"Эхо войны"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

План-конспект тематического урока музыки "ЭХО ВОЙНЫ" в шестом классе. Данный урок помогает учащимся  глубже  осознать как события Великой Отечественной войны отразились не только на судьбах людей, но и на искусстве. В данном конспекте предлагается материал, связанный с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_eho_voyny.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         Конспект урока  музыки

                                         в 6 «б» классе. (КРО)

Тема: Эхо войны.

Цель:

 Продолжить работу по формированию знаний и умений обучающихся о воздействии музыки на человека.

Задачи:

Раскрытие темы войны через произведения: «Свет вечного огня», «Баллада о солдате», «Новороссийские куранты».

Знакомство с понятием «баллада». Закрепление понятий «вокальный», «инструментальный», «а капелла».

Продолжить ознакомление с творчеством Д. Шостаковича,

 работу по формированию певческих навыков.

Создание  условий для формирования эмоциональной отзывчивости.

ТСО и наглядные пособия: мультимедийная доска, проектор, синтезатор, магнитофон, фонограммы, текст песни.

                               План урока:

  1. Орг. Момент

А) Музыкальное приветствие;

Б) Вступительная беседа.

2. 1) Слушание песни « Свет вечного огня».

А) непосредственное звучание песни.

Б) беседа по услышанному.

2) Знакомство с новым материалом.

А)  Вступительное слово к песне.

Б)  Знакомство с песней «Баллада о солдате».

В) непосредственное звучание;

Г) беседа по содержанию и характеру песни.

Д)  Разучивание песни.

 

3) Разминка « Изобрази солдата».

4)  Беседа о парке славы.

5)  Звучание фрагмента  песни «Журавли».

6)  Знакомство с произведением  Д. Шостаковича «Новороссийские куранты»

А) история создания произведения.

Б) непосредственное звучание.

В) беседа по услышанному.

3. Итог

1) Заключительное слово.

2) Озвучивание основных моментов.

3) Выставление оценок.

4) Д/з.

5) Музыкальное прощание.

                                Ход урока:

                (Музыкальное приветствие)

Музыка в жизни человека играет огромную роль. На протяжении многих уроков мы беседовали с вами о воздействии музыки на человека.  Она может влиять на настроение, менять его мысли, толкать на какие- либо поступки.

Приведите, пожалуйста,  примеры воздействия музыки на человека? (лётчик Мересьев, , и т. д.). Да, наша жизнь - источник музыки. Многие события отражаются в различных произведениях. Я хочу, чтобы вы внимательно послушали фрагмент  произведения и ответили на такой вопрос, какие события натолкнули авторов на создание этого произведения?

          (слушание фрагмента песни « Свет вечного огня»)

Какие же  события натолкнули авторов на создание этого произведения, о чём эта  песня?

 ( Эта песня о вечном огне, о погибших на войне).

 Совершенно верно.  Какая же музыка будет звучать на сегодняшнем уроке?

 (Это произведение о том, чтобы мы не забывали о событиях войны).

Сегодня на нашем уроке будет звучать музыка о войне. Да, события Великой Отечественной Войны до сих пор волнуют сердца людей, эхом отдаются в нашей жизни. И поэтому я решила назвать тему нашего урока: «Эхо войны».

                                   ( Слайд №1)

Целью нашего урока будет проследить, как события 1941-1945 г. отразились на нашей жизни, на музыкальных произведениях. Четыре долгих года  на нашей земле шла самая страшная, кровопролитная война, которая унесла из жизни около 30 миллионов человеческих жизней.

                                  (Слайд №2)

 Только ценой невероятных усилий была завоёвана победа. Мужество советских людей, готовность до последней капли защищать свою Родину нашли выражение во множестве произведений. Вот именно о суровых фронтовых буднях будет следующее произведение, которое называется « Баллада о солдате». Авторами этой песни являются поэт- песенник  Михаил  Матусовский, композитор - Василий  Соловьев - Седой.  А что такое баллада?  

                               (Слайд №3)

 (это литературный жанр, в основу которого заложены какие-либо события). Послушайте, пожалуйста.

                (Знакомство с песней « Баллада о солдате»)

О чём это произведение? (о тяжёлой солдатской жизни)

 Какое настроение у вас возникло? (грустное, мужественное)  Какие чувства вызвала у вас эта песня? (чувство гордости, уважение, сопереживание).

