Рабочая тетрадь по слушанию музыки 3 класс
учебно-методическое пособие по музыке по теме
В "Рабочей тетради" по слушанию музыки 3 класс представлены следующие темы: маршевая музыка, танцы, балет, опера, оперетта, церковная музыка, джаз и рок-музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_slushanie_muzyki_rabochaya_tetrad.docx | 102.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАРШИ. МАРШЕВАЯ МУЗЫКА
МАРШ (франц. – ходьба, движение) – музыка, сопровождающая ходьбу, шествие. Маршевая музыка сопровождает торжественные церемонии, военные походы и траурные шествия. Существует три вида маршей: походные, церемониальные, траурные.
Рассмотрим основные черты марша на примере «Детского марша» Сергея Прокофьева
Размер ____________
Темп ______________________________________________________________
Ритм_______________________________________________________________
Форма (структура) ___________________________________________________
ПОХОДНЫЕ МАРШИ
Один из первых русских маршей – Марш Преображенского полка. Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». Он появился в эпоху Петра I (начало 18 века).
Размер ____________ Лад _______________________Ритм _____________________
Мелодия ____________________________________ Форма ____________________
Другой походный марш «Прощание славянки». Его сочинил военный дирижер Василий Иванович Агапкин. В 1912 году шла война между Турцией и славянскими странами на Балканах. Многие славянские женщины провожали своих близких на фронт. Этот марш посвящен им.
Д/З Сочинить марш в размере 4/4 (8 тактов)
ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ И ТРАУРНЫЕ МАРШИ
Церемониальные марши сопровождают военные парады, важные события, спортивные праздники, свадебные торжества. Знаменитый «Свадебный марш» итальянского композитора Феликса Мендельсона (1809-1847) – это один из номеров симфонической музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь.
Особенности данного марша:________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Траурные марши сопровождают похоронные шествия. Непревзойдённый шедевр в этом жанре создал польский композитор Фридерик Шопен (1810-1849). Траурный марш Шопена – это третья часть сонаты №2 си бемоль минор для фортепиано (1839).
Музыка «изображает шествие целого народа, убитого горем при трагическом перезвоне колоколов» (В. Стасов). Этот марш впервые прозвучал в исполнении оркестра в день похорон Ф. Шопена.
Характерные черты траурного марша:
Темп ________________________________________________________________
Лад ________________________________ Размер __________________________
Ритм ________________________________________________________________
Мелодия (кантилена или речитатив) _______________________________________
Сравните данный марш с Траурным маршем немецкого композитора Георга Фридриха Генделя (1685-1750) из оратории «Самсон». Оратория «Самсон» повествует об ослеплении иудейского вождя Самсона и лишении его силы филистимлянской красавицей Далилой.
_____________________________________________________________________
МАРШИ ДЕТСКИЕ, СКАЗОЧНЫЕ И КОМИЧЕСКИЕ
В балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» звучит детский марш. Это Мари и Франц весело маршируют возле рождественской ёлки. (Вспомните сказку немецкого писателя Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)
Определите средства выразительности данного марша:
Характер ___________________________ Размер ____________________________
Ритм________________________________ Темп ____________________________
Форма______________Средняя часть _____________________________________
Реприза точная или с изменениями? _______________________________________
В опере «Руслан и Людмила» русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) звучит сказочный Марш Черномора. В музыке этого марша можно выделить три основные темы. Определите, что изображает каждая из тем. А помогут нам строки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
1 тема __________________________________________________________
2 тема __________________________________________________________
3 тема __________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) « Шествие кузнечиков»
Размер ________________ Ритм _________________________________________
Характер _____________________________________________________________
Форма __________________________ Регистр __________________________________
Можно ли назвать данное шествие комическим маршем? Да Нет Почему?
Ваши фантазии ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «МАРШЕВАЯ МУЗЫКА»
I. Впишите в таблицу основные виды маршей
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
II. Определите виды данных маршей :
П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»______________________
Г.В.Свиридов «Военный марш» из музыкальных иллюстраций к повести
А. С.Пушкина «Метель»___________________________________________
Дж. Верди «Марш» из оперы «Аида »_______________________________
Опера итальянского композитора посвящена борьбе египтян с эфиопами. Марш звучит во время победного шествия египетского войска во главе молодого военачальника Радамеса, въезжающего на золотой колеснице.
И. О.Дунаевский «Песенка о весёлом ветре » ________________________
В чём особенность этого марша ? __________________________________
Можно определить данное произведение как песня-марш? Да Нет
Назовите известные вам песни-марши.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
III. Охарактеризуйте Марш С.Прокофьева из оперы «Любовь к трём апельсинам»
Жанр_________________________________________________________________
Характер______________________________________________________________
Регистр_______________________________________________________________
Темп_________________________________________________________________
Структура ( буквами ) __________________________________________________
Ритм_________________________________________________________________
НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ
Народные танцы произошли из древних обрядовых танцев. В них отражается характер народа, его жизнь и образ занятий. Писатель Н.В. Гоголь обратил внимание на национальное своеобразие народных танцев. В каждом из них неповторимый характер движений, темп, ритм. Южным темпераментным народам свойственны более стремительные танцы. У северных народов преобладают более сдержанные танцы, соответствующие их спокойному темпераменту. К русским народным танцам относятся камаринская и трепак.
КАМАРИНСКАЯ – русская народная пляска. Характер весёлый, шуточный. Размер 2/4. Темп быстрый. Танец преимущественно мужской. Исполняется с многочисленными вариациями. М.И. Глинка «Камаринская», П.И. Чайковский «Камаринская».
ТРЕПАК – русский народный танец. Характер удалой, бодрый. Размер 2/4. Темп быстрый. Исполняется с сильным притопыванием. Таков «Трепак» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
ГОПАК (укр. – прыгать, скакать) – украинский народный танец. Характер жизнерадостный. Размер 2/4. Темп быстрый. Танец основан на прыжках и подскоках. Таков «Гопак» из оперы М.П.Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
БУЛЬБА (белорус. – картошка) – белорусская народная девичья песня-пляска. Характер весёлый. Размер 2/4. Темп оживлённый.
ЛЕЗГИНКА – танец народов Кавказа. Характер живой, стремительный. Размер 6/8. Темп быстрый. Танцоры соревнуются между собой в красоте и в ловкости движений. Своеобразие этого танца отразилось в «Лезгинке» А. Хачатуряна из балета «Гаянэ»
Д/З Нарисовать рисунок с изображением народного танца
СТАРИННЫЕ ТАНЦЫ 16-17 веков.
Наиболее распространёнными танцами в Европе в 16 веке были павана и гальярда.
ПАВАНА ( лат. – павлин, пава) – старинный испанский , а также итальянский танец. Характер торжественный и горделивый. Это танец-шествие. Размер 2/4 или 4/4. Темп медленный. Исполнялся этот танец в великолепных костюмах и необыкновенных туфлях с загнутыми носами.
ГАЛЬЯРДА ( итал. – бурная, сильная, смелая) – старинный итальянский танец с прыжками. Характер весёлый, подвижный. Размер ¾. Темп умеренно быстрый.
В 17 веке павана и гальярда уступают место танцам аллеманда и куранта. Их дополняют куранта и жига. Так образуется 4-х частный цикл старинной сюиты. Создал сюитный цикл немецкий композитор 17 века Иоганн Якоб Флобергер. Впоследствии в жанре сюиты работали Ф. Куперен, Ж. Рамо, И.С. Бах и другие композиторы.
СЮИТА ( франц. –ряд, последовательность) – циклическое произведение, состоящее из нескольких контрастных частей.
АЛЛЕМАНДА (фран.- немецкая) – старинный танец немецкого происхождения. Характер торжественный. Размер 2/4 или 4/4. Темп умеренный. Начинается с затакта.
КУРАНТА (фр. – текучая) – старинный французкий танец. Характер торжественный, плавный. Размер ¾,3/8. Темп умеренный. Фигуры танца сложные и прихотливые.
САРАБАНДА - старинный испанский танец. Характер торжественный и величественный. Размер ¾. Темп медленный. Это танец-шествие. Исполнялся при дворах Испании, Франции, Англии.
ЖИГА – старинный английский танец моряков. Характер живой, стремительный. Размер 3/8, 6/8, 9/8, 12/8. Темп очень быстрый. В основе непрерывное движение триолей.
И.С. Бах Английская сюита соль минор
ТАНЦЫ 18 ВЕКА
МЕНУЭТ ( фр.-маленькие шаги) – старинный французский танец. Характер изящный, грациозный. Король танцев 18 века. Размер ¾, темп умеренный. Танцевальные движения сложны: поклоны, реверансы, мелкие шаги. Считался «школой изящных манер». Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей.
