Рабочая тетрадь по слушанию музыки 2 класс
учебно-методическое пособие по музыке по теме
В рабочей тетради по "Слушанию музыки" представлены краткие конспекты уроков по следующим темам: средства музыкальной выразительности, музыка для детей, музыкальные жанры и содержание музыкальных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_slushanie_muzyki_rabochaya_tetrad.doc | 240.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
- Мир музыки. Роль музыки в жизни человека. «Музыка – универсальный язык человечества» Лонгфелло
Цитаты о музыке: _______________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
- Мифы и легенды о музыке.
Аполлон и девять богинь – муз:
1) Эвтерпа- муза лирической поэзии и песен.
2) Каллиопа- муза эпической поэзии.
3) Полигимния-муза священных гимнов.
4) Эрато – муза любовной поэзии.
5) Терпсихора – муза танца.
6) Талия – муза комедии.
7) Клио- покровительница истории.
8) Урания-покровительница астрономии.
9) Мельпомена – муза трагедии
Легенда об Орфее.
К. Глюк. Опера «Орфей» Мелодия флейты.
Характер__________________________________________________________
- Музыкальный язык
П. Чайковский Балет «Спящая красавица». Интродукция
Тема феи Карабос и тема феи Сирени.
Тема феи Карабос
Характер _________________________________________________________
Музыкальный язык_________________________________________________
Тема феи Сирени
Характер__________________________________________________________
Музыкальный язык _________________________________________________
Музыкальный язык богат и разнообразен.
Он включает мелодию, лад, ритм, гармонию, тембр, динамику, темп, штрихи, фразировку.
Д/З 1.Подобрать цитаты о музыке.
2. Найти и принести легенду сказку о музыке
Средства музыкальной выразительности
Мелодия
Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.
А. Шаинский «Песенка крокодила Гены»
В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.
Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.
2. Мелодия вокальная и инструментальная.
а) Кантилена – певучая мелодия широкого дыхания.
В. Беллини Ария Нормы «О богиня» из оперы «Норма».
Ш. Гуно – Бах Ave Maria
б) Речитатив (итал. «декламировать» - полуговор, полупение).
М Мусоргский Вокальный цикл «Детская». «В углу».
Определите вид мелодии в следующих примерах:
С.Рахманинов Вокализ __________________________________________
М.Глинка «Ночной смотр» _______________________________________
Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы, фразы, предложения, кульминацию, каданс.
Детская песенка «Веселые гуси»
ГАРМОНИЯ
ГАРМОНИЯ (греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.
Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»
Мелодия _____________________________________________________
Аккомпанемент ________________________________________________
Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны. Когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, чудо волшебного превращения лебедушек в красных девиц в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных аккордов».
Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»
В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.
Знакомо вам это сочинение? Вспомните сочинение Ш. Гуно – И.С. Баха «Аве Мария»
Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику
ФАКТУРА
Фактура (музыкальный склад) – способ изложения музыкального материала.
ВИДЫ ФАКТУР
- Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме.
Роберт Шуман Хорал
- Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.
П. Чайковский Шарманщик поет
- Полифонический склад или фактура (поли – много, фоно – звук) – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.
И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор
Определите виды фактур в музыкальных примерах:
П. Чайковский «Итальянская песенка»
________________________________________________________
П. Чайковский «Утреннее размышление»
Л.Моцарт Менуэт __________________________________________
Различают фактуры, характерные для различных жанров:
Марш Полька Вальс Колыбельная
Рассмотрим разнообразие фактур в этюдах Ф.Шопена
Д/З Сыграть детскую песенку «Савка и Гришка» в фактуре марша, польки, вальса, колыбельной
МЕТР. РИТМ
МЕТР (греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке.
Пульс сердца. Маятник часов.
А. Островский «Есть часы во всех домах»
С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов
Метроном
РИТМ ( греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.
Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.
Вычеркните музыкальные символы, которые не относятся к ритму:
_____________________________________________________________
У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, Закавказья)
Лезгинка (зурна, барабан)
____________________________________________________________
Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»
Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:
Д/З Выбрать музыкальные шаги: лебедя, слона, белочки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РИТМ ТЕМП
Существуют различные ритмоформулы танцев:
2/4 | Полька | |
2/4 | Краковяк | |
3/4 | Мазурка | |
3/2 | Сарабанда | |
3/4 | Полонез | |
6/8 | Сицилиана | |
6/8 | Тарантелла | |
3/4 | Вальс |
Викторина по танцам:
1._________________ 2___________________ 3_________________
4_________________ 5____________________ 6 ________________
Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.
Медленные темпы Очень медленные темпы
Andante -спокойно Largo - широко
Sostenuto - сдержанно Lento - медленно
Умеренные темпы Adagio - медленно
Moderato - умеренно Быстрые темпы
Andantino – скорее, чем анданте Allegro- скоро
Vivo – очень скоро
Presto- очень скоро
А.Петров Балет «Сотворение мира»
«Сотворение Адама» ______________________________________
«Веселая погоня» _________________________________________
ТЕМБР
ТЕМБР (фр. – колокольчик, метка) – окраска звучания голоса или инструмента.
Певческие голоса разделяются на три группы, в зависимости от высоты звучания.