 А что ещё можно сказать об этом произведении? (оно вокально- инструментальное).

Что необычного в этом произведении? (здесь чувствуется широта русской души, неторопливая маршевость) Да, несмотря ни на что, солдат шёл вперёд…

                               ( Слайд№4)

 

Вам понравилась эта песня? Давайте её разучим. Сядьте, пожалуйста, прямо, примите певческую установку.

                           (разучивание песни)

Что ж, молодцы, вы хорошо справились с этой песней. А сейчас, я хотела бы, чтобы вы представили себя в роли солдат. Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Вы солдаты, изнурённые долгой дорогой,  но, не смотря на это, вы всё равно шагаете вперёд…

                  (дети шагают и поют 1 куплет (разминка))                          

Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста. Вы знаете, что наш город         Мценск не остался в стороне  событий 1941 года. В 1943 году на мценской земле тоже были бои, 20 июля фашистов вытеснили с нашего города. Мы с вами живём в мирное время.

А что нам напоминает об этих событиях, если пройтись по улицам нашего города? (памятники, Катюша, сквер танкистов, парк и вечный огонь).

 В 1973 году, в год 30-летия со дня освобождения Орловской Области от немецко- фашистских захватчиков во Мценске был воздвигнут Мемориал Славы. Вдоль центральной аллеи на высоких постаментах установлены скульптурные бюсты Героев Советского Союза, уроженцев Мценского района.  В глубине мемориала воздвигнут монумент: фигура сурового воина, который держит на руках своего раненого товарища.  

 

               (просмотр Слайдов№ 5, 6, 7  парка Славы)    

Да, события Великой Отечественной войны до сих пор не оставляют равнодушными никого. Вечный огонь – символ памяти погибших.   Как отголосок вечной памяти появилась эта песня.

                   (слушание  фрагмента песни «Журавли»)

 Именно эта песня вдохновила на создание этого памятника, который появился несколько лет назад. 20 июля 2008 г состоялось открытие реконструированного Мемориала Славы. Завод «Коммаш» изготовил и установил стальную шестиметровую стелу с декоративным элементом – летящими журавлями, выполненную по проекту студента Мценского филиала Орел ГТУ Павла Афонина.

                   (просмотр Слайда №8 стела « Журавли»)

Журавли на этой стеле символизирует души погибших, которые устремлены в небо.

Прошло много лет, но события Великой Отечественной войны эхом отражается в  музыкальных произведениях, которые создавались, создаются,  и будут создаваться.

Так Дмитрию Шостаковичу было поручено написать музыку к открытию памятника в городе-герое Новороссийске музыкальное произведение, которое Шостакович назвал «Новороссийские куранты». А позже, к этой музыке были написаны слова и произведение стало гимном города Новороссийска.

А что такое куранты? (часы с боем).

Давайте послушаем …

             ( слушание «Новороссийские куранты»)

Какое настроение у вас возникло  при прослушивании этого произведения? (торжественное, праздничное)

Это произведение вокальное или инструментальное? (вокально-инструментальное).

Что хотел сказать автор этим произведением? (несмотря на то, что эта музыка напоминает нам о подвиге нашего народа, но в наших душах это отражается эхом, как светлая память).

                            (Слайд №10)

 Таким образом, наш урок подошёл к концу. Какие события послужили для создания произведений, которые были на нашем уроке? (Великая Отечественная война 1941 -1945).

  Найдите ответ на стенах класса.  ( дети оглядывают класс, находят, вешают на доску).

 Какие новые произведения прозвучали на нашем уроке?      (  « Баллада о солдате»,  « Журавли», «Новороссийские куранты»)

 Как называется литературное произведение, в основу которого заложены какие – либо события. (Баллада)

 Найдите имя композитора, написавшего «Новороссийские куранты»? (Дмитрий Шостакович)

Вот и подошёл наш урок к концу, надеюсь, что в ваших сердцах, как отголоски войны, останутся прозвучавшие произведения на уроке.

           ( Комментируемое выставление оценок)

Домашнее задание: вспомнить и устно перечислить песни о войне. Свой урок я хочу закончить словами Твардовского:

                      Прошла война, прошла страда,

                      Но боль взывает к людям:

                      Давайте, люди, никогда

                      Об этом не забудем!!!

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...