Статья "Реализация технологии инструментального музицирования на уроках музыки и внеурочной деятельности"
статья

Шведова Елена Эдуардовна

Статья посвящена  особенностям использования   технологии  музицирования  на свирели в процессе музыкального обучения.

Данный материал  опубликован  в сборнике научных статей по  результатам международной  научно-практической  конференции «Современная  система образования: актуальные проблемы и поиски путей их реализации». /М.:АПКиППРО, 2014 г. Стр.186-191

ISBN 978-5-8429-1261-2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14_statya.doc91.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация технологии инструментального музицирования

на уроках музыки и внеурочной деятельности

В современных условиях развития общества актуальным является  направленность образования на оптимизацию  общекультурного, художественно-эстетического (творческого)   развития  детей, создания условий  для достижения успешности всеми обучающимися. Ориентация на новые планируемые результаты, изложенные в Федеральных  государственных  образовательных стандартах  «второго поколения» начального,  основного  общего образования,  предъявляет новые требования к качеству музыкального обучения. Музыкальная педагогика  становится востребованной в качестве механизма, способствующего достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в личностно-ориентированной парадигме. 

Процесс  обучения на уроках музыки   направлен  на развитие личности  школьников  на основе  освоения  художественной картины мира,  формирования  универсальных учебных действий, обеспечивающих   обучающихся    «умением  учиться»,  способностью к  дальнейшему  самостоятельному  усвоению новых знаний, умений  и компетенций, видов и способов деятельности.

Согласно ФГОС,   основой преподавания музыки является ее деятельное освоение. На первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Постижение школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства   предполагает собственно музыкально-практическую  деятельность в ее различных проявлениях, как на уроках музыки, так и во внеурочном  процессе,  участие  в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах.  Одной из наиболее доступной формой приобщения детей к музыке, наряду с   хоровым  пением, становится инструментальное  музицирование, в том числе и  игра на свирели.

Реализуемая  мной   программа  «Музыка» для 1–4 классов начальной школы, разработанная  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой (руководитель проекта), Т.С Шмагиной.   позволяет   использовать   на уроках    музицирование на свирели,  когда игра  на инструменте включается  в процесс исполнения музыкальных  произведений. При  этом решаются следующие  задачи:

  • развитие  интереса школьников к музыкальным занятиям, развитие  эмоционального отклика на исполняемые  произведения,  осмысление жанровой принадлежности сочинения;
  • развитие ритмического и тембрового слуха, чувства  ансамбля;
  • формирование навыков и умений дифференцированного «слышания»  музыкальной ткани произведения – вычленения из неё  характерных интонаций, элементов формы, приемов развития;
  • освоение элементов музыкальной грамоты;
  • формирование   техники игры  на свирели;
  • снятие нервно – психических  перегрузок,  восстановление положительного  эмоционально-энергетического  тонуса учащихся;
  • сохранение и укрепление здоровья.

Одним из условий реализации ФГОС является  взаимосвязь   урочной и   внеурочной деятельности школьников.  Овладение    приемами  игры на свирели, техникой дыхания, накопление музыкального материала  осуществляется в рамках  кружка «Игра на свирели»  (1 час в неделю),  основанной на авторской методике Смеловой Э.Я.  и    Конч А.И.  Программа внеурочной деятельности  построена с учетом тематизма  уроков музыки. Обучающиеся  на занятиях осваивают  музыкальный материал, который впоследствии будет исполняться в классе в процессе изучения   учебной темы по предмету.

В настоящее время свирель - русский народный инструмент - изготавливается из синтетических материалов. Тем не менее,  происходит приобщение к традиционному русскому народному музицированию -  фольклору,  в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, природе, труду,  сохраняется ориентация на изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, способствующая  формированию основ гражданской идентичности, осознанию своей этнической и национальной принадлежности.

На этом инструменте можно исполнять не только русские народные мелодии, но и переложения популярных  музыкальных  произведений  русских  и  зарубежных  композиторов. Это помогает привить интерес и любовь к музыке разных эпох и музыкальных школ,  сформировать устойчивую потребность в общении с произведениями искусства.