Л. Боккерини Менуэт
ГАВОТ – старинный французский танец. Характер грациозный и жеманный. Размер 4/4 с затактом. Темп умеренно оживлённый. Французский композитор Жан Батист Люлли ввёл гавот в оперу и балет, придав ему изысканность.
Ж.Люлли Гавот
ПОЛОНЕЗ (фр. – польский) – старинный польский танец. Характер торжественный и праздничный. Размер ¾, темп умеренный. В аккомпанементе ритм болеро
Шаг полонеза степенный и изящный, с приседанием на третьей доле. Открывал балы.
20 полонезов «не для танцев» написал польский композитор и дипломат Михал Клеофас Огиньский. Его лирический полонез ля минор «Прощание с Родиной» приобрёл мировую известность.
М. Огиньский Полонез ля минор
ТАРАНТЕЛЛА (от итал. Города Торонто) – итальянский народный танец.Характер живой и страстный. Размер 3/8 или 6/8. Темп очень быстрый. Существует легенда: человек, укушенный пауком тарантулом может спастись от смерти, танцуя в тарантелле.Одна из самых знаменитых тарантелл создана итальянским композитором Джоаккино Россини.
Дж. Россини Тарантелла
НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ
Танец | Происхождение | Характер | Размер | Темп |
СТАРИННЫЕ ТАНЦЫ 16-17 веков
Танец | Происхождение | Характер | Размер | Темп |
ТАНЦЫ 18 ВЕКА
Танец | Происхождение | Характер | Размер | Темп |
ТАНЦЫ 19 ВЕКА
ВАЛЬС ( фр.- прокатывать) – король танцев 19 века. Произошёл из немецких, австрийских, чешских народный танцев. Характер благородный, поэтичный. В аккомпанементе характерная фигура: бас и два аккорда. Размер трехдольный ( ¾, 3/8. 6/8). Темп различный.
Предшественник вальса – лендлер, австрийский и немецкий народный танец. В 20х годах 19 века появляется новая разновидность вальса – венский вальс, состоящий из пяти танцев- «звеньев», обрамленных вступлением и кодой. Создателями венского вальса стали композиторы и дирижёры, любимцы Вены Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус (отец). Но королём вальса стал Иоганн Штраус (сын). В его творчестве вальс вырос в самостоятельный концертный жанр. Лучшие вальсы Штрауса –сына (всего 168 вальсов) – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса».
И. Штраус «Сказки Венского леса»
ПОЛЬКА ( чешск.- полшага) – чешский народный танец. Характер весёлый, задорный. В танце мелкий шаг чередуется с маленькими подскоками. Размер 2/4. Темп быстрый.
С. Рахманинов «Итальянская полька»
ЧАРДАШ (венг. – корчма, трактир) – венгерский народный танец, состоящий из двух частей: медленного лашшана, сопровождающего мужской выход и стремительной фришки, сопровождающей парную пляску. Характер зажигательный. Размер 2/4, 4/8. Темп различный. Характерные ритмические и мелодические обороты чардаша можно услышать в «Венгерских танцах» Й. Брамса.
Й. Брамс Венгерский танец» Фа # минор
ТАНЦЫ 19 века
Танец | Происхождение | Характер | Размер | Темп |
Рисунок танца
ТАНЦЫ 20 ВЕКА
ТАНГО – старинный народный испанский танец. В 1920-х годах стало известно аргентинское танго. Характер страстный. Размер 2/4. Темп умеренно подвижный. Ритмическое остинато:
РЕГТАЙМ ( англ. – неровный, рваный) – городской бытовой американский танец, сложившийся в конце 19 века, один из предшественников джаза. Характер активный. Размер 2хдольный. Темп быстрый. Специфика регтайма – ровный бас и синкопированный ритм правой руки. Наиболее известный автор-исполнитель – американский композитор Р. Джоплин.
БЛЮЗ ( англ. - грусть, меланхолия) – лирическая песня американских негров, а также американский танец, медленный и меланхоличный. Оказал влияние на формирование джаза. Размер 2хдольный, темп медленный.
ФОКСТРОТ ( англ. – лисий быстрый шаг) – американский бальный танец. Характер страстный. Размер 4/4, темп умеренно быстрый. Различают быстрый фокстрот – квикстеп и медленный – слоу-фокстрот.
РУМБА – кубинский бальный танец. Родился в Мексике. Характер темпераментный. Ритм остросинкопированный. Размер 2-хдольный. Темп от умеренного до быстрого.
РОК-Н-РОЛЛ (англ. – качаться и вращаться) – американский танец и песня, возникший в начале 1950 года. Танцующие показывают себя настоящими акробатами. Характер активный, стремительный. Размер 2-хдольный. Темп быстрый. Элементы джазовой музыки. Основа современной рок музыки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТАНЦЫ 20 ВЕКА
Танец | Происхождение | Характер | Размер | Темп |
ТАБЛИЦА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТАНЦЕВ В ЕВРОПЕ
16век | 17век | 18век | 19век | 1900 | 1914 | 1950 |
Павана Гальярда Чакона Пассакалья | Бурре Сарабанда Аллеманда Куранта Жига | Менуэт Гавот Полонез Мазурка Тарантелла Лендлер | Вальс Полька Чардаш Краковяк Галоп Канкан | Танго Регтайм Кэк-уок | Блюз Фокстрот Румба Чарльстон Самба | Рок-н-ролл Ча-ча-ча Мамбо Сиртаки Шейк Халли-галли |
ВИКТОРИНА по танцам:
1.__________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________
4.__________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________
6.__________________________________________________________________
ТЕСТ по танцам:
____________________________________________________________________
БАЛЕТ. Общая характеристика.
Балет (итал. – танцую) – сложный вид музыкально-сценического искусства. Составные части балета: музыка, хореография, сценарий, художественное оформление.
Музыка – основа для танцев и иллюстрация драматургического действия спектакля.
Хореография – все виды танца и пантомима ( язык выразительных жестов, поз и мимики).
Сценарий (либретто) – литературный текст балета, оперы, оперетты.
Художественное оформление – декорации, костюмы, световое оформление сцены.
Балет отличается от других видов танца. Только балету свойственна особая техника движения (выворотность ног) и только в балете надевают пуанты – специальные туфли с жесткими носами, в которых балерины стоят на кончиках пальцев.
Балет начинается увертюрой – это оркестровое вступление.
_____________________________________________________________________
Балет делится на акты (действия), картины, сцены, состоящие из сольных, ансамблевых, массовых танцев и пантомим. Балетный спектакль может включать пролог (вступление) или эпилог (заключительная картина). Заключительгная развернутая сцена балета, в котором участвует весь исполнительский состав: танцоры солисты ( балерины и балероны), танцевальный ансамбль – кордебалет, а также статисты, так называемый миманс, называется апофеозом.
Виды танцев в балете: классический, характерный, ритмопластический и современный.
Классический танец – главная «пластическая речь» в балете. Он бывает сольным, например,вариации, фуэте – повороты корпуса, антраша – прыжки) и ансамблевым:
Па-де-де – танец двоих
Па-де-труа – танец троих
Па-де-катр – танец четверых
_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Центральный номер балета – это Гран па д,ансамбль – большой танец, состоящий из адажио ( лирический дуэт), сольных вариаций главных героев и быстрой коды.
Характерный танец выражает национальный, фантастический, комический, сказочный характеры. Абсолютная выворотность ног, как в классическом танце, здесь не обязательна.
_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Балетный спектакль создают:
Композитор _______________________________________________________________
Либреттист ____________________________________________________________
Хореограф (балетмейстер) ________________________________________________
Дирижёр и оркестранты __________________________________________________
Художник -декоратор______________________________________________________
Художник-постановщик ____________________________________________________
Гримёр _______________________________________________________________
Художник по костюмам ____________________________________________________
Парикмахер ____________________________________________________________
Портной ______________________________________________________________ Режиссер по свету _______________________________________________________
Бутафорский цех________________________________________________________
Артисты балета __________________________________________________________
Примеры известных балетов:
Адан «Жизель
Минкус «Дон Кихот»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д/з Выучить все определения по теме «Балет»
ИСТОРИЯ БАЛЕТА
Балет возник в Италии в конце 15 века как придворный вид увеселения. Термин «балет» придумал Доменико де Пьячченца. В начале балетом называли несколько танцев, а затем целое представление , где танцевали, пели, читали стихи.
