Нотная грамота. 1 класс.
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).
Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.
Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный.
Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются "штилями", "хвосты" и "ребра" - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.
Ноты пишутся на нотном стане - на линиях и между линиями, то есть в промежутках:
над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) - на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.
Счет добавочных линеек ведется: верхних - вверх от первой добавочной линии, а нижних - вниз.
Названия длительности звуков и их обозначения нотами
Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль, четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые... см. рисунок.
Если штиль у ноты направлен вверх, то должен рисоваться, начиная от правой стороны ее головки, а если вниз - то начиная от левой стороны. Хвостики всегда начинаются от конца штиля и направлены в сторону головки ноты, при этом их должно "относить ветром" вправо от линии штиля.
Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.
Если на нотоносце записана одноголосная мелодия (то есть нет таких моментов, когда одновременно звучат несколько нот), то штили направлены вверх для всех нот, находящихся ниже средней линейки, и, наоборот, вниз - для всех, которые выше середины. Это принято ради того, чтобы нотоносец с мелодией выглядел в партитуре компактнее. У ноты на самой средней линейке нотоносца штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, но, по неписаной традиции, чаще все-таки вниз.
КЛЮЧИ
За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных "точек отсчета" высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.
Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.
Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.
Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два - только в специфических ситуациях.
Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы "наматываться" на вторую линию нотоносца.
Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.
Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.
В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий; это облегчает чтение нот.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ
Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
К ним относятся:
а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
б) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:
(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)
в) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: "...а дальше я завтра сыграю". Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:
Фермата, как и лига, может ставиться над или под нотой, смотря по графической ситуации, и соответственно, быть обращена к головке ноты "раскрытыми объятиями", то есть, может переворачиваться вверх ногами.
ПАУЗЫ
Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:
Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.
Основными длительностями нот являются целая (белая нота без штиля) и её половинные деления: половина (белая со штилем), четверть (чёрная со штилем), восьмая (чёрная, штиль которой на конце имеет «хвостик»), шестнадцатая (чёрная, штиль с двумя «хвостиками»), тридцатьвторая (чёрная, штиль с тремя «хвостиками») и т. д. Намного реже применяются более мелкие длительности (шесдесятчетвёртые и стодвадцатьвосьмые) и более крупные (бревис, равная двум целым и обозначающаяся специальным знаком: белым прямоугольником с выступающими торцевыми сторонами). При этом длительность целой ноты есть величина относительная; она зависит от текущего темпа произведения. При задании длительности звучания целой, автоматически задаются длительности звучания остальных типов нот.
«ЦЕЛАЯ» - длится на счёт (раз) и 2 и 3 и 4и
«ПОЛОВИННАЯ» - длится на счёт (раз) и 2 и
«ЧЕТВЕРТНАЯ» - длится на счёт (раз) и
«ВОСЬМАЯ» - длится на счёт (раз)
«ШЕСТНАДЦАТЫЕ ДВЕ» - считаются на счёт (раз)
Так же считаются и паузы.
Нотная пирамида
Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертей, то они записываются под общим ребром — палочкой, соединяющей концы штилей. При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые — двойное и т. д. Это ребро иногда называют вязкой. В современной нотописи встречается объединение нот (чаще всего шестнадцатые, тридцатьвторые и мельче) под одно ребро из разных тактов. При этом над тактовой чертой остаётся только одно ребро.
Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: либо берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига — дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот, либо к более длинной длительности (в нашем случае — к четвери) справа от овала приписывается точка, означающая, что длительность ноты увеличена ещё наполовину. Очень редки случаи, когда ставятся две точки. По строгим правилам нотописи, это ошибка. Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром. Существуют определённые правила, регламентирующие применение того или иного вида группирования нот. Они называются правилами группировки.
Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи.
Для изменения длительности ноты в большую сторону на усмотрение исполнитея в записи используются фермата. Кроме того, в нотной записи аналогично самим нотам используются паузы для записи участков без звучания.
В музыке ХХ столетия появились (правда, не прижились) такие знаки, как кластеры, белые и чёрные, применяющиеся для фортепианной музыки. Они представляют собой вертикальные прямоугольники разной высоты, снабжённые штилем и означают, что все белые (или чёрные, или все) клавиши в указанном диапазоне (от нижнего края кластера до верхнего) берутся одновременно. Чаще всего ладонью. Например, кластер покрыл пространство от первой линейки до четвёртой (в скрипичном ключе). Это означает, что должны быть нажаты ноты от «ми» до «си».
Чередование сильных и слабых долей (внутреннего ритма) мелодии обуславливает её деление на такты. Такты разделяются тактовой чертой — тонкой вертикальной чертой, пересекающей все пять линеек.
Нотный стан. Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу вверх.
