"Эхо войны"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
План-конспект тематического урока музыки "ЭХО ВОЙНЫ" в шестом классе. Данный урок помогает учащимся глубже осознать как события Великой Отечественной войны отразились не только на судьбах людей, но и на искусстве. В данном конспекте предлагается материал, связанный с родным краем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_eho_voyny.doc | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
в 6 «б» классе. (КРО)
Тема: Эхо войны.
Цель:
Продолжить работу по формированию знаний и умений обучающихся о воздействии музыки на человека.
Задачи:
Раскрытие темы войны через произведения: «Свет вечного огня», «Баллада о солдате», «Новороссийские куранты».
Знакомство с понятием «баллада». Закрепление понятий «вокальный», «инструментальный», «а капелла».
Продолжить ознакомление с творчеством Д. Шостаковича,
работу по формированию певческих навыков.
Создание условий для формирования эмоциональной отзывчивости.
ТСО и наглядные пособия: мультимедийная доска, проектор, синтезатор, магнитофон, фонограммы, текст песни.
План урока:
- Орг. Момент
А) Музыкальное приветствие;
Б) Вступительная беседа.
2. 1) Слушание песни « Свет вечного огня».
А) непосредственное звучание песни.
Б) беседа по услышанному.
2) Знакомство с новым материалом.
А) Вступительное слово к песне.
Б) Знакомство с песней «Баллада о солдате».
В) непосредственное звучание;
Г) беседа по содержанию и характеру песни.
Д) Разучивание песни.
3) Разминка « Изобрази солдата».
4) Беседа о парке славы.
5) Звучание фрагмента песни «Журавли».
6) Знакомство с произведением Д. Шостаковича «Новороссийские куранты»
А) история создания произведения.
Б) непосредственное звучание.
В) беседа по услышанному.
3. Итог
1) Заключительное слово.
2) Озвучивание основных моментов.
3) Выставление оценок.
4) Д/з.
5) Музыкальное прощание.
Ход урока:
(Музыкальное приветствие)
Музыка в жизни человека играет огромную роль. На протяжении многих уроков мы беседовали с вами о воздействии музыки на человека. Она может влиять на настроение, менять его мысли, толкать на какие- либо поступки.
Приведите, пожалуйста, примеры воздействия музыки на человека? (лётчик Мересьев, , и т. д.). Да, наша жизнь - источник музыки. Многие события отражаются в различных произведениях. Я хочу, чтобы вы внимательно послушали фрагмент произведения и ответили на такой вопрос, какие события натолкнули авторов на создание этого произведения?
(слушание фрагмента песни « Свет вечного огня»)
Какие же события натолкнули авторов на создание этого произведения, о чём эта песня?
( Эта песня о вечном огне, о погибших на войне).
Совершенно верно. Какая же музыка будет звучать на сегодняшнем уроке?
(Это произведение о том, чтобы мы не забывали о событиях войны).
Сегодня на нашем уроке будет звучать музыка о войне. Да, события Великой Отечественной Войны до сих пор волнуют сердца людей, эхом отдаются в нашей жизни. И поэтому я решила назвать тему нашего урока: «Эхо войны».
( Слайд №1)
Целью нашего урока будет проследить, как события 1941-1945 г. отразились на нашей жизни, на музыкальных произведениях. Четыре долгих года на нашей земле шла самая страшная, кровопролитная война, которая унесла из жизни около 30 миллионов человеческих жизней.
(Слайд №2)
Только ценой невероятных усилий была завоёвана победа. Мужество советских людей, готовность до последней капли защищать свою Родину нашли выражение во множестве произведений. Вот именно о суровых фронтовых буднях будет следующее произведение, которое называется « Баллада о солдате». Авторами этой песни являются поэт- песенник Михаил Матусовский, композитор - Василий Соловьев - Седой. А что такое баллада?
(Слайд №3)
(это литературный жанр, в основу которого заложены какие-либо события). Послушайте, пожалуйста.
(Знакомство с песней « Баллада о солдате»)
О чём это произведение? (о тяжёлой солдатской жизни)
Какое настроение у вас возникло? (грустное, мужественное) Какие чувства вызвала у вас эта песня? (чувство гордости, уважение, сопереживание).