Но только во Франции сложились особенности балетной хореографии, поэтому именно Францию считают родиной классического балета. В 1581 году в Париже по распоряжению Екатерины Медичи был дан первый балетный спектакль «Цирцея».
«Золотым веком» балетного искусства стало царствование Людовика XIV. С учреждением в 1661 году Королевской академии танца, а в 1671 году Королевской академии музыки балет перестал быть только придворным увеселением. Он стал составной частью в операх-балетах Ж.Б.Люлли, Рамо, в комедиях-балетах Мольера.
Как самостоятельный жанр балет выкристаллизовался в 70х годах 18 века. Отцом и реформатором современного балета называют великого французского хореографа и теоретика Жоржа Новера. Его последователи - Ж.Доберваль(Франция), С. Вигано (Италия), Ф. Гильфердинг (Австрия).
Сложилось три вида балета:
«серьёзный» - на трагедийные сюжеты
«полусерьёзный – пасторальный
«комический» - на бытовые темы
В 19 веке возник романтический балет (сказочно-фантастический). В нём главенствуют женские образы. Балерины впервые встали на пуанты – Мария Тальони и Фанни Эльснер. Известные романтические балеты «Жизель» Адана и «Коппелия» Делиба.
________________________________________________________________________
В России балет возник в середине 18 века. Первая балетная школа была основана в 1738 году. Высокого уровня балет достиг в начале 19 века в творчестве балетмейстера Шарля Дидло.
Вершина мирового балетного искусства 19 век – «золотой век» русского балета. Это балеты П.Чайковского, поставленные хореографом Мариусом Петипа.
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Традиции Чайковского продолжил русский композитор А. Глазунов («Времена года» , «Раймонда»). Крупнейшие танцовщики этого времени – Тамара Карсавина, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин. Мужской танец становится равноправным с женским танцем.
В начале 20 века на Западе происходит распад классического балета. Классический танец вытесняется пантомимой. Это балеты И. Стравинского «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная» в постановке Сергея Дягилева в Париже.
______________________________________________________________________
Современный балет отличается от классического. В нем больше свободы движения.
Разновидности балета 20 века: балет на льду, балет –оратория, фильм-балет, опера-балет, рок-балет.
_____________________________________________________________________
Великие балетмейстеры: Шарль Дидло, Мариус Петипа, Михаил Фокин, Фёдор Лопухов, Ростислав Захаров, _____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Великие артисты балета: Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуриев, Екатерина Васильева, Владимир Васильев, Майя Плисецкая __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БАЛЕТЫ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.
БАЛЕТ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»
Петр Ильич Чайковский – автор трёх балетов: «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). В области балета Чайковский совершил подлинную реформу – симфонизировал балет. Главным действующим лицом в балетах Чайковского стала музыка. Балет поднялся до уровня оперы и симфонии.
В балетах Чайковский не отказывался от национальных форм «классических» и «характерных» танцев, пантомимы и дивертисментов. Но они обретают у композитора новое наполнение, подчиняются раскрытию образного содержания.
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (1876)
Фантастический балет в 4-х действиях
Балет был написан по заказу директора императорских театров И.А. Всеволожского.
Либретто В. Бегичева (литератор и директор московских театров) и В. Гельцера (балетный артист). В основу балета положена немецкая сказка, которая превратилась в балете в поэму о верной любви. Драматургию определяет борьба светлых и злых сил, показ внутреннего мира человека, его стремление к счастью.
Премьера состоялась в Москве в Большом театре 4 марта 1877 года в постановке В. Рейзингера, но успеха не имела. И только после смерти композитора в 1895 году с хореографией М. Петипа в постановке Л. Иванова балет завоевал мировое признание. Был также изменён финал балета.
Действующие лица:
Принц Зигфрид
Бенно – друг Зигфрида
Вольфганг – наставник принца
Одетта – королева лебедей
Фон Ротбард – злой гений
Одиллия – его дочь
В центре балета – образ принцессы Одетты, заколдованной злым чародеем-филином Ротбардом. Первая тема Одетты-лебедя звучит уже в интродукции:
Характер______________________________________________________________
Образ _________________________________________________________________
В момент нарушения клятвы в третьем действии эта тема тревожно и взволнованно
В заключение балета, в финале она звучит торжественно, как величественный гимн любви Одетты и Зигфрида.
В этом и проявляется симфоническое развитие в балете, путём преобразования музыкальных тем.
Развёрнутую музыкальную характеристику получает Зигфрид. В 1м действии он предстаёт весёлым и беззаботным. Встреча с Одеттой преображает Зигфрида. В знаменитом дуэте из 2го действия широкая вдохновенная мелодия воплощает любовь героев.
На балу, обманутый сходством Одиллии и Одетты, Зигфрид клянётся в любви к Одиллии, дочери Ротбарда. Кульминационный момент выступления Одиллии – блестящее фуэте (32 оборота на носке одной ноги). Поняв, что ошибся, юноша готов заплатить жизнь за спасение любимой. Балет заканчивается гибелью колдуна в схватке с Зигфридом.
Большое место в балете занимают массовые сцены: танец с кубками в 1-м действии, танец маленьких лебедей во 2-м действии, характерные танцы гостей в 3м действии.
Испанский танец (болеро)
Характер_____________________________________________________________
Тембры ______________________________________________________________
Русский танец
Характер 1части ____________________________2части _____________________
Соло инструмента ______________________________________________________
Неаполитанский танец
Характер _______________________ Тембр __________________________________
П.И. ЧАЙКОВСКИЙ БАЛЕТ «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»(1889)
Балет-феерия в 3х действиях
Балет написан по заказу директора Императорских театров И.А. Всеволожского. Либретто И.А. Всеволожского. В основу балета положена сказка французского писателя- сказочника 17 века Шарля Перро. Драматургию балета определяет противопоставление образов злой феи Карабос и прекрасной феи Сирени.
Хореограф Мариус Петипа. Премьера балета состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Публика восторженно приняла балет.
Действующие лица:
Король Флорестан XIV
Королева
Принцесса Аврора, их дочь
Каталабют, обер-церемонимейстер
Принц Дезире
Фея Карабос, злая фея
Фея Сирени
РАЗБОР БАЛЕТА
Оркестровая интродукция
1-я тема феи _____________________________________________________
Зловещие аккорды, резкие интонации, угловатый ритм.
2-я тема феи _____________________________________________________
Плавная певучая мелодия, которая превращается в гимн радости, добра и света.
Пролог
Появившись на крестинах принцессы Авроры, фея Карабос предсказывает девушке смерть от укола веретеном. Звучит лейтмотив Феи Карабос. Фея Сирени смягчает приговор злой феи. Лейтмотив феи Сирени звучит торжественно.
1 действие
Юная красавица Аврора танцует грациозный танец с принцами.
Вальс
Характер _____________________________________________________________
Сцена с веретеном. Неторопливый вальс становится всё более стремительным. Какая тема звучит в увеличении _________________________________________________
Чья тема погружает всех присутствующих в сон ______________________________
2 действие, 1 картина
Появление принца Дезире со свитой. Сюита танцев – менуэт, гавот, паспье, ригодон, фарандола.
2 картина
Сцена пробуждения Авроры. Как изменяются темы:
Феи Карабос __________________________________________________________
Феи Сирени __________________________________________________________
3 действие
Свадьба Дезире и Авроры. Марш. Полонез.
Сюита характерных танцев: феи драгоценностей, Кот в сапогах и Белая кошечка, Золушка и принц, Синяя птица и принцесса Флорина, Красная шапочка и Волк, Мальчик -с-пальчик, его братья и Людоед.
Кульминация 3го действия – Адажио Дезире и Авроры.
К какой теме близка данная мелодия ______________________________________
Завершается балет Апофеозом – торжественный марш-гимн в честь любви и жизни.
Д/з Нарисовать эскиз костюма любого персонажа балета «Спящая красавица»
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ БАЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИК»(1892)
Балет написан по заказу директора императорских театров И.Всеволожского.
Либретто Мариуса Петипа по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик» в пересказе А. Дюма-сына.
Драматургия определяет противопоставление злых чар и сил любви и человечности.
Премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Хореограф и постановщик Лев Иванов. Большой успех.
Действующие лица:
Президент Зильбергауз
Его жена
Клара (Мари)
Фриц – их дети
Советник Дроссельмейер, крёстный Клары и Фрица
Щелкунчик
РАЗБОР БАЛЕТА
1 действие, 1 картина. Гостиная в доме Зильбергауза
Марш
Характер ____________________________________________________________
Форма _____________ Образ ___________________________________________
Сцена сражения Щелкунчика и Мышиного короля.