Женские голоса | Мужские голоса | |
Высокий | Сопрано Лирическое Драматическое Колоратурное | Тенор Лирический Драматический |
Средний | Меццо-сопрано | Баритон |
Низкий | Контральто | Бас |
Викторинка. Определяем тембры голосов:
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________
6.____________________________________________________________
Выдающиеся певцы:
Бас: Федор Шаляпин, ______________________________________________
______________________________________________________________
Баритон: Дм. Хворостовский ______________________________________
Тенор: В. Лемешев ______________________________________________
______________________________________________________________
Сопрано: Т. Милашкина __________________________________________
_______________________________________________________________
Меццо-сопрано: Е. Образцова _____________________________________
______________________________________________________________
Контральто: З. Долуханова, Т. Синявская ___________________________
Д/З 1. Выучить тембры певческих голосов
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Сергей ПРОКОФЬЕВ «ПЕТЯ И ВОЛК»
Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
В симфоническом оркестре 4 группы инструментов.
Деревянные духовые | Медные духовые | Ударные | Струнные |
Флейта Гобой Кларнет Фагот | Труба Валторна Тромбон Туба | Литавры Барабаны Ксилофон Тарелки Гонг Бубен Колокола | Скрипки Альты Виолончели Контрабасы |
В оркестр могут быть включены фортепиано и арфа.
Руководит оркестром дирижер. На пульте перед дирижером лежит партитура. Партитура – это полная запись всех партий инструментов.
Клавир – переложение оркестровой музыки для исполнения на фортепиано.
Чтобы познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра, Сергей Прокофьев в 1936 году написал музыкальную сказку «Петя и волк». Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, исполняемый одним и тем же инструментом.
Пионер Петя – струнные инструменты
Птичка –флейта
Утка – гобой
Кошка – кларнет
Дедушка – фагот
Волк – три валторны
Охотники – ударные (литавры, барабаны)
ШТРИХИ ДИНАМИКА РЕГИСТР
ШТРИХИ – (нем. – линия, черта) или артикуляция – способ извлечения звука.
- Легато – связно
- Нон легато – не связно
- Стаккато – отрывисто
Викторинка. Определить штрихи в следующих произведениях
П. Чайковский «Итальянская песенка» _______________________________
Р. Шуман Солдатский марш ______________________________________
Д. Кабалевский Ёжик»____________________________________________
ДИНАМИКА или динамические оттенки (нюансы) (фр. оттенки) – громкость исполнения музыки.
Диминуэндо _________________или постепенное уменьшение силы звука
Крещендо ___________________ или постепенное увеличение силы звука
Акцент (лат. – присоединение к пению) – громкое выделение звука или аккорда
Разобрать динамические оттенки в оркестровом вступлении к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова
________________________________________________________________
РЕГИСТР (лат. – список, перечень) – часть инструмента или певческого голоса. Различают высокий, средний и низкий регистры.
Викторинка. Определить регистр в следующих произведениях:
К. Дебюсси Колыбельная Джимбо ____________________________________
М. Глинка «Жаворонок»__________________________________________
А. Островский «Спят усталые игрушки» _______________________________
М. Мусоргский «Картинки с выставки» «Два еврея»
Регистры: _________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)
Фортепианный цикл «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
Пётр Ильич Чайковский – замечательный русский композитор, автор 10 опер, 3 балетов, 6 симфоний, оркестровых произведений, более 100 романсов.
Живя летом 1870 года на Украине, в имении своей сестры, Чайковский много общался с её детьми. Под впечатлением этих встреч и воспоминаний о своем детстве в 1878 году композитор написал фортепианный цикл «Детский альбом». В нем 24 пьесы. Это один день в жизни ребенка. Все пьесы имеют названия и являются образцами программной музыки.
№1 «Утренняя молитва» («Утреннее размышление»)
Характер ____________________________________________________
Лад ____________________Фактура_____________________________
Штрихи ____________________ Темп ____________________________
№2 «Зимнее утро»
Ваши впечатления _____________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
№3 «Игра в лошадки»
Характер _____________________________________________________
Штрихи __________________________ Темп __________________________
Фактура_________________________ Динамика________________________
№4 «Мама»
Музыкальный образ _______________________________________________
_______________________________________________________________
№5 «Марш деревянных солдатиков»
Характер _______________________________________________________
Образ _________________________________________________________
Форма ___________________________ Темп ________________________
Ритм __________________________________________________________
Динамика ______________________________________________________
№6 «Болезнь куклы»
Характер ______________________________________________________
Лад ______________________ Ритм ________________________________
Форма ________________________________________________________
Темп __________________________________________________________
Музыкальный образ _____________________________________________
_________________________________________________________________
П. ЧАЙКОВСКИЙ
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
№7 «Похороны куклы»
Характер _____________________________________________________
Жанр ___________________________ Темп ________________________
Мелодия кантилена или речитатив (подчеркнуть)
Фактура _______________________ Лад _____________________________
Форма __________________________________________________________
№8 «Вальс»
Характер ______________________________________________________
Образ _________________________________________________________
Размер ___________________Фактура ________________________________
Лад ______________________Форма______________________________
№9 «Новая кукла»
Характер _______________________________________________________
Образ_________________________________________________________
Темп____________________ Размер ___________Форма __________________
№10 «Мазурка»
Мои впечатления ________________________________________________
_______________________________________________________________
№11 «Русская песня» - обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка»
Образ: звучание удалого мужского хора.