Примерное планирование музыкального репертуара

1 класс

№ п/п

Тема урока

Музыкальный репертуар

1 полугодие

1

Хоровод Муз

«Во поле береза  стояла» р.н.п. (в исполнении  учителя)

2

Повсюду музыка слышна

«Дождик» р.н.п., «Котик» прибаутка,

 «Барабанщик» муз.и сл. Ю Литовко

3

Музыка осени

«Осень, осень в гости просим…» импровизация

4

«Азбука, азбука каждому нужна!»

«Уж как шла лиса» р.н.п.

5

Музыкальные инструменты

«Пастушья песня» фр.н.п. (в исполнении учителя)

6

Народные праздники и традиции: Рождество

«Рождество Христово» колядка,

 «Все идут, спешат на праздник»

7

Добрый праздник среди зимы

2 полугодие

8

Край, в котором ты живешь

«Василек», «Во поле береза стояла» р.н.п.

9

Музыка утра

«Утро» Э.Григ (в исполнении учителя)

10

Музыка вечера

«У кота-воркута» р.н.п., «Вечер» прибаутка

11

Разыграй сказку

«Баба-Яга» детская песня-импровизация

12

Музы не молчали

«Труба» муз.Е.Тиличеевой

13

Музыкальные инструменты

«У каждого свой музыкальный инструмент» эст.н.п.

14

Мамин праздник

«Здравствуй, утенок» венг.н.п.

15

Музыка в цирке

«Лошадка» муз.Е.Давыдовой, «Слон»

16

Урок-концерт

По выбору  обучающихся

2 класс

№ п/п

Тема урока

Музыкальный репертуар

1 полугодие

1

Мелодия. Музыкальные образы родного края

«Во поле береза  стояла» р.н.п.,

Мелодия М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

2

Природа и музыка. Прогулка

«Сонная песенка» Р.Паулс

3

Танцы, танцы, танцы…

«Веселый музыкант» А.Филиппенко

4

Эти разные марши.

5

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама

«Ай-я, жу-жу»латв.н.п., «Колыбельная медведицы» муз.Е.Крылатова, «Сонная песенка» муз. Р.Паулса

 (по выбору)

6

Праздники Русской православной церкви - Рождество

«Рождество Христово» колядка,

 «Все идут, спешат на праздник» (повторение),

«Бубенчики», амер.п.

7

Музыка на Новогоднем празднике

2 полугодие

8

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши

«Во поле береза  стояла» р.н.п.(повторение), «Светит месяц», « Как у наших у ворот» р.н.п.

9

Разыграй песню

«Бояре…» песня-игра

10

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

«Дон-дон» р.н.п.,  импровизация

11

Проводы зимы. Встреча весны

Песенки-заклички, масленичные песенки

12

Опера «Руслан и Людмила»

Хор «Лель таинственный» М.Глинка, гл. тема

13

«Звучит нестареющий Моцарт»

«Спор» А.Гретри

14

Музыка учит людей понимать друг друга

«Карусель», «Наш край» Д.Кабалевский

15

Могут ли иссякнуть мелодии?

«Пусть всегда будет солнце» А.Островский

16

Урок-концерт

По выбору  обучающихся

 Технология  музицирования  на свирели  направлена на   активизацию деятельности обучающихся на личностно-ориентированной основе, достижение практических результатов обучения. Используемые на уроке музыки и   внеурочных занятиях интерактивные методики способствуют развитию ключевых компетенций прочтения, осмысления и понимания как музыкальных, так и художественных текстов, воплощающих образы и смыслы разных искусств.

        В  процессе  осознания инструментальных и вокальных сочинений, которые  исполняют обучающиеся,   формируются  личностные  УУД:

  • Выявление их жизненного содержания, духовно-нравственных установок творчества их создателей (неизвестных авторов и композиторов), взаимодействие музыки и личности,
  •  понимание социальных функций в жизни человека, присвоение опыта предшествующих поколений,  приобретение душевное равновесие и психологический комфорт при преодолении ситуаций музыкального высказывания.

