Программа ансамбля "Капелька"
рабочая программа по музыке на тему
Программа предназначена для начальной школы. Рассчитана на 4 года.
Программа будет полезна учителям музыки во внеурочной деятельности. Включает в себя игру на музыкальных инструментах, вокальное пение и игровой фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapelka.docx | 41.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОБУ «Шатская СОШ» Утверждаю:
директор школы
Куканова Н.В.
«_____» ________ 2012 год
Дополнительная образовательная программа
детского ансамбля «Капелька»
Уровень обучения: начальное общее образование
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Сафронова В.А.
учитель музыки
Шатск, 2012 год
Дополнительное образование в Шатской средней школе призвано содействовать в развитии и социализации личности детей, подростков и юношества путем предоставления им качественных дополнительных образовательных услуг через добровольное обучение и организованное общение детей в объединениях дополнительного образования и на школьных мероприятиях. Одним из таких объединений является детский ансамбль «Капелька».
Народная музыка имеет большое значение. Игра на народных инструментах привлекает детей ярким и своеобразным тембром звучания. Кроме того, играя на народных инструментах и изучая их историю, дети получают более глубокое представление об истории России, а знакомясь с народными напевами, обрядами, песнями и играми - познают традиции и уклад жизни русского народа. Таким образом, данная образовательная программа может внести посильный вклад в реализацию государственной программы «Патриотической воспитание граждан Российской Федерации», одной из задач которой является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
«В ходе художественной деятельности человек постоянно прилагает усилия в освоении культурных ценностей, вовлекая все свои душевные способности и каждую клеточку тела в достижении проблемы, важной не потому, что в случае успеха возможны особые материальные преимущества, а потому, что она интересна в чисто человеческом плане. Таким путем закладывается основа роста и развития интереса к жизни», - писал Рудольф Штейнер.
Цель данной программы: развитие творческого потенциала у детей посредством приобщения к народной культуре, обучения игре на народных шумовых музыкальных инструментах, а также на гармони, баяне, балалайке и вовлечения учащихся в коллективную деятельность. Особое внимание отводится проектной деятельности.
Программа предполагает решение ряда задач:
Организационные:
- изучить запросы и потребности родителей и детей;
- создать условия для творческого самовыражения и самореализации участников ансамбля;
- создать комфортные условия для занятий в коллективе;
- обеспечить усвоение детьми образовательной программы.
Обучающие:
- в процессе обучения развивать у детей музыкальный слух и чувство ритма;
- обучать основам музыкальной теории и технике игры на выбранном музыкальном инструменте;
- сформировать навыки ансамблевой игры.
Развивающие:
- развивать творческую активность;
- сформировать навыки самостоятельной и коллективной работы;
- развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитывающие:
- воспитывать общую и музыкальную культуру, творческую дисциплину;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу и взаимоподдержку. Дополнительная программа ансамбля «Капелька» рассчитана на 4 года и составлена для учащихся 1 -4-х классов.
В программе наряду с обучением игре на различных музыкальных инструментах (шумовых ударных и имеющих звуковысотность) дети знакомятся с историей детского фольклора, народной культуры, изучают азы теории музыки.
На занятиях ансамбля дети получают не только основы музыкальной грамоты, но и учатся петь, правильно интонировать; изучают азы народных танцевальных движений, инсценируют, импровизируют в играх- инсценировках, занимаются проектной деятельностью и т.д.
В ансамбль принимаются дети с 7 лет (первоклассники).
План первого года обучения предусматривает 66 часов в год, занятия по 2 часа в неделю - 30 минут каждое занятие.
Планы второго и третьего годов обучения : 68 часов в год, 2 часа в неделю, по 45 минут каждое занятие.
Учебный план четвертого года обучения предусматривает 34 часа, 1 час в неделю по 45 минут каждое занятие.
