Проект "Волшебство в музыке". "Лесной царь" И.Гете - Ф.Шуберт
статья по музыке (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Дыгодюк Наталия Владимировна

В данном материале авторы делятся опытом работы. Урок, посвященный балладе Ф.Шуберта "Лесной царь" - первое мероприятие проекта "Волшебство в музыке", проведенное в 5-10 классах ГБОУ школа "Тутти" в ноябре 2015г. учителями (преподавателями) музыкально-теоретических дисциплин Смирновой Е.А. и Дыгодюк Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebstvo_v_muzyke._lesnoy_tsar.docx22.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Волшебство в музыке»

Баллада «Лесной царь» И. Гете – Ф. Шуберт

 ГБОУ школа «Тутти» ноябрь 2015г. 5 -10 классы

Учителя (преподаватели) музыкально-теоретических дисциплин

 Смирнова Е.А. и Дыгодюк Н.В.

  1. Чтение баллады И. Гете в переводе В.Жуковского и подстрочный перевод. Обсуждение.

ГЁТЕ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ». ПЕРЕВОД В. ЖУКОВСКОГО

 

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

 

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в тёмной короне, с густой бородой»

«О нет, то белеет туман над водой».

 

"Дитя, оглянися, младенец ко мне;

Весёлого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

 

«Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит».

«О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

 

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

 

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей».

«О нет, всё спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне».

 

«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой».

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.

 

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мёртвый младенец лежал.

 ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

 

ПОДСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД

 

Кто скачет так поздно сквозь ночь и ветер?

Это отец со своим ребёнком;

У него здоровый мальчик на руках,

Он уверен в безопасности мальчика и держит его в тепле.

 

– Мой сын, почему ты в страхе прячешь лицо?

– Ты не видишь, папа, лесного царя?

Лесного царя с короной и шлейфом?

– Мой сын, это – сгусток тумана.

 

«Дорогое дитя, приди, пойдём со мной!

Готов я в прекрасные игры играть с тобой;

Пёстрые цветы есть на морском берегу;

Моя мама имеет много золотых одеяний».

 

– Мой отец, мой отец, ты не слышишь,

Что лесной царь мне чуть слышно говорит?

– Не бойся, оставайся спокойным, мой ребёнок!

В сухих листьях свистит ветер.

 

«Чудесный мальчик, хочешь ты пойти со мной?

Мои дочери должны ждать тебя;

Мои дочери установят ночную очередь

И будут убаюкивать тебя, петь и танцевать для тебя».

 

– Мой отец, мой отец, не видишь ты там

Дочерей короля в тёмном месте?

– Мой сын, мой сын, я вижу, конечно;

Это старые серые вётлы (ивы, вербы).

 

«Я люблю тебя, меня привлекает твой образ;

И если ты не проявишь желания, я должен применить силу».

– Мой отец, мой отец, он сейчас хватает меня!

Лесной царь держит меня, причиняет боль!

 

Отцу страшно, он скачет быстрей,

Он держит в руках стонущего ребёнка.

Добирается с усилиями, с трудном до хутора (гостиницы),

Ребёнок в его руках был мёртв.

  1. Прослушивание различных вариантов исполнения и видеоряда:

- «Театр теней»

        - Исполнение в русском переводе

        - Песочная анимация

  1. Конкурс эссе

1.Т. Ларина: «Обе интерпретации мне понраввились как в отношении музыки, (исполнения), так и видеоряда. Баллада «Лесной царь» Шуберта на мой вкус великолепна. Она трогает, она проникает в самую душу. Просто мурашки по коже. Язык здесь не важен, музыка – вот язык, который использует Шуберт. Люди его понимают вне зависимости от того, на каком языке они говорят. Шуберт широко применяет прием «репетиция». Я полагаю, это он делает для нагнетания обстановки.. Что-то в этом есть от барабанной дроби что-то зловещее и торжественное в какой-то мере.»

2.А.Молоствова: «…Мне больше понравилась вторая интерпретация в виде песочной анимации. В этом фильме ярче выражен испуг, ужас младенца, а лесной царь, дриады, совы и другие представители мира духов выглядят более устрашающе… Когда Лесной царь зазывает младенца, кажется, что дует лютый ветер.

          Шуберт использует пианистический прием «репетиция» чтобы:

                 а) придать музыке наибольшую напряженность.

         б) изобразить стук копыт лошади

3.Г.Сорокин:  «Если сравнивать только исполнение  - у немца голос приятнее, а на русском текст ясен. Ты понимаешь, о чем речь.Если сравнивать фильмы целиком, то немецкий лучше, я считаю. там движется картинка, и песочная анимация создает ощущение глубокой, страшной ночи. А в русском фильме просто хорошие картины.»

4. Ф.Черневич: «Мне больше понравился второй фильм, так как он сделан с большей фантазией и экшеном. Шуберт использовал музыкальный прием репетиция для того, чтобы придать более волнительный и тяжелый характер музыке.

5. Н.Третьяков: «…Шуберт использовал прием репетиции, чтобы передать нам всю тревожность момента.»

6. В.Зимина: «…во втором исполнении было больше чувств и была более ужасающая анимация. Шуберт использовал репетицию, чтобы … передать страх младенца перед Лесным царем»

Планируется продолжение работы над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по программе Е.Д. Критской. Тема "Баллада "Лесной царь" Ф.Шуберта"

Урок позволяет углубить знания о творчестве Ф. Шуберта. Учащиеся знакомятся с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад - балладой "Лесной царь"...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...

Старинный песни мир. Баллада "Лесной царь" Ф. Шуберта

Данный материал предназначен для того, чтобы продолжить знакомство с  творчеством  Ф. Шуберта; формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной ц...

Фрагмент урока музыки. Беседа с детьми: Франц Шуберт «Аве, Мария».

Беседа на уроке с произведениями искусства Франц Шуберт "Аве Мария" и картина Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна"...

интегрированный урок ИЗО МУЗЫКА "Лесной царь"

интегрированный урок МУЗЫКА-ИЗО разработан на основе произведений В.Гёте и Ф. Шуберта. На уроке учащиеся слушают, читают, беседуют, высказываются, просматривают и создают композицию по пройденному мат...

7 класс 2 четверть. Разработка практических заданий после изучения тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф. Шуберта"

После тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф.Шуберта" разработала практические задания для выявления знаний учащихся....