Открытый урок "Музыкальный портрет"
презентация к уроку по музыке по теме
Программа Г.П.Сергеевой, Е.Н. Критской, Т.С.Шмагиной 1 класс.
Тема II четверти : «Музыка и ты»
Тема урока: «Музыкальные портреты»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Вид урока: урок – загадка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.67 КБ |
vizitnaya_kartochka_uroka._lazarevan.a.docx | 13.1 КБ |
samoanaliz_uroka_vo_1_d_klasse.docx | 20.21 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.53 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа Г.П.Сергеевой, Е.Н. Критской, Т.С.Шмагиной 1 класс.
Тема II четверти : «Музыка и ты»
Тема урока: «Музыкальные портреты»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Вид урока: урок – загадка.
Цель: Расширить знания детей об изобразительных возможностях музыкального искусства
Задачи:
Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях П.И. Чайковского, Л.Моцарта.
Познакомить с музыкальными произведениями, раскрывающими образы различных персонажей
Продолжать совершенствовать исполнительские навыки и творческие способности
Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.
Слушание музыки: «Мама»П.И.Чайковский, «Баба Яга» П.И.Чайковский, «Менуэт» Л.Моцарт.
Музыкально-исполнительская деятельность: В Алексеев «Лучик солнышка», В Шаинский «Улыбка», Н.Николаев «Вновь метель играет».
Танцевально-двигательная терапия: Н.Николаев «Вновь метель играет», В.Варламов «Кенгуру точка РУ».
Ритмизация: игра на колокольчиках на вступление к песне В.Алексеева «Лучик солнышка».
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
-понимать, что образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки,
- научиться сравнительному анализу музыкальных произведений.
Личностные результаты:
- проявление эмоциональной отзывчивости.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
-принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные:
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
-умение внимательно слушать исполнение произведений своих одноклассников ,участвовать в совместном исполнении произведения.
Познавательные:
- осознанное эмоциональное исполнение произведений;
- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.
Личностные: Личностное отношение при прослушивании музыки и исполнении произведений- проявление эмоциональной отзывчивости.
Методы:
Традиционные ( словесные, практические, наглядные)
Метод сравнения, метод обобщения, метод контрастных сопоставлений.
Метапредметные связи данного урока : музыка, история, художественное слово ;
Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая .
Виды деятельности: коллективное хоровое пение, коллективное инструментальное музицирование.
Оборудование :компьютер; интерактивная доска ;инструмент аккордеон; колокольчики.
Материалы :слайдовая презентация в программе PowerPoint ;нотный материал ;
Организационный момент(2 мин)
Вход под музыку песни В.Алексеева «Лучик солнышка» проходят на свои места.
Музыкальное приветствие «Музыкальный звонок».
Сообщение темы урока.
- Ребята, какая музыка звучала, когда вы заходили в класс?
Дети: Песня «Лучик солнышка», песня о маме.
- Давайте закроем глаза и каждый представит свою маму. Какая у вас мама?
-Каждый их вас увидел свою маму. ее внешность, как она выглядит, то есть вы увидели ее портрет.
-А что такое портрет? (Изображение, какого либо человека или существа).
Постановка цели и задач
-Обычно портреты рисуют красками. А может ли музыка нарисовать портрет?
-А чем она будет рисовать? (Звуками) А какими? (Музыкальными).
-Давайте представим, что вы юные композиторы, Напишите музыкальный портрет своей мамы. Какая музыка у вас зазвучит?
-Послушайте произведение «Мама» великого композитора, портрет которого вы видите на доске. (П.И.Чайковский).
Звучит «Мама» П.И.Чайковского.
-Как звучала музыка? Удалось П.И.Чайковскому нарисовать музыкальный портрет мамы?
Скоро у наших любимых мам праздник 8 Марта.
«В этот чудный день весенний самый лучший день,
Дарим маме песенку, песенку ...(капель).
Звучит вступление к песне «Лучик солнышка».
Исследовательская деятельность
-Ребята, домашним заданием у вас было подумать, какой инструмент мог бы звучать в вступлении песни, подражая капели (колокольчик).
-Почему? На каких колокольчиках лучше играть на маленьких или больших? (дети выбирают и аргументируют свой выбор)
Исполнение песни в сопровождении игры на колокольчиках.
Актуализация знаний
-Ребята, посмотрите на доску, здесь ещё есть портреты, только на них никто не изображён. Чтобы узнать, кто в них спрятался, что нам нужно сделать?
