Проект "Волшебство в музыке". "Лесной царь" И.Гете - Ф.Шуберт
статья по музыке (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
В данном материале авторы делятся опытом работы. Урок, посвященный балладе Ф.Шуберта "Лесной царь" - первое мероприятие проекта "Волшебство в музыке", проведенное в 5-10 классах ГБОУ школа "Тутти" в ноябре 2015г. учителями (преподавателями) музыкально-теоретических дисциплин Смирновой Е.А. и Дыгодюк Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebstvo_v_muzyke._lesnoy_tsar.docx | 22.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект «Волшебство в музыке»
Баллада «Лесной царь» И. Гете – Ф. Шуберт
ГБОУ школа «Тутти» ноябрь 2015г. 5 -10 классы
Учителя (преподаватели) музыкально-теоретических дисциплин
Смирнова Е.А. и Дыгодюк Н.В.
- Чтение баллады И. Гете в переводе В.Жуковского и подстрочный перевод. Обсуждение.
ГЁТЕ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ». ПЕРЕВОД В. ЖУКОВСКОГО
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в тёмной короне, с густой бородой»
«О нет, то белеет туман над водой».
"Дитя, оглянися, младенец ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей».
«О нет, всё спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мёртвый младенец лежал.
ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
ПОДСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД
Кто скачет так поздно сквозь ночь и ветер?
Это отец со своим ребёнком;
У него здоровый мальчик на руках,
Он уверен в безопасности мальчика и держит его в тепле.
– Мой сын, почему ты в страхе прячешь лицо?
– Ты не видишь, папа, лесного царя?
Лесного царя с короной и шлейфом?
– Мой сын, это – сгусток тумана.
«Дорогое дитя, приди, пойдём со мной!
Готов я в прекрасные игры играть с тобой;
Пёстрые цветы есть на морском берегу;
Моя мама имеет много золотых одеяний».
– Мой отец, мой отец, ты не слышишь,
Что лесной царь мне чуть слышно говорит?
– Не бойся, оставайся спокойным, мой ребёнок!
В сухих листьях свистит ветер.
«Чудесный мальчик, хочешь ты пойти со мной?
Мои дочери должны ждать тебя;
Мои дочери установят ночную очередь
И будут убаюкивать тебя, петь и танцевать для тебя».
– Мой отец, мой отец, не видишь ты там
Дочерей короля в тёмном месте?
– Мой сын, мой сын, я вижу, конечно;
Это старые серые вётлы (ивы, вербы).
«Я люблю тебя, меня привлекает твой образ;
И если ты не проявишь желания, я должен применить силу».
– Мой отец, мой отец, он сейчас хватает меня!
Лесной царь держит меня, причиняет боль!
Отцу страшно, он скачет быстрей,
Он держит в руках стонущего ребёнка.
Добирается с усилиями, с трудном до хутора (гостиницы),
Ребёнок в его руках был мёртв.
- Прослушивание различных вариантов исполнения и видеоряда:
- «Театр теней»
- Исполнение в русском переводе
- Песочная анимация
- Конкурс эссе
1.Т. Ларина: «Обе интерпретации мне понраввились как в отношении музыки, (исполнения), так и видеоряда. Баллада «Лесной царь» Шуберта на мой вкус великолепна. Она трогает, она проникает в самую душу. Просто мурашки по коже. Язык здесь не важен, музыка – вот язык, который использует Шуберт. Люди его понимают вне зависимости от того, на каком языке они говорят. Шуберт широко применяет прием «репетиция». Я полагаю, это он делает для нагнетания обстановки.. Что-то в этом есть от барабанной дроби что-то зловещее и торжественное в какой-то мере.»
2.А.Молоствова: «…Мне больше понравилась вторая интерпретация в виде песочной анимации. В этом фильме ярче выражен испуг, ужас младенца, а лесной царь, дриады, совы и другие представители мира духов выглядят более устрашающе… Когда Лесной царь зазывает младенца, кажется, что дует лютый ветер.
Шуберт использует пианистический прием «репетиция» чтобы:
а) придать музыке наибольшую напряженность.
б) изобразить стук копыт лошади
3.Г.Сорокин: «Если сравнивать только исполнение - у немца голос приятнее, а на русском текст ясен. Ты понимаешь, о чем речь.Если сравнивать фильмы целиком, то немецкий лучше, я считаю. там движется картинка, и песочная анимация создает ощущение глубокой, страшной ночи. А в русском фильме просто хорошие картины.»
4. Ф.Черневич: «Мне больше понравился второй фильм, так как он сделан с большей фантазией и экшеном. Шуберт использовал музыкальный прием репетиция для того, чтобы придать более волнительный и тяжелый характер музыке.
5. Н.Третьяков: «…Шуберт использовал прием репетиции, чтобы передать нам всю тревожность момента.»
6. В.Зимина: «…во втором исполнении было больше чувств и была более ужасающая анимация. Шуберт использовал репетицию, чтобы … передать страх младенца перед Лесным царем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе по программе Е.Д. Критской. Тема "Баллада "Лесной царь" Ф.Шуберта"
Урок позволяет углубить знания о творчестве Ф. Шуберта. Учащиеся знакомятся с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад - балладой "Лесной царь"...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"
ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...
Старинный песни мир. Баллада "Лесной царь" Ф. Шуберта
Данный материал предназначен для того, чтобы продолжить знакомство с творчеством Ф. Шуберта; формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной ц...
Фрагмент урока музыки. Беседа с детьми: Франц Шуберт «Аве, Мария».
Беседа на уроке с произведениями искусства Франц Шуберт "Аве Мария" и картина Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна"...
интегрированный урок ИЗО МУЗЫКА "Лесной царь"
интегрированный урок МУЗЫКА-ИЗО разработан на основе произведений В.Гёте и Ф. Шуберта. На уроке учащиеся слушают, читают, беседуют, высказываются, просматривают и создают композицию по пройденному мат...
7 класс 2 четверть. Разработка практических заданий после изучения тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф. Шуберта"
После тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф.Шуберта" разработала практические задания для выявления знаний учащихся....