Конспект урока музыки в 3 классе«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».
план-конспект урока по музыке на тему

Абдуллаева Наталья Викторовна

Конспект урока музыки составлен в форме технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока музыки33.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      Конспект урока музыки

Ф. И. О. педагога:  Гузь Наталья Викторовна
Предмет: музыка
Класс: 3 класс
Тип урока: урок обобщение.

Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама». 

Номер урока по теме: 11

Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.

Задачи:

Обучающая - расширить и углубить  музыкально – художественный кругозор учащихся путем изучения образа матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.

Развивающая -  развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе закрепления темы материнство;
Воспитательная – воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Планируемые результаты:

Личностные - Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству, формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

Метапредметные:

 Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; воспитание гуманистических ценностей человека. Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Коммуникативные: формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

Предметные: Научатся: интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.

Материально-техническое обеспечение урока: учебник, музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр,  компакт-диски, компьютер, флеш - носитель, интерактивная доска. Методические, нотные пособия по вокалу.

Музыкальный материал: «Мама» В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и «Мама» Ч. Биксио, «Профессия мама» И. Коркишко.


Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент

2 минуты

 Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята».

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

 Музыкальный ответ «Здравствуйте, учитель», участие в коллективной деятельности.

 Научатся чисто интонировать.

 Коммуникативные: мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

7 минут

Озвучивает тему урока. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».  Слайд 1и2.Такими словами мне хочется начать наш урок.

Учитель формулирует вопрос: Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?  Почему о маме?  А что для вас обозначает слово «мама»? Учитель дополняет и обобщает ответы детей : Мы сегодня поговорим о маме в преддверии праздника – «День матери»,  который стали отмечать в России с 1998 года, в последнее воскресенье ноября. Учитель  дает задание послушать Диалог малыша и ангела. Слайд 3 и 4.

Учитель формулирует вопрос: Какие эмоции у вас вызвала эта история?

Учитель обобщает ответы учащихся: Мама, мамочка... Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого, единственного человека. Мамы для своих детей готовы на разные подвиги ижертвы.

Учитель задает вопрос: Какие повиги могут совершать мамы? И есть ли награда за подвиги?

Слайд 5. Учитель дополняет ответы детей : Во время войны, в 1944 г., когда страна уже знала, что скоро победа, был учрежден орден «Мать-героиня». Среди четырнадцати женщин, удостоенных этим Указом звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума ВС СССР № 1 были вручены Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей (десять сыновей и двух дочерей). Награда была вручена ей в Кремле 1 ноября 1944 года из рук Михаила Ивановича Калинина.

Во время войны восемь её сыновей ушли на фронт Великой Отечественной войны, четверо из них погибли. Первого ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной.

 Осуществляют мыслительную операциию основанную на жизненном опыте. Индивидуальная деятельность, ответы детей: Речь пойдет о маме. Приближается праздник «День матери».Мама это самый родной, близкий человек.

Слушают диалог. Отвечают на поставленный вопрос: чувтво нежности, трепет.

Отвечают на поставленный вопрос: Главный подвин мамы это воспитание детей, не одного,  а много. Многодетным матерям дают медаль.

 Научатся дифференцировать знания полученные ранее. Получат информацию о празднике «День матери».

 Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

личностные формирование духовно –нравственной позиции. Коммуникативные: Формирование умения слушать, участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

 

3. Постановка учебной цели и задачи

4 минут

Учитель формулирует вопрос: вы знаете, что в искусстве существуют вечные темы, как вы думаете тема женщины – матери является вечной? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

На протяжении двух уроков мы рассматривали тему Образ матери в разных видах искусства (молитва, икона). Как вы думаете в каких видах искусства мы будем рассматривать образ матери сегодня?

 Отвечают на поставленный вопрос: да тема матери является вечной и актуальной по сей день.

приходят к выводу: Многие творцы искусства - композиторы, художники, писатели всего мира создали гениальные произведения, посвященные самому дорогому и любимому для каждого человека -  маме. Рассмотрим как в живописи и музыке передан этот образ.

 Научатся анализировать  музыкальные и художественные произведения в процессе изучения.

 Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

Познавательные умение формулировать задачи и цели  урока.

Личностные реализация творческого потенцила.

Регулятивные: постановка учебной цели.