Данная образовательная программа основана на принципах, разработанных Б.Т. Лихачевым:
- принцип обучения и воспитания детей в коллективе;
- принцип сочетания стимулирования познавательной, творческой и иной деятельности детей, активизации их нравственно-волевых сил с возбуждением непосредственного интереса к делу;
- принцип последовательности и систематичности в обучении и в воспитании;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип прочности
Программа ансамбля предоставляет следующие возможности ее участникам:
на образовательном уровне - формирование музыкальных умений и навыков, способность применения своих знаний и умений на практике, обучение творческому подходу к организации и выполнению работы; развитию музыкальных способностей, интереса к любви к музыке;
на мотивационном уровне - формирование познавательных потребностей, целенаправленной настроенности на творческую деятельность;
на личностном уровне - развитие, укрепление внимания, .памяти, совершенствование мыслительных процессов через творческую деятельность; формирование активной жизненной позиции, способности к творческой деятельности.
№ | Темы занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1 раздел | Песенный фольклор | 19 | 2 | 17 |
2 раздел | Детский шумовой оркестр | 13 | 1 | 12 |
3 раздел | Отчетные занятия. Вместе - дружная семья» - урок- концерт | 1 | 1 | |
4 раздел | Итоговое тестирование учащихся | 1 | 1 | |
итого | 34 | 3 | 31 |
Содержание занятий 1-й год обучения (34 часа)
1 . Песенный фольклор. Введение в детский фольклор.
Пестушки: «Байки-побайки», «Утки прилетели», «С гуся вода».
Песни считалки: «Раз, два, три...», «Я скакала».
Детское творчество: потешки: «Ай, ай, приходи к нам зай», «Валяй, каравай». Колыбельные песни: «Баю-бай», творческая работа «Моя колыбельная», занятие в музее «Колыбельная моей семьи».
Прибаутки: «Галки, вороны», «На поповой улице», «Шел козел».
Беседа на тему «Детский музыкальный фольклор».
Дразнилки: «Бабка-ежка», «Ябеда-корябеда!», Андрей - воробей». Игры-хороводы: «Костромушка, Кострома», «Курочка и лиса».
Заклички: веснянки, колядки, летние заклички.
Масляничные песни.
Конкурс считалок.
Небылицы: «Между небом и землей», «Кисонька-мурысонька».
День игры: «Грачи летят», «Горелки».
2. Детский шумовой оркестр.
Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами. История их возникновения.
Бумажные звуки.
Инструменты с водой.
Простейшие ритмические приемы игры на ложках.
Приемы игры на двух ложках.
Приемы игры на свистульках, ксилофоне.
Разучивание музыкального материала: «Весенний день». Аккомпанемент на свистульках и металлофонах.
Марш. Ритмический рисунок марша. Игра на барабанах. Ритмические рисунки.
адекватной оценке себя, самостоятельность, творческий подход к любому делу;
На коммуникативном уровне — умение общаться со сверстниками, взрослыми, управление своим поведением, формирование нравственных качеств личности.
Ожидаемые результаты:
Первый год обучения предполагает следующие ЗУН:
знать и уметь сыграть любой из видов детского музыкального фольклора;
- уметь петь без аккомпанемента;
- знать простые танцевальные движения;
- уметь играть на шумовых музыкальных инструментах
Второй и третий год обучения предполагает:
- знание песенного и танцевального фольклора,
- истории русских народных инструментов;
основ игры на гармони, ложках, рубеле, трещотке, свистульках, основ проектной деятельности;
- умение играть самостоятельно и в ансамбле,
Четвертый год предполагает:
- знать несколько календарных песен, обряды;
приемы игры на инструментах: гармонь, ложки, свистульки, бубен, трещотке, ксилофоне;
уметь: играть в быстром темпе; согласованно играть в ансамбле; основные элементы русской пляски;
точно выполнять художественные намерения руководителя.
Важнейшим параметром мониторинговых исследований является образовательный результат, который на уровне ребенка выражен в следующем:
- успешность ребенка;
- характер мотивов прихода ребенка в коллектив;
- устойчивость интереса ребенка к занятиям;
- творческая активность;
- творческие достижения;
- уровень овладения ЗУН.