1 действие, 2 картина Вальс снежных хлопьев
Что необычного в этой музыке? _________________________________________
2 действие Царство сластей
КОФЕ (Арабский танец)
Характер ______________________________________________________________
Тембры _______________________________________________________________
ЧАЙ (Китайский танец)
Характер ________________________________________________________________
Тембр ________________________________________________________________
ШОКОЛАД (Испанский танец)
Характер ______________________________________________________________
Тембр _________________________________________________________________
ТАНЕЦ ПАСТУШКОВ
Характер ______________________________________________________________
Тембр ________________________________________________________________
ВАЛЬС ЦВЕТОВ
Характер _____________________________________________________________
Тембр вступления _____________________главной темы ______________________
АДАЖИО (ПА-ДЕ-ДЕ) Кульминация балета, символ любви и счастья.
ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ
Характер _______________________________________________________________
Тембры _______________________________________________________________
Балет завершается всеобщим вальсом и ликующим апофеозом. Д/З Повторить материал по теме «Балет», Балеты П.И. Чайковского.
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «БАЛЕТ»
- Теоретические вопросы
- Родина балета _____________________________________________________
- Термин «балет» придумал ___________________________________________
- Первый балетный спектакль состоялся в ________________________________
- Реформатор балета, французский теоретик и хореограф ___________________
- Литературный текст балета ___________________________________________
- Язык выразительных жестов, поз и мимика ______________________________
- Оркестровое вступление к балету _____________________________________
- Специальные балетные туфли _________________________________________
- Танец двоих _______________________________________________________
- Массовые танцы исполняют __________________________________________
- Гран па д,ансамбль состоит __________________________________________
_________________________________________________________________
- Кто из балерин впервые встали на пуанты_______________________________
_________________________________________________________________
- Золотой век русского балета _________________________________________
- Балеты П.И. Чайковского. Сводная таблица
«Лебединое озеро» | «Спящая красавица» | «Щелкунчик» | |
Год написания балета | |||
Первоисточник | |||
Автор либретто | |||
Хореограф | |||
Премьера балета |
- Викторина по балетам П.И. Чайковского
«Лебединое озеро»
1. Тема лебедя из интродукции ____________
- Танец маленьких лебедей ____________
- Испанский танец ____________
«Спящая красавица»
1.Тема феи Карабос ___________
2. Тема феи Сирени ___________
3. Вальс 1д. ___________
«Щелкунчик»
- Марш ___________
- Танец пастушков ___________
- Вальс цветов ___________
- Танец феи Драже ___________
- Кроссворд
1 | С | ||||||||||||
П 2 | |||||||||||||
Я | |||||||||||||
Щ 3 | |||||||||||||
А 4 | |||||||||||||
Я | |||||||||||||
К 5 | |||||||||||||
6 | Р | ||||||||||||
А 7 | |||||||||||||
С 8 | |||||||||||||
9 | А | ||||||||||||
10 | В | ||||||||||||
11 | И | ||||||||||||
12 | ц | ||||||||||||
А |
- Музыкальный инструмент, привезённый Чайковским из Франции и прозвучавший впервые в балете «Щелкунчик» в танце Феи Драже.
- Танец двух солистов
- Балет П.И. Чайковского
- Заключительная сцена балета
- Коллектив артистов балета, исполняющий массовые номера.
- Оркестровое вступление к балету
- Перерыв между действиями
- Добрая фея в балете «Спящая красавица»
- Специальные балетные туфли
- Хореограф балета «Щелкунчик»
- Хореограф балета «Спящая красавица»
- Родина балета
- Рисунок по балету П.И. Чайковского _______________________________
ОПЕРА
ОПЕРА ( итал. – сочинение, произведение) – сложный вид музыкально-драматического искусства. В опере соединяются музыка, хореография, сценарий и художественное оформление.
Литературный текст оперы называется либретто. Основой либретто могут стать сказки, мифы, поэмы, повести, рассказы, романы и пьесы. Какое произведение легло в основу оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»?
______________________________________________________________________
Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые номера. Рассмотрим музыкальные номера на основе оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
АРИЯ (итал. - песня) – вокальный монолог героя. В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер (лирический, героический, комический, драматмческий и т.д.) АРИЕТТА – маленькая ария. АРИОЗО (итал. – вроде арии) – небольшая ария свободного построения. КАВАТИНА – выходная ария героя в 1 пол. 19 века.
Ария Руслана Характер __________________________________________________
Каватина Людмилы Характер ______________________________________________
РЕЧИТАТИВ – род вокальной музыки, основанный на полуговоре, полупении. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. В итальянской опере определились два вида речитатива: секко (сухой) и аккомпагнато (аккомпанированный). В речитативе отражается развитие сюжета.
Речитатив Руслана Вид ___________________________________________________
АНСАМБЛЬ (франц. – вместе) – музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами: 2 – дуэт, 3 – трио,4 – квартет,5 – квинтет, 6 – секстет, 7 – септет, 8 – октет и т.д. Существует два вида ансамбля: ансамбли-сцены и ансамбли согласия.
Дуэттино Наины и Фарлафа Вид ____________________________________________
ХОР – певческий коллектив, «комментатор» событий в опере. В оперном хоре 4 группы: женские – сопрано и альты, мужские – тенор и бас.Хоры бывают мужской, женский и смешанный.
Персидский хор ________________________________________________________
УВЕРТЮРА – оркестровое вступление к опере. Характер зависит от сюжета оперы и вводит в атмосферу действия. Её темычасто становятся музыкальными характеристиками героев и звучат в опере.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
1-я тема _______________________________________________________________
2-я тема _______________________________________________________________
Опера делится на действия или акты. Действие может состоять из картин. Антракты – это перерыв между действиями, а также короткие оркестровые вступления к действиям оперы.
В опере встречаются танцевальные сцены.
М.Глинка «Руслан и Людмила» Восточные танцы
Оперный спектакль создают:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Известные оперы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОРИЯ ОПЕРЫ
Родина оперы – Италия. Первой считают оперу итальянского композитора Якопо Пери и поэта Оттавио Ринуччини «Эвридика», поставленную 6 октября 1600 года во Флоренции. Актеры не декламировали стихи, а пели их под музыку. Первоначально это называлось «драма на музыку».
__________________________________________________________________________ Термин опера появился в середине 17 века. Первые классические образцы оперы создал итальянский композитор Клаудио Монтеверди.
______________________________________________________________________
В Италии зародились следующие разновидности оперы: опера seria (серьёзная) и опера buffa (комическая). Классические образцы оперы-сериа создал А.Скарлатти. Её характерные черты: историко-мифологический сюжет, преобладание сольных номеров, отсутствие хора и балета, 3хч. ария da capo, действующие лица оперы герои, цари, боги.
Опера буффа – комедийно-бытовая, возникла в 18 веке на основе реалистических комедий и народно-песенного творчества. Действующие лица в них – простые люди.
Создателем этого жанра был Дж. Перголези («Служанка – госпожа»).
_______________________________________________________________________
Во Франции в 17-18 веке возникли опера-балет с преобладанием балетных сцен, лирическая трагедия и комическая опера. Создатель их французский композитор Ж.Люлли. _____________________________________________________________
Немецкая комическая опера – зингшпиль, в которой пение и танцы чередуются с разговорными диалогами. Образец зингшпиля – опера В. Моцарта «Волшебная флейта» ________________________________________________________________
В 19 веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Так, в Германии в творчестве Р. Вагнера возникла музыкальная драма. В ней отсутствуют музыкальные номера, течение музыки беспрерывно. Господствуют лейтмотивные характеристики героев (лейтмотив – ведущий мотив, характеризующий героя) ______________________________________________________________________
Первые оперы в России появились в 70х годах 18 века. Это были пьесы с музыкальными эпизодами. Основоположник русской классической оперы – Михаил Иванович Глинка. Он написал две оперы: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».
Жанры русской оперы разнообразны: героико-историческая и волшебно-эпическая у Глинки, социально-бытовая у Даргомыжского, музыкальная драма у Мусоргского, историко-эпическая у Бородина, сказочная у Римского-Корсакова.