Фактура: подголосочная полифония.
Лад то мажор, то минор – ладовая переменность
№12 «Мужик на гармонике играет»
Это маленькая музыкальная сценка.
Что вы представили? ___________________________________________
______________________________________________________________
Чайковский подражает звучанию ливенской гармоники (г. Ливны, Орловской губернии). Д7 звучит 30 раз!
№13 «Камаринская»
В основе пьесы знаменитый плясовой наигрыш. Образец варьирования. М.И. Глинка использовал данный напев в оркестровой фантазии «Камаринская»
Нарисуйте узор знаменитой росписи ( Палех, Хохлома, Жостов, Гжель и т.д.)
П. ЧАЙКОВСКИЙ
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
№14 «Полька»
Характер_____________________________________________________
Размер _______________Форма___________Регистр _________________
№15 «Итальянская песенка»
Мелодию этой песенки Чайковский услышал в Италии в исполнении мальчика 10-11 лет и записал.
Характер _______________________________________________________
Фактура _______________________________________________________
№16 «Старинная французская песенка»
Композитор использовал в этой песенке напев 16 века «Куда вы ушли». Воссоздается колорит средневековой Франции.
№17 «Немецкая песенка»
Жанр крестьянского танца лендлера.
Плавное движение мелодии сочетается со скачками, которые называются йодлями. Они распространены среди жителей Альп.
Характер______________________________________________________
Размер _________________________ Форма _________________________
№18 «Неаполитанская песенка»
Образ веселого итальянского карнавала. Чайковский использовал эту мелодию в балете «Лебединое озеро»
№19 «Нянина сказка»
Штрихи__________________________________________________________
Образ__________________________________________________________
№20 «Баба-Яга»
Характер ______________________________________________________
№21 «Сладкая грёза»
Характер______________________________________________________
Размер _____________Форма____________ Мелодия ____________________
Ваши мечты ____________________________________________________
_______________________________________________________________
№22 «Песня жаворонка»
Регистр ___________________________________________________________
№23 «Шарманщик поет» Подлинная мелодия.
№24 «В церкви»
Характер_______________________________________________________
Фактура _________________________________________________________
Это переложение для фортепиано православной молитвы «Царю небесный»
РОБЕРТ ШУМАН (1810-1856)
«АЛЬБОМ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» (1848 год)
Р.Шуман - немецкий композитор –романтик, музыкальный писатель,пианист. Для творчества композитора характерны циклы программный миниатюр. Это «Бабочки», «Карнавал». Шуман автор 4 симфоний, оперы «Геновева», камерно-инструментальных произведений
Для детей Р.Шуман написал «Детские сцены» (13 пьес),«Лесные сцены» (9 пьес), «Альбом для юношества» (43 пьесы)
Рассмотрим некоторые из пьес цикла:
№2 «Солдатский марш»
Что общего с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского? ________________________________________________________________________________________________________________________________
№16 «Первая утрата»
Характер______________________________________________________
Музыкальный образ ____________________________________________
№18 «Смелый наездник»
Характер ______________________________________________________
Форма ________________Регистр 1ч. _______________2ч. ______________
№25 «Отзвуки театра»
Ваши впечатления _______________________________________________
_______________________________________________________________
№10 «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
Характер _______________________________________________________
Лад _________________________Регистр______________________________
Мелодия вокальная или инструментальная (подчеркнуть)
Викторинка по «Детскому альбому» П. Чайковского
- _____________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
КЛОД ДЕБЮССИ (1862-1918)
«ДЕТСКИЙ УГОЛОК» (1809год)
Клод Дебюсси – французский композитор – импрессионист, пианист, дирижер, критик.
Фортепианный цикл «Детский уголок» состоит из шести фортепианных пьес. Данный альбом был посвящен дочери композитора Эмме Клод.
№2 «Колыбельная Джимбо»
Характер ____________________________________________________
Лад _____________________ Форма______________________________
Регистр ____________________Темп _____________________________
Динамика_____________________________________________________
Кто такой Джимбо»? ___________________________________________
Развитие музыкального действия ___________________________________
_______________________________________________________________
№3 «Серенада кукле»
Красива ли кукла? ___________Кто поёт ей серенаду? ___________________
Характер ______________________________________________________
Фактура _______________________________________________________
№4 «Снег танцует»
Самая большая и сложная пьеса цикла. Её отличают живописность звучания.
Характер _______________________________________________________
Регистр ________________________________ Лад______________________
Фактура _________________________ Гармония ________________________
Динамика ______________________________________________________
№6 «Кукольный кэйкуок» - блестящий финал. Кейкуок – танец американских негров (шествие с пирогами)
В пьесе пародируется модный тогда танец регтайм.
Характер __________________________________________________________
Особенности ритма в правой руке ____________________________________
В левой руке ______________________________________________________
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ (1915-1998)
АЛЬБОМ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ (1948 год )
Г.В. Свиридов – выдающийся русский композитор, пианист, ученик Дм. Шостаковича. Фортепианный цикл «Альбом пьес для детей» состоит из 17 пьес и представляет собой миниатюры разного характера: лирические, сказочные, танцевальные, маршевые. Среди них есть пьесы-пейзажи, игровые сценки.