А что ещё можно сказать об этом произведении? (оно вокально- инструментальное).
Что необычного в этом произведении? (здесь чувствуется широта русской души, неторопливая маршевость) Да, несмотря ни на что, солдат шёл вперёд…
( Слайд№4)
Вам понравилась эта песня? Давайте её разучим. Сядьте, пожалуйста, прямо, примите певческую установку.
(разучивание песни)
Что ж, молодцы, вы хорошо справились с этой песней. А сейчас, я хотела бы, чтобы вы представили себя в роли солдат. Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Вы солдаты, изнурённые долгой дорогой, но, не смотря на это, вы всё равно шагаете вперёд…
(дети шагают и поют 1 куплет (разминка))
Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста. Вы знаете, что наш город Мценск не остался в стороне событий 1941 года. В 1943 году на мценской земле тоже были бои, 20 июля фашистов вытеснили с нашего города. Мы с вами живём в мирное время.
А что нам напоминает об этих событиях, если пройтись по улицам нашего города? (памятники, Катюша, сквер танкистов, парк и вечный огонь).
В 1973 году, в год 30-летия со дня освобождения Орловской Области от немецко- фашистских захватчиков во Мценске был воздвигнут Мемориал Славы. Вдоль центральной аллеи на высоких постаментах установлены скульптурные бюсты Героев Советского Союза, уроженцев Мценского района. В глубине мемориала воздвигнут монумент: фигура сурового воина, который держит на руках своего раненого товарища.
(просмотр Слайдов№ 5, 6, 7 парка Славы)
Да, события Великой Отечественной войны до сих пор не оставляют равнодушными никого. Вечный огонь – символ памяти погибших. Как отголосок вечной памяти появилась эта песня.
(слушание фрагмента песни «Журавли»)
Именно эта песня вдохновила на создание этого памятника, который появился несколько лет назад. 20 июля 2008 г состоялось открытие реконструированного Мемориала Славы. Завод «Коммаш» изготовил и установил стальную шестиметровую стелу с декоративным элементом – летящими журавлями, выполненную по проекту студента Мценского филиала Орел ГТУ Павла Афонина.
(просмотр Слайда №8 стела « Журавли»)
Журавли на этой стеле символизирует души погибших, которые устремлены в небо.
Прошло много лет, но события Великой Отечественной войны эхом отражается в музыкальных произведениях, которые создавались, создаются, и будут создаваться.
Так Дмитрию Шостаковичу было поручено написать музыку к открытию памятника в городе-герое Новороссийске музыкальное произведение, которое Шостакович назвал «Новороссийские куранты». А позже, к этой музыке были написаны слова и произведение стало гимном города Новороссийска.
А что такое куранты? (часы с боем).
Давайте послушаем …
( слушание «Новороссийские куранты»)
Какое настроение у вас возникло при прослушивании этого произведения? (торжественное, праздничное)
Это произведение вокальное или инструментальное? (вокально-инструментальное).
Что хотел сказать автор этим произведением? (несмотря на то, что эта музыка напоминает нам о подвиге нашего народа, но в наших душах это отражается эхом, как светлая память).
(Слайд №10)
Таким образом, наш урок подошёл к концу. Какие события послужили для создания произведений, которые были на нашем уроке? (Великая Отечественная война 1941 -1945).
Найдите ответ на стенах класса. ( дети оглядывают класс, находят, вешают на доску).
Какие новые произведения прозвучали на нашем уроке? ( « Баллада о солдате», « Журавли», «Новороссийские куранты»)
Как называется литературное произведение, в основу которого заложены какие – либо события. (Баллада)
Найдите имя композитора, написавшего «Новороссийские куранты»? (Дмитрий Шостакович)
Вот и подошёл наш урок к концу, надеюсь, что в ваших сердцах, как отголоски войны, останутся прозвучавшие произведения на уроке.
( Комментируемое выставление оценок)
Домашнее задание: вспомнить и устно перечислить песни о войне. Свой урок я хочу закончить словами Твардовского:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах
Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...
Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.
В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")
Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны ...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....