Нотная грамота. 1 класс.
методическая разработка по музыке

Грошева Татьяна Викторовна

Длительности звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 120.21 КБ
Файл 227.42 КБ
Файл 324.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нота, длительности и их обозначения 
(начертания), нотный стан

Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.

Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются "штилями", "хвосты" и "ребра" - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.

http://www.7not.ru/theory/images/02_001.gif

Ноты пишутся на нотном стане - на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

http://www.7not.ru/theory/images/02_002.gif

над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) - на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.

Счет добавочных линеек ведется: верхних - вверх от первой добавочной линии, а нижних - вниз.

http://www.7not.ru/theory/images/02_01_01.gif



Предварительный просмотр:

Названия длительности звуков и их обозначения нотами

Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль, четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые... см. рисунок.

http://www.7not.ru/theory/images/02_01.gif

Если штиль у ноты направлен вверх, то должен рисоваться, начиная от правой стороны ее головки, а если вниз - то начиная от левой стороны. Хвостики всегда начинаются от конца штиля и направлены в сторону головки ноты, при этом их должно "относить ветром" вправо от линии штиля.

Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.

Если на нотоносце записана одноголосная мелодия (то есть нет таких моментов, когда одновременно звучат несколько нот), то штили направлены вверх для всех нот, находящихся ниже средней линейки, и, наоборот, вниз - для всех, которые выше середины. Это принято ради того, чтобы нотоносец с мелодией выглядел в партитуре компактнее. У ноты на самой средней линейке нотоносца штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, но, по неписаной традиции, чаще все-таки вниз.



Предварительный просмотр:

«ЦЕЛАЯ» - длится на счёт (раз) и 2и 3и 4и

«ПОЛОВИННАЯ» - длится на счёт (раз) и 2и

«ЧЕТВЕРТНАЯ» - длится на счёт (раз)  и

«ВОСЬМАЯ» - длится на счёт  (раз)

«ШЕСТНАДЦАТЫЕ ДВЕ» - считаются на счёт (раз)

Так же считаются и паузы.

Нотная пирамида 


Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертей, то они записываются под общим ребром — палочкой, соединяющей концы штилей. При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые — двойное и т. д. Это ребро иногда называют вязкой. В современной нотописи встречается объединение нот (чаще всего шестнадцатые, тридцатьвторые и мельче) под одно ребро из разных тактов. При этом над тактовой чертой остаётся только одно ребро. 
Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: либо берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига — дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот, либо к более длинной длительности (в нашем случае — к четвери) справа от овала приписывается точка, означающая, что длительность ноты увеличена ещё наполовину. Очень редки случаи, когда ставятся две точки. По строгим правилам нотописи, это ошибка. Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.

Нотная запись (О нотной записи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы нотной грамоты

В этом разделе размещены пособия, в которых отражена информация для того, чтобы начинающий музыкант овладел основами нотной грамоты....

"Весёлые нотки"(знакомство с нотной грамотой )

Мультимедийное  пособие  по  теме «Нотная  грамота»  разработано в рамках предмета «Музыка».  Оно  адресовано  учителям  музыки  общеобразовател...

"Весёлые нотки"(знакомство с нотной грамотой )

Мультимедийное  пособие  по  теме «Нотная  грамота»  разработано в рамках предмета «Музыка».  Оно  адресовано  учителям  музыки  общеобразовател...

«Применение ИКТ - технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на этапе изучения нотной грамоты в классе специального фортепиано».

Работа посвящена проблемам активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения игра на фортепиано. наряду с традиционными технологиями применяется информационно-к...

нотная грамота 5 класс

Данная презентация поможет детям в освоении азов нотной грамоты и сделает уроки более доступными и интересными....