для родителей
консультация по музыке
здоровье и музыка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zdorovogo_rebenka.doc | 52 КБ |
polza_detskih_muzykalnyh_instrumentov.docx | 251.35 КБ |
v_mire_zvukov.docx | 2.47 МБ |
v_mire_zvukov.docx | 2.47 МБ |
muzyka_v_zhizni_rebyonka.docx | 1.09 МБ |
muzyka_i_deti.docx | 2.18 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Кутева А.Х.
г. Нижнекамск МБДОУ №44
Влияние музыки на здоровье ребенка
Воспитание здорового ребенка - главная задача семьи и дошкольного учреждения. И одним из средств является музыка. Музыка оказывает на нас огромное влияние, действуя на психику, эмоции, душу и тело. Звуки определённой тональности могут приводить человека в различные состояния, возбуждение, радость, грусть, и даже панический страх.
Музыка влияет на наше настроение, но не только. С её помощью можно даже исцелять людей или помогать им справляться с их недугами! О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях.
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Чем раньше начинается музыкальное воспитание ребёнка, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил. Ребёнку доставляет радость, когда взрослые негромко и ласково напевают ему незатейливые и спокойные мелодии. Музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребёнка. А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов в организме: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.
Исследования показывают, что одним из первых компонентов музыки ребёнок начинает улавливать ритм и реагировать на него. Различные музыкальные ритмы по-разному действуют на состояние человека, на деятельность его внутренних органов и работоспособность мышц. Не случайно с древних времён выделяют так называемые танцевальные и маршевые ритмы, пробуждающие бодрость и стремление к движению. Эта способность музыки стимулировать движения используется в танцах, во время длительных переходах на марше и в парадном строю, при гимнастических упражнениях.
Когда ребёнок начинает понимать речь и затем сам овладевает ею, мир его слуховых впечатлений значительно расширяется. Особый интерес приобретает для него жанр песни, потому что теперь он может воспринимать и понимать не только песенную мелодию, но и слова, а также улавливать внутреннюю эмоциональную связь между словом и музыкой. В этот период слушание и разучивание песен помогает совершенствовать и развивать речевые навыки ребёнка, расширять его активный словарный запас, улучшать дикцию.
Здоровьсберегающие технологии
Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что данные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики.
Задачи педагогов и воспитателей дошкольного образования:
-создать полноценные условия для сохранения здоровья детей;
-развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии;
- внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс;
- закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
На занятиях, динамических паузах, во время проведения зарядки, воспитателями используют игры, упражнения, этюды для развития мимики; зрительного, слухового внимания и памяти, ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы, игры-драматизации. Наиболее эффективны эти моменты будут, если музыка будет сопровождать образовательно-развивающий процесс.
Музыка и здоровье - понятия эти близки друг другу. Необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей.
Разберем здоровьесберегающие технологии:
Музыкатерания
Психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности, то есть корректировать состояние ребенка.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Вокалотерапия
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
В процессе пения – сольного или ансамблевого – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.
После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, очень часто от этого зависит работоспособность человека.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Важно добиваться, чтобы дети пели без напряжения. Нельзя разрешать им петь на улице в холодную или сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде. Неокрепший голосовой аппарат ребёнка требует бережного обращения и охраны от перегрузок и вредных факторов.
Гласные звуки
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
Звукосочетания
ОМ – снижает кровяное давление;
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать)
В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
Ш – лечит печень;
Ч – улучшает дыхание;
К, Щ – лечат уши;
М – лечит сердечные заболевания.
Большое значение имеет и интенсивность произношения («пропевания») звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой.
Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.
Ритмотерапия и логоритмика
Ритмотерапия - специфические упражнения под музыку с использованием лексического материала, танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.
Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях вокальном объединении можно применять музыкально–ритмические упражнения. Это не только так необходимые вашему ребёнку движения, но и выход эмоциональной энергии, живой ритм, радость и веселье.
Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.
Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.
Наиболее эффективными оказались ритмические паузы, когда негромко звучащая ритмическая музыка соединяется с речитативами. Например:
1.А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду собрать,
Надо глубже приседать ( приседания несколько раз).
Нагулялся я в лесу,
Ягоды домой несу (ходьба в ритме музыки).
2. В течение речитатива дети плавно поднимают то левую, то правую ногу.
Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу.
Топай правою ногой, топай левою ногой.
Потом правою ногой, потом левою ногой
И тогда придёшь домой ( ходьба в ритме музыки).
3. Жил на свете попугай.
Крылья шире расставляй (руки в сторону).
Он любил летать всех выше —
Выше ели, выше крыши (потянуться на носках, руки вверх).