№3 «Ласковая просьба»
Характер ________________________________________________________
Музыкальный образ_____________________________________________
№4 «Упрямец»
Характер _______________________________________________________
Ритм __________________________________________________________
Музыкальный образ _____________________________________________
______________________________________________________________
№8 «Перед сном»
Характер _______________________________________________________
Темп ____________________________________________________________
Динамика _____________________Темп _______________________________
№9 «Парень с гармошкой»
Характер _______________________________________________________
Лад ___________________________ Размер _________________________
Жанр танец или песня-частушка (подчеркнуть)
№11 «Колдун»
Характер ______________________________________________________
Музыкальный образ _____________________________________________
№15 «Дождик»
Характер ______________________________________________________
Регистр ____________________________ Темп ________________________
Динамика ______________________________________________________
Д/З Разобрать пьесу по специальности
ПЛАН РАЗБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Автор произведения ___________________________________________
- Название_____________________________________________________
- Жанр________________________________________________________
- Характер_____________________________________________________
- Лад, тональность______________________________________________
- Форма_____________________________________________________
- Мелодия (речитатив, кантилена)_________________________________
- Размер ______________________________________________________
- Ритмические особенности_____________________________________
- Фактура (гомофонно-гармоническая, аккордовая, полифоническая, унисон)______________________________________________________
- Темп_____________________________________________________
- Штрихи______________________________________________________
- Динамика____________________________________________________
- Тембр________________________________________________________
- Музыкальный образ_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок по музыкальному произведению
МОЙ РИСУНОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ
__________________________________________________________________
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
ПРЕЛЮДИЯ. ТОККАТА
Музыкальный жанр – это род и вид музыкального произведения.
Формы | Инструментальные | Вокальные |
Миниатюра | Прелюдия, токката, Этюд, скерцо, ноктюрн, Экспромт, рапсодия | Песня, романс |
Крупная форма | Соната, сюита, вариации. Симфония, увертюра, концерт, квартет | Кантата, оратория |
Музыкально-театральные жанры | Балет | Опера, оперетта, мюзикл |
ПРЕЛЮДИЯ (лат. играю вступление) – инструментальная пьеса импровизационного характера или вступление к другой пьесе.
И.С. Бах Прелюдия и фуга До мажор ХТК 1 том
Особенности____________________________________________________
Знакомо вам это сочинение ? ______________________________________
В 16-17 веках прелюдия становится самостоятельной пьесой.
Ф. Шопен Прелюдия ЛяЬ мажор
Характер________________________________________________________
Самостоятельная пьеса или вступление (подчеркнуть)
А. Скрябин Прелюдия соч 11 №5 Ре мажор
Музыкальный образ _____________________________________________
_______________________________________________________________
ТОККАТА (итал.- прикосновение, удар) –виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов.
И.С. Бах Токката и фуга ре минор
Мощное звучание и смелая виртуозность.
Музыкальный образ ____________________________________________
______________________________________________________________
Особенности токкаты ____________________________________________
А. Хачатурян Токката для фортепиано
Характер ________________________________________________________
Форма _________________________________________________________
Особенности ___________________________________________________
Д/з Подобрать стихи к прелюдии Шопена и токкате Баха
Ф. Шопен Прелюдия Ляь мажор
__________________________________________________________________
И.С. Бах Токката и фуга ре минор
ЭТЮД
ЭТЮД (франц. – учение, изучение) – пьеса для развития техники. Каждый этюд посвящен какому-либо приему игры: пассажи, трели, аккорды, арпеджио и т.д. На протяжении этюда обычно выдержана одна фактура и один темп.
Этюды Карла Черни
КАРЛ ЧЕРНИ(1791-1857) – австрийский композитор, пианист и педагог. Родился в семье пианиста-педагога. Брал уроки музыки у Бетховена. Обладал феноменальной памятью. Знал наизусть все сочинения Бетховена. Унаследовал от своего учителя виртуозную технику, громадную работоспособность, беззаветную преданность музыке.
К. Черни – автор многочисленных произведений (более 1000). Этюды Черни – настоящая энциклопедия фортепианной техники.
Их играют и начинающие, и опытные пианисты. Знаменитый ученик Черни Ф. Лист говорил: «Играйте прилежно Черни»
К.Черни Этюды
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каприсы Н. Паганини
НИККОЛО ПАГАНИНИ( 1782-1840) – итальянский скрипач и композитор.
Его виртуозная игра, демонический облик и ореол тайны приводили современников в восторг. Паганини открыл новые технические возможности скрипки: быструю игру щипком и смычком, разнообразное стаккато, игру на одной струне.
Каприс или каприччио ( итал. - каприз, прихоть) – пьеса изменчивого характера. Каприсы Паганини – это инструментальные виртуозные пьесы свободной формы для скрипки.
Композитор написал 24 каприса для скрипки соло (1820 год). Современники объявили их неисполнимыми.
Н. Паганини Каприс №24 ля минор
Характер_______________________________________________________
Технические приемы _____________________________________________
_______________________________________________________________
Есть партия аккомпанемента ______________________________________
Д/З Принести ноты этюда. Определить вид техники в данном этюде.
