«Народная песня. Поэтика детской песни»
статья по музыке на тему

Савочкина Алла Юрьевна

«Народная песня. Поэтика детской песни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_poetika_.docx16.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему

«Народная песня. Поэтика детской песни»

Песня должна быть изучаема, чтобы показать не только художественные достоинства, красоту, распевность, но и все многообразие и глубину дум и чаяний народных, в прошлом и в настоящем…

Вся жизнь ребенка неразрывно связана с народной поэзией. Родные песни звучат с колыбели, сопровождают игры, открывают первые представления об окружающем мире:

У кота ли , у кота

Колыбелька золота.

Играя с ребенком, звучат прибаутки, шутки, потешки, потягушки:

Ладушки, ладушки,

Где были?- у бабушки.

Все эти песенки, созданные для детей,- детский фольклор.

Детский фольклор создавался для развлечения ребенка, это цельные художественные произведения. В самой маленькой песни ребенок находит законченный конкретный , близкий ему образ:

Прийди котик ночевать,

Мово Лёшеньку качать,

Прибаюкивати.

Открывается целая картина крестьянского быта. Социальная среда окружает ребенка крестьянским бытом и в боярских хоромах:

Мамушки, нянюшки.

Качайте дитя!

Прилюлюкивайте.

Все действующие лица детской песенки имеют отношение к ребенку. Это нянюшки, мамушки, серенький коток, петушок-золотой гребешок.

Народ мастерски разрабатывает (певучие слова), которые соприкасаются с детским лексиконом:

– «Сорока-белобока;

– «курочка-тараторочка»;

– «коза рогатая»;

– «репка-паренька».

В песне сливается народный художественный детский язык. Звукосочетание создается имитацией «как любят дети» в соответствии с характером детской речи в песенках много междометий, восклицаний:

Чики, чикичикалочки

Березовые лычки!

или

Ой, люлю, мое дитятко

Спи, усни, дитя родной!

Для усиления впечатления фольклорная поэзия пользуется повтором, что имеет для ребенка большое значение:

Сорока-белобока кашу варила

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Нянюшки и мамушки, создававшие песенки, нередко оказывались замечательными педагогами:

«Тит, иди молотить!»

«Ты рябинушка раскудрявая»

«Как у бабушки козел»

Песни-перевертыши представляются в смешном хаосе:

Коза муку мелит,

Козел засыпает,

А маленькие козленочки

Муку выгребают.

или

Дон, дон, дон.

Загорелся кошкин дом

Бежит курица с ведром

Заливать кошки дом

Народ вложил в песню всю силу своего чувства. В ней широта и мощь его мечты. Песня-зеркало народной жизни, энциклопедия, религия, философия. Распеваемая повсюду, она вошла в быт детей.

Освоение народной песни во всем её многообразии помогает учащимся понять и полюбить  русскую музыкальную классику, её язык, народность духа, её содержание становится гораздо ближе и понятнее. Вызывают чувства гордости, чувства дружбы, любви к народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские песни о главном. Остров детства

Внеклассное мероприятие, отчетный концерт кружка "Музыкальная капель"....

Школьный фестиваль детской песни, посвященный творчеству Ю.М.Чичкова

Сценарий фестиваля детской песни. Информация о жизни и творчестве композитора Ю.М.Чичкова, его песни и стихи поэтов-сооавторов. Фестиваль - результат продуктивной репетиционной работы всего ...

Фестиваль детской песни, посвященный творчеству В.Шаинского

материал включает в себя: сценарий, песни, презентацию к празднику...

Знакомство детей с русским народным творчеством через инсценировку песни «Во деревне , то было в Ольховке …»

Может быть ипользовано учителями начальной школы ,  педагогами дополнительного образования и музыкальными работниками.Материал содержит разработку сценария инсценировки русской народной песни "Во...

Народное музыкальное творчество: свадебные песни.

Данная презентация познакомит учащихся с народным музыкальным творчеством на примере свадебных песен. Обучающиеся узнают как проходил обряд, какие песни исполнялись. Проанализируют свадебные песни, ко...

доклад "Работа над народной песней в детском хоре"

Некоторые особенности работы с народной песней в детском хоровом коллективе....