4. Чок-чок. Каблучок. В танце кружится сверчок (кружения).
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке (движения, имитирующие игру на скрипке).
Звонко хлопаем в ладошки ( хлопки),
Весело шагают ножки (ходьба).
Несмотря на явное поэтическое несовершенство стишков, подобные речитативы, соединённые с ритмической музыкой, нравятся дошколятам, объединяют малышей, помогают им сконцентрироваться.
Логоритмика - система разнообразных упражнений и игр, в которых используется лексический материал, сопровождающийся соответствующими движениями. На музыкальных занятиях используются разнообразные средства логоритмотерапии, в том числе игры, упражнения, этюды для развития мимики; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы, игры-драматизации.
Музыкальная терапия противопоказана:
-детям с предрасположенностью к судорогам;
-детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма;
-детям, страдающим от отита;
-детям, у кого резко повышает внутричерепное давление.
Музыкально-пластические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.
Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка с помощью ритмотерапии и логоритмотерапии
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование правильного дыхания;
- развитие способности ориентироваться в пространстве;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
- формирование навыка релаксации;
- развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
Правильный выбор музыкальных произведений – ключевой фактор. От подобранного репертуара зависит положительное или отрицательное влияние музыки на здоровье ребенка. Быстрая и громкая музыка поднимает уровень кортизола, отчего человек становится более возбуждённым, раздражённым. Прослушивание медленной и спокойной музыки действует совершенно иначе. Уровень кортизола и адреналин снижается, работа всех органов нормализуется, организм начинает мобилизовать свои внутренние ресурсы. С помощью такой музыки можно бороться со стрессами и депрессиями, а отсутствие стресса гораздо быстрее приведёт к выздоровлению! Рок и диско-ритмы нарушают функциональное равновесие полушарий головного мозга. Способствуют выделению стресс-гормонов, «стирающих» в мозгу часть информации. Психолог Д. Азаров считает что рок- музыка способна подтолкнуть человека на самоубийство. Рок- музыка, воздействуя ультра- и инфра звуками, которые мы не слышим, но которые «слышат» все наши органы, способна разрушать мозг (по принципу известного 25- го кадра). Отсюда можно сделать вывод:
Положительное влияние на состояние человека оказывает классическая музыка:
• улучшение памяти
• облегчение учебного труда
• улучшение работы организма
Отрицательное влияние на человека – рок, рэп, диско-ритмы, попса:
• разрушается работа нервной системы
• плохое настроение
• раздражительность
• снижение памяти
• ухудшение результатов учебы, работы.
Музыка помогает создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивает интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии. Внедряя эти технологии в ежедневный образовательный процесс, мы закрепляем навыки и умения детей, улучшаем физическое и психическое здоровье ребенка.
Музыка- это действительно очень хорошее лекарство, просто нужно его правильно принимать! И каждый человек должен понять, что без музыки нельзя жить!
Литература:
1.Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека.-МПСИ, МОДЭК,-2010,-416с.
2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1996. - 376 с.
3.Мысов Б.И. Музыкально - ритмические движения (для утренней гимнастики в детском саду)/ Б.И. Мысов.- Мн: Нар. Асвета, 1991.- 80
4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.М.:АРКТИ, 2003.-272 с.
5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.-СПб.:ООО « Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2012.-80с.
Предварительный просмотр:
Польза детских музыкальных инструментов
Музыка для детей является необходимым условием общего развития. Детские инструменты и развивающие музыкальные игрушки улучшают музыкальный слух, память и ритмику, закладывают навыки мелкой и крупной моторики, невербального общения, зрительные, слуховые и тактильные способности к восприятию. И вообще игра на детских музыкальных инструментах приносит огромное удовольствие детям, являясь одним из любимых видов музыкальной деятельности. Они позволяют детям почувствовать себя исполнителем, устроив настоящий концерт и организовав веселые игры с целой детской компанией. Музыкальные инструменты для детского сада предоставляют безграничные возможности для творчества и самовыражения, что обязательно пригодится не только в детстве, но и во взрослой жизни. Но мне хотелось бы что бы дети играли не только в саду, но и дома. Поэтому чтобы приобщить родителей к этому виду деятельности мы в своем саду решили устроить конкурс музыкальных инструментов, сделанных своими руками. Я даже не ожидала, что родители примут такое активное участие. Инструментов было очень много. Некоторые сделали целые наборы. И подарили их детскому саду. Я думаю такие конкурсы помогут понять родителям всю пользу музыкального воспитания для ребенка. И разнообразит жизнь детей и их родителей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает
материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...
Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.
Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано? ...
Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»
Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...