Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
Разработка рабочей программы по музыке 7 класс по программе Е.Д.Критской с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_muzyka_7_klass.docx | 79.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 69» г. Барнаул
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогический совет Директор
___________ .
Протокол № _____ от Приказ № _________ от
«____» __________ 2015 г. «___»_____________ 2015 г.
Рабочая программа
по искусству (музыка)
7 а, б, в, г классы
на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка».
Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Москва: «Просвещение», 2011
Составитель: Попова Ю.О.
Учитель музыки
Барнаул 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-Учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2012г.
-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс», М., Просвещение, 2014 г.
- Сборник рабочих программ «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 7 класс», М., Просвещение, 2013г.
-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.
Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно – нравственных ценностей музыкального искусства, усвоение его социальных функций;
- формирование социально значимых качеств личности: активности, самостоятельности, креативности, способности к адаптации в условиях информационного общества;
- развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;
- осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Регулятивные УУД:
- самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно – творческой, проектно – исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
- устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально – эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда;
- устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых материалов для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта;
- проявление умений самостоятельно создавать и демонстрировать презентации (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов;
- развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Google и др.) и её интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД:
- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
- проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;
- выявление в проектно – исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона;
- умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свёртывания информации;
- понимание роли синтеза (интеграции) искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;
- сопоставление терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;
- проявление устойчивого интереса к информационно – коммуникационным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально – эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
- формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений в сфере искусства;
- умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников о музыкальном искусстве, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач;
- оценивание добытой информации с точки зрения её качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы и проектно – исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства);
- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
- организация общения на основе развёрнутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах;
- владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов;
- использование информационно – коммуникационных технологий при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
-метод игры.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III –пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Предмет «Музыка» изучается в 7 классе в объеме 35 часов в год (1 час в неделю).
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно – эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных хпох;
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Тематическое планирование
№ урока | Название раздела/ темы урока | Основное содержание урока | Планируемые результаты освоения темы. | ||||
Личностные метапредметные предметные | |||||||
учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность научиться | ||||||
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки. (17 ч) | |||||||
1 | Классика и современность. | Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. | Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль , интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры. | Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров т стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. | |
2 | В музыкальном театре. Опера. | Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Народно- эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. | Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Развивать интерес к художественной деятельности. | Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; | Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена). Уметь: приводить примеры оперных жанров; Называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров; Определять роль оркестра в опере. | Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Овладение методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа. | |
3 | Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев. | Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно – нравственных ценностей музыкального искусства, усвоение его социальных функций. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; | Знать драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких – либо исторических событий. Уметь проводить интонационно – образный и сравнительный анализ музыки. | Определять приёмы развития, форму музыкальных произведений. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. | |
4 5 | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. | Знакомство с русской эпической оперой А.П.Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. | Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве. | Использование разных источников информации, ИКТ; Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов. Понимание роли синтеза искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений. | Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками оперы (сольными и хоровыми). Проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Эмоционально – образно воспринимать и охарактеризовывать музыкальные произведения. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторв и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. | |
6 | «В музыкальном театре. Балет» | Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль. | Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. | Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы. Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки. | Знать понятия: балет, типы балетного танца; Составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио. Понимать роль взаимопроникновения видов искусства. | Решать творческие задачи. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. | |
