Внеклассное мероприятие "Православное Рождество"
методическая разработка по музыке на тему

Шестова Ирина Ивановна

Мероприятие для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl._merop._pravoslavnoe_rozhdestvopo_teme.doc75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 113

ДЁМСКОГО РАЙОНА  ГО Г.УФА

           

             Внеклассное мероприятие по теме

                « Рождество Православное»

                                    (методическая разработка)

                                                               

                                                               

                                                               

                                                                   МБОУ СОШ № 113, тел. 281-29-14

                                                                               Шестова Ирина Ивановна

                                                                                                Учитель музыки

                                                               г. Уфа ул. Менделеева, д.177/1, кв.7

                                                                                              дом. тел. 228-25-98

Тема:     «Рождество  Православное»

Цель:     Познакомить учащихся с особенностями празднования Нового  

                года  и Рождества на Руси. Познакомить с традициями и обрядами,

                пришедшими  в современные праздники из далёкого прошлого.

Задачи:  

                –  Расширить представления учащихся об истории, быте,

                    особенностей музыкального искусства и культуре русского

                    народа на примере праздника  «Православное Рождество».

                –  Развитие исполнительских навыков и умений и творческих

                    воплощений, полученных знаний.

                –  Привитие бережного отношения к культурным традициям

                    русского народа, воспитание интереса, любви и уважения

                    к музыкальной и общей культуре народа, осознание себя как

                    личности, принадлежащей к великому народу.

Музыкальный

материал:

  1. П.И.Чайковский «Декабрь» («Святки») из  фортепианного

цикла «Времена года».

  1. Русские народные плясовые наигрыши в исполнении

Оркестра русских народных инструментов.

  1. Русские народные календарные песни – Колядки.
  2. Э. Ханок, С. Островой песня «Зима».
  3. Г. Струве песня «Новогодний хоровод».

Методические

Приёмы:

- словесные;

- восприятия;

- наглядно-слуховые;

- стимулирующий;

- наблюдения;

- «ретроспективы» и «перспективы»

- эмпатии (сопереживания);

- импровизации;

- обобщения;

Литература:

                    1.Альмехина Е.В. «Рождество» (методическая разработка,

                        1998г., Тула)

                    2. Баркова А.Л. «Верования древних славян» (Энциклопедия

                        для детей т. 6, I ч., Религия мира. – Москва: Аванта+, 1996г.,

                        стр. 255 – 278)

3. Бусарева В.Р., Колесниченко В.И. «Искусство моего народа»

(журнал «Музыка в школе» № 3, 2006г., стр. 59 – 69.)

  1. Изместьева Ю.Д. «От Рождества до Крещения», «Колядки».

(Музыка, поурочные планы 3 класс Iч., Волгоград: Учитель – АСТ, 2004г., стр. 67 – 89)

  1. Русские народные песни, составитель Аникин В.П. (Москва: Детская литература, 1972г., стр. 16 – 40)
  2. Сборник народных песен «Жаворонушки», II ч., составитель

Науменко Г.М. (М.: «Советский композитор», 1981г., стр.38)

 7. Сборник народных песен №Жаворонушки», III ч., составитель

     Науменко Г.М. (М.: «Советский композитор», 1984г., стр. 37)

Оборудование:

  1. Оформление: Православное Рождество, ёлка.
  2. Музыкальный центр, диски CD.
  3. Макет русской избы.
  4. Для 1 сценки: стол, гребень, зеркало, крючок, хлеб, платок,

Кольцо, вода в миске, пшено.

  1. Для 2 сценки: звезда на шесте, мешок с зерном, корзина с

угощением: орехи, конфеты, печенья, хлеб, пироги.  

6.  Для 3 сценки: мешок с подарками, валенки, снежок, варежки.

7.  Мультимедийная установка, компьютер, экран.

Действующие

лица:    

  1. Ведущие – 2 человека.
  2. Для 1 сценки – 2 девушки и тётушка.
  3. Для 2 и 3 сценки – 3 ряженых (в костюмах), 2 хозяина.
  4. Учащиеся 4-х  классов.

