Программа " Веселые нотки"
рабочая программа по музыке по теме
Актуальность представленной дополнительной образовательной программы Вокальной студии «Веселые нотки» обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие.Пение – это наиболее распространенная форма детского музыкального воспитания. Самое первое звено в пении – это сольное пение. Именно поэтому очень важно уделять сольному пению достаточно внимания, это важный этап развития голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.docx | 72.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №133
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Программа рассмотрена и одобрена На заседании педагогического совета МБДОУ№133 « Детский сад общеразвивающего вида» Протокол№ ____________от___________20 Утверждаю: Заведующая МБДОУ № 133 Л.Е. Бабаева |
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ
(возраст 3-7 лет)
ВОКАЛЬНОЙ СТУДИЯ ”ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ”
Автор-составитель:
Толкачева С.Н.
Музыкальный руководитель МБДОУ№ 133
Кемерово, 2015.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность представленной дополнительной образовательной программы Вокальной студии «Веселые нотки» обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие. Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, и в этом смысле музыкально-эстетическое воспитание является одной из главных составляющих процесса формирования духовной культуры подрастающего поколения, вовлечения его в активную эстетическую деятельность. Музыкальное искусство способствует развитию у детей художественного вкуса, а пение (как сольное, так и хоровое) является самым доступным видом исполнительской деятельности, осуществляющими их музыкально – эстетическое воспитание.
Пение – это наиболее распространенная форма детского музыкального воспитания. Самое первое звено в пении – это сольное пение. Именно поэтому очень важно уделять сольному пению достаточно внимания, это важный этап развития голоса. Не заложив основы в работе со своим голосом, хороших результатов не добьёшься. Детские впечатления прочны и создают фундамент для дальнейшей работы со своим голосом. Пение в детстве является существенным вкладом в становлении вокалиста.
В отличие от хоровых занятий каждому певцу уделяется индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности.
Цель программы заложить основы постановки голоса, обогатить духовный потенциал ребенка, воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном значении.
Задачи программы:
- расширение музыкального кругозора учащихся через ознакомление с репертуаром различных эпох, направлений и жанров;
- развитие вокально-технических навыков и навыков пения;
- развитие певческого устойчивого дыхания на опоре;
- усовершенствование навыков точного интонирования, певучести, плавности голоса;
- выработка чёткой и ясной артикуляции, дикционных навыков;
- развитие музыкально-эстетического вкуса.
Данная программа разработана с учетом:
- практических рекомендаций уникального метода обучения вокалу П.Г. Чеснокова, в творчестве которого утверждались лучшие традиции русской музыкальной культуры.
- рекомендаций по развитию певческого голоса М Егорычева, известного педагога- практика, обобщившая практический опыт и знания;
- методики обучения вокалу Л.В. Романова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя);
- правил вокального пения ЕМ Пекарской.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы. Программа cоставлена с учетом специфики дошкольного образовательного учреждения .
Срок реализации программы 2 года. Объем программы составляет 132 часa. Периодичность занятий 2 раз в неделю.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций.
Возраст | Количество детей в группе | Время занятий (в минутах) |
3-4 | 6-10 | 15 |
4-5 | 6-10 | 20 |
5-6 | 8-12 | 25 |
6-7 | 8-12 | 30 |
Форма и режим занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам и индивидуально.
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрируемые поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
- Практические занятия, в ходе которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
- Занятие-постановка, репетиция, позволяющая отрабатывать концертные номера, развиваются актерские способности детей.
- Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Прогнозируемые результатыпервого года реализации программы
В результате первого года обучения ребенок должен владеть:
- Правильной певческой установкой.
- Петь в правильной тональности.
- Четко вступать на первый звук в любой песни.
- При пении пользоваться правильно дыханием.
- Уметь петь естественным голосом без зажимов.
- Относиться бережно к голосу.
Прогнозируемые результатывторого года реализации программы
В результате второго года обучения ребенок должен владеть:
- При пении пользоваться правильно дыханием.
- Уметь петь легко на легато.
- Петь в правильной тональности.
- Петь естественным голосом без зажимов.
- Работать самостоятельно над эмоциональностью, фразировкой, динамикой.
- Уметь предложить педагогу свои видения по поводу исполнения песни.
- Пробовать самим, подобрать элементарные движения на свою сольную песню.
- Чисто интонировать.