(послушать музыку).
-Давайте прослушаем музыкальное произведение, чей портрет нарисует музыка? Может это будет обычный человек или сказочный персонаж?
Звучит «Баба Яга» П.И.Чайковского.
-Как звучала музыка? (стремительно, решительно, с акцентами).
-Какой характер у этого незнакомца? (злой, недовольный, сердитый).
-О ком рассказала музыка? (о сказочном персонаже).
(У этого героя большой кривой нос, есть ступа и метла, живет в избушке на курьих ножках).
Вот мы и раскрыли замысел великого русского композитора П.И.Чайковского. Эта пьеса называется «Баба Яга», и входит в детский альбом.
-Давайте послушаем ещё раз. В руки возьмите воображаемые кисточки и и попробуйте нарисовать портрет Бабы Яги. какие у вас будут движения?
Что бы Баба яга не была такой сварливой и злой наверное её надо развеселить. какая песня понравилась бы Бабе Яге?
Исполнение песни по выбору учеников.
Нам осталось разгадать следующий музыкальный портрет.
Звучит «Менуэт» Л.Моцарта.
Как вы думаете, эта музыка современная или старинная?
Что под эту мелодию могут делать герои - петь, танцевать , маршировать?
Известно, что многие танцы исполняются парами.
Как вы думает, сколько людей исполняют этот танец? (двое)
Какие черты характера присущи танцующим? (спокойствие)
Это старинный французский танец называется Менуэт. Переводится как маленький, мелкий, шаг. В 17 -18 веках был очень популярен.
И сочинил его Леопольд Моцарт, отец знаменитого австрийского композитора В.А.Моцарта.
-Прослушаем «Менуэт» ещё раз и попробуем даже станцевать
Девочки будут делать движение «Реверанс», а мальчики маленькие шаги в стороны.
Звучит «Менуэт» Л. Моцарта.
Выявление уровня сформированности знаний нового материала
-Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?
-Какие портреты вам нарисовала музыка?
-С помощью чего рисует музыка?
-Посмотрите, какую картину нарисовала нам за окном природа?
-Какая песня подойдет к этой природной картине?
Песня «Вновь метель играет» музыка и слова Н.П.Николаева
Домашнее задание
Дома вы можете нарисовать любой портрет, с которым познакомила вас сегодня музыка.
Выход из класса под музыку песни В.Алексеева «Лучик солнышка».
Предварительный просмотр:
Визитная карточка открытого урока (внеурочного мероприятия)
Учитель | Лазарева Надежда Анатольевна |
Предмет | Музыка |
Класс
| 1 «Д» |
Тема
| «Музыкальные портреты» |
Тип урока (внеурочного мероприятия) | Урок открытия нового знания |
Цель | Расширить знания детей об изобразительных возможностях музыкального искусства |
Краткая характеристика содержания | Слушание музыки: «Мама»П.И.Чайковский, «Баба Яга» П.И.Чайковский, «Менуэт» Л.Моцарт. Музыкально-исполнительская деятельность:В Алексеев «Лучик солнышка», В Шаинский «Улыбка», Н.Николаев «Вновь метель играет». Танцевально-двигательная терапия:Н.Николаев «Вновь метель играет», В.Варламов «Кенгуру точка РУ». Ритмизация: игра на колокольчиках на вступление к песне В.Алексеева «Лучик солнышка». |
Ожидаемый результат | Дети должны понять, что образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока во 1 Д классе.
Тема: «Музыкальные портреты».
Учитель: Лазарева Н.А.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: Расширить знания детей об изобразительных возможностях музыкального искусства
Задачи:
Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях П.И. Чайковского, Л.Моцарта.
Познакомить с музыкальными произведениями, раскрывающими образы различных персонажей
Продолжать совершенствовать исполнительские навыки и творческие способности
Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
-понимать, что образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки,
- научиться сравнительному анализу музыкальных произведений.
Личностные результаты:
- проявление эмоциональной отзывчивости.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
-принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные:
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
-умение внимательно слушать исполнение произведений своих одноклассников ,участвовать в совместном исполнении произведения.
Познавательные:
- осознанное эмоциональное исполнение произведений;
- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.
Личностные: Личностное отношение при прослушивании музыки и исполнении произведений- проявление эмоциональной отзывчивости.
Методы:
Традиционные ( словесные, практические, наглядные)
Метод сравнения, метод обобщения, метод контрастных сопоставлений.
