Рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Рабочая программа по музыке содержит пояснительную записку с 5-7 класс ,составлена по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_plan.docx | 67.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для организации процесса обучения по предмету музыка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» ЕМР РТ.
Рабочая программа по предмету музыка составлена в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного стандарта основного общего образования, Требованиями к результатам освоения основного общего образования, Примерной программы по предмету «Музыка», Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» ЕМР РТ и учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» ЕМР РТ.на 2015-2016 у.г.
В ней учтены наиболее существенные положения программы развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования и соблюдена преемственность с рабочей программой курса музыки для учащихся начальной школы.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 35 часов).
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами по программе «Музыка» являются:
устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
• понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения
вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические
музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему
жанру и стилю — музыка классическая, на родная, религиозной традиции, современная;
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической
и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном
произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать предс
тавление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития му
зыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую
интерпретацию замысла композитора;
• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в
концертном исполнении песенного репертуара класса;
• различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели
между музыкой и другими видами искусства;
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении,
пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их
произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;
• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
Метапредметными результатами изучения музыки являются
освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться,
взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.
Учащиеся научатся:
• наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия
музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать об разный строй
художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
• передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней
фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов,театров и др.;
Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.
Личностными результатами изучения музыки являются:
развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Учащиеся научатся:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах
шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое
интонирование, импровизация, игра на инструментах);
• решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;
• проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
5.Содержание учебного предмета «Музыка»
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
Содержание программы «Музыка 5 класс .В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.
Тема 1-го полугодия: “Музыка и литература” (16часов)
Тема первого полугодия развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирование и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Тема 2-го полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (19 часов)
Тема второго полугодия: строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
6. Календарно-тематическое планирование по предмету музыка для 5 класса
№п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Дата | Характеристика основных видов деятельности ученика (планируемые результаты) | примечание | |
По плану | По факту | ||||
“Музыка и другие виды искусства” Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (16 часов) | |||||
1 | Что роднит музыку с литературой. 1. Симфония №4 (финал) П. И. Чайковского; 2.Сюита «Пер Гюнт» Э. Грига; 3. Романс (песня) «Жаворонок» для фортепиано с голосом М. И. Глинки, Н. Кукольника; 4. Песня «Родина» Н. Хрисаниди, В. Катанова |
Выявлять многосторонние связи музыки и литературы Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, саморегуляция. Познавательные: общеучебные. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | Презентация к уроку | ||
2 | Вокальная музыка. Оперные певцы. .Песня «Родина» Н. Хрисаниди, В. Катанова; 2. Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана. | Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать культуру слушателя и исполнителя Л.: смыслообразование. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: общеучебные, логические. К: умение слушать и вступать в диалог. | Презентация к уроку | ||
3 | Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Русские народные песни: «Заплетися, плетень», «Я на камушке сижу», «Ах ты, ноченька», «Уж ты, поле моё». | Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | |||
4 | Вокальная музыка-романс. 1.«Горные вершины» А. Варламова, М. Ю. Лермонтова. 2. Романс «Горные вершины» А. Рубинштейна, М. Ю. Лермонтова. | Углубить представления о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. Творчество А. Лядова. 1.Сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова (фрагменты) 2. Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана. | Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку. Тат. танц. музыка | ||
6 | «Что за прелесть эти сказки». Творчество Н. Римского –Корсакова. Сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова (фрагменты) 2. Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана. |
Выявлять многосторонние связи музыки и литературы Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
7 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества1. «Вокализ» С. В. Рахманинова; 2. «Романс» Г. В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести «Метель»; 3. «Баркарола» Ф. Шуберта; 4.«Песнь венецианского гондольера» Ф. Мендельсона; 5. Песня «Родная земля» Я. Дубравина, Е. Руженцева. | Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать культуру слушателя и исполнителя | Презентация к уроку Тат песни | ||
8 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Перезвоны» Симфония-действо. 1. Кантата «Снег идёт» Г. В. Свиридова, Б. Пастернака; 2. Песня «Родная земля» Я. Дубравина, Е. Руженцева. | Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
9 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | |||
2 четверть | |||||
10 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…» | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог. | Презентация к уроку | ||
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Г Свиридов Прелюдия. Этюд. 1. Реквием «Dies irae» («День гнева») В.А.Моцарт; 2.Песня «Запевка» Г. Свиридова, И. Северянина. | Осознание значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта : самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
12 | «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь Прелюдия. Этюд. 1. Реквием «Dies irae» («День гнева») В.А.Моцарт; 2.Песня «Запевка» Г. Свиридова, И. Северянина. » | Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. : самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика Увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль. Музыкальный портрет. Опера - былина Н. А. Римского – Корсакова «Садко» (фрагменты). | Более подробное ознакомления с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль). Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | |||
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет Развитие музыки. Симфоническое развитие. Образ танца. 1.Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов» П. И. Чайковского; 2. Балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского; 3.Балет «Золушка» С. С. Прокофьева, фрагменты; 4. . Песня «Песенка о словах» С. Старобинского, С. Вайнина. | Более подробное ознакомление с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев) Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении Литературный сценарий. Музыкальный фильм. 1. Музыкальная сказка «Бременские музыканты» Г. Гладкова (по сказке братьев Гримм); 2. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Э. Грига; 3. Песня «Песенка о словах» С. Старобинского, С. Вайнина. | Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Речитатив. Ария. Хор. 1.Мюзикл «Кошки» Э. Л. Уэббера (фрагменты); 2. «Песенка о прекрасных вещах» Р. Роджерса из мюзикла «Звуки музыки»; 3.Дж. Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт». | Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов Л:самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 3 четверть | |||||
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? .Пейзаж И.Остроухова «Сиверко»; 2.М.И.Глинка «Жаворонок», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И.Чайковский «Времена года» и т.д. 3.С.В.Рахманинов. Концерт №3 для ф-но с оркестром, 1 часть. 4.Знаменный распев. | Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