Отчет о деятельности ансамбля проходит в виде концерта или праздничного мероприятия 1 раз в год, а также на районном смотре художественной самодеятельности «Маленькая звездочка». В течение года проходит диагностика музыкального развития участников ансамбля: разучивание песни «Мы шагаем», аккомпанемент на барабане.
Итоговое занятие для родителей. Урок-концерт «Вместе — дружная семья». Итоговое тестирование уровня музыкального развития участников ансамбля.
Учебно- тематический план на 2 й год обучения
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 раздел | Вводное занятие: | 1 | 1 | ч |
2 раздел | Вокально-хоровая работа | 10 | 17 | |
3 раздел | Народные инструменты. - Освоение навыков игры на инструментах. - Игра в ансамбле. - Аккомпанемент песням и плясовым мелодиям. | 33 | 3 | 30 т |
4 раздел | Танцевальный фольклор | 12 | 12 | |
5 раздел | Тематические беседы | 2 | 2 | |
6 раздел | Проектная деятельность | 4 | 1 | 3 |
7 раздел | Концерты, выступления для родителей и населения | 6 | 6 |
Итого: 68 часов
Содержание занятий 2 года обучения (68 часов)
1. Вводное занятие. Выбор репертуара. Знакомство с музыкальными инструментами.
- Вокально-хоровая работа над произведениями:
«Тульская гармонь», «Ручеек-журчалочка», «Семечки», «Спляшем, Ваня», Озорные частушки. Аккомпанемент на музыкальных инструментах.
3. Народные музыкальные инструменты. Приемы игры, игра в ансамбле:
«Тульская гармонь», «Светит месяц», «Веселые гуси», «Детская полька», «Спляшем, Ваня».
Танцевальный фольклор. Разучивание элементов плясовых движений, движений польки: «Спляшем, Ваня», «Полька», «Веселые гуси».
Тематические беседы: экскурсия в музей Белобородова. История тульской гармони, «Для чего нужна теория музыки?»
Проектная деятельность. Работа над проектом «Тульская гармонь - душа России». Презентация работы на районной конференции исследовательских работ учащихся «Край наш любимый», конкурсе исследовательских работ и проектов, посвященных дню рождения А.С.Хомякова.
Концертная деятельность. Выступления на праздничных мероприятиях, конференциях:
День пожилого человека
Районная конференция исследовательских работ на базе Шатской СОШ
Урок-концерт «Накануне Рождества»
Концерт, посвященный 8 марта
Итоговый урок-концерт
Учебно-тематический план 3 год обучения
№ | Темы занятий | Всего часов | теория | практика | |||||
1 раздел | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||||||
2 раздел | Песенный фольклор | 22 | 22 | ||||||
3 раздел | Народные инструменты | 34 | 1 | 33 | |||||
4 раздел | Тематические беседы | 1 | 1 | - | |||||
5 раздел | Проектная деятельность | 5 | 1 | 4 | |||||
6 раздел | Итоговое тестирование «Уровень музыкального развития», «Удовлетворенность детей и родителей результатами образовательной программы | 2 | 2 | ||||||
7 раздел | Выступления на праздниках, концертах. Отчетный концерт | 3 | 3 | ||||||
«Народная музыкальная палитра» | |||||||||
Итого | 68 | 4 | 64 |
Содержание занятий 3-й год обучения (68 часов)
Вводное занятие. Знакомство с репертуаром. Выбор музыкальных инструментов по желанию ребят. (1 час)
Беседа по технике безопасности.
Проектная деятельность участников ансамбля. Знакомство с общими чертами, задачами проекта «Путешествие в мир деревянной ложки». Знакомство с правилами написания проекта. Задания на дом по сбору материалов.
Выступление на школьной практической конференции,
посвященной открытию школьного научного общества
«Спектр», на районной конференции «Край родной» в п.
Обидимо на секции «Первые шаги в науку». Презентация
проекта. (5 часов).