7 8 | «Балет «Ярославна» | Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета. Анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна». Сравнение образов балета с образами оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» | Совершенствование художественного вкуса. Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. | Умение контролировать и оценивать свою деятельность; определять сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности. Сопоставление терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий. | Знать драматургию развития балета. Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов. | Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композитов. Знать имена русских композитов. | |
9 | «Героическая тема в русской музыке» | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов россии и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества. | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. | Знать особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера; Актуализировать музыкальный опыт, знания о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. | Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов). | |
10 11 | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы…» | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, основоположником симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия-Запад. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им. | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы; Понимание роли синтеза искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений; Развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах и её интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач; Умение аргументировать собственную точку зрения, принимать(или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видах искусства. | Знать понятия: джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений; Знать оперное искусство зарубежных композитов, творчество американского композитора Дж.Гершвина; Выявлять особенности драматургии классической оперы и современной рок-оперы. | Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений; | |
12 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | Знакомство с оперой Ж.Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; Развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видах искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах. | Знать драматургию развития оперы; Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композитов. Опера Ж.Бизе – «Кармен», балет Р.Щедрина – «Кармен-сюита». Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений. | Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективно музицирования. Решать творческие задачи. | |
13 | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы бизе. | Знакомство с балетом Р.К.Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж.Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета. | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностоном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии её стилей, форм и жанров; Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете. | Знать драматургию развития балета; -понятие транскрипция. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; Выявлять средства музыкальной выразительности. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. | Исполнять мелодии изученных классических произведений. Понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, сюите и др.); Участвовать в исследовательских проектах. | |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. | Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха. Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова. Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова). | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира | Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Знать понятия: месса, всенощная; Актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная; -проводить интонационно-образный анализ музыки. | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения; Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. | |
15 16 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. | Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос - суперзведа. Сравнение классического жанра оперы с современным исполнением. Просмотр эпизодов из фильма. | Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей. Направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. | Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров. Композиторских школ; | Знать драматургию развития рок-оперы, актулизировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки; Уметь проводить интонационно – образный анализ музыки, определять тембры музыкальных произведений, выявлять средства музыкальной выразительности. | Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; Исполнять знакомые мелодии из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»; Решать творческие задачи. | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита» | Знакомство с музыкой Д.Б.Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Знакомство с музыкой А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н.В.Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика. | Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира; Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. | Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. | Знать понятия: сюита, полистилистика; -особенности музыки к драматическим спектаклям; Актуализировать жизненно-музыкальные впечатления о роли музыки в сценическом действии; Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; Проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки. | Понимать выразительность музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий; Участвовать в исследовательских проектах. | |
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. (18 ч) | |||||||
18 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | Музыкальная драматургия в инструментально – симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи; Знать основные принципы развития музыки. | Понимать приемы развития музыки в процессе интонационно-образного анализа произведений; Уметь находить и классифицировать информацию о музыке, её создателях и исполнителях, критически её оценивать. | |
19 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. | Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире; Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества. | Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях; - навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий. | Знать понятия: духовная и светская музыка, вокальная, инструментальная и камерная музыка; Систематизировать представления об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознавать её социальные функции. | Уметь излагать своё мнение в устной и письменной форме; -приводить музыкальные примеры. | |