- Относиться бережно к голосу.
Формы контроля. С целью определения результатов учебной деятельности применяются следующие формы контроля:
- проведение открытых занятий;
- участие в районных, городских и областных конкурсах;
- участие в концертах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Месяц/ неделя | Название темы | Количество занятий | ||
Сентябрь | 1 неделя | Певческая установка. | 1 | |
2 неделя | Дикция. | 2 | ||
3 неделя | Музыкальный звук. Высота звука. | 2 | ||
4 неделя | Работа над точностью интонирования. | 2 | ||
Октябрь | 1 неделя | Петь на легато. | 2 | |
2 неделя | Интонирование это важно для пения. | 2 | ||
3 неделя | Дыхание. | 2 | ||
4 неделя | Работать в дуэте, квартете, трио, ансамбле | 2 | ||
Ноябрь | 1 неделя | Округление гласных. | 2 | |
2 неделя | Динамические оттенки музыки. | 2 | ||
3 неделя | Работа над метроритмом песни. | 2 | ||
4 неделя | Голосоведение. | 2 | ||
Декабрь | 1 неделя | Цезура в пении (дыхание). | 2 | |
2 неделя | Правильная атака звука. | 2 | ||
3 неделя | Выразительность, эмоциональность исполнения. | 2 | ||
4 неделя | Расширение певческого диапазона. | 2 | ||
Январь | 1 неделя | Воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом. | 1 | |
2 неделя | Дыхание. | 1 | ||
3 неделя | Работа с фонограммой. | 2 | ||
4 неделя | Формирование сценической культуры. | 2 | ||
1 неделя | Динамические оттенки музыки. | 2 | ||
Февраль | 2 неделя | Как может звучать музыка? | 2 | |
3 неделя | Музыкальное сопровождение. | 2 | ||
4 неделя | Психологический настрой к выступлению. | 2 | ||
Март | 1 неделя | Правильная певческая установка | 2 | |
2 неделя | Кантилена (Legato); | 2 | ||
3 неделя | Формирование сценической культуры. | 2 | ||
4 неделя | Прием звуковедениязвуковедения (nonlegato, staccato). | 2 | ||
Апрель | 1 неделя | Динамика. | 2 | |
2 неделя | Правильный выбор костюма для концерта. | 2 | ||
3 неделя | Работа над движениями песни. | 2 | ||
4 неделя | Режиссерские акценты в песни | 1 | ||
Май | 1 неделя | Психологический настрой к выступлению. | 1 | |
2 неделя | Формирование сценической культуры | 2 | ||
3 неделя | Итоговое занятие. Диагностическая работа. (Приложение №1) | 2 | ||
ИТОГО: | 66 |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ
Сроки | № п/п | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Певческая установка. | Познакомить с понятием « певческая установка» знакомство с основными правилами пения; певческая установка (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы) Улыбка - сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского - м/ф "Крошка Енот" | |
Дикция. | Познакомить с понятием « дикция» постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя челюсть, пение на «зевке»); 33 коровы - cл. Н.Олева, муз. М.Дунаевского - к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!" | ||
Музыкальный звук. Высота звука. | Познакомить с понятием « звуковысотный» работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). Антошка - муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина - м/ф "Веселая карусель " | ||
Работа над точностью интонирования. | Познакомить с понятием « интонирование» работа над устойчивой интонацией. Мы милашки, куклы-неваляшки муз.Слонова А. С. | ||
Октябрь | Петь на легато. | Познакомить с музыкальным термином « legato» развитие навыков звуковедения.Иванников В., сл. И. Черницкой «Мы едем, едем, едем» | |
Интонирование это важно для пения. | Закрепить понятие « интонирование» работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). Облака - сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского - м/ф "Трям! Здравствуйте!" | ||
Дыхание. | Знакомить с определением «Дыхание» организация работы певческого дыхания (вдох, задержка, выдох) Спят усталые игрушки (Спокойной ночи, малыши) - Петрова З. | ||
Работать в дуэте, квартете, трио, ансамбле | Дать определение, что такое дуэт, квартет, ансамбль работа над устойчивой интонацией Спят усталые игрушки (Спокойной ночи, малыши) - Петрова З. | ||
Ноябрь | Округление гласных. | Дать определение « гласные» учить начинать пение после вступления самостоятельно, удерживать интонацию на одном звуке, слышать и показывать рукой направления движения мелодии вверх и вниз, точно воспроизводить простой ритмический рисунок, следить за правильным произношением слов. «Мама» Рыбников (Непоседы) | |
