровое пение | Выучить слова песни «Что та кое осень» | 3.09 | ||
Раздел I. Содержание в музыке (3 ч) | |||||||||||
2 | 1 | Музыку трудно объяснить словами | Урок изучения нового материла | Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс. | С. Рахманинов «Островок». Ю. Шевчук. «Что такое осень?» (пение) | Знать определение терминов: сюита, соната. Уметь: определять музыкальный образ в прослушиваемом произведении; передавать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально- хоровые навыки | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать песни по теме урока | 10.09 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
3-4 | 2 | Что такое музыкальное содержание | Урок изучения нового материала | Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней | Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; О. Юдахина, И. Резник «Учителей любимые глаза» (хоровое пение) | Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве). Уметь анализировать музыкальное произведение | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение «Биография Л. Бетховена» | 17.09 24.09 | ||
Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (5 ч) | |||||||||||
5 | 1 | Музыка, которую необходимо объяснять словами | Комбинированный | Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке | А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелюдия № 20; О. Юдахина, И. Резник «Учителей любимые глаза» (хоровое пение) | Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, из чего складывается музыкальное содержание | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать примеры программных произведений в музыке | 1.10 | ||
6 | 1 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | Урок изучения нового материала | Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе, изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец | П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); «Непогода» (хоровое пение) | Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать иллюстрации к музыкальному произведению «Ноябрь. На тройке» | 8.10 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
7 | 1 | Образ мечты. «Восточная» партитура Н. А. Римско- го-Корсакова | Урок изучения нового материала | Н. Римскй-Корсаков - вели кий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Н. Римского- Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова | Н. Римский-Кор- саков. Симфониче ская сюита «Шехерезада». I часть; Муз. В. Литвинова «Непогода» (хоровое пение) | Знать, что музыка может рассказать о человеке. Уметь анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать иллюстрации по теме урока | 15.10 | ||
8 | 1 | Когда музыка не нуждается в словах | Урок изучения нового материала | Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинении | А. Вивальди. «Зима». I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с окрест ром «Времена года» | Знать значение тональности и колорита в музыке. Уметь проанализировать музыкальное произведение | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение на тему «Творчество А. Вивальди» | 22.10 | ||
9 | 1 | Содержание в музыке | Комби нированный | Подведение итогов работы по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение | Л. Бетховен. Сим фония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание) | Знать главные осо бенности содержания и формы в музыке | Устный опрос. Хоровое пение | 29.10 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Раздел III. Музыкальный образ (3 ч) | |||||||||||
10 | 1 | Лирические образы в музыке | Комбинированный | Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов | С. Рахманинов. Прелюдия соль- диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» З. Исмагилов Ноктюрн. Р. Хасанов «Цветы» | Знать определение и основные признаки лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике | Устный опрос. Хоровое пение | Р. Хасанов З. Исмагилов прелюдия | 5.11 | ||
11 | 1 | Драматические образы в музыке | Комби ниро ванный | Драматический образ в му зыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта | Ф. Шуберт, стихи И-В: Гёте. «Лес ной царь»; Г. Струве, Л. кондратен- ко. «Матерям погибших героев» (хоровое пение) | Знать определение и основные признаки драматического образа в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души | Устный опрос. Хоровое пение | Приду мать ритмический рисунок | 12.11 | ||
12 | 1 | Эпические образы в музыке | комбинированный | Эпические образы в музы ке - это образы не только героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история | Н. Римский-Корса- ков. «Окиан - море синее». Вступление к опере «Садко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря | Знать определение и основные признаки эпического образа. Уметь определять и описывать в музыке эпические образы, отличать эпос от лирики и драмы | Устный опрос. Хоровое пение | Нарисо вать об раз лесного царя художественными материалами | 19.11 | ||
1 | 2 | 33 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч) | |||||||||||
13 | 1 | О чем рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра» | Комбинированный | Жанры классической музы ки: вокальная, танцеваль ная, вокально инструментальная, инструментальная, симфоническая музыка, му- зыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения | П. Чайковский. Симфония № 4; М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазурка фа минор;
| Знать, чем отлича ется песня от роман са; в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализировать музыкальное произведение; различать музыкальные жанры и давать им краткую характеристику | Устный опрос. Хоровое пение | Подоб рать пес ни, раз ные по направлению - бытовые, профессиональные | 26.11 | ||
14 | 1 | Такие разные песни | Комбинированный | Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная.Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки | Башкирские народные песни. Жанры башкирских песен. | Знать: виды песен; чем отличается песня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение «Виды песен» (по выбору) | 3.12 | ||
15 | 1 | Такие разные танцы | Комбинированный | Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев башкирского народа | П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец» «Бишбармак», «Семь девушек» | Знать, в чём разница между полькой и маршем, и вальсом, менуэтом и мазуркой. Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения; определять музыкальный ритм | Устный опрос. Хоровое пение | Узнать о танцевальном коллективе Ф. Гаскарова | 10.12 | ||
16 | 1 | Такие разные марши | Комбинированный | Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра | П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен») | Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой | Устный опрос. Хоровое пение | 17.12 | |||
Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 ч) | |||||||||||
17 | 1 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы | Комбинированный | Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкаль-ного произведения. Главные принципы музыкальной формы | Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»;А. Зацепин, Л. Дербенев: «Есть только миг.»(хоровое пение) | Понимать, что Что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьирования, контраста, развития.Уметь определять образное содержание музыкального произведения | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать песенный материал по теме урока | 24.12 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