20 21 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. | Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа. Транскрипция – переложение музыкальных произведений. Транскрипции –наиболее популярный жанр концертно – виртуозных произведений. | Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций. | Умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свёртывания информации; Преобразовывать информацию; Делать обобщение и выводы; Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ. | Раскрыть значение понятий: этюд, транскрипция, интерпретация; Определять черты эпохи романтизма на основе осмысления особенностей развития музыки в камерных жанрах; Выявлять изменения в драматургической концепции сочинения при сравнительном анализе оригинала и транскрипции. | Называть имена выдающихся зарубежных компоиторов: Ф.Шопен, Ф.Лист, Н.Паганини, Ф.Бузони; Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах; Высказывать личностное отношение к произведениям. | |
22 | Циклические формы инструментальной музыки. | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты в старинном стиле» А.Шнитке. | Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; Познавательный интерес к музыкальным занятиям | Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика; Закрепить представление о полистилистике на примере Рондо из Кончерто гросо№1 А.Шнитке; Определять духовно-нравственные ценности современной академической музыки, понимание её социальных функций; Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; Уметь передавать свои впечатления в устной и письменной речи; вести поиск информации в Интернете, включаться в дискуссию по поводу творчества композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | |
23 24 | Соната. Соната№8 (Патетическая) Л.Бетховена. Соната№2 С.Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта. | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве Л.Ван Бетховена, С.С.Прокофьева, В.-А.Моцарта. | Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. | Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа; Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений; Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ. | Знать понятия: соната, сонатная форма; Осознавать различие музыкальной драматурги в циклических формах сюиты и сонаты; Выявлять содержание и идеи произведения, выраженных в сонатной форме, и понимание особенностей развития музыки в сонатной форме как отражение жизненных противоречий; Определять форму сонатного аллегро (экспозиция, разработка. Реприза, кода) на основе сопоставления с действием в драматической пьесе. Знать основные моменты творчества русских и зарубежных композиторов, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; Называть полные имена композиторов: Л. Ванн Бетховен, С.С.Прокофьев, В.-А.Моцарт; Уметь вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа музыкальных произведений, находить звучания других фортепианных сонат Моцарта, Бетховена, Прокофьева в Интернете и пополнение их записями своей домашней фонотеки. | |
25 | Симфоническая музыка. Симфония№103(«С тремоло литавр» Й.Гайдна. Симфония№40 В.-А.Моцарта | Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Симфония в творчестве великих композиторов. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Бетховена, Ф.Шуберта, В.Калинникова, П.Чайковского, Д.Шостаковича. | Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства; Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре симфония в творчестве различных композиторов; Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций. | Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра симфонии; Сопоставление терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; Развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. | Знать понятие симфонии я, особенности строения симфонии; Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний; Моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; Следить за преобразованием тем в музыке финала, выявлять смысловые этапы развития; Охватывать часть симфонии целостно, как процесс и как результат; Использовать графическую запись для решения учебных задач; Называть полные имена композиторов-симфонистов; Выявлять общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; Подбирать известные стихи, прозаические произведения, живописные полотна созвучные симфонии. | Понимать форму сонатного аллегро на основе драматического развития музыкальных образов и представлений о жанре симфонии как романе в звуках; Понимать содержание симфоний разных композиторов; Ориентироваться в нотном письме при исполнении музыкальных тем из симфоний; Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов; Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений. | |
26 27 28 29 30 | Симфония№1 «Классическая» С.Прокофьева. Симфония№5. Л.Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.Симфония№1 В.Калинникова. «Картинная галерея» Симфония№5 П.Чайковского Симфония№7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. | ||||||
31 | Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. | Знакомство с симфонической картиной 2Празднества» К.Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии её стилей, форм и жанров; Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. | Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной); | Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина; Анализировать приемы драматургического развития музыки; Определять особенности импрессионизма на основе сравнения музыкального языка «празднеств» с другими знакомыми произведениями русских и зарубежных композиторов на тему праздника. | Различать: тембры музыкальных инструментов; -выразительные и изобразительные образы в музыке; Выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи. | |
32 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна. | Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна. | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира; Гордость за творческие достижения деятелей национальной культуры. | Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира; Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений; Использование ИКТ для поиска информации о развитии жанра инструментального концерта. | Понимать значение термина – инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй; Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. | Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа; Находить информацию об истории создания жанра концерта. | |