Метапредметные связи данного урока : музыка, история, художественное слово ;
Урок музыки проведен 25.02.15 года в 1 «д» классе, в котором обучается 25 человек (13 девочек и 12 мальчиков). Большинство детей имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Почти все дети обладают навыками учебного труда. Многие обучающиеся сохраняют внимание на протяжении всего урока. В классе преобладает благоприятный климат, царит атмосфера доброжелательности. Класс работоспособный, дружный, активный.
Структура урока: Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Дозировка времени для каждого этапа деятельности детей продумана и соответствует психологическим особенностям процесса внимания у школьников. Соблюдается принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
Организация учебной работы на уроке: Данный урок способствовал формированию знаний в области музыкального искусства, умению слушать и запоминать учебный материал, развивал навыки вокально-хорового пения. На уроке учащиеся работали с наглядностями, что позволило усвоить информацию не только на слух, но и визуально.
При ознакомлении с новым материалом у учащихся было хорошее восприятие, понимание, активное пробуждение познавательного интереса.
На уроке уделялось внимание слуховому анализу. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых логически мотивирован и целесообразен (слушание, пение, двигательная и ритмическая импровизация).
На уроке нашло отражение сочетание фронтальной работы с учащимися и индивидуальной, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств.
Система работы учителя: В ходе изучения данной темы с классом был достигнут контакт. На уроке использовалась речевая деятельность, слушание музыкальных произведений, исполнение песен. На уроке применялись информационных технологии, т.к. у современных школьников есть определённое смещение в сторону зрительного ряда, то есть им непросто воспринимать только аудиоматериал.
Урок прошёл организованно, был логический переход от одного этапа к другому, присутствовало чёткое управление учебной работой обучающихся, владение классом, соблюдение дисциплины. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и обучающиеся чувствовали себя достаточно свободно.
Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке: Содержание, технологии, методы и приёмы отобраны в соответствии с целью и типом урока. Учитывая преобладающую роль наглядного восприятия детей этого возраста, урок сопровождался мультимедийной презентацией. Материал для изучения с помощью слайдов был нагляден, доступен и прост, носил развивающий характер .
Методы (словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию) и основные дидактические принципы (наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности, прочности в овладении ЗУН) согласуются с целью и задачами урока.
На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи детям было предложено представить себя композиторами и написать музыкальный портрет своей мамы. При этом задаётся проблема (как звучала бы ваша музыка?), играющая роль мотивации учебной деятельности.
На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников. Выдвигаются гипотезы (Чей портрет нарисовала музыка?)
Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.
Любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства, а также восприятие музыки как важной части жизни каждого человека просматривается на протяжении всего урока: слушание и исполнение песен.
На этапе подведения итогов урока обучающимся было предложено отметить музыкальный портрет, который им больше понравился и дома нарисовать красками.
Система работы обучающихся: На уроке учащиеся были активными. Из-за возрастных особенностей использовалась частая смена деятельности: слушание (музыки, рассказ учителя,), анализ музыкального произведения, и исполнение песни, пластические движения под музыку.
Общие результаты урока: план урока выполнен полностью. Подведение итогов показало, что обучающиеся усвоили материал урока.
Считаю, что все дети в течение урока смогли реализовать свои образовательные потребности, возможности и способности. Ситуация успеха каждого ребёнка формировалась как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах.
Оценка своей работы на уроке наглядно показала, что детям на уроке было комфортно, они довольны и уроком и собой.
Учитель музыки Лазарева Н.А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мама П.И.Чайковский
?
?
Менуэт Л. Моцарт
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рогулькина Наталья Дмитриевна, преподаватель ИЗО, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ» г.Москва, 2011 год Разработка открытого урока «Детский портрет»
Рогулькина Наталья Дмитриевна,преподаватель ИЗО,Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»г.Москва, 2011 годРазработка открытого урока«Детский портрет»Характеристики урока: от...
План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока
Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....
План-конспект открытого урока по теме "Портрет литературного героя"
План-конспект открытого урока по теме "Портрет литературного героя"...
Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....
Открытый урок «Музыкальный портрет России».
Создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической и народной музыки....
Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....
Открытый урок литературы "Кафе "Бродячая собака". Групповой портрет символистов"
Театрализованный урок литературы "Кафе "Бродячая собака". Групповой портрет символистов" (2 часа) последний в цикле уроков "Серебряный век в русской литературе" ....