В 20 веке возникают новые виды опер: джазовая (Дж. Гершвин) и рок-опера (А. Рыбников). ________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дайте определения следующим терминам:
Опера _________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Увертюра _______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Либретто ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ария ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Речитатив ______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Хор __________________________________________________________________
Антракт _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Каватина ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ансамбль ________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Квартет _______________________________________________________________
Д/З Прочитать поэму А.Пушкина «Руслан и Людмила»
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804-1857)
ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (1836-1842)
М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. «Руслан и Людмила» - вторая опера Глинки (1-я – «Иван Сусанин»). В основу оперы положена романтическая поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Либретто написано поэтом-любителем В.Ф. Ширковым и М.И. Глинкой. Используя стихи Пушкина, авторы либретто внесли некоторые изменения: отец Людмилы – киевский князь Владимир, а у Глинки Светозар. Отсутствует третий соперник Руслана – Рогдай, вместо пастушки в оперу введена Горислава – подруга Ратмира.
Жанр оперы – сказочно-эпическая. Драматургия оперы (главная идея) заключается в победе добра над злом. Композиция оперы (строение) – 5 действий с интродукцией.
Премьера оперы (1е представление) состоялось 27 ноября 1842 года в Петербурге в Мариинском театре ( тогда назывался Большой театр). Мнения зрителей разделились.
Действующие лица:
Руслан – киевский витязь, жених Людмилы -баритон
Людмила – дочь Светозара - колоратурное сопрано
Светозар – великий киевский князь, отец Людмилы - бас
Фарлаф – витязь варяжский соперники - бас
Ратмир – князь хазарский Руслана -контральто
Наина – злая волшебница -меццо-сопрано
Финн – добрый волшебник -тенор
Горислава, подруга Ратмира -сопрано
Баян -тенор
Черномор – злой волшебник (не поёт)
РАЗБОР ОПЕРЫ
УВЕРТЮРА в сжатой форме раскрывает замысел оперы. Сонатная форма.
Вступление короткое и решительное.
Главная тема - _____________________________________ ( хор «Слава» 5д.)
Побочная тема - _____________________________(ария Руслана «О, Людмила», 3д.)
Разработка – образ Черномора.
Главная тема. Характер ______________________________________________________
Побочная тема . Характер ________________________________________________
Кода – тема Черномора (целотонная гамма)
Кода – ликующая и победная
Увертюра раскрывает сюжет оперы? Да Нет
Используются в ней темы из оперы ? Да Нет
Подпишите данные темы:
________________________________ ____________________________________
Самостоятельная работа по теме «Опера»
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
РАЗБОР ОПЕРЫ « РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
1 действие Киев. Свадебный пир в палатах Светозара
1-я ПЕСНЯ БАЯНА «Дела давно минувших дней». Баян – народный сказитель, поэт и музыкант. Характер песни величавый, размеренный. Он пророчит молодым счастье и суровые испытания. Откликается ли хор на мысли певца? Да Нет
2-я ПЕСНЯ БАЯНА «Есть пустынный край». Посвящена памяти А.С. Пушкина. Характер _____________________________________________________________
Образ – лирическое раздумье. Лад _________________________________________
КАВАТИНА ЛЮДМИЛЫ «Грустно мне». 17-тилетняя невеста полна и радости, и грусти. К кому обращается Людмила? _________________________________________
______________________________________________________________________
Меняется ли характер музыки ? Да Нет
Характер Людмилы _____________________________________________________
Какой инструмент сопровождает её партию?_________________________________
СЦЕНА ПОХИЩЕНИЯ ЛЮДМИЛЫ
После 3-х ударов аккордов звучит целотонная гамма Черномора, а затем раздаются «аккорды оцепенения».
КВАРТЕТ (КАНОН) «Какое чудное мгновенье»
Кто участвует в этом ансамбле? ___________________________________________
______________________________________________________________________
Кто прерывает оцепенение словами «Где Людмила» ___________________________
Витязи отправляются на поиски Людмилы.
РАЗБОР ОПЕРЫ « РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
2 действие, 1 картина
БАЛЛАДА ФИННА
Использована народная финская мелодия. Форма вариаций.
О чём рассказывает Финн?
______________________________________________________________________
2 действие 2 картина Пустынное местоположение
СЦЕНА ФАРЛАФА И НАИНЫ
Вид ансамбля ___________________________________________________________
Характер Фарлафа _________________________________________________________
Характер Наины ___________________________________________________________
РОНДО ФАРЛАФА «Близок уж час торжества моего»
Изменяется ли характер Фарлафа ? Да Нет
Какой теперь Фарлаф ___________________________________________________
Темп _______________________________ Впечатление комическое.
2 действие 3 картина Поле боя.
АРИЯ РУСЛАНА
Речитатив «О поле, поле»
О чём думает Руслан? __________________________________________________
Характер сосредоточенно-величавый.
АРИОЗО РУСЛАНА «Времён от вечной темноты»
Характер ______________________________________________________________
АРИЯ РУСЛАНА
1-я тема «Дай, Перун, булатный меч мне по руке»
Характер ______________________________________________________________
2-я тема «О, Людмила, Лель сулил нам радость»
Характер ______________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________
РАССКАЗ ГОЛОВЫ «Нас было двое». Кто поёт партию Головы?
________________________________________________________________________
РАЗБОР ОПЕРЫ « РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
3 действие Волшебный замок Наины
ПЕРСИДСКИЙ ХОР «Ложится в поле мрак ночной»
ХАРАКТЕР __________________________________________________________
Меняется ли мелодия? __________________________________________________
Меняется ли аккомпанемент? _____________________________________________
Форма: оркестровые (глинкинские) вариации.
4 действие Сады Черномора
АРИЯ ЛЮДМИЛЫ «Ах, ты доля-долюшка»
Характер ______________________________________________________________
Жанр ____________________________ Форма ________________________________
Какой инструмент сопровождает партию Людмилы? ___________________________
МАРШ ЧЕРНОМОРА
1 часть 1-я тема
Характер ____________________________ Образ ____________________________
2-я тема
Характер ___________________________ Образ _______________________________
2 часть (трио)
Характер __________________________ Образ ______________________________
Форма марша (обозначить буквами) ________________________________________
ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ
ТУРЕЦКИЙ ТАНЕЦ Характер ____________________________________________
АРАБСКИЙ ТАНЕЦ Характер ____________________________________________
ЛЕЗГИНКА Характер ______________________________________________________
Д/З Нарисовать декорации к опере «Руслан и Людмила»
РАЗБОР ОПЕРЫ « РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
5 действие Хоромы Светозара в Киеве
ХОР «Ах ты свет, Людмила»
Характер _____________________________________________________________
Жанр _______________________ Лад _______________________________________
ХОР «Не проснётся птичка утром»
Характер ______________________________________________________________
ХОР «Слава великим богам»
Образ «сила и блеск» (М. Глинка)
Какая тема звучит в оркестре? ______________________________________________
Есть ли в опере музыкальная арка? _________________________________________
Составить кроссворд по опере «Руслан и Людмила»
Ч | |||||||||||||||||||
Е | |||||||||||||||||||
Р | |||||||||||||||||||
Н | |||||||||||||||||||
О | |||||||||||||||||||
М | |||||||||||||||||||
О | |||||||||||||||||||
Р |
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________________
6._______________________________________________________________________________
7.___________________________________________________________________________________8._______________________________________________________________________________
КОТРОЛЬНЫЙ УРОК ПО ОПЕРЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
ВИКТОРИНА ПО ОПЕРЕ:
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. |
ВОПРОСЫ ПО ОПЕРЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
- Какое произведение положено в основу оперы? ____________________________
__________________________________________________________________
- Жанр оперы _________________________________________________________
- Сколько действий в опере? ___________________________________________
- Назовите мужские персонажи оперы и голоса, для которых написаны их партии_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какой персонаж в опере не поёт? ______________________________________
- Назовите восточные танцы, прозвучавшие в 4 действии: ___________________
_________________________________________________________________
- Кто исполняет партию Головы _______________________________________
- Когда состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» ____________________
___________________________________________________________________
- Какие темы звучат в увертюре? ________________________________________
_________________________________________________________________
- Какой инструмент солирует в Арии Людмилы из 4 действия _______________
- Какой музыкальный номер оперы вам понравился? ________________________
_________________________________________________________________
ОПЕРЕТТА
ОПЕРЕТТА ( итал. – «маленькая опера») – музыкально-сценическое произведение комедийного характера с пением, разговорными диалогами и танцами. Привычные для оперы формы – арии, вокальные ансамбли, хоры, балетные сцены носят в оперетте облегчённый характер. В основе музыкальной драматургии оперетты обычно лежат куплетная песня и танец.