18 | 1 | Художественная форма | Комбинированный | Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы | Ф. Шуберт. «Серенада»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о творчестве Л. Дербенева | 14.01 | ||
19 | 1 | От целого к деталям | Комбинированный | Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы | Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о творчестве А. Зацепина | 21.01 | ||
Раздел VI. Музыкальная композиция (8 ч) | |||||||||||
20 | 1 | Музыкальная композиция | Комбинированный | Композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса» | Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Знать определение композиции в музыке; разновидности музыкальной композиции. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | 28.01 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
21 | 1 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) | комбинированный | Разнообразие музыкальных образов | Л. Бетховен Симфония №5. 1 частьФрагмент. а. Рыбников, Р. Тагор «Последняя поэма» (хоровое пение) | Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений в 16 тактах | Устный опрос. Хоровое пение. | Выучить стихи Р. Тагора «Последняя поэма» | 4.02 | ||
22 | 1 | Двухчастная форма | Комбиниро ванный | Двухчастный цикл «прелю- дия-фуга» известен со вре мен барокко. Прелюдия выступает в роли импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа | М. И. Глинка, И. Козлов. «Вене цианская ночь» (слушание, пение); Ф. Шопен. Прелюдия ля-мажор, соч. 28 № 7 (слушание) | Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений с двухчастной формой; проявлять приобретенные навыки хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать ма териал о творчестве композитора М. Глинки и поэта И. Козлова | 11.02 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
23 | 1 | Трехчастная форма | Комби ниро ванный | Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина и Глин ки. Трехмастная форма - тип композиционной структуры, применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы или ее части. Схема строения трехчастной формы: ABA. Что такое музыкальная ре- призная трехмастная форма | М. И. Глинка, А. С. Пушкин, «Я здесь, Инези- лья...»; С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» (из балета «Ромео и Джульетта») | Знать определение трехчастной формы в музыке, репризы, композиционное построение трехчастной формы, какие произведения излагаются в трехчастной форме. Уметь приводить примеры трехчастной формы | Устный опрос. Хоровое пение | Подго товить доклад о творчестве С. Прокофьева | 18.02 | ||
24-25 | 2 | Многомерность образа в форме рондо | Комбинированный | Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно- танцевальной музыкой | А. Бород/ин. «Спящая княЖна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь»(пение) | Знать определение формы рондо и сонатной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризовать и сравнивать их | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить доклад о творчестве А. П. Бородина | 25.02. 4.03 | ||
26 | 1 | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича | Комбинированный | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности сложных жанров: симфония | Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!» | Знать о том, что в музыкальных образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа. Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать зрительный материал к «Ленинградской» симфонии | 11.03 | ||
27 | 1 | Музыкальная композиция | Комбинированный | Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое» | В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!» | Знать о роли композиции в музыке, о многозначности использования термина «композиция». Уметь применять приобретенные | Устный опрос. Хоровое пение | 18.03 | |||
Раздел VII. Музыкальная драматургия (8 ч) | |||||||||||
28 | 1 | Музыка в развитии | Комбинированный | Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете) | М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать об особенностях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Устный опрос. Хоровое пение | 1.04 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
29 | 1 | Музыкальный порыв | Комбинированный | Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии | Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать определение музыкальной драматургии, как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о русской музыкальной школе | 8.04 | ||
30-31 | 2 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | Комбинированный | Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере, балете. Драматургия музыкальных образов | М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать определение музыкальной драматургии, об особенностях и законах драматургии оперы, балета. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыкальных произведе-ний, объяснять единство пластической и музыкальной мысли в балете, синтез компонентов в балете | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение об истории создания оперы М. Глинки «Жизнь ча пяля» | 15.04 22.04 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
32-33 | 2 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | Комбинированный | Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония - жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы с фундаментальным мировоззренческим содержанием. Творчество М. И. Глинки | М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу» (из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Сер- пин. «Родина» (хоровое пение) | Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения. Уметь применять навыки вокально-хоро- вой деятельности | Устный опрос | Составить устный рассказ о своих впечатлениях об опере (по выбору) | 29.04 6.05 | ||
34 | 1 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | Комбинированный | Композитор А. П. Бородин. Музыка передает глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей, раскрывает борьбу двух начал: добра и зла. Противоборство музыкальных образов в одном произведении | А. Бородин. «Князь Игорь» (фрагменты из оперы: хор «Слава», «Интродукция» и др.) | Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения. Уметь применять навыки вокально-хоро- вой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Придумать ритмический рисунок, характеризующий маршевую музыку | 13.05 | ||
35 | 1 | Содержание и формы в музыке(заключительный урок) | Комби- нированный; творческий отчет | Подведение итогов работы за четверть и учебный год. Музыкальная форма в широком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность формы и содержания в музыке | С. Соснин, Я. Сер- пин. «Родина» (хо- ровое пйние). Произведения по выбору | Знать, чем отличается музыкальная драматургия от музыкальной композиции, в чем состоит непрерывность формы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, с тем чтобы наглядно прослеживать формы и содержание в музыке | Устный опрос. Хоровое пение | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...