ЭТЮДЫ ШОПЕНА И ЛИСТА
В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился: он стал этюдом –настроением. Из учебного этюда он превратился в подлинно художественное произведение.
ЭТЮДЫ ШОПЕНА
ФРИДЕРИК ШОПЕН (1810-1849) – польский композитор, пианист.
27 этюдов Шопена – это новый этап в развитии фортепианной виртуозности. В каждом своя техническая задача.
ЭТЮД №1 До мажор
Характер__________________________________________________________
Вид техники _____________________________________________________
Музыкальный образ ______________________________________________
ЭТЮД № 13 ЛяЬ мажор
Характер _________________________________________________________
Вид техники ____________________________________________________
Музыкальный образ _____________________________________________
Можно назвать данный этюд прелюдией? Да Нет
Какому этюду соответствуют данные стихи по настроению:
Ф Тютчев «Конь морской» _______________________________________
В. Гюго «Маргаритки» __________________________________________
ЭТЮДЫ ЛИСТА
Венгерский композитор и пианист –виртуоз Ференц Лист (1811-1886) не уставал напоминать своим ученикам: «Путь к сложному лежит через простое» К вершинам виртуозности сам Лист шел чере этюды: этюды-упражнения, этюды по каприсам Паганини, «Этюды высшего исполнительского мастерства»
Этюд № 12 «Метель»
Музыкальный образ _______________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________________________
Д/З Разобрать этюд по специальности
СКЕРЦО. ЮМОРЕСКА
У человека бывает разное настроение: иногда ему грустно, иногда хочется пошутить, посмеяться, Шутка может быть добродушной, задиристой, насмешливой и даже злой.
И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты си минор
Характер __________________________________________________________
Юмореска (от слова юмор) – пьеса веселого, шутливого характера.
П. Чайковский «Юмореска»
Характер добрый и безобидный или задиристый и дразнящий?
Форма _________________________________________________________
Средний раздел _________________________________________________
СКЕРЦО (итал. –шутка) – произведение шутливого характера. Скерцо бывают юмористические, лирические, драматические, фантастические и зловещие.
П. Чайковский «Скерцо»
Какое это скерцо? ________________________________________________
Форма __________________ Средняя часть__________________________
В музыке 19 века скерцо заменило менуэт в сонатах и в симфониях.
Л. Бетховен Симфония №1, 3 часть
Какое это скерцо ___________________________________________________
Своеобразными скерцо можно назвать группу виртуозных пьес, подражающих ритму движения прялок, веретен, жужжанию насекомых. Самая знаменитая такая пьеса «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Характер ________________________________________________________
Что изображает пьеса________________________________________________
Приём __________________________________________________________
Сравните юмореску Р. Щедрина и А. Дворжака
Какие они _____________________/_________________________________
Д/З В «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина найти сцены «Превращения» царевича Гвидона. Сколько их и какие:
1._____________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3._____________________________________________________________
СЕРЕНАДА. НОКТЮРН
СЕРЕНАДА (итал. – ясный, открытый, латин. – поздний вечер)
- пение или игра на музыкальном инструменте внчером или ночью под окном возлюбленной. Серенады распевались под аккомпанемент щипковых инструментов – лютни, мандолины, гитары. Серенады бывают вокальные и инструментальные.
Й. Гайдн Серенада
Вокальная или инструментальная?
Характер ______________________________________________________
Ф. Шуберт Серенада
Образ: грусть и волнение, радость и нежность.
Характер______________________________________________________
Вокальный или инструментальный вариант понравился больше?
_________________________________________________________________
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
Характер __________________________________________________________
Опишите сценку_________________________________________________
_______________________________________________________________
НОКТЮРН (итал.- ночной) – ночная музыка. В 19 веке ноктюрн – это одночастная инструментальная пьеса лирического характера с певучей мелодией. Основателем ноктюрна был ирландский пианист и композитор Джон Фильд. Он написал 17 ноктюрнов.
В творчестве Ф. Шопена ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства. Разнообразны по характеру: мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические.
Ф. Шопен Ноктюрн ми минор
Характер______________________________________________________
Образ__________________________________________________________
Э.Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыки, композитор, пианист, дирижер.
Э.Григ «Ноктюрн»
Характер __________________________________________________________
Образ__________________________________________________________
Ноктюрном названа третья часть Второго квартета А. Бородина
Характер _______________________________________________________
Образ_____________________________________________________________
Д/з Выучить определения музыкальных жанров
ЭКСПРОМТ. РАПСОДИЯ
1 Викторина
1 | Ф.Шопен Этюд До мажор | |
2 | Ф.Лист Этюд «Метель» | |
3 | И.Бах Токката и фуга ре минор | |
4 | И.С. Бах «Шутка» | |
5 | Ф. Шуберт «Серенада» | |
6 | В. Моцарт Маленькая ночная серенада» |
2. Определить на слух музыкальный жанр: этюд, ноктюрн, прелюдия, токката, скерцо, ноктюрн, серенада.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭКСПРОМТ ( фр.- наготове, лат. – готовый)- инструментальная пьеса импровизационного характера. Сочинить экспромт – значит мгновенно, без подготовки.