Песенный фольклор. Знакомство с песнями Тульского края: «»Во поле березонька стояла» (тульский вариант). «В хороводе были мы», «Пришла коляда», «Как родная меня мать провожала». Работа над вокально-хоровыми навыками исполнения песен народных, унисон, чистое интонирование. Обыгрывание песен с элементами импровизации. Частушки «Тула - горд наш герой» (22 часа).
Народные инструменты. Овладение техникой игры на гармониках, ложках, свистульках и других детских шумовых инструментах. Приемы игры на 2-х, 3-х и 4-х ложках, .партия на гармони. Разучивание произведений» «Русские напевы», Вальс «Дунайские волны», «Лягушачья ламбада», «Во саду ли, в огороде». Приемы игры в ансамбле, звуковедение, работа над выразительностью исполнения (34 часа).
Тематическая беседа с презентацией «История русских народных инструментов. Ложки» (1 час).
Диагностика: уровень музыкального развития участников
ансамбля, удовлетворенность родителей результатами реализации образовательной программы в ансамбле «Капелька». Итоговое тестирование, собеседование с детьми и родителями ( 2 часа).
Отчетные концерты, выступления на праздниках, конкурсах в школе, поселке, районе (3 часа).
Учебно-тематический план 4 год обучения
№ | Темы занятий | Всего часов | теория | практика |
1 раздел | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 раздел | Песенный фольклор. Народная песня Тульской области | 10 | 10 | |
3 раздел | Народные инструменты | 17 | 17 | |
4 раздел | Тематические беседы | 1 | 1 | |
5 раздел | Проектная деятельность | 3 | 0,5 | 2,5 |
6 раздел | Итоговое тестирование «Уровень музыкального развития», «Удовлетворенность детей и родителей результатами образовательной программы | 1 | 1 | |
7 раздел | Отчетный концерт «Народная музыкальная палитра» | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 3,5 |
Содержание занятий 4-й год обучения (34 часа)
1 раздел. Вводное занятие. Выбор репертуара. Инструктаж по технике безопасности учащихся на занятиях ансамбля (1 час).
2 раздел. Песенный фольклор. Русская народная песня Тульской области (плясовые, игровые) 10 часов.
3 раздел. Народные инструменты (17 часов.
Аккомпанемент в ансамбле. Оркестровые произведения. Вальс «Дунайские волны». Р.н.п. «Возле речки, возле моста», р.н.п. «Во поле береза стояла» (Тульский вариант).
4 раздел. Тематические беседы (1 час).
Народная музыка в творчестве русских композиторов. Лядов «Кикимора», Чайковский опера «Евгений Онегин» - хор «Уж как по мосту, мосточку», Четвертая симфония (тема «Во поле береза стояла»).
5 раздел. Проектная деятельность. (3 часа).
Исследовательский проект «Шумовые и ударные инструменты русского народа».
6 раздел. Итоговое тестирование (1 час)
«Уровень музыкального развития участников ансамбля», «Удовлетворенность учащихся и их родителей реализацией на практике дополнительной образовательной программы «Капелька».
7 раздел. раздел. Отчетный концерт для родителей и педагогов школы «Народная музыкальная палитра». Составление программы концерта, написание афиши.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия ансамбля проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в кабинете музыки во второй половине дня. Для занятий имеются инструменты: баян, 3 гармоники, трещотка, ксилофон, 40 ложек, бубен, 3 треугольника, 8 свистулек, 2 блок-флейты, 1 балалайка, рубель, 1 домра, 4 металлофона, 5 барабанов. Для занятий используются компьютер, музыкальный центр, баян, фортепиано, синтезатор. При подборе репертуара используется музыкальная литература и фонотека.
Отчет о деятельности ансамбля проходит в виде концерта или праздничного мероприятия, а также на районном смотре художественной самодеятельности «Маленькая звездочка». В течение года проходит диагностика музыкального развития участников ансамбля. Программа рассчитана на 4 года для учащихся 1-4 класса.
Список литературы
- Бублей С. Детский оркестр. 1983.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских муз. инструментах. 1990.
- Рокитянская Т.А. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. 2002.
- Трубникова М.А. Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами). 1998.
- Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Юдина С.И. Первые уроки музыки и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...