Слайды:      [14слайдов]

  1. Боги языческого пантеона Древней Руси; [1-4]
  2. Традиции и обряды народных праздников; [5-8, 10-12]
  3. Ребус « Колядки»; [9]
  4. Новогодняя и Рождественская ёлка; [13-14]

Ход мероприятия:  (на экране слайд [1])

Дети входят в зал. Звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь» («Святки»)

из цикла «Времена года». Выходит два ведущих.

Ведущий 1 (Вед 1): Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Ведущий 2 (Вед 2): По какому поводу мы здесь собрались?

Вед 1:    Сегодня мы поговорим о традициях и праздниках, корни которых уходят в глубокие древние времена, когда многие народы верили в то,  что

в чаще леса стоит изба Бабы-Яги, в суровых каменных горах обитает Змей похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Такая вера получила название –

Язычество. (2, с.255)

Вед 2:  Почему? Неужели от слова язык? [2]

Вед 1: Совершенно верно, «язычество» значит «народная вера», а слово «народ» это одно из значений древнеславянского слова «язык». Славяне – язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с животными, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг. (2, с.255) [3]

Вед 2:  Каким богам поклонялись древние славяне?

Вед 1: Богу ветра – Стриборгу, богу огня – Сварогу,  богу тепла и солнечного света – Дажьбогу, Хорсу, который воплощал в себе движущееся по небу светило, (о нём мы поговорим чуть позже), и, конечно же, Перуну – богу громовержцу, покровителю земледелия. Он посылал на землю дожди, от него зависел урожай. (3, с.62)  [4]

Вед 2: Во времена, когда Русь приняла Христианство в 988 году, многие славяне продолжали поклоняться языческим богам. Это двоеверие, язычество и христианство, особенно ярко отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание святых отцов церкви тесно переплелось с языческими поверьями. (4, с.68) [5]

Вед 1: Начинался год крестьянина зимой. В день зимнего солнцестояния, 25 декабря, когда начиналось увеличение светового дня, наши далёкие предки совершали обряды в честь Дажьбога, дающего тепло, свет, энергию, жизнь.

Вед 2: Чтобы не отнимать у народа красивый праздник, отцы православной церкви решили совместить с народным праздником религиозный – Рождество Христово, чтобы народ забыл языческих богов. (1, с.2)  [6]

Вед 1: Всем известно, что Россия – это страна, где возможно соединить невозможное. До сих пор на Рождество у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы. Когда Россия перешла на григорианский календарь, который на 13 дней опережает юлианский, то праздник Рождества передвинулся на 7 января. Гуляния продолжались 12 дней и заканчивались 19 января, в праздник Крещения. (1, с.2-3) [7]

Вед 2: Как в народе называют время от Рождества до Крещения?

Дети: Святки.

Вед 2: Святки это христианское название, а языческое – Коляда, рождение солнца, Дажьбога. Это время считалось магическим. В первые дни Нового года люди старались одеться во всё новое, да ещё и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. Угощали друг друга, ходили в гости, поскольку верили, что как встретишь праздник – таков будет и весь будущий год. Желали только хорошее,- ведь любое доброе пожелание

непременно должно исполниться, а обычные поступки людей приобретают особое значение, и по ним можно узнать свою судьбу. Поэтому от Нового года до Крещения девушки гадали, каким будет их суженный. (4, с.70) [8]

Сценка 1: На сцене стоит  изба, в неё входят три девушки и тётушка.

Девушки: (поют)   С Новым годом, со всем родом, (4, с.80-81)

                     Чтоб здоровье было, много лет жили,

                      Чтоб счастье было в Новый год,

                      И гостей невпроворот.

Тётушка:  Ай, спасибо! Подарки наши, изба ваша, проходите, девчата.

Дев.: Тоосинь, тоосинь у Ивана кудри, Тоосинь, тоосинь по плечам лежат

          Тоосинь, тоосинь, словно жар горят.

         Не с кем, да и не с кем да мне горевать,

         Не с кем, да и не с кем разговаривать.

Тётушка, а  что такое Тоосинь?