Такт. 5 нотных линий разбиваются на такты с помощью вертикальных палочек. Между двумя вертикальными линиями располагается один такт. Такты нумеруются с первого и далее. Нумерация идёт слева направо. Смысл такта рассмотрим чуть ниже, а пока рисунок (изображено 5 тактов):
Размер произведения. В начале произведения обязательно указывается размер, в котором написано произведение. Размер указывается двумя цифрами, расположенными одна над другой. Нижняя цифра указывает длительность ноты, а верхняя - сколько нот данной длительности составляют суммарную длительность такта, например:
Данный размер читается так: четыре четверти, что обозначает буквально следующее: в каждом такте суммарная длительность всех нот и пауз должна быть равна длительности, которую составляют 4 ноты, каждая из которых длительностью в четверть. Посмотрите пример ниже - в каждом такте суммарная длительность равна именно четырём четвертям:
Первый такт (слева) содержит 4 ноты, длительность каждой ровно четверть. Тут всё верно. Смотрим второй такт: он содержит (смотрим слева направо): четверть, четверть, две восьмых (составляют четверть) и 4 шестнадцатых (составляют четверть) нот. Итого суммарная длительность - 4 четверти. Тут тоже всё верно.
Посмотрите в словаре описание Доли такта.
Расположение нот на нотном стане. Ноты могут располагаться на линиях нотного стана, между линий. Если линий не хватает, то используют дополнительные линии как сверху нотного стана, так и снизу. Чтобы ноты располагались более компактно по высоте, штили принято рисовать следующим образом: если нота расположена ниже средней линии нотного стана, то штиль направляют вверх (и рисуют справа от ноты); если же нота расположена на средней линии или выше - штиль направляют вниз (и рисуют его слева от ноты). В группах нот частенько отходят от этого правила, чтобы группа выглядела "дружной". Всё вышесказанное изображено на следующем рисунке:
Итоги. Вы узнали, что такое нотный стан, как располагаются на нём ноты. Вы знаете, что такое такт и что суммарная длительность нот и пауз в такте одинакова на протяжении всего произведения и соответствует размеру произведения.
Длинные и короткие ноты.
Просто нажимая на фортепиано все ноты подряд, мелодию не получишь. Вы обращали внимание, что в песнях какой-то звук длится дольше, какой-то очень быстро переходит в другой? Так вот это свойство ноты называется «длительность», то есть время звучания. Для обозначения длительности используются «палочки», которые рисуют над нотами (овалами). Эти палочки именуются «штилями», а «флаги» на штилях обозначают длину ноты. Так пустой не зарисованный белый овал сверху, означает, что нота целая. Грубо говоря, это следует понимать так: если вам встречается такое изображение на нотном стане, нужно держать палец на клавише столько времени, за которое вы успеете сосчитать до четырех. Не зарисованные овалы со штилями без флагов – считать до двух. Черные овалы со штилями без флагов – до одного. Ну, и, как можно понять по картинке, если вы встречаете зарисованную ноту со штилем и флагом, то на счет «раз, следует успеть сыграть две эти ноты. Все они называются соответственно: целая, половинка, четверть, восьмая, как дроби. Но есть еще шестнадцатые, тридцать вторые и более мелкие (играющиеся очень быстро) ноты.
Музыкальные «предложения».
Но ноты звучат не всегда. Как и в речи нормального человека, в музыке бывают паузы. И эти паузы, также как и ноты, могут иметь разную длительность и изображаться по-разному. Все ноты разделены на «предложения» - музыкальные фразы. Каждая фраза отделяется от другой двумя вертикальными линиями на нотном стане. Ну а в «предложениях» есть «слова» - такты, их отделяют одной вертикальной линией.
Это и есть основные принципы, изучив которые более подробно, станет понятно, как читать ноты. Но лучше всего, конечно, заниматься с преподавателем. Ведь в музыке, как нигде, важны чувства, а никакая книга не в состоянии так подробно и точно описать то, что сможет рассказать человек. Поэтому, если вас серьезно интересует вопрос, как читать ноты, обратитесь в музыкальную школу. Даже нескольких уроков будет достаточно для овладения «азами», а дальше вы, возможно, сумеете заниматься самостоятельно.
Предварительный просмотр:
Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).
Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.
Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный.
Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются "штилями", "хвосты" и "ребра" - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.
Ноты пишутся на нотном стане - на линиях и между линиями, то есть в промежутках:
над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) - на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.
Счет добавочных линеек ведется: верхних - вверх от первой добавочной линии, а нижних - вниз.
Названия длительности звуков и их обозначения нотами
Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль, четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые... см. рисунок.
Если штиль у ноты направлен вверх, то должен рисоваться, начиная от правой стороны ее головки, а если вниз - то начиная от левой стороны. Хвостики всегда начинаются от конца штиля и направлены в сторону головки ноты, при этом их должно "относить ветром" вправо от линии штиля.
Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.
Если на нотоносце записана одноголосная мелодия (то есть нет таких моментов, когда одновременно звучат несколько нот), то штили направлены вверх для всех нот, находящихся ниже средней линейки, и, наоборот, вниз - для всех, которые выше середины. Это принято ради того, чтобы нотоносец с мелодией выглядел в партитуре компактнее. У ноты на самой средней линейке нотоносца штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, но, по неписаной традиции, чаще все-таки вниз.
КЛЮЧИ
За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных "точек отсчета" высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.
Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.
Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.
Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два - только в специфических ситуациях.
Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы "наматываться" на вторую линию нотоносца.
Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.
Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.
В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий; это облегчает чтение нот.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ
Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
К ним относятся:
а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
б) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:
(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)
в) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: "...а дальше я завтра сыграю". Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:
Фермата, как и лига, может ставиться над или под нотой, смотря по графической ситуации, и соответственно, быть обращена к головке ноты "раскрытыми объятиями", то есть, может переворачиваться вверх ногами.
ПАУЗЫ
Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:
Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.
Основными длительностями нот являются целая (белая нота без штиля) и её половинные деления: половина (белая со штилем), четверть (чёрная со штилем), восьмая (чёрная, штиль которой на конце имеет «хвостик»), шестнадцатая (чёрная, штиль с двумя «хвостиками»), тридцатьвторая (чёрная, штиль с тремя «хвостиками») и т. д. Намного реже применяются более мелкие длительности (шесдесятчетвёртые и стодвадцатьвосьмые) и более крупные (бревис, равная двум целым и обозначающаяся специальным знаком: белым прямоугольником с выступающими торцевыми сторонами). При этом длительность целой ноты есть величина относительная; она зависит от текущего темпа произведения. При задании длительности звучания целой, автоматически задаются длительности звучания остальных типов нот.
«ЦЕЛАЯ» - длится на счёт (раз) и 2 и 3 и 4и
«ПОЛОВИННАЯ» - длится на счёт (раз) и 2 и
«ЧЕТВЕРТНАЯ» - длится на счёт (раз) и
«ВОСЬМАЯ» - длится на счёт (раз)
«ШЕСТНАДЦАТЫЕ ДВЕ» - считаются на счёт (раз)
Так же считаются и паузы.
Нотная пирамида
Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертей, то они записываются под общим ребром — палочкой, соединяющей концы штилей. При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые — двойное и т. д. Это ребро иногда называют вязкой. В современной нотописи встречается объединение нот (чаще всего шестнадцатые, тридцатьвторые и мельче) под одно ребро из разных тактов. При этом над тактовой чертой остаётся только одно ребро.
Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: либо берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига — дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот, либо к более длинной длительности (в нашем случае — к четвери) справа от овала приписывается точка, означающая, что длительность ноты увеличена ещё наполовину. Очень редки случаи, когда ставятся две точки. По строгим правилам нотописи, это ошибка. Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром. Существуют определённые правила, регламентирующие применение того или иного вида группирования нот. Они называются правилами группировки.
Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи.
Для изменения длительности ноты в большую сторону на усмотрение исполнитея в записи используются фермата. Кроме того, в нотной записи аналогично самим нотам используются паузы для записи участков без звучания.
В музыке ХХ столетия появились (правда, не прижились) такие знаки, как кластеры, белые и чёрные, применяющиеся для фортепианной музыки. Они представляют собой вертикальные прямоугольники разной высоты, снабжённые штилем и означают, что все белые (или чёрные, или все) клавиши в указанном диапазоне (от нижнего края кластера до верхнего) берутся одновременно. Чаще всего ладонью. Например, кластер покрыл пространство от первой линейки до четвёртой (в скрипичном ключе). Это означает, что должны быть нажаты ноты от «ми» до «си».
Чередование сильных и слабых долей (внутреннего ритма) мелодии обуславливает её деление на такты. Такты разделяются тактовой чертой — тонкой вертикальной чертой, пересекающей все пять линеек.
Нотный стан. Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу вверх.
Такт. 5 нотных линий разбиваются на такты с помощью вертикальных палочек. Между двумя вертикальными линиями располагается один такт. Такты нумеруются с первого и далее. Нумерация идёт слева направо. Смысл такта рассмотрим чуть ниже, а пока рисунок (изображено 5 тактов):
Размер произведения. В начале произведения обязательно указывается размер, в котором написано произведение. Размер указывается двумя цифрами, расположенными одна над другой. Нижняя цифра указывает длительность ноты, а верхняя - сколько нот данной длительности составляют суммарную длительность такта, например:
Данный размер читается так: четыре четверти, что обозначает буквально следующее: в каждом такте суммарная длительность всех нот и пауз должна быть равна длительности, которую составляют 4 ноты, каждая из которых длительностью в четверть. Посмотрите пример ниже - в каждом такте суммарная длительность равна именно четырём четвертям:
Первый такт (слева) содержит 4 ноты, длительность каждой ровно четверть. Тут всё верно. Смотрим второй такт: он содержит (смотрим слева направо): четверть, четверть, две восьмых (составляют четверть) и 4 шестнадцатых (составляют четверть) нот. Итого суммарная длительность - 4 четверти. Тут тоже всё верно.
