Балеты П.И. Чайковского
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему

Кара-Гиаур Екатерина Викторовна

Урок рассказывает о балетах "Щелкунчик" и "Спящая красавица" П.И. Чайковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _konspekt_uroka_po_muzyke_5_klass.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ, ПРОВОДИМОГО В 5 КЛАССЕ

ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА 5 КЛАСС. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.»

Цель урока: cформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Задачи урока:

Оборудование: мультимедийная презентация;

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Балет Щелкунчик – Трепак, марш , танец феи драже; Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

Литература:

Ход урока.

  1. Вход учащихся в класс – П. И . Чайковский. «Трепак» из балета «Щелкунчик»
  2. Музыкальное приветствие – День добрый!
  3. Актуализация, подготовка к изучению новой темы.

- Какое настроение у вас было, когда вы заходили в класс?

- Назовите жанр музыки, под которую вы заходили в класс? (танец)

- Музыка какого народа? (русский танец)

-Сегодня мы  в очередной раз отправимся путешествовать в мир музыкальных жанров.

-Для музыкального путешествия нам необходимы знания?

- Выполним небольшую разминку: 1. Что такое окраска звука? 2. Простой жанр, видами которого являются полонез, вальс, менуэт? 3. Краткое литературное изложение сюжета оперы? 4. Скорость исполнения музыки? 5. Небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков? (челеста)

- Посмотрите, ребята, слова нам подарили какие-то буквы. Для чего? Составьте слово. Что получилось?

- Правильно. Куда мы будем путешествовать?

4. Тема нашего урока «Путешествие в музыкальный театр. Балет»

На какие вопросы нам необходимо найти ответы?  (-что такое балет; участники балетного спектакля; терминология балета; известные танцоры, балерины; названия известных балетов; поучаствовать в спектакле)

  1. Работа над новой темой.

Мы уже знаем, что такое балет? Попробуйте дать определение, используя ключевые слова: музыка, хореография, литература, драматическое искусство, изобразительное искусство

Балет – это музыкальный спектакль, в котором едины музыка…

Балет – это вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально-хореографических образах – читаем мы в музыкальном словаре.

Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения.

Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую.
Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Такие веселые танцевальные сценки исполняли на карнавалах в эпоху Возрождения в Италии.  Тогда  он назывался  опера-балет.  Во  Франции  в  XVII  веке,  при  Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.

Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции.  В старину  на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады  и балеты на рыцарские и фантастические темы.  

           Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу.  

(Первоосновой для балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто)

- Без чего не может быть сделан балет? (без либретто)

Что должно быть записано в либретто? (сюжет, герои, время, в которое происходит действие)

Кто же принимает участие в балетном спектакле?

  1. Танцоры-солисты
  2. Симфонический оркестр
  3. Балетмейстер
  4. Режиссер
  5. Дирижер
  6. Художники по костюмам
  7. Художники-декораторы
  8. Кордебалет

У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире: Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Красавина, Вацлав Нижинский, Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Цискаридзе и другие мастера балета.

Балетная мозаика –  балеты мирового уровня

«Гаянэ» - «Золушка» - «Спящая красавица» - «Щелкунчик» - «Лебединое озеро»

Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду и воли. Известные танцоры и хореографы.

Великий русский композитор – П. И. Чайковский – создатель русского классического балета. Он автор 3 балетов: …

  1. Слушание музыки.

Послушаем фрагмент из одного балета Чайковского. Подумайте, как называется это балет?

Звучит Битва с мышами из Щелкунчика.

- Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это Щелкунчик.

Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем. …

Какой эпизод мы услышали? Великолепный балет-сказка был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского.  Чем заканчивается балет? Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где встречает фея Драже. Подумаем, каков музыкальный образ этой феи.

Слушание музыки - Посмотрим вариации феи Драже. Так называются сольные номера в балете.

Сегодня на уроке вы тоже попробуете быть участниками спектакля. Перевернем карточки и узнайте, какую роль вы выполняете в спектакле. Подумаем, можем ли мы поставить балетный спектакль?

А какой спектакль нам по силам?

Правильно. Для этого спектакля нам нужно распеться.

В нашем спектакле есть следующие герои:

  • Мальчик Тима;
  • Девочка Тики-Так
  • Придворный сочинитель
  • Король
  • Главный советчик
  • Королевский угодник
  • Королева
  • Ведущий
  • Часовой мастер
  • Стражники, придворные

Послушайте, чья это может быть песня

Пою песню Тимы.

Кто её может спеть? (мальчики)

Песенка Тики-так. Её споют девочки.

Разучивание

Наш миниспекталь окончен – аплодисменты! Молодцы!

Мы ответили на наши вопросы?

Заполним таблицу:

Вид деятельности

БАЛЕТ

ОПЕРА

Пение

нет

есть

Музыка

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

хореография

есть

Второстепенная роль

либретто


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в музее для начальной школы по теме "П.И. Чайковский и русский балет"

Два урока под общим названием "П.И. Чайковский и русский балет" были созданы к юбилею композитора. Они представляют собой интерактивные экскурсии в школьном музее для учащихся начальной школы. Урокам ...

Либретто на балеты П.И. Чайковского

Материал для знакомство детей с балетом...

СКАЗКА В МУЗЫКЕ Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Волшебный мир сказок вызывает большой интерес у детей, способствует развитию их воображения и творческой фантазии. Введение в музыкальную работу с детьми, знакомство с фрагментами балета И.П.Чайковско...

Сказка в музыке Балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро».

Уникальное явление искусства - "Лебединое озеро" П.И.Чайковского, "балет из балетов". Сюжет балета затейливо сплел сказочный вымысел и реальность, не оставляет детей равнодушными к этому произведению....

Сказка в музыке. БАЛЕТ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА».

Урок способствует формированию основ музыкальной культуры детей, развивает творческое воображение, проявление творческой активности, музыкальное мышление, осознанно-эмоциональное восприятие музыки. Вы...

Занятие о балете П.И. Чайковского "Щелкунчик"

Занятие, знакомящее детей с балетом Чайковского "Щелкунчик"...

Методическая разработка игровой программы "Три балета П.И.Чайковского"

     квизо     Игровая программа  «Балетные шедевры  П.И.Чайковского», разработаннна мной в формате квизовых туров для итоговой п...