Истоки оперетты – французская комическая опера, итальянская опера-буффа, немецкий и австрийский зингшпиль. Как самостоятельный жанр оперетта зародилась в 50-е годы 19 века во Франции из коротких интермедий - театральных представлений , которые шли в антрактах крупных пьес. Основоположник классической пародийно-сатирической оперетты – французский композитор Жак Оффенбах (1819-1880). Наиболее известны оперетты «Орфей в аду» (1858), «Прекрасная Елена» (1864). Кульминацией в его опереттах был обычно канкан – быстрый танец.
Венский вариант оперетты создал Иоганн Штраус (1825-1899) – австрийский композитор, скрипач и дирижёр. В его опереттах(всего 16) – развёрнутые арии главных и второстепенных героев, сложные увертюры и хоровые сцены. Они напоены прекрасными мелодиямив ритме вальса. Наиболее известные «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885).
В начале 20 века «новую венскую оперетту («нововенскую») создали венгерские композиторы Ференц Легар (1870-1948), автор 30 оперетт («Весёлая вдова» 1905) и Имре Кальман (1882-1953). Вершина творчества Кальмана – оперетты «Сильва» (1915), «Баядера (1921), «Графиня Марица (1921), «Принцесса цирка» (1924).
В своих произведениях композитор использовал венгерские песенно-танцевальные мелодии.
ИМРЕ КАЛЬМАН ОПЕРЕТТА «СИЛЬВА» («КОРОЛЕВА ЧАРДАША»)
Оперетта в 3-х действиях
Либретто Л. Штейна и Б. Иенбаха
Действующие лица:
Сильва Вареску – артистка варьете
Эдвин Вегерсхейм
Леопольд – его отец
Ангильта – его мать
Стасси – племянница князя
Бони – граф Кончиану
УВЕРТЮРА
Сколько тем звучит в увертюре? ____________
АРИЯ СИЛЬВЫ «Хей-я» 1 д. Форма чардаша (лашшан и фришка с танцем)
Изменяется характер ______________ Изменяется темп ________________________
Знакомы вам эти темы? Где они звучали? _____________________________________
ПЕСНЯ СИЛЬВЫ «О, счастья не ищи ты в высоте небесной» 1д.
Характер ______________________________________________________________
Форма чардаша? ________________________________________________________
ДУЭТ СИЛЬВЫ И ЭДВИНА «Можно часто увлекаться» 1д.
Жанр _________________________________________________________________
Какой вид ансамбля _______________________________________________________
ПЕСЕНКА БОНИ «Раз,два,три» 1д.
Характер _______________________________________________________________
Вид речитатива _____________________________ Форма _______________________
РУССКАЯ ОПЕРЕТТА
Начало русской оперетте было положено в середине 20-х годов композиторами Н. Стрельниковым («Холопка»1929) и И. Дунаевским («Женихи» 1927), которые продолжают традиции Оффенбаха. Как самостоятельный жанр музыкально-сценического искусства русская оперетта сформировалась в произведениях И. Дунаевского «Золотая долина» и Б. Александрова «Свадьба в Малиновке», поставленные в 1937 году. Музыкальный язык этих оперетт опирался на интонации советских массовых песен.
Лучшие русские оперетты – «Вольный ветер» и «Белая акация» И. Дунаевского, «Трембита» и «Цирк зажигает огни» Милютина, «Севастопольский вальс» Листьева.
В наши дни большое распространение получает разновидность оперетты – МЮЗИКЛ. Наиболее известные из зарубежных мюзиклов «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна».
ДЖАЗ
В 20 столетии в США появился новый вид музыкального искусства – джаз. Он возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки.
Основные черты джаза:
- В основе джаза лежит импровизация.
- В основе джазового ритма лежит БИТ ( англ. – удар, пульс) – регулярная пульсация. Акценты могут приходится на слабые доли такта (офф-бит) и сильные доли (даун-бит). В сочетании они должны создавать ДРАЙВ (англ. – гонка, езда) – динамическое качество ритма. Наличие драйва создаёт ощущение нарастающего темпа.
- Специфически джазовым качеством является СВИНГ (англ. – раскачка). Свинг – это отклонение от пульсации бита, мелодические акценты, создающие ощущение волнообразного движения.
- Блюзовые звуки (3ь, 5ь,7ь)
Блюзовая гамма в мажоре Блюзовая гамма в миноре
- Форма джазовой музыки строится по классической модели «тема с вариациями» (сохраняется гармония и структура). Эта тема называется хорусом или корусом (англ.- повтор, припев). Обычно это 12-ти тактовый период. Общеизвестные темы называются стандартами.
- Все инструменты трактуются как ударные
- Преобладают разговорные интонации в пении. Подражание разговорной речи при игре на инструментах.
- Остинатная повторность коротких мотивов или рифов, носящая характер переклички голосов (вопрос-ответ).
Чтобы научиться играть в джазовой манере надо регулярно слушать записи больших свинговых оркестров (биг-бендов) под управлением Дюка Элингтона, Олега Лундстрема. Большую пользу даст знание джазовых вокалистов. Это Элла Фицджеральд, Луи Армстронг, Френк Синатра, Лариса Долина.
Практические задания:
- Импровизация на данную гармонию:
- Импровизация на данную тему:
ИСТОКИ ДЖАЗА
Одним из основных источников джаза является РЕГТАЙМ (англ. – «разорванное время», т.е. синкопированный ритм) – стиль фортепианной игры и жанр танцевальной пьесы. Сложился в 70-е годы 19 века. Исполнялся североамериканскими неграми в барах и танцевальных залах. По происхождению связан с приёмами игры на банджо и танцем кэк-уок.
Специфика регтайма – несовпадение ритмической пульсации в партии левой руки и синкопирование мелодии в правой. Это рождает эффект «качания» (свинг). Авторы и известные исполнители регтаймов Скотт Джоплин, Дж. Скотт, Дж. Мортон.
С. Джоплин «Увеселитель»
К регтайму обращались и европейские композиторы А. Дворжак, И. Стравинский. Регтайм внёс в джаз синкопированный ритм и свинговую пульсацию.
Другой источник джаза – СПИРИЧУЭЛ (англ.- духовный) – духовные хоровые песнопения американских негров. Содержание связано с библейскими текстами. Исполняется спиричуэл хором без инструментального сопровождения, с хлопками в ладоши и танцевальными движениями.
Поль Робсон Спиричуэл
Третьим источником джаза является БЛЮЗ (англ.- «меланхолия», «уныние») – песенный и инструментальный жанр афроамериканской музыки. Возник во 2-й пол. 19 века. Сельский блюз исполнялся под аккомпанемент гитары или банджо. Городской блюз исполнялся в сопровождении инструментального ансамбля. Блюзовая форма – это дважды повторяющийся вопрос и противопоставленный ему ответ (всего 12 тактов)
А (4 такта) А (4 такта) Б ( 4 такта)
Т S Т Д Т
Вопрос Ответ
Главная выразительная черта блюза – блюзовые ноты. Постоянная структура блюза сочетается с вокальной и инструментальной импровизацией. Тексты рассказывают о событиях обычной жизни, обычно печальны по настроению. Выдающиеся испонители блюза Бесси Смит, Би Би Кинг и др.
Элла Фицджеральд ________________________________________________________
______________________________________________________________________
Итак, регтайм, спиричуэл и блюзы привнесли в джаз следующие элементы: синкопированный ритм, акцентирование слабых долей, блюзовые тона и импровизационность.
В начале 20-х годов все эти элементы слились в ДЖАЗ-БЭНДАХ (англ. – оркестр) Нового Орлеана, которые возникли в результате переноса вокальной негритянской музыки и ритмики в инструментальную сферу. В джаз-бэнде главенствующей стала ритм-секция, представленная барабанами, фортепиано, банджо, гитарой и контрабасом, на котором играют щипком (пицикатто).
Деревянная группа состояла из саксофонов и кларнетов, медная из труб, тромбонов и корнетов. Важнейшие инструменты трубы и саксофоны. Темп задаёт ритмическая секция. Трубач излагает тему и ведёт импровизацию. Кларнетист украшает партию трубы причудливыми вариациями, тромбонист исполняет партию баса. Инструменты поют как человеческие голоса, вводятся блюзовые тона, глиссандо и вибрато. Трубы с помощью сурдин издают «квакающие» звуки. Саксофон, наряду с фортепиано, является основным солирующим инструментом, эмблемой джаза.
Величайшими негритянскими музыкантами 20-х годов были трубачи Дж. Кинг Оливер, Луи Армстронг.