33 | «Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина. | Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Понятия: джаз, симфоджаз, рапсодия. | Формирование целостного мировоззрения, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров. Стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез; Оценивать свои возможности в решении творческих задач. | Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты; Анализировать приемы драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина; Проводить интонационно-образный анализ музыки; Исполнять песни Дж.Гершвина, и других композиторов в джазовых ритмах. | Ориентироваться в джазовой музыке, называть её отдельных выдающихся исполнителей и композиторов; Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки; Осуществлять проектную деятельность. | |
34 | Музыка народов мира. | Образцы музыкального фольклора разных регионов мира( кантри, фолк-джаз, рок-джаз). Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Формирование толерантности к музыкальной культуре разных народов, поиск информации в Интернете о современных исполнителях фольклора, фестивалях этнической музыки, умение готовить мультимедийные презентации, собирать материал к проекту «Музыка народов мира: красота и гармония». | Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации | Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы; Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов; Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | |
35 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Расширение знаний о роли лёгкой и серьёзной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран мира; Обобщение представлений о содержании и жанрах мюзикла и рок-оперы на примерах знакомых и новых сочинений; Слушание и исполнение произведений в жанрах легкой, популярной музыки (мюзикл); Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. | Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки; Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе. | Уметь вести диалог и дискуссию в процессе восприятия и исполнения фрагментов сочинений, предлагаемых на уроке; Осуществление сбора информации в интернете об исполнителях, о популярных мюзиклах и рок-операх, их постановках, умение готовить презентации; Оценивание добытой информации с точки зрения её качества, пригодности, значимости для усвоения учебной темы и проектно- исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи; Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. | Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр; Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом; Осуществлять проектную деятельность. |
Перечень материально-технического обеспечения.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова,2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
-Учебно-методический комплект «Музыка 7 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Сборник рабочих программ. Музыка. 5- 7классы. Искусство. 8-9 классы.- М., Просвещение, 2011г;
- Методическое пособие для учителя «Уроки музыки» Поурочные разработки 7 класс.- М., Просвещение, 2013г;
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс».- М., Просвещение, 2013г;
- Фонохрестоматия для 7 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;
- Учебник «Музыка. 7 класс».- М., Просвещение, 2012г;
- «Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М.- Просвещение, 2013 г
-Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры;
-Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России;
- Портреты композиторов, исполнителей;
- Дидактический раздаточный материал;
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке;
-Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;
-Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности;
-Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;
- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;
- Персональный компьютер;
- Медиапроектор;
-Музыкальный центр;
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Список научно-методической литературы и интернет-сайты
1.Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема: монография/Ю.Б.Алиев. –М.,2012
2.Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке /Б.В.Асафьев. – Л., 1981.
3.Великие мюзиклы мира. – М., 2002.
4.Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках: XVIII –первая половина XX века / Е.Л.Гуревич. – М., 1994.
5.Емельянов В.В. Развитие голоса (координация и тренинг). – СПб., 2010.
6.Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В.Иванченко. – М., 2001.
7.Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / авт.-сост. С.И.Гудилина. – М., 2004. – вып.1.
8.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б.Кабалевский. – М., 2005.
9.Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М., 2001.
10.Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. / В.В.Медушевский. – М.,1993.
11.Музыкальное образование в школе: учеб.пособие для студентов / Л.В.школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др. - М., 2001.
12.Музыкальный театр XX века: события. Проблемы, итоги, перспективы. – М., 2004.
13.Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В.Назайкинский. – М.. 2003.
14.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация / Г.К.Селевко. – М., 2005.
15.Современная энциклопедия Аванта +. Музыка наших дней. – М., 2002.
16.Современные русские композиторы: Интернет-сайт: www/RussianComposers.ru.
17.Соколов А.С. Музыка в зеркале времен / А.С.Соколов. – М., 2007.
18. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором / Г.П.Стулова. – М., 2005.
19. Тараева г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике / Г.Тараева. – М., 2007.
20.Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность / сост. С. Татаренкова, С.Телешов. – М., 2008.
21.Формированеи универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмалов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. – М., 2011.
22.Энциклопедия Кирилла и мефодия. – М., 2011.
23.http://www.musikals.ru – русский сайт, посвященный мюзиклам.
Контрольно-измерительный материал для оценки метапредметных результатов.
1.Музыка как вид искусства
Планируемый результат: наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства; выражать своё отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.
Умения, характеризующие достижение этого результата: распознавать интонационно-образные и жанровые основы музыки как вида искусства, понимать их взаимосвязь с формой музыкальных произведений.
Задание
Послушай два музыкальных произведения. Подумай и ответь, что особенного в интонациях этих сочинений, к какому жанру относится каждое из них, в какой форме написано. Попытайся объяснить, почему для выражения своих музыкальных мыслей композитор выбрал именно эту форму.
Первая пара произведений (базовый уровень) |
или | Вторая пара произведений (вариант для повышенного уровня) |
1.П.И.Чайковский. Времена года. Октябрь. «Осенняя песня» 2.Ф.Шопен. Прелюдия для фортепиано № 7, ля мажор. | 1.Л.Бетховен. Вариация на русскую тему. 2.В.А.Моцарт. Соната ля мажор, часть III, Rondo alla turca/ |
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
1.Даны эмоциональные, интонациооно-образные характеристики прослушанных произведений.