Т: Э, миленькая, давно это было, ещё до Рождества, праздновали люди колядки. А кто такие: Коляда, Овсень, Тоосинь теперь позабыли. А песни вот  остались. А как пришёл в мир Спаситель наш, стали на Руси каждый год Рождество встречать, но продолжали колядовать, да гадать.

Дев.1:  Как гадали на Руси, тётушка, расскажи?

Т: Кто как умел. Кто расчёску под полушку клал…

Дев.2: И приговаривал: «Суженый, ряженый причеши мне голову…»

Т: Верно. Кто курицу в дом приносил…

Дев. 3: Ну надо же, тётя, так прямо и курицу.

Т: Да, приносили, да каждая свою. Сажали поочереди на стол, ставили перед нею водицу, пшенца и зеркало. Станет курица пшено клевать –

 жених богатый будет.

Дев. 1: А если в зеркало смотреть?

Т: Тогда красивый и модный.

Дев. 2: А если водицу пить?

Т: Тогда пьяница несусветный.(Девушки смеются) Есть и другие гадания.

Дев. 3: Тётушка, покажи!

Т: Так кусочек хлеба и крючок у меня найдётся, а кольцо у вас есть? (1, с.5)

(Девушки дают кольца, тётушка накрывает всё платком) Вытягивайте поочереди.

(Девушки поочереди вытягивают, а тётушка комментирует.)  Кольцо – жених щёголь будет; хлеб – богатый жених; и у тебя тоже; повезло вам!

Дев. 1: А если бы я крючок вытянула?

Т: Тогда жених бедный бы у тебя был. Да, много гаданий на Руси… (уходит)

Дев: Тётушка, расскажи… (девушки бегут за ней)

Вед 1: Накануне Рождества отмечался Сочельник. В этот день пищу принимать не разрешалось, вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя. После этого ели сочиво – постное кушанье (каша с маслом), сочни – лепёшки из тонко раскатанного теста, кутью – кашу на воде из риса, проса, с добавлением сушёных фруктов. (1, с.2)

Вед 2: Любимым развлечением молодёжи было хождение ряжеными по домам, с песнями, весёлым пожеланием доброго здоровья хозяевам и благополучия. Называли такие песни, разгадайте, как. (Показывает ребус)  [9]

Дети: Колядки.

Вед 1: Хозяева, в уплату за пожелание, одаривали их вкусной едой. Считалось, чем обильнее угощение, тем сытнее буде будущий год. Отказать

колядовщикам – значит навлечь на себя беду, неурожай. Люди готовились к

приходу весёлых гостей, оценивали их выступление. (5, с.16) [10]

2 сценка: В зал заходят ряженые, несут Вифлеемскую звезду и поют, на сцене

                 стоит изба.

Ряженые: (поют) Потерялась Коляда накануне Рождества,

                              Нашлась Коляда у Николина двора,

                              Везде поспевай, с Новым годом поздравляй. (6, с.38)

-Тук-тук-тук, дома ли хозяева?

1 хозяин: Нет никого, ничего не дадим, уходите…

Ряж: (поют) Кто не даст пирога, тому куричья нога

                     Пень да лопата, корова горбата.

                     А кто хлеба не даст, того рожь худа

                     Неуколотиста, неумолотиста. (идут к другой избе)  (7, с.37)

                        Потерялась Коляда накануне Рождества,

                     Нашлась Коляда у Петрова-то двора,

                     Везде поспевай с Новым годом поздравляй. (6, с38)

- Тук-тук-тук, дома ли хозяева?

2 хозяин: Заходите, гостям рады.

Ряж: (поют)  Приходила Коляда накануне Рождества,

                     Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

                     Овин с овсом, жеребца с хвостом.

                     Кто хлеба дал, того рожь хороша,

                     Коляда - маледа на долгие века долгие лета. (7, с.37)

 ( Один ряженый бросает из мешка 3 горсти зёрен)

                   Сеем, веем, посеваем с Рождеством вас поздравляем,

                   Уродись пшеничка, горох, чечевичка!

                   На поле -  копнами, на столе -  пирогами.

                   Сеем, веем, посеваем, овсом, рожью, милостью божьей!

2 хозяин: Да, попели вы на славу, на потеху, на забаву.

                 Где- же ваш мешок? Получайте пирожок!