_____________________________________________________________________
Самым крупным джазовым композитором является негритянский руководитель оркестра и пианист Дюк Эллингтон. Он является создателем и руководителем большого оркестра – биг-бенда (4 трубы, 4 тромбона, 5 саксофонов и ритмическая группа: фортепиано, гитара, бас, ударные). Д. Эллингтон является автором многих джазовых произведений.
______________________________________________________________________
ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА
Есть бог, есть мир, они живут вовек.
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в бога.
Н. Гумилёв
Люди разных вероисповедований молятся в разных храмах. Приверженцы ислама – в мечети, верующие евреи – в синагоге, верующие в Будду – в буддийском храме. Верующие в Иисуса Христа ходят в христианский храм, в церковь.
Музыка христианского храма подарила верующим и неверующим прекрасные образцы музыкального искусства. Лучшие композиторы писали музыку для церкви.
ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА
1. Богослужение в православном храме совершается на церковнославянском языке без инструментального сопровождения.
2.Колокольные звоны – единственно возможные музыкальные инструменты в православной культуре.
3. В основе духовной музыки лежит строгий канонический текст молитвы. Исполнение молитвы строго регламентировано в зависимости от времени суток, дней недели и года.
Многочисленные песнопения представлены двумя группами: церковными или обиходными и концертными.
Обиходные, служебные песнопения – это речитативы с несложным мелодическим и ритмическим рисунком. В них главенствует текст.
Характер __________________________ Хор ________________1гол. или 4х гол __
В концертных песнопених выразительные средства ( мелодия, гармония, ритм, фактура) сложнее и богаче, их испоняют профессиональные хоровые коллективы. Нередко музыка преобладает над текстом.
Характер _________________________________________________________________
Чем отличается это песнопение _____________________________________________
_______________________________________________________________________
Молитва «Богородице Дева, радуйся» связана с одним из наиболее важных евангельских событий – Благовещением, когда Архангел Гавриил сообщает Деве Марии о будущем материнстве.
Иконы, запечатлевшие образ Богоматери, особо почитаемы в России. Существует около 400 различных изображений Пресвятой Богородицы. Но все их сюжеты укладываются в 3 основных типа композиции: «Богородица-Умиление», «Богородица-Одигитрия», Богородица-Оранта».
Композиция «Умиление» сложилась в Византии в 16 веке и означает «Милующая». Это полный нежности образ матери, которая держит на руках ребёнка, припавшего к её щеке. Такова знаменитая икона Владимирской Божьей Матери.
В иконах, называемых «Одигитрия», божественный младенец на руках у матери не прикасается к её щеке, смотрит не на её лицо, а прямо перед собой. Такова Казанская Божья Матерь.
«Оранту» чаще называют «Знамением». Это поясные изображения Богородицы с открытыми ладонями, поднятыми до уровня плеч. На груди её прочерчен круг, в который вписано изображение Божьего Сына.
Многие изображения Богородицы считаются чудотворными. Это иконы Владимирская, Смоленская, Казанская, Тихвинская, Ярославская и т.д.
Какая из икон вам запомнилась? ____________________________________________
В России Дева Мария особенно почитаема как покровительница, ей посвящено много праздников. Церковный календарь начинается с 1 сентября и Рождество Богородицы – 21 сентября является первым из 12тидесятых праздников.
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Вера – это тайна каждого человека, о которой он может рассказать только самым близким людям. Верующие – это те люди, которые считают, что весь мир, природу, людей создал Бог. Верующих людей также объединяют правила – заповеди. Главные из них – это любовь к Богу и любовь к ближнему. Верующие люди считают, что бог един и одновременно существует в 3-х лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Андрей Рублёв Икона «Троица».
«Отче наш» - это главная Христианская молитва, которую Иисус Христос сообщил своим ученикам.
Богослужение совершается в особом доме – храме (церковь). Над храмом обычно возвышается один или несколько куполов с крестом. Рядом с храмом или над входом в храм располагается колокольня. Колокольный звон не только собирал верующих на службу, но и созывал народ на вече, предупреждая об опасности. Различают следующие виды колокольного звона: благовест – равномерный звон в один колокол (радостная, благая весть о начале богослужения), набат (частые удары колокола, сигнал бедствия), трезвон ( во все колокола, завершение праздничной службы), перезвон ( по поводу печальных событий бьют в отдельные колокола, а затем во все колокола сразу)
Колокольный звон Новодевичьего монастыря. Вид ______________________________
М. Мусоргский Опера «Борис Годунов» Пролог, 2картина. Вид колокольного звона
__________________________________________________________________________
Внутри храм разделён на три части: притвор, средняя часть и алтарь, отгороженный от людей Иконостасом.
Во время богослужения поёт церковный хор, которым руководит дирижёр – регент. Для церковного хора в храме выделено специальное место – клирос.
Утренняя служба называется Литургия, вечерняя (праздничная) служба – Всенощная.
Службы совершает священник и дьякон. Во время службы звучит хоровая музыка, которая создаёт возвышенное настроение и украшает службу. Несколько раз во время службы исполняется ектения (греч. – долгое, длительное моление) во время которой хор многократно поёт «Господи, помилуй»
Сугубая ектения
Вид мелодии ______________________________________________________________
Праздничные службы совершаются по случаю церковных праздников – Пасхи, Рождества. Во время таких служб исполняются торжественные праздничные песнопения. Завершается такая служба хором, в котором выражается всем пожелание здравствовать, жить много лет, отсюда название – многолетие.
Д. Бортнянский «Многая лета»
Характер _______________________________________________________________
Жанр __________________________________________________________________
Сравним данный хор с хором «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Можно ли сказать, что данный хор написан в жанре многолетий? Да Нет
Характер _________________________________________________________________
Жанр __________________________________________________________________
Хор _____________________________________________________________________
Оркестр _________________________________________________________________
ЖАНР МОЛИТВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Да исправится молитва моя
Псалом 140
Главная служба в православии – ЛИТУРГИЯ или обедня. Она начинается с Благодарственной молитвы, слова которой принадлежат царю Давиду (псалмы №102, 103). Хор «Благослови, душе моя, Господа» повествует о создании Богом мира, о гармонии, согласии между человеком и богом.
«Благослови душе» напев греческого распева
Выражает музыка радость и красоту мира? __________________________________
С. Рахманинов «Всенощная» «Благослови душе»
Чем отличается обработка Рахманинова ____________________________________
_____________________________________________________________________
П. Чайковский Романс «Благословляю вас леса»
Характер _____________________________________________________________
Темп ____________________________ Тембр _________________________________
Можно сравнить это произведение с Благодарственной молитвой? ________________
В литургии есть Просительные молитвы. Например, «Отче наш». Семь прошений этой молитвы являются главными правилами крестьян.
П.Чайковский «Литургия св. Иоанна Златоуста» «Отче наш»
________________________________________________________________________
П. Чайковский «Детский альбом» Утренняя молитва»
Характер ______________________________________________________________
Фактура_________________________________________________________________
Музыкальный образ _____________________________________________________
Ребёнок обращается к Богу, к ангелу-хранителю: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный. Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь». В 11 лет П.И. Чайковский написал стихотворение на французском языке:
Когда молюсь от сердца
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра,
Она, как свет, нам душу освещает.
На что наставляет данная молитва? __________________________________________
_______________________________________________________________________
Булат Окуджава «Молитва Франсуа Вийона» (1964)
Какая это молитва? ______________________________________________________
Характер ______________________________________________________________
Алексей Рыбников (1945) Рок-опера «Юнона» и «Авось»(1979) по поэме А. Вознесенского.
Опера повествует о судьбе русского графа Николая Петровича Резанова и его верной возлюбленной Кончитты, которая обручилась с ним вопреки всему и всем, ждала его 35 лет (с16 до 52 лет), а затем дала обет молчания.
«Молитва об удаче» передаёт состояние человека, находящегося в храме. Общая молитва – это хор, где используются традиционные православные напевы и тексты, а солист – это внутренний голос молящегося Резанова. Он то отвлекается от общей молитвы , то совпадает с ней.
Что в этой музыке традиционное? __________________________________________
Современное ___________________________________________________________
Финал этой оперы – это гимн любви, обращенный к жителям 20 века «Аллилуйя любви, аллилуйя»
Характер _______________________________________________________________
Ваше впечатление _______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Можно сравнить данный хор с многолетием? _________________________________
______________________________________________________________________
КАТОЛИЦИЗМ – наиболее распространённое христианское направление. Центр католицизма – Ватикан, маленький город-государство в центре Рима, резиденция Папы Римского. Католицизм распространён в Италии, Франции, Польше, Германии, Австрии и других странах.