2.Верно указаны жанры и формы прозвучавших музыкальных произведений.
3.В целом дано пояснение о взаимосвязи содержания и формы музыкального произведения.
Повышенный уровень:
1.Даны эмоциональные, интонационно-образные характеристики произведений.
2.Верно указаны жанры и формы прослушанных музыкальных произведений.
3.дано пояснение о взаимосвязи содержания и формы музыкального произведения, приведены аргументы.
2.Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Планируемый результат: раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии.
Умение: понимать специфику интонационного и драматургического развития музыки.
Задание
Прослушай фрагменты музыкальных произведений: увертюру к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила», эпизод нашествия из Симфонии №7 Д.Д.Шостаковича и увертюру «Эгмонт» Л.Бетховена. Определи, в каком из них основные образы сталкиваются, противоречат один другому, в каком сочинении различные музыкальные образы только сопоставляются, сравниваются. Поясни свой ответ. Приведи пример произведения, в котором интонационное и драматургическое развитие музыки происходит на основе конфликта (или взаимодополнения, сравнения).
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
1.Верно определены музыкальные произведения, в которых развитие происходит на основе столкновения и сопоставления.
2.дано краткое пояснение ответа.
3. Приведен один верный пример произведения с интонационным и драматургическим развитием музыки на основе конфликта (или взаимодополнения, сравнения).
Повышенный уровень:
1.Верно определены музыкальные произведения, в которых развитие происходит на основе столкновения и сопоставления.
2.Дано развернутое пояснение ответа.
3.Приведены два верных примера сочинений с интонационным и драматургическим развитием музыки на основе конфликта и взаимодополнения, сравнения.
3.Музыка в современном мире: традиции и инновации
Планируемый результат: ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).
Умение: пользоваться ресурсами Интернета для выполнения творческих заданий, связанных с художественным проектированием, организацией содержательного досуга, презентациями докладов, сообщений и др.
Задание.
Используя музыкально-образовательные ресурсы Интернета, подготовь сообщение о творчестве любимого отечественного композитора XIX-XXI вв. и представь его, применяя программу Vicrosofi PowerPoint. Подбери музыкальные фрагменты какого-либо сочинения этого композитора в различных интерпретациях.
Критерии достижения планируемого результата:
1.В представленной презентации дана интересная и содержательная для одноклассников информация о творчестве любого отечественного композитора XIX-XXI вв.
2.Подобраны музыкальные сочинения этого композитора, соответствующие теме сообщения,
Календарно-тематическое планирование
по музыке 7 класс
для надомного обучения
| № Урока | Наименование разделов и тем | Дата проведения |
Раздел1 Особенности драматургии сценической музыки | |||
1 | 1 | Классика и современность | |
2 | 2 | Опера М.И.Глинки “Иван Сусанин» | |
3 | 3 | Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» | |
4 | 4 | Балет «Ярославна» | |
5 | 5 | Героическая тема в русской музыке | |
6 | 6 | Опера «Кармен» Ж.Бизе | |
7 | 7 | Рок-опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» | |
8 | 8 | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | |
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | |||
9 | 1 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | |
10 | 2 | Камерная инструментальная музыка. Этюд | |
11 | 3 | Циклические формы инструментальной музыки. Соната. | |
12 | 4 | Симфоническая музыка.Симфония №103 Й.Гайдна | |
13 | 5 | Симфоническая музыка. Симфония №40 Моцарт | |
14 | 6 | Симфоническая музыка. Симфония №5 Бетховена | |
15 | 7 | Симфоническая музыка. Симфония№8 Ф.Шуберта | |
16 | 8 | Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси | |
17 | 9 | Инструментальный концерт. «Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина | |
18 | 10 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. |
Лист корректировки рабочей программы
Предмет | ФИО учителя | Количество часов по плану | Количество часов, фактически проведенных | Причина отставания | За счет чего будет реализована программа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...