Классические образцы жанра экспромта представлены в творчестве Ф. Шуберта, ф. Шопена, Ф. Листа.
Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор-романтик.
Написал 8 экспромтов в 1827 году.
Ф. Шуберт Экспромт Ляь мажор
Характер_________________________________________________________
Форма___________________________________________________________
Особенности____________________________________________________
РАПСОДИЯ (греч. – эпическая песнь) – вокальное или инструментальное произведение свободной формы, состоящее из нескольких контрастных эпизодов. Рапсодия в Античной Греции – это декламация нараспев сказителем-рапсодом отрывков из поэм Гомера.
Ф. Лист – родоначальник рапсодии как фантазии на народные темы. Композитор написал 19 «Венгерских рапсодий». В каждой рапсодии по-своему сочетаются разнохарактерные разделы: быстрый и медленный, импровизационный и вариационный.
Ф. Лист Рапсодия №2
Ваши фантазии____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Иногда рапсодии представляют собой фантазию на темы другого композитора. Например, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова.
ПЕСНЯ, РОМАНС
ПЕСНЯ – жанр, в котором сочетаются слово и музыка. Мелодия выражает общее настроение текста, не выделяя детали. Строфа песни называется куплетом, который состоит из запева и припева.
Ваша любимая песня:
__________________________________________________________________
«Песенка о капитане» муз. И. Дунаевского, сл. Лебедева-Кумача
Характер_________________________________________________________
Форма____________________________________________________________
Основоположником классической песни стал австрийский композитор Франц Шуберт. Им написано более 600 песен.
Ф. Шуберт «Куда» из цикла «Прекрасная мельничиха» на слова Мюллера
Характер _____________________________________________________
Два варианта исполнения песни: Ф. Дискау, Е. Камбурова
Ваше впечатление ________________________________________________
Ф. Мендельсон Песня без слов «Весенняя»
Особенность сочинения_____________________________________________
РОМАНС – пьеса для голоса с инструментальным сопровождением. Исполнялись на испанском «романском» языке, относящемуся к группе романских языков. Термин романс возник в Испании в средние века и обозначал светскую песню. В России романсами можно считать российские песни на стихи Сумарокова, Ломоносова. Чем отличается романс от песни? В романсе более тесная связь музыки и поэтического текста, большая образность партии фортепиано.
М. Глинка «Жаворонок», сл. Кукольника
Песня или романс? _________________________________________________
П.Чайковский «Средь шумного бала» сл. А.К. Толстого
История создания.
Характер____________________________Форма_____________________
Г. Свиридов Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»
Характер __________________________________________________________
Вокальный или инструментальный романс? __________________________
Д/З Сочинить детскую песенку
КАНТАТА
Самостоятельная работа
Что такое песня? ________________________________________________
________________________________________________________________
Что такое романс ?________________________________________________
________________________________________________________________
Чем отличается романс от песни ___________________________________
__________________________________________________________________
Определите жанр этих произведений:
_________________________________________________________________
Подпишите следующие темы:
1._______________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
КАНТАТА (итал. –петь) – вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра. Составные части кантаты: арии, хоры, ансамбли и оркестровые эпизоды.
Первые кантаты возникли одновременно с оперой на рубеже 16-17 веков в Италии.
И.С. Бах создал классические образцы кантатного жанра. Им написано около 300 кантат. Светские и духовные кантаты.
И.С. БАХ «Кофейная кантата» для баса, тенора, сопрано и инструментального ансамбля (струнные, флейта, клавесин).
Ария Шлендриана (бас)
Характер _______________________________________________________
Содержание ______________________________________________________
Ария Лизхен (сопрано)
Характер______________________________________________________
Инструментальное сопровождение флейта или клавесин? _________________
ОРАТОРИЯ
Самостоятельная работа
Что такое кантата? ______________________________________________
________________________________________________________________
Определите жанр этих произведений (романс или песня)
- «С. Рахманинов «Весенние воды»____________________________
- «То не ветер ветку клонит»___________________________________
ОРАТОРИЯ ( лат. – говорю, молю) – монументальное вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра. Составные части: арии, речитатив, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды.
Жанр оратории возник в Италии на рубеже 16-17 веков. Классический тип оратории создал Г. Гендель (1685-1750). Всего Гендель написал 32 оратории.
Первая русская оратория «Минин и Пожарский» была написана в 1811 году
композитором С. Дегтяревым.
Г. Гендель Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»
Характер ________________________________________________________
Г. Свиридов (1915-1998) «Патетическая оратория» 1915 год, сл. В. Маяковского. Использованы фрагменты из поэмы «Хорошо» и ряд других стихотворений.