Коммуникативные действия обеспечивают

  • учет  позиции других людей (композитора, исполнителя),
  • учет позиции партнера по музицированию, умение слушать и принимать участие в коллективном создании музыкального образа,
  • вступать в диалог с учителем, сверстниками, композитором,
  • корректировать звучание (собственные действия), обсуждать и исправлять качество исполнения музыки,
  • интегрироваться в группу одноклассников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (при разучивании, репетициях, концертном исполнении, выполнении творческих заданий).

Состав коммуникативных УУД:

  • планирование учебной работы, определение ее цели, постановка проблемных вопросов и поиск способов решения
  • контроль, коррекция собственных действий и действий партнеров по музицированию;
  • владение вербальными (речевыми) формами высказывания отношения к исполняемой музыке, критическим отношением к интерпретациям исполняемых сочинений.

Познавательные УУД направлены:

  • на формирование устойчивого интереса к музицированию как способу самовыражения,
  • на передачу композиторского замысла и через него познания музыки как части жизни,
  • на изучение закономерностей музыкального искусства (интонационная природа, жанры, стили, музыкальный язык) на основе эмоционального отклика на исполняемые сочинения,
  • на индивидуальную оценку содержания,  
  • на актуализацию творческих проявлений (опыты сочинения музыки).

Регулятивные УУД предполагают

  • постановку цели музицирования,
  • планирование собственных действий,
  • умение составлять и реализовывать исполнительский план произведения;
  • анализировать музыкальные сочинения,
  • прогнозировать художественный результат исполнения («предвидение» концертного звучания песни);
  • сопоставление эталонного звучания (фонозаписи) с различными стадиями разучивания произведения,
  • внесение корректив в исполнение на основе слухового сопоставления эталона с собственным исполнением;
  • оценка качества исполнения, планирование действий по устранению недостатков в пении, оценка воздействия исполненной музыки на самого себя, слушателей.

Заключение

Музицирование  на свирели – это форма творческого самовыражения ученика при постижении им содержания музыкального произведения, его языка, средств выразительности.

Детское  музицирование на уроках музыки в  сочетании с другими видами музыкально-практической  деятельности  школьников – восприятие (слушание) музыки и размышления о ней; пение; музыкально-ритмические движения, импровизации;  драматизации, театрализации музыкальных сочинений -  обеспечивает общее музыкальное  и  личностное  развитие  учащихся,  проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству, в побуждении  к музыкально-эстетическому самообразованию.

Литература:

1.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /  А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2013. – 152 c.

2.  Подготовка образовательных учреждений к введению Федеральных   образовательных стандартов  основного  общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура:  Методические рекомендации/ О.В.Ибрагимова, И.А. Переверзева, Г.П.Сергеева, О.Н.Чернилевская; под ред. Г.П.Сергеевой, И.А. Переверзевой. – Кашира: МБОУ «Учебно-методический центр», 2012. – 64с.

3.  Освоение  технологий предмета «Музыка» в последипломном  образовании: моногр./ Г.П.Сергеева. – М.: Триумф, 2013. – 264 с.

4.  Музыка: Рабочие  программы  1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2011.

5. Свирель поет: приложение к журналу  «Хоровод» /  Э.  Я.Смелова. -  М., 1982.

6.  Играем на свирели, рисуем и поем:  из серии «Музыка  для дошкольников  и  младших школьников» / А.И.  Конч. -  М.:  «ГНОМиД» , 1995

7.  Вместе с Октавиком  / Сост. Е.В.Евтух. - СПб., 2001

8.  Девять уроков игры на свирели /  М. Космовская. -  Курск, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...

Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач  в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспи...

«Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

"Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Этот мастре-класс предназначен для учителей музыки и музыкальных руководителей в помощь  в работе.Цель мастер-класса:Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использова...

Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность.

Внеурочная работа не развлекает школьника, а развивает и совершенствует его личность.В процессе работы ребята учатся общаться, самовыражаться, пробуют себя в различных видах деятельности....

Развитие творческих способностей школьников на уроках музыки и внеурочной деятельности.

На современном этапе образования одной из важнейших  задач является  развитие творческих способностей обучающихся для их успешной самореализации. Овладение способностью к реализации творческ...

Реализация технологии интеграции английского языка в урочную и внеурочную деятельность посредством использования УМК «Звёздный английский» (starlight) / ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный университет", 2018

Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразной инновационной деятельностью школ, которая направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой ли...