                 И бараночки, и конфеточки, и гривенник на прянички. (5, с.17)

(Ряженые благодарят и все уходят)

Вед 1: Шествие ряженых, щедрование, колядование, обсыпание дома зёрнами, которые хозяева собирали и хранили, – это древнейшие земледельческие ритуалы язычества – нацелены они на урожайность будущего года и зимой праздновали начало земледельческого года. (3,с.64)

Вед 2: В это же время люди поминали умерших родичей,  – оставляли им угощенье от своей трапезы, разжигали по всему селу костры, чтобы покойники на том свете грелись. Древнейшей формой новогоднего общения с миром мёртвых было переодевание в шкуры животных, – мифических предков. Этот обычай сохранился и до нашего времени. Кто может сказать, как он выглядит сейчас? (2, с.272-273)

Дети: Новогодний карнавал, ряженые на Рождество. [11]

Вед 1: Совершенно верно. Водили хороводы тоже не случайно. Ведь бог Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это древнее божество, не имевшее человеческого облика, представлялось просто золотым диском. Катание зажжённых колёс и вождение хороводов – всё это тоже символизировало светило. (2, с.267) [12]

3 сценка: В зал заходят ряженые с мешком

1 ряж: Мы ходили, мы гуляли, колядовали.

2 ряж: Снег топтали, под окнами певали.

3 ряж: Под окнами певали, хозяев поздравляли,

            А теперь мы с вами поиграем. (1 ряженый из мешка вынимает валенки)

1 ряж: Вот сапожки непростые, как их наденешь, сразу в пляс пустишься.

           Кто желает поплясать – выходи в круг.

( Дети выходят в круг и пляшут под русскую плясовую музыку)

2 ряж: (из мешка вынимает снежок) Смотрите, снежок, как он сюда попал?

 Наш подарок просит песню о зиме спеть, давайте встанем в хоровод.

    (Дети встают в хоровод и поют песню)

3 ряж: Какой же следующий подарок? Варежки. Отдам варежки детям, кто-нибудь их наденьте, а я смотреть не буду. Как только все руки спрячут за спину, я пойду искать, а вы мне подсказывайте словами: «Горячо», «Тепло», «Холодно». (Проводится игра под народную музыку). (4, с.75)

Вед 1: Что же ещё считается символом Рождества?

Дети: Ёлка. [13] и [14]

Вед 1: Верно. Ставить ёлку – это рождественский обычай. Символ рая – вечнозелёная ель, которую принято наряжать в ночь под Рождество и оставлять в течение всех святок. И рождественскую ёлку, в отличие от новогодней ёлки, украшали исключительно белыми и синими шарами. Давайте споём песню для нашей ёлочки. (Все встают в хоровод, поют песню)

Вед 2: И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить подарки в Рождество связан с преданием о волхвах, которые принесли в дар Иисусу золото, ладан и мирру. Люди чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, открытки, книги. (Всем вручаются небольшие подарки) (1, с.5)  [1]

Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч!

 

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Рождество" на немецком языке

Цель внеклассного мероприятия: активизировать знания, умения и   навыки, полученные учащимися на уроках немецкого языка; расширение  кругозора школьников;  знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения "Рождество в литературе и народных традициях"

Актуальность темы:Праздник Рождества призван возвышать и очищать наши души, а чтобы это стало возможным, к нему надо приготовляться умом, душой, сердцем. Один из способов такой подготовки – чтен...

Внеклассное мероприятие "Рождество в России и Великобритании"

Внеклассное мероприятие "Рождество в России и Великобритании"Внеклассное мероприятие проводится для паралели 5 возможно и 6 кассов на неделе иностранных языков....

Внеклассное мероприятие "Рождество в Германии".

Внеклассное мероприятие" Рождество в Германии"  для 5-6 классов...

Внеклассная работа Рождество в Англии и Германии

Рождество – большой праздник. Он широко отмечается как Христианской, так и Католической церковью. Празднование рождества в Англии и Германии – католический праздник. Приготовления начинаются за нескол...

Сценарий внеклассного мероприятия "Рождество в Англии"

Сценарий внеклассного мероприятия "Рождество в Англии"...