«Марш» - монументальная фреска для смешанного хора
Характер ________________________________________________________
Мелодика _______________________________________________________
«Здесь будет город-сад» для солистки (меццо-сопрано) и смешанного хора
Характер __________________________________________________________
Динамическая линия______________________________________________
Отличие оратории от кантаты: ____________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д/З Повторить все пройденные жанры
ЖАНРЫ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК
Определить следующие жанры:
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
КРОССВОРД
1 | Ю | |||||||||||
2 | М | |||||||||||
3 | О | |||||||||||
4 | Р | |||||||||||
5 | Е | |||||||||||
6 | С 7 | |||||||||||
К 8 | ||||||||||||
9 | А |
- Ночная музыка
2. Инструментальная пьеса импровизационного характера
- Виртуозная пьеса для клавишных инструментов (в переводе удар)
- Пение на открытом воздухе вечером или ночью
- Вокальный жанр, где соединяются слово и музыка
- Вокальный жанр, возникший в Испании в средние века
- Жанр, обозначающий в переводе «шутка»
- Вокально-инструментальный жанр для хора, солистов и оркестра
- Итальянский скрипач-виртуоз, композитор, написавший 24 каприса
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Великий русский писатель Михаил Булгаков высказал о музыке важную мысль: «Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого». Огромное разнообразие чувств и настроений выражено в музыке. Чтобы слушателю было легче разобраться в содержании музыкального произведения, композиторы дают им названия. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки и самого прозаического человека заставляет что-то вообразить, на чем-то сосредоточиться» - Р. Шуман
ПРОГРАММНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МУЗЫКА
Эдвард ГРИГ (1843-1907) – основоположник норвежской музыки, композитор, дирижер. Григ был влюблен в народные сказки, населенные троллями, гномами, эльфами.
КОБОЛЬД
Кобольд – домовой, старичок-проказник, который любит все перевернуть по-своему в спящем доме.
Характер ______________________________________________________
Регистр ______________________________________________________
Форма _____________________Динамика__________________________
Содержание пьесы ____________________________________________
_____________________________________________________________
ШЕСТВИЕ ГНОМОВ
Гном (словарь С. Ожегова) – безобразный, обычно бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища.
Характер 1ч. ________________________ 2ч. ______________________
Форма ___________________________Темп ________________________
Содержание пьесы _____________________________________________
______________________________________________________________
Два варианта исполнения пьесы «Шествие гномов»6 фортепианный и оркестровый
Д/з Нарисовать рисунок или принести сказку о гномах или троллях.
СКАЗКА В МУЗЫКЕ
И. СТРАВИНСКИЙ БАЛЕТ «ЖАР-ПТИЦА»
Игорь Федорович Стравинский (1882-1972) – крупнейший русский композитор 20 века. Он был смелым новатором, зачинателем новых идей. Большую часть жизни он провел за рубежом. Но его ранние произведения созданы на русской национальной почве. Русская культура, русская народная музыка всегда оставались родными для композитора.
Для «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже Стравинский написал 3 балета, прославивших его имя во всем мире: «Жар-птица»(1910), «Петрушка»(1911) и «Весна священная» (1913).
БАЛЕТ «ЖАР-ПТИЦА»
Русская сказка об Иване-царевиче, освободившем прекрасную царевну от чар Кащея, воплощена в музыке «Жар-птицы»
Сюжет балета.
Музыкальная драматургия балета построена на сопоставлении трех интонационных сфер:
- Мрачное фантастическое царство Кащея
- Красочная музыка Жар-птицы
- Народно-песенная музыка Ивана-царевича и царевен
Разберем выразительные средства трех сфер:
- _______________________________________________________
- _______________________________________________________
- ________________________________________________________
В 1919 году И. Стравинский создает сюиту на основе музыки балета
- Вступление
- Пляс Жар-птицы
- Хоровод царевен
- Поганый пляс Кащеева царства
- Колыбельная
- Финал
Д/З Принести сказку «Жар-птица» или нарисовать рисунок по балету «Жар-птица»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
РОБЕРТ ШУМАН ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «КАРНАВАЛ»
Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор и музыкальный писатель. Чайковский считал, что 19 век назовут шумановским периодом в истории музыки. С именем Шумана связаны самые большие завоевания романтической музыки: способность глубокого и тонкого проникновения в жизнь человеческого сердца, желание увидеть в жизни чудесное и необыкновенное.
Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей. Таков его фортепианный «Карнавал» (1835), где кружатся в стремительном танце или медленно проходят персонажи под масками Пьеро и Арлекина, Киарины и Эстреллы. Здесь и современники композитора: скрипач Н.Паганини и поэт фортепиано Ф. Шопен. А Флорестан и Эвсебий – это сам Шуман. В этих персонажах раскрывается его двойственная, противоречивая натура.
Рассмотрим данных героев и обрисуем их музыкальные портреты.
ПЬЕРО | Гибкий, пружинистый, весь в движении |
АРЛЕКИН | Философ, меланхолик, задумчив |
ЭВСЕБИЙ | Пламенный, настроение изменчиво |
ФЛОРЕСТАН | Лирический образ, поэтический |
КИАРИНА | Темпераментная ,эффектная |
ЭСТРЕЛЛА | Сдержанно-страстная |
ШОПЕН | Мечтательный |
ПАГАНИНИ | Демонический, виртуозный |
Соедините стрелками музыкальных героев и соответствующую им характеристику.
В конце карнавала все герои выступают стройным маршем против всех обывателей, чуждых всему новому.
Д/З Нарисовать портрет персонажа фортепианного цикла Р. Шумана «Карнавал»
ПРИРОДА В МУЗЫКЕ
АНТОНИО ВИВАЛЬДИ «ВРЕМЕНА ГОДА»
Великий итальянский скрипач и композитор Антонио Вивальди (1669-1741) родился и большую часть жизни прожил в Венеции. В течение 36 лет он был преподавателем женской консерватории, где руководил оркестром. Для этого оркестра, прославившегося высоким уровнем исполнения, Вивальди написал почти все свои концерты (более 400).