Динамические оттенки музыки. | Дать определение, что такое динамические оттенки музыки. исполнять песню выразительно передавать характер и смысл, правильно брать дыхание. Песня козлят - муз. Жерар Буржоа, Темистокле Попа, сл. Юрия Энтина - т/ф "Мама" | ||
Работа над метроритмом песни. | Дать определение, что такое метроритм исполнять песню выразительно передавать характер и смысл, правильно брать дыхание. Иванников В., сл. И. Черницкой «Мы едем, едем, едем» | ||
Голосоведение. | Дать определение термину « голосоведение» совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера.знакомства с упр. «Мишка». | ||
Декабрь | Цезура в пении (дыхание). | Дать определение, что такое цезура работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). «Белые снежинки» сл. И. Шаферана, муз Г. Гладкова | |
Правильная атака звука. | Дать определение « атака звука» совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера. Иванников «Раз морозною зимой». | ||
Вырази-тельность, эмоцио-нальность исполнения. | учить детей точно попадать на первый звук песен. Учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией. Левкодимов Г., сл. И. Черницкой «Маленький гном» | ||
Расширение певческого диапазона. | Дать определение « диапазон» продолжать совершенствовать звуковысотный слух детей. Львов – Компанеец Д., сл. Л. Дымовой «Кто придумал песенку?». | ||
Январь | Воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом. | Дать определение « примарная зона» работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). Макарова К. «Ай-ай-ай». «Лесенка» | |
Дыхание. | совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера. Осетрова – Яковлева Н., сл. В. Суслова «В траве сидел кузнечик». | ||
Работа с фонограммой. | Дать определение « фонограмма» Учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией. Островская Т., сл. В. Орлова распевка «Цапли и капли». | ||
Формирование сценической культуры. | Беседа о сценической культуре учить детей точно попадать на первый звук песен. Учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией. Парцхаладзе М. «Улитка». | ||
Февраль | Динамические оттенки музыки. | Закрепление понятия « динамические оттенки музыки» работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). Попатенко Т., сл. Н. Найдёновой «Песенка про папу». | |
Как может звучать музыка? | совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера. «Папа может» Шаинский | ||
Музыкальное сопровождение. | учить детей точно попадать на первый звук песен. Учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией. Реброва Г., сл. В. Викторова «Ты самый близкий человек». | ||
Психологический настрой к выступлению. | совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Савельев Б. «Я на сцену выхожу» | ||
Март | Партитура для двух голосного ансамбля. | Дать понятие « партитура» работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). Савельев Ю. «Ах, какое солнышко». | |
Правильная певческая установка | Закрепить понятие « певческая установка» совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера. Синенко В., сл. Д. Филимонова «На улице дождик», | ||
Кантилена (Legato); | добиваться выразительного исполнения песен различного характера. Славкин М., сл. Е. Каргановой«Ладушки - ладошки». | ||
Формирование сценической культуры. | работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). «Мама»музЛевкодимова | ||
Апрель | Прием звуковедения (nonlegato, staccato). | Продолжать знакомит с приемами звуковедения совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера. Синенко В., сл. Д. Филимонова «На улице дождик», | |
Динамика. | Соколова И. «Чистоплотный Васька». | ||
Правильный выбор костюма для концерта. | Закрепить понятие « интонация» работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). Николаев « Маленькая страна» | ||
Работа над движениями песни. | совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера. Струве Г. «Воспитатель», | ||
Май | Режиссерские акценты в песни | учить детей точно попадать на первый звук песен. Учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией. «Катюша» | |
Психологический настрой к выступлению. | «Катюша» | ||
Формирование сценической культуры | совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера. Усачёв А. «Принцесса. Хромушин О., сл. М. Садовского «Новый бант». | ||
Закрепление изученного материала за учебный год. | работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Месяц/ неделя | Название темы | Количество занятий | ||
Сентябрь | 1 неделя | Певческая установка. | 1 | |