18 | «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»1.Рахманинов С.В., Чайковский П.И. «Богородице Дево, радуйся» 2.Г.Свиридов «Любовь святая» из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович» 3. Икона «Покров Пресвятой Богородицы», А.Рублев«Троица». 4.Гуно Ш., Каччини Д., Шуберт Ф. «Аве, Мария» - по выбору; 5.Рафаэль «Сикстинская мадонна». 6. Муз. Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок». | Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
19 | Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст, набат. 1. Музыка из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». 2.Икона «Святой князь Александр Невский», триптих П.Корина «Александр Невский». 3. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок». | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
20 | «За отчий дом, за русский край» Хор. Тенора. Басы. Сопрано. Альты. Выразительность. Изобразительность. Контраст. 1.Канты петровского времени, фрагменты из оперы «Иван Сусанин» и т.д. 2.«Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева. 3.Н.Зиновьев «Ледовое побоище». 4. «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева. 5. Финал кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева | Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?» Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку. Н. Жиганов опера «Джалиль» | ||
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка. 1.В. Борисов-Мусатов «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Водоем» и т.д. 2.Рахманинов С.В. «Островок» 3. Рахманинов С.В. «Весенние воды». 4. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей». | Расширение представлений о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
22 | Выразительные возможности музыки и живописи. 1.В. Борисов-Мусатов «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Водоем» и т.д. 2.Рахманинов С.В. «Островок» 3. Рахманинов С.В. «Весенние воды». 4. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей». | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта (повторение знакомых музыкальных произведений). Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
23 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве Колокольность. 1.Рахманинов С.В. Фрагменты сюиты-фантазии - «Светлый праздник» и «Слезы». 2. В.Кикта «Фрески Софии Киевской» 3.Муз. В. Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей» | Расширение представлений о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
24 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…» Скрипка соло Интерпретация, трактовка, версия, обработка. 1.Ф.Ботиччини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Я.Ван Эйк «Музицирующие ангелы», Д. Жилинский «Альтист» и т.д.. 2.И.С.Бах «Чакона», П.И. Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Concerto grosso». 3.Э.Делакруа «Портрет Н.Паганини», С. Коненков «Н. Паганини». 4.Паганини «Каприс №24». 5. Рахманинов С.В. «Вариации на тему Паганини», В Лютославский «Вариации на тему Паганини», рок-обработки В. Зинчука. 6. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке». | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта (повторение знакомых музыкальных произведений); Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | |||
25 | Волшебная палочка дирижера. Симфонический оркестр. 1.Л.Бетховен. 2 часть «Симфонии №3». 2.Э.Делакруа «Свобода ведет народ». 3. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке». | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку. Н.Жинанов опера «Джалиль» | ||
26 | Образы борьбы и победы в искусстве. Ритм. Динамика. Штрихи. 1.Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть. 2. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке». | Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
27 | Застывшая музыка. Гармония. Органная музыка, хор а капелла, полифония. 1.Работа с изобразительным рядом учебника (стр.126-131). 2.И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор, «За рекою старый дом». 3. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка». | Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | М .Музаффаров Слушание произведения: «За домом черемуха» | ||
28 | Полифония в музыке и живописи. Полифония. Фуга. 1.И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор. 2. «Прелюдия» соль минор. 3. «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК». 4.М.Чюрленис «Фуга». 5. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка». | Продолжить знакомство с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
29 | Музыка на мольберте. Образы живописные и музыкальные. 1.Триптих «Сказка. Путешествие королевны»: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны». 2. М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор. 3. М.Чюрленис Симфоническая поэма «Море». 4. Триптих «Соната моря». 5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус». | Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
30 | Полифония в музыке и живописи Полифония. Фуга. 1.И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор. 2. «Прелюдия» соль минор. 3. «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК». 4.М.Чюрленис «Фуга». 5. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка | Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
31 | Импрессионизм в музыке и живописи. Реквием. 1.Д.Б.Кабалевский «Реквием». 2.С.Красаускас «Реквием». 3.Произведения о Родине, о защитниках Отечества. 4. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик». | Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
32 | «В каждой мимолётности вижу я миры…» Цикл фортепианных миниатюр. Музыкальный пейзаж. Сказочный портрет. 1.С.С.Прокофьев «Мимолетности». 2.М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках». 3. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик». | Знакомство с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание своеобразия их творчества. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Слушание финал из «Концерта для фортепиано с оркестром» «Рассвет» Р Яхин. Презентация к уроку | ||
33 | Мир композитора. Муз.Г.Струве «Музыка». | Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку | ||
34 | С веком наравне. 2.М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках». | Обобщить представления о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов. Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | |||
35 | Обобщающий урок учебного года | Обобщение музыкальных представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, саморегуляция. П: логические. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. | Презентация к уроку |
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету «Музыка»
Состав Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 200 г.
- CD музыкальный материал к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 201 г
- учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 201 г.
Список -методических и учебных пособий
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
- «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
- «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
- «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
- «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
- Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
- Песенные сборники.
- Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3.. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4.. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
5..Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
6.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
7.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
8.Планируеме результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения е явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;
- умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка»:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:
- целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
- умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Формирование ИКТ - компетентности обучающихся 5 класса:
- Научиться использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством; научиться проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки.
- Создавать и заполнять различные определители.
- Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
- Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения;
- Цитировать фрагменты сообщения, избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации, взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики).
- Участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
- Выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета.
- Использовать возможности электронной почты для информационного обмена;вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета.
- Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио).
- Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
- Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.
- Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
- Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.
- Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители.
- Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...