Богослужение совершается на латинском языке ( сейчас разрешено и на современных национальных языках) а капелла или в сопровождении органа.
МЕССА ( лат. – посылаю, отпускаю) – утреннее богослужение католического обряда. Является аналогом православной __________________________________________
Это хоровое произведение с обязательным текстом и обязательным порядком частей. В обычной полной мессе 5 частей:
- Kyrie eleison ( Кирие элейсон) – «Господи помилуй»
- Gloria ( Глория) – «Слава»
- Credo (Кредо) – «Верую» во единого бога
- Sanctus (Санктус) – «Свят» господь
Benedictus (Бенедиктус) – Благословен» грядущий во имя Бога
- Agnus Dei ( Агнус Дэи ) – «Агнец Божий» ,взявший на себя грехи мира.
КОРОТКАЯ МЕССА – месса в сокращенном виде, состоящая из 2-х частей: Kyria, Gloria.
ТОРЖЕСТВЕННАЯ МЕССА – месса в развёрнутом виде, посвященная воскресным и праздничным дням.
И.С. БАХ МЕССА си минор - величественное создание в жанре торжественной мессы философского содержания.
ХОР №1 Kyrie eleison – обращение к Богу «Господи, помилуй», что соответствует «Ектение» - долгому молению в православном обряде. В большом 5тиголосном хоре распеваются только эти два слова.
Характер _________________________________________________________
Сравните с православной ектеньей _______________________________________
___________________________________________________________________
РЕКВИЕМ – заупокойная траурная месса, посвященная памяти усопших, название которой происходит от слов «Вечный покой даруй им, Господи». Характер скорбно-трагический. От торжественной мессы отличается отсутствием частей Глория, Кредо, вместо которых вводятся:
Dies irae (Диес ирэ) – «День гнева»
Tuba mirum (Туба мирум) – «Чудесная труба»
Lacrimoza (Лакримоза) – «Слёзная»
Lux aeterna (Люкс этерна) – «Вечный свет»
К реквиему обращались многие композиторы: В. Моцарт, Ф. Лист, Г. Берлиоз, Й. Брамс. Английский композитор Б. Бриттен написал «Военный реквием» на слова английского поэта Р. Оуэна. Бриттен отказался от традиционного католического текста. Дмитрий Кабалевский написал «Реквием» на стихи Роберта Рождественского.
Реквием стал жанром не только музыкального искусства, но и поэзии. Одно из замечательных сочинений поэтессы Анны Ахматовой называется «Реквием»
Джузеппе Верди (1813-1901) « Реквием»
Dies irae – «День гнева»
Характер _______________________________________________________________
Фактура _______________________________________________________________
Особенности _____________________________________________________________
Lacrimoza – «Слёзная»
Характер ______________________________________________________________
Фактура ________________________________________________________________
МАГНИФИКАТ – часть вечерней службы, большое многочастное произведение радостного, ликующего характера для хора, солистов и оркестра.
И.С. Бах Магнификат Ре мажор
Хор №1
Характер _______________________________________________________________
Фактура _______________________________________________________________
Музыкальный образ _______________________________________________________
Особенности ___________________________________________________________
РОК – МУЗЫКА
Рок – музыка (англ. - Рок-н-ролл) – часть современной поп-музыки. Основа рок музыки - песенно-танцевальная форма негритянской музыки рок-н-ролл ( «ритм-энд-блюз») и кантри-энд-вестерн – американский сельский фольклор.
Сформировалась рок-музыка в 50-60-е годы 20 века в Великобритании и США.
Основные черты рок-музыки
- Блюзовый звукоряд и блюзовая структура
- Ведущее метроритмическое начало с акцентом на чётные доли
- Применение электрических музыкальных инструментов для усиления звука
- Повышенная экспрессия вокального и инструментального интонирования
- Непринуждённое поведение исполнителей на сцене
Различают множество течений в рок-музыке:
- Рок-н-ролл. Элвис Пресли ( 1935-1977)_______________________________
- Биг-бит «Битлз» ____________________________________________________
- Британский блюз «Роллинг Стоунз» («Катящиеся камни») _________________________________________________________________
- Хард-рок «Лед Зеппелин»(«Свинцовый дирижабль»), «Дип Пёрпл»(«Яркий пурпур») _________________________________________________________
- Фолк-рок Р. Циммерман
- Арт-рок (черты классической музыки)
- Психоделический рок Дж. Моррисон
- Панк-рок
- Глэм-рок (К. Дуайт)
- Джаз-рок
- Рок-опера Эндрю Ллойд Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» ________________________________________________________________
________________________________________________________________
«БИТЛЗ» (The Beatles –«Жуки»)
«Битлз» – английский вокально-инструментальный квартет. Ансамбль был создан в Ливерпуле в 1956 году и просуществовал до 1970 года. В него входили: Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Джони Леннон (электрогитары), Ринго Старр (ударные). Исполняя песни в стиле «биг-бит» - одной из ранних форм рока – ансамбль завоевал большую популярность.
В дальнейшем композиции ансамбля стали более сложными. Они стремились объединить современные приёмы исполнительства с мотивами старинного кельтского и английского фольклора. Мелодический дар Леннона и Маккартни позволили «Битлз» завоевать популярность в Великобритании, а затем во всём мире.
Главная заслуга ансамбля «Битлз» заключается в том, что рок-музыка, бывшая развлекательной и танцевальной, приобрела репутацию серьёзного искусства.
«Yesterday» «Вчера»
Характер _______________________________________________________
Мелодия _______________________________________________________
Гармония _______________________________________________________
«Мишел»
Характер ______________________________________________________
Средства выразительности _________________________________________
_______________________________________________________________
Чем отличается рок музыка от джаза?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Годовая викторина по слушанию музыки 3 класс
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
№ | Содержание уроков | Стр. | |
1 | Маршевая музыка | 2 | |
2 | Церемониальные и траурные марши | 3 | |
3 | Марши детские, сказочные и комические | 4 | |
4 | Контрольный урок по теме «Маршевая музыка» | 5 | |
5 | Народные танцы | 6 | |
6 | Старинные танцы 16-17 веков | 7 | |
7 | Танцы 18 века | 8 | |
8 | Танцы 19 века | 10 | |
1 | Танцы 20 века | 12 | |
2 | Балет. | 14 | |
3 | История балета | 16 | |
4 | Балеты П.И. Чайковского. Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро» | 18 | |
5 | П.И. Чайковский Балет «Спящая красавица» | 20 | |
6 | П.И. Чайковский Балет «Щелкунчик» | 22 | |
7 | Контрольный урок по теме «Балет» | 24 | |
1 | Опера | 27 | |
2 | История оперы | 29 | |
3 | М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила» Общая характеристика | 31 | |
4 | М.И. Глинка Разбор оперы «Руслан и Людмила» 1 действие | 33 | |
5 | М.И. Глинка Разбор оперы «Руслан и Людмила» 2 действие | 34 | |
6 | М.И. Глинка Разбор оперы Руслан и Людмила» 3,4 действие | 35 | |
7 | М.И. Глинка Разбор оперы «Руслан и Людмила» 5 действие | 36 | |
8 | Контрольный урок по опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» | 37 | |
9 | Оперетта | 38 | |
10 | Джаз. Истоки джаза | 40 | |
1 | Церковная музыка. Православная музыка | 44 | |
2 | Православное богослужение. Колокольный звон | 46 | |
3 | Жанр молитвы в творчестве русских композиторов | 48 | |
4 | Музыка католического обряда | 50 | |
5 | Рок-музыка. «Битлз» | 52 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для 10-11 класса "Комплексный анализ текста"
Рабочая тетрадь для комплексной работы с текстом, предназначенная для учащихся 10-11 классов, поможет учителю организовать целенаправленную и системную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ ...
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс Раздел "Личная гигиена"
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс раздел "Личная гигиена"...
Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-1 класс
Макет рабочей тетради по предмету музыка 1 классразработан в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС....
Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-2 класс
Рабочая тетрадь по предмету музыка 2 классразработана в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС...
Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-3 класс
Рабочая тетрадь по предмету музыка 3 классразработана в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС....
Рабочая тетрадь по слушанию музыки 1 класс
В рабочей тетради по "Слушанию музыки" представлены краткие конспекты уроков для учащихся, вопросы для классной работы, домашние задания....
Рабочая тетрадь по слушанию музыки 2 класс
В рабочей тетради по "Слушанию музыки" представлены краткие конспекты уроков по следующим темам: средства музыкальной выразительности, музыка для детей, музыкальные жанры и содержание музыкальных прои...