2 неделя | Дикция. | 2 | ||
3 неделя | Музыкальный звук. Высота звука. | 2 | ||
4 неделя | Работа над точностью интонирования. | 2 | ||
Октябрь | 1 неделя | Петь на легато. | 2 | |
2 неделя | Интонирование это важно для пения. | 2 | ||
3 неделя | Дыхание. | 2 | ||
4 неделя | Работать в дуэте, квартете, трио, ансамбле | 2 | ||
Ноябрь | 1 неделя | Округление гласных. | 2 | |
2 неделя | Динамические оттенки музыки. | 2 | ||
3 неделя | Работа над метроритмом песни. | 2 | ||
4 неделя | Голосоведение. | 2 | ||
Декабрь | 1 неделя | Цезура в пении (дыхание). | 2 | |
2 неделя | Правильная атака звука. | 2 | ||
3 неделя | Выразительность, эмоциональность исполнения. | 2 | ||
4 неделя | Расширение певческого диапазона. | 2 | ||
Январь | 1 неделя | Воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом. | 1 | |
2 неделя | Дыхание. | 1 | ||
3 неделя | Работа с фонограммой. | 2 | ||
4 неделя | Формирование сценической культуры. | 2 | ||
1 неделя | Динамические оттенки музыки. | 2 | ||
Февраль | 2 неделя | Как может звучать музыка? | 2 | |
3 неделя | Музыкальное сопровождение. | 2 | ||
4 неделя | Психологический настрой к выступлению. | 2 | ||
Март | 1 неделя | Правильная певческая установка | 2 | |
2 неделя | Кантилена (Legato); | 2 | ||
3 неделя | Формирование сценической культуры. | 2 | ||
4 неделя | Прием звуковедениязвуковедения (nonlegato, staccato). | 2 | ||
Апрель | 1 неделя | Динамика. | 2 | |
2 неделя | Правильный выбор костюма для концерта. | 2 | ||
3 неделя | Работа над движениями песни. | 2 | ||
4 неделя | Режиссерские акценты в песни | 1 | ||
Май | 1 неделя | Психологический настрой к выступлению. | 1 | |
2 неделя | Формирование сценической культуры | 2 | ||
3 неделя | Итоговое занятие. Диагностическая работа. (Приложение №2) | 2 | ||
ИТОГО: | 66 |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ
Месяц | № п/п | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1. | Певческая установка. | Закреплять определение « певческая установка» познакомить ребят с новыми игровыми песнями Антонов Ю., сл. М. Пляцковского Две песни из музыкальной сказки «Приключения кузнечика Кузи». «Жарафрика», «Песенка Мурёнки». |
2. | Дикция. | Повторить и закрепить понятие « дикция» учить детей петь эмоционально, весело, точно передавать мелодию, четко произносить слова. Ботяров Е., сл. М. Пляцковского «Мама всё поймёт». | |
3. | Музыкальный звук. Высота звука. | Закрепить понятие « звуковысотность» учить ребят исполнять песню весело, оживленного характера, рисующую картину зимы, петь легким звуком, отрывисто мягко, заканчивая музыкальные фразы. Валь Э., сл. Е. Ушана «Прекрасное далеко». | |
4. | Работа над точностью интонирования. | Продолжать закреплять понятие « звуковысотность» учить ребят петь естественным голосом, точно интонируя скачки в мелодии. Гладков Г., сл. Э. Успенского «Если был бы я девчонкой». | |
Октябрь | 5. | Петь на легато. | Повторить музыкальный термин « legato» учить детей точно попадать на первый звук песен. Учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией. Зацепин А., сл. Л. Дербенёва «Волшебник – недоучка». |
6. | Интонирование это важно для пения. | Дать определение « примарная зона» работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). Казачок Л., сл. Ю. Принцева «Деловые ребята». Ермолов А., сл. В. Кузьминой «Тигрёнок». | |
7. | Дыхание. | совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера. Красин С., сл. Г. Ходырева учить детей точно попадать на первый звук песен. Учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией. «Валенки». | |
8. | Работать в дуэте, квартете, трио, ансамбле | Закрепить понятия « дуэт», «трио», « квартет» учить петь легко, не форсируя звук с четкой дикцией и дыханием. Крупа-Шушарина С., сл. И. Яворовской «Июль», «Весенний экспромт» | |
Ноябрь | 9. | Округление гласных. | воспитать у детей интерес и любовь к музыке, расширять диапазон детского голоса, учить детей точно попадать на первый звук мелодии в песни. Кривцев В., сл. А. Иванова «Песенка кота». |
10. | Динамические оттенки музыки. | Закреплять понятие « динамические оттенки музыки» развивать эмоциональную отзывчивость песни различного характера, упражнять детей чисто интонировать, брать дыхание до вступления. Исполнять песню выразительно четко и проговаривая все слова. Крылатов Е., сл. Ю. Энтина «Ябеда - корябеда». Ермолов А., сл. В. Кузьминой | |