От старинной формы концерта для оркестра с группой солирующих инструментов (кончерто-гроссо), Вивальди пришел к созданию новой формы – концерта для сольного инструмента с оркестром. Многие произведения Вивальди имеют программный характер, например «Ночь», «Садик», «Охота», «Буря на море» и т.д.
А. Вивальди «ВРЕМЕНА ГОДА»
Цикл «Четыре времени года» (соч.8) объединяет собой 4 концерта для струнного оркестра, солирующей скрипки и клавесина под названиями «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждому концерту предпослано небольшое стихотворение в форме сонета, являющееся его литературной программой.
КОНЦЕРТ №1 – «Весна», 1 часть
Приход весны встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья, и листьев шорох,
Колеблемых зефира дуновеньем.
Но вот грохочет гром, и молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это все- весенних дней приметы!
Есть ли в музыке изобразительность? Да Нет
Что преобладает в музыке: лирические чувства композитора или звукоизобразительность? ( подчеркнуть)
Г. Свиридов «Весна и осень» (сравнить)
________________________________________________________________
______________________________________________________________
КОНЦЕРТ №4 – «ЗИМА»
Придумай программу к концерту №4 «Зима»
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравни с программой композитора.
Д/З Нарисовать рисунок или подобрать стихотворение о природе.
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК
- СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
( вписать соответствующий термин)
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
- Анализ музыкального произведения
А. Александров Государственный гимн России
Характер _________________________________________________________
Мелодия_______________________________________________________
Ритм __________________________________________________________
Размер____________________________________________________________
Фактура__________________________________________________________
Темп_____________________________________________________________
Тембр_________________________________________________________
Регистр__________________________________________________________
Штрихи________________________________________________________
3 Определить жанр произведения: (этюд, прелюдия, скерцо, песня, романс, кантата, токката, серенада, ноктюрн)
1._________________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________5.______________________________________________________________
4.Определить порядок звучания музыкальных образов в оркестровом вступлении к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
Шемаханская царица, царь Додон, Звездочет, Золотой петушок
1.____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3.________________________________________________________________
Какой персонаж отсутствовал? Почему?
_______________________________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Содержание уроков 1 четверть | стр |
1 | Средства музыкальной выразительности | 1 |
2 | Мелодия | 2 |
3 | Гармония | 3 |
4 | Фактура | 4 |
5 | Метр. Ритм | 5 |
6 | Ритм. Ритмоформулы танцев. Темп | 6 |
7 | Тембр | 7 |
8 | Симфонический оркестр. С.Прокофьев «Петя и волк» | 8 |
9 | Штрихи. Динамика. Регистр | 9 |
2 четверть | ||
1 | П.И. Чайковский «Детский альбом» №1-6 | 10 |
2 | П.И. Чайковский «Детский альбом» №7-13 | 11 |
3 | П.И. Чайковский «Детский альбом» №14-24 | 12 |
4 | Р.Шуман «Альбом для юношества» | 13 |
5 | К.Дебюсси «Детский уголок» | 14 |
6 | Г.Свиридов Альбом пьес для детей | 15 |
7 | План разбора музыкального произведения | 16 |
3 четверть | ||
1 | Музыкальные жанры. Прелюдия. Токката | 18 |
2 | Этюды. К. Черни. Каприсы Н.Паганини | 19 |
3 | Этюды Ф.Шопена. Этюды Ф.Листа | 20 |
4 | Скерцо. Юмореска | 21 |
5 | Серенада. Ноктюрн | 22 |
6 | Экспромт. Рапсодия | 23 |
7 | Песни. Романсы | 24 |
8 | Кантата | 25 |
9 | Оратория | 26 |
10 | Жанры. Заключительный урок | 27 |
4 четверть | ||
1 | Содержание музыкальных произведений. Сказка в музыке | 28 |
2 | И.Стравинский Балет «Жар-птица» | 29 |
3 | Музыкальный портрет. Р.Шуман «Карнавал» | 30 |
4 | Природа в музыке. А.Вивальди «Времена года» | 31 |
5 | Заключительный контрольный урок | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для 10-11 класса "Комплексный анализ текста"
Рабочая тетрадь для комплексной работы с текстом, предназначенная для учащихся 10-11 классов, поможет учителю организовать целенаправленную и системную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ ...
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс Раздел "Личная гигиена"
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс раздел "Личная гигиена"...
Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-1 класс
Макет рабочей тетради по предмету музыка 1 классразработан в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС....
Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-2 класс
Рабочая тетрадь по предмету музыка 2 классразработана в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС...
Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-3 класс
Рабочая тетрадь по предмету музыка 3 классразработана в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС....
Рабочая тетрадь по слушанию музыки 1 класс
В рабочей тетради по "Слушанию музыки" представлены краткие конспекты уроков для учащихся, вопросы для классной работы, домашние задания....
Рабочая тетрадь по слушанию музыки 3 класс
В "Рабочей тетради" по слушанию музыки 3 класс представлены следующие темы: маршевая музыка, танцы, балет, опера, оперетта, церковная музыка, джаз и рок-музыка....