Посмотрите в словаре описание Доли такта.
Расположение нот на нотном стане. Ноты могут располагаться на линиях нотного стана, между линий. Если линий не хватает, то используют дополнительные линии как сверху нотного стана, так и снизу. Чтобы ноты располагались более компактно по высоте, штили принято рисовать следующим образом: если нота расположена ниже средней линии нотного стана, то штиль направляют вверх (и рисуют справа от ноты); если же нота расположена на средней линии или выше - штиль направляют вниз (и рисуют его слева от ноты). В группах нот частенько отходят от этого правила, чтобы группа выглядела "дружной". Всё вышесказанное изображено на следующем рисунке:
Итоги. Вы узнали, что такое нотный стан, как располагаются на нём ноты. Вы знаете, что такое такт и что суммарная длительность нот и пауз в такте одинакова на протяжении всего произведения и соответствует размеру произведения.
Длинные и короткие ноты.
Просто нажимая на фортепиано все ноты подряд, мелодию не получишь. Вы обращали внимание, что в песнях какой-то звук длится дольше, какой-то очень быстро переходит в другой? Так вот это свойство ноты называется «длительность», то есть время звучания. Для обозначения длительности используются «палочки», которые рисуют над нотами (овалами). Эти палочки именуются «штилями», а «флаги» на штилях обозначают длину ноты. Так пустой не зарисованный белый овал сверху, означает, что нота целая. Грубо говоря, это следует понимать так: если вам встречается такое изображение на нотном стане, нужно держать палец на клавише столько времени, за которое вы успеете сосчитать до четырех. Не зарисованные овалы со штилями без флагов – считать до двух. Черные овалы со штилями без флагов – до одного. Ну, и, как можно понять по картинке, если вы встречаете зарисованную ноту со штилем и флагом, то на счет «раз, следует успеть сыграть две эти ноты. Все они называются соответственно: целая, половинка, четверть, восьмая, как дроби. Но есть еще шестнадцатые, тридцать вторые и более мелкие (играющиеся очень быстро) ноты.
Музыкальные «предложения».
Но ноты звучат не всегда. Как и в речи нормального человека, в музыке бывают паузы. И эти паузы, также как и ноты, могут иметь разную длительность и изображаться по-разному. Все ноты разделены на «предложения» - музыкальные фразы. Каждая фраза отделяется от другой двумя вертикальными линиями на нотном стане. Ну а в «предложениях» есть «слова» - такты, их отделяют одной вертикальной линией.
Это и есть основные принципы, изучив которые более подробно, станет понятно, как читать ноты. Но лучше всего, конечно, заниматься с преподавателем. Ведь в музыке, как нигде, важны чувства, а никакая книга не в состоянии так подробно и точно описать то, что сможет рассказать человек. Поэтому, если вас серьезно интересует вопрос, как читать ноты, обратитесь в музыкальную школу. Даже нескольких уроков будет достаточно для овладения «азами», а дальше вы, возможно, сумеете заниматься самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы нотной грамоты
В этом разделе размещены пособия, в которых отражена информация для того, чтобы начинающий музыкант овладел основами нотной грамоты....
Открытое занятие "Формирование учебной мотивации и интереса к игре на фортепиано через начальное обучение нотной грамоте на примере пьес начальной трудности."
Развитие навыков быстрого чтения нот и нахождение их на фортепианной клавиатуре....
"Весёлые нотки"(знакомство с нотной грамотой )
Мультимедийное пособие по теме «Нотная грамота» разработано в рамках предмета «Музыка». Оно адресовано учителям музыки общеобразовател...
"Весёлые нотки"(знакомство с нотной грамотой )
Мультимедийное пособие по теме «Нотная грамота» разработано в рамках предмета «Музыка». Оно адресовано учителям музыки общеобразовател...
«Применение ИКТ - технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на этапе изучения нотной грамоты в классе специального фортепиано».
Работа посвящена проблемам активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения игра на фортепиано. наряду с традиционными технологиями применяется информационно-к...
Нотная грамота. 1 класс.
Длительности звуков...
нотная грамота 5 класс
Данная презентация поможет детям в освоении азов нотной грамоты и сделает уроки более доступными и интересными....