11. | Работа над метроритмом песни. | Закреплять понятие « метроритм» провести с ребятами распевки на развитие артикуляции, научить детей петь в тональности. «Песня красной Шапочки». Журбин А., сл. П. Рыбников | |
12 | Голосоведение. | Закреплять понятие « голосоведение» рассказать ребятам, какие еще бывают динамические рисунки. «Планета детства», Иващенко М.И. | |
Декабрь | 13 | Цезура в пении (дыхание). | Дать определение « цезура» совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера. Левкодимов Г., сл. В. Степанова «Снежная баба». |
14 | Правильная атака звука. | работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). «Песня мамонтенка». | |
15 | Выразительность, эмоциональность исполнения. | учить ребят петь естественным голосом, точно интонируя скачки в мелодии « В траве сидел кузнечик» | |
16 | Расширение певческого диапазона. | работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). Островский А. «Песенка про носы». | |
Январь | 17 | Воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом. | работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой). «Лесенка» Тиличеева Е. |
18 | Дыхание. | совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками не форсируя звук при усилении звучания. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера. «Песня конфеток». Иващенко | |
19 | Работа с фонограммой. | Дать понятие « артикуляционный аппарат» продолжение работы над певческим дыханием (вдох, задержка, выдох); постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя челюсть, пение на «зевке») Портнов Г. «Мышка», | |
20 | Формирование сценической культуры. | расширение голосового диапазона Синенко В., сл. М. Садовского «Колыбельная». | |
Февраль | 21 | Динамические оттенки музыки. | Закрепление понятия « динамические оттенки» работа над эмоциональностью. Сл. и муз. Е. Зарицкой «Хлопайте в ладоши». |
22 | Как может звучать музыка? | работа над динамикой, увеличение градации форте и пиано Сл. и муз. Марченко Л. «Бегемот». Сл. и муз. Ю. Савельева «Расти, малыш». | |
23 | Музыкальное сопровождение. | Дать понятие « forte» и «piano»работа над динамикой, увеличение градации форте и пиано. Пинегин А., сл. А. Усачёва «Барабашка» | |
24 | Психологический настрой к выступлению. | учить интонировать точноСл. и муз. Машкова «Купите мне…» | |
Март | 25 | Партитура для двуголосного ансамбля. | Закрепление поняти « партитура» работа над динамикой, Сорокин Ю., сл. А. Шлыгина «Секрет». |
26 | Правильная певческая установка | совместная работа в коллективе Соснин С., сл.К. Ибряева «Песенка Незнайки». | |
27 | Кантилена (Legato); | Дать определение « Кантилена» контроль за певческой установкой (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы); Тугаринов Ю., сл. М. Вальгиркина «Оленёнок». | |
28 | Формирование сценической культуры. | развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой Румарчук «Мамин праздник». | |
Апрель | 29 | Прием звуковедения (nonlegato, staccato). | Закреплять понятия звуковедение Тухманов Д. , сл. М. Пляцковского «Медвежливая песенка» |
30 | Динамика. | освоение новых приёмов звуковедения (nonlegato, staccato). Игра «Тихо- громко» | |
31 | Правильный выбор костюма для концерта. | Усачёв А. «Ехал поросёнок на рассвете». Шайдулова Г., сл. Е. Каргановой «Сороконожка». | |
32 | Работа над движениями песни. | Шахов Г. «Гаммы и футбол». Шнайдер С., сл. Е. Быстрицкой «Новогодняя хороводная». | |
Май | 33 | Режиссерские акценты в песни | подобрать движения к песням так чтобы движения не мешали вокалу Юдахина О., сл. В. Ключникова «Радуга». Гладков Г., сл. Дж. Чиарди, перев. Р. Сефа «Мистер Жук». |
34 | Психологический настрой к выступлению. | работа над эмоциональностью Гладков Г., сл. В. Лугового «Песня – спор». | |
35 | Формирование сценической культуры | Проведение тренингов на раскрепощения, как артикуляционного аппарата так и внутреннее Дубравин Я., сл. М. Пляцковского «Про Емелю». | |
36 | Закрепление изученного материала за учебный год. | Ефимов В., сл. В. Новикова «О ленивом червячке». |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Методические рекомендации
Начинать занятие следует с лёгкого массажа головы, ушей, лицевых мышц (гимнастика по методике Емельянова), пальцев – массаж взбадривает, улучшает кровоснабжение, активизирует внимание. По времени это должно быть не более 1 – 2-х минут. Далее желательно применение элементов дыхательной гимнастики (методика Стрельниковой). После этого приступать уже к «звуковому» распеванию.