4. Построение проекта выхода из затруднения

7 минут

 Рассмотрим эту тему в изобразительном искусстве, поэзии,  музыке. Что нужно для этого сделать? Составить алгоритм изучения произведения.

Учитель сравнивает алгоритм изучения произведения с эталоном.

1.. Посмотреть картину или репродукцию картины, прочитать стихотворение, послушать музыку о маме.

2.Проанализировать произведение.

3. Сравнить данные произведения с помощью наводящих вопросов учителя.

 Учащиеся составляют план изучения произведения искусства:

1.Смотрим на картинуили слушаем музыкальное произведение.

2.Изучаем ее (какие краски, настроение, содержание).

3.Сравниваем.

Составляют  алгоритмизучения произведения искусства.

 Личностные формирование ответственного отношения за свою работу.

Регулятивные: выполняют учебные действия под руководством учителя.

5. Первичное закрепление

15 минут

  1.  Анализ произведений изобразительного искусства. Работа с учебником.

«Петроградская мадонна» К. Петрова-Водкина и «Мадам Шарпантье с детьми» О.

Учитель задает вопрос: Кто из вас знает, кто такая «мадонна»? Как вы считаете, какой изображена мама на картине  «Петроградская мадонна» К. Петрова-Водкина? Какова общая интонация картины?

Давайте сравним содержание этих картин, определим их эмоциональный строй и подумаем над тем, какими знакомыми им музыкальными произведениями можно озвучить эти живописные полотна. Какой изображена мама на картине О. Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми»?

Физкульт минутка («Потягушки»)

  1. Анализ музыкальных произведений «Мама» В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и «Мама» итальянского композитора Биксио — аналогично сопоставлению картин.

Учитель формирует вопросы:                                                                Каков характер этой песен?В чем их отличие и сходство? Какая из песен больше соответствует образу картины О. Ренуара?

 Анализируют  произведения по составленному ранее алгоритму.  Ответы детей: Слово Мадонна обозначает Богоматерь, Богородица. К. Петров-Водкин рисует образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе. Общая интонация картины тревожная — жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается, как желание уберечь сына от невзгод.

Эта картина напротив, передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.

Учащиеся сами определяют этапы анализа музыкального произведения:

  1. Слушание музыки.
  2. Определение харакрета
  3. Сравнение двух песен.

Ответы детей: В песне «Мама» В. Гаврилина чувствуется выразительность, нежность  и трогательность строк о маме, интонационность песенной мелодии, чистота и  строгость распева. Песня «Мама» итальянского композитора  звучит  контрастно песне В. Гаврилина  «Мама», так как в ней преобладает национальный колорит, придающий музыке страстность и экспрессивность выражения чувства.

 Научатся овладевать умениями высказывания о живописи и звучании музыки . Научатся применять на практике высторенный алгоритм анализа произведений.

 Личностные развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Метопредметные освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

6. Рефлексия

10 минут

Учитель задает вопрос: А вы любите свою маму? А за что вы любите ее? Игра «За что мы любим маму»

Подводит обучающихся к выводу, что тема Мама вечна в произведениях искусства.Игра «Собери пословицу», «Веселая викторина». А что бы наши мамы всегда были рады нужно говорить какие слова? Игра «Вежливость».

Итог: Что вам больше всего запомнилось на уроке? В каких видах искусства мы рассматривали маму?

В заключении исполните песню А. Ермолова «Профессия мама» с движениями.

 По очереди отвечают на поставленный вопрос. Вступают в игру.

Учащиеся дополняют учителя: что все самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Маму нужно любить и уважать, говорить ей теплые слова.

Ответы детей: Мама изображена в литературе, музыке и живописи. Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений. Исполняют  песню А. Ермолова «Профессия мама» с движениями.

 Научатся осуществлять самооценку собственной учебной деятельности. Применять полученные умения в повседневной жизни.

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки в 3 классе "Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, нежная моя мама "

Тип урока: углубление знаний.Вид урока: урок – исследование.Формируемые УУД Педагогические цели: Формирование трепетных, нежных чувств к матери, воспитание духовно-нравственных качеств...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Дистанционный урок: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».

Дистанционный урок по музыке для 3 класса...

Технологическая карта урока музыки «Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Технологическая карта урока музыки «Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»...