Урок вокала условно можно поделить на 2 раздела: распевания и непосредственно работы над произведением.
Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:
- приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого;
- с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки.
По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен.
Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.
Основные методические принципы распевания:
- выстроенность от простого к сложному;
- развитие вокальных навыков, необходимых для текущей работы;
- материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний;
- дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений;
- в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;
- все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;
- любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон.
В отличие от работы с взрослыми певцами, с детьми следует работать с большой отдачей, с пониманием психологических, физиологических особенностей детей, быть им воспитателем, учителем и другом одновременно, но не допуская панибратства. Необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности. Кроме этого, необходимо отслеживать рост и изменчивость детского организма, а особенно голоса, поэтому нужно придерживаться ряда правил для его охраны:
- - не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций;
- - проводить занятия в проветренных, не душных помещениях;
- - не допускать в работе резкого, форсированного пения;
- - внимательно относиться к подбору репертуара, особенно с точки зрения его тесситурных особенностей;
- - при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать детей от присутствия на занятиях.
- В работе с детьми рекомендуется вводить профессиональную терминологию, для этого завести словарь, куда записывать новые понятия.
Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его выборе педагог должен:
- - учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические возможности);
- - учитывать степень вокальной подготовленности учащегося;
- - наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит стимулом для профессионального роста ребёнка.
В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной детям игровой форме.
Примерный перечень игр:
- «Пальчиковые игры»;
- «Сломанный телевизор»;
- «Угадай-ка, кто такой»;
- «Вопрос – ответ»;
- «Мы - художники» и др.
Материально-техническое обеспечение
- Музыкальный зал
- Фортепиано.
- Музыкальный центр.
- Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
- Зеркало.
- Шумовые инструменты (Маракасы, треугольники, кастаньеты, ложки, бубны, барабаны, металлофоны, тамбурины, дудки, литавры, круговые трещотки, музыкальные погремушки, кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
- Нотный материал, подборка репертуара.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду : Н.А. Ветлугина , М., 1989
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь : М.Г. Ветлугина 1986
- Девятова Т.Н. Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Звук- волшебник» : Т. Н. Девятова , М., 2006
- Егорычева М Упражнения для развития вокальной техники, М. Егорычева, К., 1980.
- Емельянов В.В.. Книги онлайн vocalvoice.narod.ru
- Костина Э. Программа музыкального образования для детей раннего дошкольного возраста « Камертон» : М., 2008
- Пекерская Е.М. Вокальный букварь: Е.М. Пекерская , М., 1996
- Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: Л.В. Романова, М.,2007
- Чесноков П. Г. Хор и управление им. [Текст]: П. Г. Чесноков – М., 1961.
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой , М. Н. Щетинин М., 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Веселые нотки"
Новизна программы состоит в разработанном цикле занятий, направленных на комплексную коррекцию нарушений развития детей со средней и легкой степенью ДЦП музыкальными и художественными средствами....
Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки"
Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки" студия "Малышок"
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем....
Спортивно – развлекательная программа «Веселые нотки»
Внекласное мероприятие, соединившее в себе физкультуру и музыку. Веселые старты еще никогда не были такими музыкальными!...
Анализ внеурочной деятельности в 1 классе по программе «Веселые нотки».
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Содержание деятельности обучающихся 1 класса во внеу...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Веселые нотки". (персонифицированная) Федькина А.И.
Групповые занятия....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые нотки» на 2020-2021 учебный год
Цель программы - приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам музыкально – певческой культуры, развитие их музыкальных, вокальных и творческих способностей.Задачи: ОбразовательныеДат...